Экономикс (Самуэльсон П., 1993)

Краткий очерк истории экономических доктрин

Экономический анализ исходил первоначально из двух главных источников: от философов и от практиков, заинтересованных в политических проблемах своего времени.

Самые ранние экономические доктрины можно найти в произведениях Аристотеля, в библии и фактически в неписанной народной культуре каждого народа; позднее в произведениях таких средневековых схоластов, как Фома Аквинский, теология и практика были объединены в кодификации «справедливой цены».

Мозговой трест при короле. Меркантилисты

Но самый термин «экономика» происходит от греческого слова, которое в более точном смысле означает то, что в настоящее время является «экономикой домашнего хозяйства». Административные решения — как покупать и продавать, производить и обменивать — всегда являлись составной частью экономики. И как только люди объединились и государство начало регулировать их деятельность, экономический анализ стал развиваться главным образом авторами, заинтересованными в осуществлении текущих реформ.

В конце средневековья, когда появилось национальное государство, советники при короле стали писать работы о золоте, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче детальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой. Эти так называемые «меркантилисты», — хотя мы и можем смеяться над их идеями и незрелостью их работ, — совершенствовали методы политической экономии и проложили путь выступившему против них Адаму Смиту и классической школе, представляющей собой огромный шаг вперед.

Физиократы

Нет очерка, в котором не упоминались бы французские физиократы, которые незадолго до революции 1789 г. придавали большое значение земле как единственному источнику чистого продукта (produit net) и глава которых Кенэ первым описал кругооборот хозяйственной жизни и то, что мы теперь назвали бы национальным доходом.

Адам Смит и классическая школа

«Богатство народов» Адама Смита, увидевшее свет в 1776 г., представляет начало современной политической экономии. С начала и до конца эта работа - наступление против правительственных предписаний и других унаследованных от меркантилистов форм вмешательства в свободную конкуренцию. Подобно физиократам и современным ему поклонникам физической системы Ньютона, Смит считал, что в реальном мире господствует гармонический порядок: если бы только свободная конкуренция могла действовать, тогда «невидимая рука» привела бы мир к совершенству.

Давид Рикардо и Джон Стюарт Милль являются главными представителями классической школы. Они развили и усовершенствовали идеи Смита. Так, Рикардо детально разработал мысль о том, что большинство издержек можно разложить на ряд издержек на рабочую силу; и он объяснил, каким образом накопление капитала в сочетании с ростом населения приводит к повышению земельной ренты, пока в конце концов закон убывающей доходности не вызовет такого снижения прибылей (или нормы процента), что уничтожит всякую склонность к сбережению и приведет к возникновению экономики, остающейся в неизменном состоянии с низким уровнем заработной платы, без дальнейшего роста.

Экономисты-классики высказывали взгляды, которые нравились восходящему торгово-промышленному классу. И к их мнению прислушивались. Правда, у них была склонность к догматизму; они считали, что можно вывести экономические законы таким же способом, каким выводят законы арифметики и логики, - не бросая даже взгляда на реальный мир рынков; они считали, что правительства не могут отменить «железный закон заработной платы» Мальтуса и прочие неизбежные последствия, описанные их «мрачной наукой». Представляется поэтому иронией, что такой восприимчивый человек, как Джон Стюарт Милль, после смерти своего строгого отца и как раз после того, как в его книге «Принципы политической экономии» (1848 г.) была кодифицирована классическая система, обратился к социализму и реформам. (Хотя Милль требовал институциональных реформ, он никогда не отказывался от своего убеждения в эффективности ценообразования в условиях конкуренции.)

На европейском континенте классические доктрины отвергались многими: романтиками, которые презирали капитализм, а позднее так называемой «исторической школой», которая презирала априорные теории и пыталась заменить их подробными (и часто скучными) исследованиями фактов. Фридрих Лист (немецкий автор периода примерно 1840 г.) является типичным в отношении некоторых аспектов романтизма; его доводы в пользу таможенных тарифов имели вес, а некоторые из его националистических последователей стали апологетами фашистской экономической политики. В США историческая школа в период примерно первой мировой войны сформировалась как группа институционалистов, возглавляемая Джоном Р. Коммонсом из Висконсинского университета и изгнанным из университета проф. Торстейном Вебленом. В настоящее время все экономисты на словах признают необходимость как исследования фактов, так и логических рассуждений по поводу гипотез, выводимых из фактов.

Научный социализм Маркса против утопического социализма

Каждая эпоха порождала людей, мечтавших о более совершенном мире, о мире, в котором не было бы больше недостатка в товарах, в котором альтруизм заступил бы место эгоизма, а равенство или совместное владение собственностью заступили бы место неравенства. Вот несколько известных имен XIX в.: Роберт Оуэн, богатый английский промышленник, субсидировавший утопические колонии в США и других странах; Симон де Сисмонди, который был убежден в том, что капитализм будет периодически страдать от недопотребления и недостаточной покупательной способности; Шарль Фурье; А. де Сен-Симон; П. Ж. Прудон (который сказал, что «всякая собственность — это кража») и многие другие.

Карл Маркс относился с презрением к подобным утопистам, точно так же как и к вульгарным апологетам капитализма. Он писал свои работы в изгнании и изучал при этом труды Рикардо, причем придавал большое значение теории трудовой стоимости, которая гласит, что труд создает всю стоимость и если бы его не эксплуатировали, то он получал бы всю стоимость целиком. Маркс полагал, что он сможет поставить с головы на ноги философию Гегеля о духовной сущности материи. Вместо этого он дал «материалистическое толкование истории», согласно которому условия производства формируют всю идеологию и классовая борьба продолжается на протяжении последовательно сменяющих друг друга стадий феодализма и капитализма и неизбежно ведет к диктатуре пролетариата, после которой должно последовать «отмирание государства» и бесклассовое общество в состоянии постоянного равновесия. (Когда Хрущев заявил американцам «мы вас похороним», то это отражало марксистскую доктрину исторической неизбежности.)

Капитализму Маркс предсказывал относительное снижение реальной заработной платы, падение нормы прибыли и недопотребление, ведущее ко все более сильным циклическим кризисам. Он предвидел усиливающийся контроль монополий, империализм и, наконец, неизбежную революцию, и он, естественно, отвергал все, что свелось бы только к преобразованию и реформированию капиталистической системы, характеризующейся глубокими «внутренними противоречиями».

Экономический метод К. Маркса разлагает выручку от продажи товара PQ на стоимость рабочей силы V и прибыль М; и общий итог таких издержек на более ранних стадиях производства, как амортизация и промежуточные материалы, который он обозначал как С. К. Маркс считал, что сопутствующее развитию увеличение C/V вызовет падение нормы прибыли M/PQ (при условии, что M/V не увеличится в достаточной степени, чтобы нейтрализовать это падение!). Большинство осторожных критиков всех политических оттенков считают это бесплодным анализом как капитализма, так и социализма. Но попытайтесь убедить в этом миллиард людей.

Политическая экономия XX в.

В классическом анализе было много незрелого. После 1870 г. был разработан тот тип микроэкономического материала, который изложен в частях 3 и 4 этой книги; очень типичным для этого периода является проф. Кембриджского университета Альфред Маршалл. (Типичными представителями этого движения были в Швеции К. Викселл, во Франции — Л. Вальрас, в Италии — В. Парето, в США — Дж. Б. Кларк, в Австрии — К. Менгер и Э. Бем-Баверк.) Вышедшая в 1890 г. работа Маршалла «Принципы политической экономии» заступила место книги Милля как учебник для нескольких поколений; однако современные ученые вслед за Шумпетером считают Вальраса Ньютоном новой политической экономии.

В 30-х годах было достигнуто два важных успеха. Э. Чемберлин из Гарвардского университета и Джоан Робинсон из Кембриджского университета дали анализ монополистической, или несовершенной, конкуренции. И Джон Мэйнард Кейнс заложил основу теории определения уровня дохода в своей «Общей теории занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 г. Симон Кузнец, работая в некоммерческом Национальном бюро экономических исследований, первым начал применять статическое измерение национального дохода, и работа эта была продолжена министерством торговли США и Организацией Объединенных Наций. Элвин Хансен из Гарвардского университета и другие разработали вопросы фискальной политики, основываясь на анализе доходов.

Первыми в разработке этой теории были также скандинавы Олин, Мюрдаль и Фриш, а также поляк Калецкий и американец Дж. М. Кларк.

В настоящее время большинство экономистов на Западе предпринимают попытки к достижению того, что мы в этой книге называем «неоклассическим синтезом», то есть они пытаются путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики соединить классическую микроэкономику Смита и Маршалла с современной макроэкономикой определения уровня дохода, сочетая все здоровое в обоих подходах. К экономистам, использующим те же самые методы, принадлежат люди различных политических взглядов, начиная от консерваторов, как Лайонел Роббинс из Лондонского университета, и до американских сторонников «нового курса», как Элвин Хансен, или сторонников какого-то среднего курса, как Джеймс Тобин из Иельского университета. Но все они сходятся в главном.

См. J. А. Schumpeter, History of Economic Analysis, Oxford, New York, 1954. Эта работа является самой известной по всем указанным вопросам. Те, кто не решается взяться за чтение этой книги в 1200 страниц, могут с пользой заменить ее работой: Eric Roll, А Hislory of Economic Thought, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N. J. 1956, 3d ed.