Экономическая теория (Иохин В.Я., 2006)

Экономическая теория как наука

Развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить. История ее развития является одновременно историей развития отношений труда и собственности, разделения и обобществления труда, развития отношений обмена и в целом рыночных отношений.

Знакомство со всем многообразием концепций экономической теории является абсолютно необходимым условием формирования полного экономического знания. Однако подробно они рассматриваются в курсе истории экономических учений.

В современной экономической науке существует ряд направлений, развивающихся на общем фундаменте. Ключевое различие между ними состоит в оценке государственного вмешательства в экономическую жизнь: его масштабов и форм, преимущественного использования бюджетной (директивной) или денежно-кредитной, индикативной политики. Амплитуда колебаний здесь достаточно широка: от неолиберализма, считающего, что услуги государства есть прямой вычет из валового дохода, что они к тому же блокируют работу рыночных сил, до признания необходимым в большой степени огосударствления, призванного решать проблемы безработицы и других бедствий.

Сложный путь экономическая наука прошла в XX в. Он был ознаменован процессами дифференциации и интеграции экономического знания, появлением нетрадиционных его отраслей. Ряд новых направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Несмотря на различия в понимании многих явлений и процессов, для всех них свойствен функциональный характер, т.е. связанность с разработкой принципов совершенствования экономического механизма.

Экономическая теория в жизни общества

В экономической теории важное место отводится определению собственно предмета исследования. При этом необходимо подчеркнуть, что в этом вопросе отсутствует единство взглядов, сталкиваются порой диаметрально противоположные точки зрения. И дело здесь не только и не столько в принадлежности того или иного ученого к той или иной экономической школе, сколько в стремлении одних к определенным ограничениям, а других — к всеохватности исследования общественных отношений.

Остановимся на наиболее важных концептуальных подходах к оценке места и роли экономической теории в системе общественных наук.

Экономическая теория и материальное благосостояние

Прежде всего обратим внимание на традиционно сложившийся подход к определению экономической науки. Суть его сводится к тому, что экономическая теория призвана заниматься изучением причин материального благосостояния. При этом слова «материальный» и «экономический» используются как синонимы. Можно сказать: все, что связано с развитием материального производства и обменом продуктами, должно быть отнесено к предмету экономической теории, остальное же должно остаться за ее рамками. Но так ли это? Возьмем заработную плату столяра и музыканта. Труд первого вызывает рост материального благосостояния, труд второго — нет. Но труд и того, и другого получает оценку в виде заработной платы и вступает в кругооборот обмена. Теория заработной платы применима к обоим случаям. Концепция заработной платы, игнорирующая суммы, которые выплачиваются за нематериальные услуги, не позволяет создать общую теорию процесса формирования богатства. Она разорвала бы единство процесса обмена. Труд и плотника, и музыканта является объектом спроса, потому что он обладает ценностью для экономических субъектов.

Понятия «экономический» и «неэкономический» в таком случае могут быть (или должны быть) истолкованы как «ведущий к материальному благосостоянию» и как «ведущий к нематериальному благосостоянию». Согласимся, что чем больше ресурсов общество выделит для достижения материальных целей, тем богаче будет нация. Но совершенно очевидно, что, решая задачу достижения материального благополучия, общество всегда сталкивается с проблемой распределения ограниченных ресурсов между «экономическим» и «неэкономическим» их использованием. Если вывести за рамки экономического исследования «нематериальное производство», то одна из основных проблем теории производства — проблема выбора — окажется вне рамок экономического анализа.

Кроме того, ограничение интереса экономической науки только материальными благами противоречит реальной практике. Уже в настоящее время в развитой части мира производством вещественных благ занято менее половины всех работающих на рынок, а сфера услуг по своему выпуску в стоимостном выражении превосходит производство товаров. С наибольшей силой недостаток «материального» подхода проявляется в отношении научного производства, результатом которого являются идеи, принципы, модели. Наряду с наукой в формировании развитой рабочей силы, носителем которой является человек, участвуют образование, медицина и культура. Поэтому экономическая теория не может ограничиваться лишь сферой материального производства, а охватывает всю систему социально-экономических отношений, сопряженных с созданием ценностей, которые могут принимать или не принимать товарную форму.

Экономическая теория и рыночная система

В других случаях предметом экономической теории объявляется рыночный сектор, где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения. Однако существует масса процессов и явлений социальной и экономической жизни, трудно или вообще не поддающихся стоимостной оценке, но которые предопределяют возможности достижения материального и нематериального благополучия. В качестве примера достаточно назвать фундаментальные исследования в любой отрасли знания, где весьма проблематично сопоставление затрат и результатов.

Экономическая теория и система конкурирующих целей

Наиболее общим является определение, согласно которому экономическая теория занимается распределением ограниченных средств для удовлетворения конкурирующих целей. Однако такая трактовка настолько широка, что позволяет включить в себя и политические, и социальные, и творческие процессы. В связи со столь расширительным определением предмета экономических исследований сторонники данной точки зрения обычно его сопровождают оговорками с целью исключить из него подавляющую часть внерыночных отношений.

В то же время такой подход обладает четырьмя важными для исследования отправными моментами: наличием различных целей; ограниченностью имеющихся средств и времени; возможностью их использования для достижения альтернативных целей; наконец, ранжированием целей во времени. Причем каждое из этих положений само по себе не представляет интереса для экономического анализа, ибо является необходимым, но недостаточным условием для его проведения.

Если я обладаю достаточными временем и средствами для достижения, например, двух каких-то целей, то мое поведение теряет значение в экономическом смысле. Точно также ограниченность ресурсов не является достаточным основанием для экономического анализа. Они должны иметь вариантность использования. Если, например, определены одинаково важные две цели, но имеется всего лишь одно средство, то положение может быть охарактеризовано поведением буриданова осла, бесконечно выбирающего между двумя равно привлекательными охапками сена. Поэтому цели также должны быть ранжированы по степени важности, чтобы поведение неизбежно приобрело форму выбора.

Экономическая теория и экономический подход к социальным процессам

Рассмотренные выше трактовки экономической науки определяют менее узкие или более широкие границы ее предмета, оставляя соответственно большее или меньшее поле деятельности для других отраслей обществознания (социологии, истории, культурологии, политологии). Однако существует и другой критерий определения направлений экономических исследований: не предмет экономической науки, а экономический подход к социальным процессам и явлениям. При этом экономический подход характеризуется уникальностью мощи научного аппарата исследования, что позволяет ему интегрировать оценку множества разнообразных форм человеческого поведения.

В качестве первого положения используется принцип максимализации функции полезности или богатства любым субъектом (семьей, предприятием, правительством). Причем предполагается, что цены и другие инструменты рынка позволяют регулировать распределение недостаточных ресурсов в обществе, ограничивая тем самым устремления участников и координируя их действия, что позволяет в рамках экономического подхода выполнять большую часть функций, которыми наделяются социальные структуры. Речь идет о том, что любое специальное явление может быть исследовано с помощью метода максимизации функции полезности.

Второе положение предполагает стабильность предпочтений, но по отношению не к рыночным товарам и услугам, а к таким фундаментальным аспектам жизни людей, как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть. Стабильность предпочтений обеспечивает надежную основу для оценки поведения в случае изменения тех или иных условий.

К тому же экономический подход позволяет игнорировать концептуальные разграничения между важными и маловажными решениями (например, выбор между жизнью и смертью или выбор той или иной марки любого малозначимого товара), ибо в том и другом случае сохраняется единый методологический подход к оценке выбора. В этом смысле экономическому подходу приписывается всеобъемлющий характер, обеспечивающий возможность его применения к любому человеческому поведению. Поэтому можно сказать, что экономическая теория — это наука об определенном типе социального поведения. Такая оценка экономической теории как главенствующей в системе общественных наук весьма близка к марксовой экономической концепции, которая представляет собой способ определения поведения не только на рынке, но и в области политики, брака, семьи и других форм внерыночного поведения. В этом контексте можно вспомнить и известное ленинское положение о том, что политика представляет собой концентрированное выражение экономики.

Сторонники расширительной трактовки значимости экономической теории, несмотря на то, что не всегда удается проникнуть с помощью экономического подхода в сущность различных форм человеческого поведения и объяснить их (например, раскрытие факторов, определяющих возникновение войны), настаивают на том, что здесь пробелы сопряжены скорее с недостаточной настойчивостью предпринимавшихся до сих пор усилий, чем с ограниченностью возможностей использования экономического подхода. При этом указывается на несерьезность объяснения, например, возникновения войн ссылками на безумцев или на глупость и невежество лиц, которые якобы руководят политикой. Еще в более резкой форме подвергается критике социальная ответственность бизнеса, на установки которого будто бы влияет публичное обсуждение тех или иных социальных вопросов, тогда как в действительности вся эта словесная шелуха необходима лишь для прикрытия максимизации прибыли.

Таким образом, согласно данной точке зрения, экономический подход обеспечивает унифицированный способ раскрытия любого человеческого поведения, хотя многие его формы пока не получили должного объяснения. В то же время экономический подход должен учитывать и неэкономические переменные, а также использовать приемы анализа других дисциплин с целью более полного раскрытия человеческого поведения. В заключение описания такого взгляда на экономическую теорию необходимо подчеркнуть, что она якобы пронизывает все социальные науки точно так, как последние пронизывают ее саму. Экономическая теория, оперируя такими универсальными по своему применению категориями, как ограниченность ресурсов, издержки, выбор, максимизирующее поведение, предпочтения, получила возможность проникать на «чужие территории». В таком качестве экономическая теория предстает как поистине универсальная грамматика общественных наук.

Особое положение экономической теории и ее проникновение в другие социальные зоны обусловлено тем, что значительная часть рыночной системы подвержена действиям, совокупность которых образует «механизм» регулирования процессов на основе тех или иных законов и закономерностей. Это позволяет представить исходные системные процессы в высокоформализованном и даже аксиоматическом виде. Системный характер экономики действительно создает обособленную область анализа. Надо заметить, что ни одна другая социальная наука не открыла квазирегулируемую внутреннюю структуру, которая хотя бы сколько-нибудь напоминала экономическую.

Назначение экономической теории

Однако было бы большой натяжкой полагать, что можно ожидать от экономических прогнозов той точности предсказания, которую обеспечивают естественные науки. И тем не менее при нормальном течении общественных явлений раскрытые экономической теорией закономерности, сколь бы грубы или малоподвижны они ни были, позволяют предсказывать будущее с известной степенью достоверности. Но необходимо отдавать себе отчет, что экономическая теория имеет дело с социальными объектами, с людьми, а поведение последних, как известно, определяется широчайшей гаммой факторов: от «эмоционально неуравновешенных» до «рационально-расчетливых». Именно в критические моменты, которые столь трудно или вообще не прогнозируемы, экономическое и социальное поведение становится непредсказуемым, что приводит к самым неожиданным, а порой и парадоксальным результатам.

В этом отношении гейзенберговский принцип неопределенности (согласно которому изучаемые феномены невозможно наблюдать в «естественном» состоянии, потому что само наблюдение изменяет сами эти феномены) применительно к экономической, социальной областям исследования приобретает значение гипертрофированного принципа неопределенности не только потому, что изменчиво и труднопредсказуемо поведение индивидов, социальных групп и классов, но и потому, что сами экономисты, политики, философы, социологи являются не только исследователями, но и участниками социальных процессов. Это не может не влиять на «объективность» их наблюдений и выводов. Здесь тоже могут находить свое проявление реальные экономические и другие интересы, принципы предпочтения и максимизации выгоды.

«Чистая» экономика

Наконец, в заключение той части нашего изложения, которая относится к определению места и роли экономической теории в системе обществознания, необходимо отразить еще одну весьма важную позицию. Согласно этой точке зрения, экономическая теория в современных господствующих формах представляется как неисторичная, асоциальная и аполитичная наука. И как бы ни казалась в этих своих формах привлекательной и нейтральной, она выполняет определенную идеологическую функцию, направленную на поддержание сложившегося и эволюционизирующего социального порядка.

Назначение этой идеологии заключается в том, чтобы обеспечить моральную уверенность в незыблемости политического и социального порядка, приемлемого как для господствующих, так и для подчиненных элементов социальной системы. Такой подход позволяет рассматривать капитализм как вечную систему с непрерывно эволюционизирующим общественным порядком. Однако такой взгляд на общество не учитывает то реальное место в его жизни, которое занимают такие человеческие интересы, как жажда власти, господства, славы, борьба за престиж, о которых рыночная система ничего не может нам поведать.

Отсюда вытекает потребность в таких общественных науках, как политология и социология, вкупе с которыми экономическая наука только и может дать общее представление о социальной природе той или иной общественной системы. Речь идет о том, чтобы экономическая наука признала взаимопереплетение экономической системы и социального порядка и неизбежность искажений, возникающих при любых попытках описать в отрыве друг от друга социальные, политические и экономические процессы, а также что она является не только аналитической, но и идеологической дисциплиной.

В связи с этим экономическая наука не может быть признана в качестве универсальной общественной науки, хотя наработанные ею методы исследования представляют несомненную ценность для всех социальных дисциплин. Безусловно, экономической науке принадлежит важная роль во внесении определенного порядка в хаос социальных процессов, но ее слово не является окончательным. Если посмотреть на историю человечества с позиции обеспечения людьми роста своего благосостояния, то можно заметить, что в течение тысячелетий они накапливали опыт и знания в области отбора необходимых форм и методов решения этой сложной задачи.

В результате складывалась сложная система отношений между людьми и их поведением, направленная на создание условий для выживания и прогресса человечества. Такая система называется экономикой. Экономика — это та сфера деятельности людей, которая позволяет им обеспечивать материальные условия и духовные блага для жизни. Ресурсы, добываемые из природной среды, трудовые ресурсы и потребности, формируемые общественной системой, предопределяют качественные и количественные характеристики производимого продукта.

Позитивная и нормативная экономика

Предназначение экономической теории заключается в том, чтобы, во-первых, описать и объяснить процессы производства и обращения; во-вторых, обеспечить должное экономическое поведение хозяйственных субъектов. В обоих случаях мы сначала имеем дело с позитивной экономикой, а затем — с нормативной. Позитивная экономика описывает факты, условия, отношения в сфере экономики, взаимосвязи между ними, наиболее существенные процессы хозяйственной деятельности и их взаимодействие с другими экономическими и социальными процессами. Одним словом, позитивная экономика занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и закономерностей.

Нормативная экономика охватывает моральные и стоимостные оценки экономических явлений и процессов, руководствуясь знанием позитивной экономики. Скажем, каков допустимый уровень инфляции или нормы процента? Следует ли через системы налогообложения перераспределять доходы в пользу бедных слоев общества? Какими темпами должны расти или сокращаться расходы на оборону? Ответы на эти вопросы диктуются политическим выбором. В заключение можно сказать, что позитивная экономика занимается познанием и действием экономических законов, тогда как нормативная экономика — их использованием.

Экономика, природа, общество

Экономическая система позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага. Отсюда следует, что экономика служит связующим звеном прежде всего между природой и человеком. Общественная система, хотя и выделилась из природной системы и может рассматриваться обособленно от последней, тем не менее базируется на восприятии человеком законов природы. В этом смысле она может рассматриваться как часть природной системы. Собственно, и сам человек — частица природы.

В то же время экономика — часть общественной системы, ибо, с одной стороны, она функционирует в соответствии с объективными потребностями, формируемыми обществом, а с другой — создает материальные и духовные блага, необходимые для развития цивилизации. Беспрерывно возобновляющийся процесс производства как форма реализации трудовой деятельности должен рассматриваться и как процесс воспроизводства физического существования индивидов, и как определенный способ их жизнедеятельности.

Экономическая деятельность позволила человеку совершить качественный скачок в своем развитии, вырвавшись из жесткой зависимости от окружающей среды. На первый взгляд, все дело здесь в том, что прогрессируют наука и техника. Это так, но это далеко не все. Сам прогресс науки и техники происходит в общественных масштабах лишь в меру действия экономических механизмов. Экономические механизмы — это способы и формы взаимодействия людей при решении задач роста своего благосостояния.

Экономика и этика

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со своими многочисленными функциями. Все это человечество может позволить себе только потому, что в экономике имеются требуемые материальные и нематериальные условия. Вряд ли люди занимались бы такими возвышенными видами деятельности, как наука и искусство, если бы экономика не давала возможности удовлетворить основные потребности человека. Однако нельзя забывать о том, что культура, духовность — не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и этической категорией. В этом находит свое проявление единство экономики и этики.

Исследование социально-экономических систем хозяйства при игнорировании этико-культурных ценностей, придающих национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Поэтому экономическая мысль XX в. пришла к выводу о необходимости включать в большей или меньшей степени этическую составляющую в социально-экономический анализ, ибо без нее невозможно понять конкретные процессы, происходящие в рамках национальных экономик, тем более если ограничиваться абстрактными общетеоретическими моделями развития. На взаимосвязь этики и экономики существуют различные воззрения: предопределенность этики экономикой, первичность этики по отношению к экономике; непреходящая значимость этико-культурных ценностей в развитии экономики, общества, цивилизации; консерватизм этико-культурных ценностей, обуславливающий их отставание от изменений в области технологий производства и экономики.

Несмотря на имеющиеся глубокие научные исследования в этой области, учебная экономическая литература продолжает игнорировать данный аспект экономической теории. В предлагаемом учебнике рассматривается этико-экономический аспект трансформации российского общества, тем более что исконно русская общественная мысль с самого своего зарождения стремилась к полному конкретному знанию — «живознанию», объединяющему в себе духовность и материальность, силу духа и силу интеллекта.

Политическая экономия и экономикс

Не вдаваясь в детализацию различных экономических школ и направлений в рамках экономической теории, остановимся на двух ее концептуальных полюсах. Это — политическая экономия и экономикс. Первая представляет собой мировоззренческую фундаментальную экономическую науку, пытающуюся выявить причинно-следственные связи и взаимодействия реальной экономической действительности в единстве ее качественных и количественных характеристик как материальной основы жизнедеятельности человеческого социума с его социально-этическими составляющими.

В экономиксе все внимание концентрируется не на выявлении сущностных, содержательных моментов экономических явлений и процессов, а на их описании и приятии как данности, которая не требует никаких углубленных исследований. Все, напротив, упрощается, чтобы можно было применять более изощренные математические методы исследований. Упрощается и человеческое поведение, и его мотивация. Все сводится к единственному мотиву — потребительскому поведению, в котором якобы находят свое выражение все жизненные цели человека. Однако это далеко не так. Здесь утрачиваются связи экономического и социального, экономического и этического, экономического и экологического. А рафинированная экономическая эффективность полностью игнорирует экологическую, социально-психологическую, духовно-интеллектуальную составляющие.

В настоящее время экономикс с его не причинно-следственными, а функциональными связями между переменными занимает господствующее положение в западной системе экономического образования, что привело к возрастанию роли формально-математической аксиоматики, в которой не находит отражения воспроизводящееся в природной среде человеческое общество. Однако надо признать, что выдвижение на первый план экономикса было обусловлено тем, что классическая политическая экономия в свое время не смогла решить важные теоретические задачи, тогда как экономикс предложил свое, в значительной степени прагматическое видение предмета исследования и добился определенных результатов.

В итоге политическая экономия оказалась оттесненной на задний план и стала как бы историей экономической мысли. Это привело к тому, что перестали заниматься разрешением проблем стоимости, взаимосвязей стоимости, ценности и цены, а увлечение феномено-событийной интерпретацией предмета экономической теории — к выхолащиванию ее мировоззренческого философского, социологического и исторического содержания.

В рамках экономикса центральными фигурами являются потребители и изготовители с их суждениями и оценками в отношении рыночных благ, с их рациональным поведением. Однако поведение этих агентов рынка, как мы увидим, объективно предопределено как доходами, так и ценами. Это ставит под сомнение исходные принципы экономикса. Мало того, рыночные цены как равнодействующие спроса и предложения несут в себе исключительно экономическую составляющую и игнорируют информацию о нанесенном ущербе природе, об истощении ресурсов, о социально-экономической значимости образования, здравоохранения, культуры как непременных атрибутах жизнедеятельности любого человека и общества в целом, обеспечения нормальных условий для процесса общественного воспроизводства. В связи с этим возникает необходимость учета неэкономического аспекта и экологического фактора в жизнедеятельности общества. Это означает возврат к традиции, духовно-нравственным принципам хозяйствования, экономической этике.

Центральной проблемой экономической теории становится переосмысление значимости материально-технических и товарно-денежных факторов в хозяйственной жизни общества и переориентация экономического мышления на человека, который занимает в ней центральное место. Следовательно, речь должна идти о социологизации экономической теории во всех аспектах жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека в будущем, о «низвержении с пьедестала» «экономического человека» и восстановлении естественного человека, который, как считал Ф. Хайек, не вписывается в «расширенный порядок». Очевидно, неестественному порядку необходим и неестественный человек, каким и является экономический человек. Поэтому наступлению рынка как неестественного порядка с неестественным человеком не может не противостоять естественный человек и порядок. Против экономического человека, космополитического, бездуховного экономизированного монстра, восстает естественный человек с его традиционной компонентой высшей ценности — идентификацией со своим народом, Родиной, Отечеством. Это противоборство общественного и эгоцентрического начал.

Не следует представлять экономикс как чисто экономическую всеобщую, вселенскую науку, ибо она политически и идеологически сориентирована на ценности западной цивилизации с ее «золотым миллиардом», стремящейся к устранению конкурентов и установлению своего монопольного положения в мире. Поэтому, только сохраняя традиции, этико-культурные ценности народа, прежде всего русского, его силу духа, Россия при осуществлении экономических преобразований

сможет абсорбировать то, что идет от Запада ценного, и развиваться на собственной основе. Это указывает на необходимость принятия экономикса не как базовой основы социально-экономического мышления, а всего лишь как одной из его нестержневых составляющих.

Ссылки на то, что теоретическая экономика — наука всеобщая, единая, мировая, малоубедительны. Действительно, ей присущи важные общие черты, но единство не исключает многообразия. Социальная наука имеет дело с многочисленными этносами, социумами, в рамках которых только и находит свое конкретное бытие любая общественная наука, в том числе и экономическая. После К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена, А. Тойнби нельзя говорить об экономике вне социологии, этики, духовно-культурных, национально-религиозных ценностей. Более того, это стержень нашей отечественной русской философской и экономической мысли.

В призывах осторожнее подходить к вопросу о реанимировании русских национально-культурных и религиозных ценностей содержится скрытая попытка оставить без внимания русский этнос с его этикой, не зацикленной только на русский народ, а ориентированной на всеобщее, всечеловеческое бытие и признающей право на самобытность других этносов.

Национально-государственная идея — это специфика и органическая составляющая социально-экономического развития России. Мало того, государство всегда было и является частью экономической системы. Тем более оно не может быть внешней по отношению к экономике силой в условиях кризиса потребительского общества, угрозы экологического коллапса и необходимости переориентации развития социально-экономических систем с приоритетности принципов материальности и экономизма на приоритетность принципов духовности и социологизации экономики.

Навязываемое положение — рынок всегда прав — в лучшем случае ошибочно, в худшем — преступно. Трактовка роли государства как «сонного пастуха», не дающего разбежаться стаду, или «ночного сторожа» — это всего лишь либерально-теоретическая робинзонада, которой никогда не было на практике, тем более ее нет в современном мире. По оценкам экспертов, в настоящее время от 50 до 75% всех цен или определяется, или принципиально регулируется государством, примерно половина общественных продуктов стран распределяется и перераспределяется через государственные каналы. К тому же государство выступает как крупнейший хозяйственный субъект в рамках отношений собственности, на основе которых оно осуществляет непосредственно и присвоение, и владение, и распоряжение.

Признание несостоятельности ориентации на «потребительское общество» как модель, игнорирующую экологию, необходимость формирования и развития социального и человеческого капитала, все больший учет и ориентация на духовные ценности, моральные стимулы в активизации трудовой и хозяйственной деятельности обусловливают настоятельную потребность поиска новой парадигмы развития экономической теории. Однако этот поиск, очевидно, не может сводиться к охаиванию экономикса и его низвержению. Он должен занять свою нишу в системе экономической науки, которая не может не вернуться в поисках подходов при разработке новой парадигмы к мировоззренческо-философским истокам классической политической экономии. Учитывая переходность состояния экономической теории, задача учебной литературы состоит в освещении различных теоретических подходов к раскрытию содержания и сущности экономических процессов и явлений. В данном учебнике предпринята попытка дать симбиозное, «гибридное» представление об экономической действительности, в котором нашли отражение в большей степени не различия, а сходство, единство различных концепций.

Некоторые экономисты бравируют своей приверженностью заокеанскому увлечению безмерной формализацией и использованием математического аппарата в экономической науке, что превращает их в ее самодовлеющую составляющую, тогда как математика всегда будет играть в экономической науке подчиненную роль хотя бы потому, что ей неподвластны качественные аспекты социально-экономических отношений, равно как и многообразное их количественное проявление.

В условиях вооружения экономической теории математическим аппаратом отчетливо проявляется в ней тенденция экономического империализма с его материализмом, экономизмом, узостью парадигмальных координат из-за слабой включенности в экономическую систему социокультурного, этического, национального, экологического начал. Необходимо осознать, что предметом экономической теории не могут быть чисто экономические процессы, абстрагированные от социальных отношений, этико-духовного бытия людей, нации, государства в целом. Отсюда необходимо сделать следующие выводы:

Во-первых, человека следует рассматривать в целостном единстве, в котором экономическая составляющая всего лишь частица целого, постоянно взаимодействующая с другими составляющими, и прежде всего с этикой его жизнедеятельности как основой аксеологии (ценностной системы).

Во-вторых, народы, нации, обладая национальными традициями, особыми духовно-нравственными ориентирами, руководствуются в своей экономической жизни собственной этикой хозяйствования. Отсюда вытекает все многообразие моделей социально-экономического развития отдельных стран. Именно особенность в этике каждого народа придает национальный колорит его экономике, несмотря на казалось бы общие принципы функционирования рыночного хозяйства.

В-третьих, нельзя отрицать и общие экономические принципы функционирования рыночной экономики, которые составляют, можно сказать, становой хребет любой экономической науки, любого народного хозяйства. Однако и эти принципы не могут носить внеисторический характер, быть абсолютными истинами. Их относительность предопределяется самим ходом социально-экономического прогресса, его этапностью, связанной с уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Отсюда и проистекает многообразие концепций, точек зрения на одни и те же социально-экономические процессы и явления. Кроме того, это многообразие обусловлено и различными подходами к выявлению характера экономических отношений, к оценке их результативности с точки зрения индивида, социальных групп, классов, общества в целом.

В-четвертых, недопустимо, опираясь на общеэкономические принципы функционирования общественного производства, навязывать модель, адаптированную к определенным социально-экономическим условиям и этико-духовным ценностям одной или нескольких наций, другим народам, у которых этические нормы, духовные ценности и ориентиры совершенно иного рода. Отсюда неприятие остальным мировым сообществом навязываемой Западом его системы социально-экономических отношений и ценностей. Все попытки поделить мир на «цивилизованные» и «нецивилизованные» страны, народы лишь свидетельствуют либо о дремучести и убогой духовности их инициаторов, либо о стремлении навязать миру в качестве единственной цивилизации — западную. Однако последняя — всего лишь одна из человеческих цивилизаций и не более, к тому же не самая совершенная и, можно сказать, малоперспективная ввиду утраты традиционализма.

Все это потребовало перехода от концепции «нулевого экономического поста» к концепции «устойчивого развития», которая, однако, не должна стать ширмой для установления монопольного господства западной цивилизации, ее финансового капитала. Требованиям традиционализма соответствует и осуществляемая экспертами ООН разработка такого социально-экономического показателя, как индекс развития человеческого потенциала , наиболее полно отражающий состояние социально-экономического развития сопоставляемых стран по сравнению с доходом ВВП (ВНП) на душу населения. Последний показатель отражает декаданс «потребительского общества» с его теоретической основой — экономиксом.

Производство, распределение, обмен и потребление

Конечно, нужды человека разнообразны, но все же фундаментом даже самых возвышенных человеческих потребностей являются основные материальные потребности, и удовлетворять их призвана и способна только экономика. В то же время прогресс в экономике в немалой степени определяется тем, каких успехов люди достигли в других областях своей деятельности.

Люди организуют производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Рассмотрим процесс производства с точки зрения основополагающих его элементов.

Рабочая сила и труд

Центральной фигурой в любом производстве, какой бы характер оно ни носило, является человек с его накопленным опытом и знаниями в области трудовой деятельности. Последняя характеризуется взаимодействием рабочей силы, которой обладает человек, с материальными факторами производства. Рабочая сила — это совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей человека, которые он использует в каждом процессе труда.

Труд представляет собой сознательную и целесообразную деятельность человека, направленную на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Именно труд выступает решающим источником богатства и благосостояния любой нации. Как подчеркивал английский экономист В. Петти, «труд — отец богатства, земля — его мать». Под землей здесь следует понимать всю совокупность природно-климатических условий производственной деятельности.

Средства производства и их элементы

В процессе труда человек, с одной стороны, воздействует на определенные материальные или нематериальные объекты, а с другой — для такого воздействия он использует определенные средства труда. То, на что направлен труд человека и что затем превращается в продукт его деятельности, называется предметом труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, узлы, детали). То, с помощью чего человек воздействует на предмет труда, называется средствами труда.

Средства труда, с помощью которых человек непосредственно оказывает воздействие на предмет труда, называются орудиями труда (инструменты, машины, оборудование). Средства труда, которые создают нормальные условия для процесса труда, но непосредственно не принимают участия в нем, называются пассивными средствами труда (здания, сооружения, дороги, каналы, коммуникации).

Производительные силы

В совокупности средства труда и предметы труда образуют средства производства, или материально-вещественные ресурсы. Средства производства, взятые во взаимодействии с людьми, управляющими ими, составляют производительные силы общества.

При этом несомненно главной и определяющей производительной силой является человек, так как только от него зависит, какие средства труда и технологии создаются, насколько экономно используются предметы труда (сырье, материалы) и насколько эффективно организованы трудовая деятельность и управление производством в целом. В условиях научно-технической революции роль человеческого фактора неизмеримо повышается не только в результате возросшей силы его воздействия на производство и окружающий мир, природу, но и в силу необходимости осознания той колоссальной ответственности, которую современные люди несут за свою деятельность перед грядущими поколениями, перед самой жизнью на Земле. Тенденции научно-технического и социально-экономического прогресса ставят человечество перед необходимостью перехода к новому образу мышления, новой системе ценностей, в основе которой превалируют не материальные, а духовные начала, не индивидуальные, а коллективные и общественные устремления и интересы. Только одухотворенное знание как сплав силы духа с силой интеллекта открывает путь к прогрессу человечества.

Таким образом, можно заключить, что производство представляет собой взаимодействие средств производства и людей, или человеческого и материально-вещественных факторов производства с целью получения необходимых благ.

Средства производства и предметы потребления

Вся совокупность производимых продуктов и услуг распадается на две крупные группы в зависимости от характера их потребления. Блага, которые предназначены для использования (потребления) непосредственно в процессе производства, являются средствами производства, или благами производственного назначения. Блага, используемые для удовлетворения потребностей самих людей и обеспечивающие условия для их воспроизводства, относятся к предметам потребления, или благам непроизводственного назначения.

В то же время многие блага могут выступать в качестве и средств производств, и предметов потребления. Например, сахар, используемый для удовлетворения личного потребления, является благом непроизводственного назначения (предметом потребления), но если он направляется в пищевую промышленность для получения кондитерских изделий и выступает в качестве сырья, то относится к благам производственного назначения (средствам производства).

Производство и потребление

Мы уже уяснили, что люди производят любые блага с единственной целью — удовлетворить свои личные потребности, потребности производства или общества в целом. В то же время потребление выступает и условием производства: если нет потребности в соответствующих благах, то теряет смысл и само их производство. В этом проявляется наглядная диалектическая взаимосвязь производства и потребления.

Однако потребление не только является условием производства, но и выступает в качестве своеобразного «производства». Так, человек, потребляя те или иные блага, одновременно восстанавливает и свою способность к труду, т.е. воспроизводит свою рабочую силу. В этом смысле можно сказать, что потребление есть в то же время и производство. Следовательно, можно заключить, что потребление — это конечная цель производства, его предпосылка и условие, и собственно «производство» рабочей силы.

Равным образом можно утверждать, что и само производство есть не что иное, как потребление. Дело в том, что в процессе производства того или иного продукта происходит потребление сырья, материалов, энергии (они преобразуются в новый продукт), машин, оборудования, зданий (они постепенно изнашиваются), рабочей силы (происходит истощение человеческого организма).

Распределение и обмен

Производство и потребление не могут состояться без распределения и обмена. Распределение предполагает разделение определенным образом произведенного продукта между людьми, социальными группами общества. Однако оно включает в себя распределение не только результатов производства — продуктов, благ, но и материальных и трудовых ресурсов между различными сферами, отраслями и видами экономической деятельности. В этом смысле распределение выступает моментом производства и как бы предопределяет его.

В обменные отношения вступают самые разнообразные субъекты, начиная с индивида и кончая обществом в лице государства, получившие в свое распоряжение распределенные блага. В рыночной экономике решающая часть отношений потребления и производства опосредуется отношениями обмена, которые характеризуются прежде всего обменом деятельностью в процессе производства, проявляющимся в той или иной форме кооперации труда. Специфическую область образуют отношения, возникающие в процессе движения благ в сфере обращения и обеспечивающие их поступление в личное или коллективное потребление членам общества. В этой части отношения обмена в то же время выступают моментом вторичного распределения, т.е. перераспределения первично уже распределенных благ. При товарном производстве обмен выполняет важную социально-экономическую функцию регулирования процессов производства и потребления.

Соотношение между сферами производства и обращения

Люди, хозяйственные субъекты вступают и постоянно находятся в отношениях производства, распределения, обмена и потребления. В целом в системе экономических отношений можно выделить сферу производства и сферу обращения. При этом возникает вопрос о первичности, приоритетности или большей или меньшей значимости одной сферы по отношению к другой.

Можно утверждать, что производству принадлежит примат (первичность), ибо действительно трудно себе представить процессы распределения, обмена и потребления без самого продукта, который может быть создан только в производстве. Но можно говорить и о примате сферы обращения, ибо в ней формируется та рыночная среда, которая стимулирует или препятствует активизации хозяйственной деятельности. Так, если будут дорогие кредиты, низкие цены, высокая заработная плата, а состояние денежного рынка будет характеризоваться инфляцией, то ясно, что товаропроизводители не проявят заинтересованности в новых инвестициях, расширении производства, насыщении рынка товарами. Поэтому не надо забывать, что сферы производства и обращения — это две стороны одной медали, которая называется экономикой. Они неразрывно связаны между собой. Их функционирование носит взаимообусловленный и взаимодополняющий характер.

Базис и надстройка

Помимо экономических отношений, образующих базис общества, социальные отношения включают в себя идеологические, политические, правовые, нравственные, религиозные, культурные, национальные и другие отношения, составляющие в совокупности надстройку общества. Надстроечная система общественных отношений тесно взаимосвязана с экономическими отношениями и предопределяется последними. В то же время базис (способ производства) испытывает на себе обратное воздействие надстройки. Однако под бизисом не следует понимать «фундамент», а под надстройкой — «здание» общества. В действительности фундаментом любого общества является система этических ценностей, национальных и исторических традиций соответствующего народа, которая пронизывает собой все структуры общественных отношений, включая экономические.

Базис — это система экономических отношений, взятая в единстве с производительными силами общества. Надстройка — это вся система социально-духовных отношений.

С учетом всех моментов процесса труда, производства, элементов производительных сил, экономических и других социальных отношений взаимосвязи между ними показаны на рис. 1.1.

Элементы социально-экономической системы и соотношение между ними

Рис. 1.1. Элементы социально-экономической системы и соотношение между ними

Для получения общего представления об экономической системе необходимо охарактеризовать ее состав, соотношение частей и элементов, т.е. структуру. Экономическая система включает в себя материально-техническую, социально-экономическую, институциональную и организационную структуры.

Материально-техническая структура отражает состав, соотношение и распределение факторов производства (природных, общественных, материальных, информационных, трудовых), состояние и уровень развития технологических процессов, материально-вещественных и производственно-технологических связей между ними, состав и распределение производимого в обществе продукта. Она может быть проанализирована в отраслевом и территориальном (региональном) разрезах в натурально-вещественном и стоимостном (денежном) выражении.

Социально-экономическая структура характеризуется составом агентов собственности и отношениями между ними. В данном случае речь идет об отношениях собственности индивидов, их групп, социальных слоев, классов, государства, в соответствии с которыми происходит присвоение и распределение, обмен и потребление произведенной в обществе всей совокупности благ. Эта структура отражает всю систему хозяйственных связей между агентами производства и рынка.

Институциональная структура определяется составом и взаимным расположением относительно друг друга функционирующих объектов и субъектов экономической деятельности, взаимосвязи и отношения между которыми регулируются экономическими отношениями, нормативными и законодательными актами. Эта структура призвана определять способы, правила и нормы экономической жизни, поддерживаемые традицией и законами.

Организационная структура включает в себя отношения по организационному взаимодействию всех хозяйственных субъектов. Она характеризуется сотрудничеством и соперничеством, согласованием и подчинением, побуждением и принуждением хозяйственных субъектов и реализуется в форме либо непосредственных контактов, либо контактов, опосредованных товарно-денежными отношениями.

Вышеописанные структуры выделены на уровне анализа, тогда как в действительности они взаимно дополняют и проникают друг в друга. Они отражают как вертикальные, так и горизонтальные связи на уровне как отдельных предприятий, отраслей и регионов, так и народного хозяйства в целом. Изменения в одной из структур обусловливают определенные трансформации в других структурах. Наиболее подвижной является материально-техническая структура, которая самым непосредственным образом воспринимает любые изменения в производительных силах (факторах производства) и реагирует на них.

Ограниченность ресурсов и проблема их рационального использования

Если рассматривать собственно производство, то в условиях ограниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения труда со средствами производства. Общество всегда располагает определенным ограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, а также финансовых средств, т.е. денег. Это вынуждает делать выбор между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.

Необходимость выбора

В частности, представим себе двухпродуктовую модель экономики: производятся только плуги и хлеб. Если все финансовые материальные и трудовые ресурсы «бросить» в сферу производства плугов, то тогда люди останутся без средств существования — хлеба. Выбор другого крайнего варианта поставит общество перед фактом отсутствия орудий труда. Решая проблему удовлетворения потребностей, общество руководствуется законом замещения, или альтернативного выбора, согласно которому расширение производства одних благ объективно ограничивает возможности и ведет к сокращению выпуска других благ.

Получение каждой дополнительной единицы одного блага требует отказа от производства какого-то количества другого. Причем выпуск каждой последующей единицы замещения одного товара другим связан с возрастанием дополнительных затрат. Наглядно этот процесс можно проиллюстрировать на графике: на оси абсцисс отложим количество выпускаемого хлеба, на оси ординат — количество производимых плугов (рис. 1.2).

Кривая производственных возможностей

Рис. 1.2. Кривая производственных возможностей

В частности, выпуск дополнительной единицы плугов (ПГ — ПД) требует, чтобы в жертву было принесено некоторое количество хлеба (ХД — ХГ). По мере продвижения от точки Д к точкам Г, В, Б, А производство каждых последующих дополнительных единиц плугов обусловлено отказом от производства все большего и большего количества хлеба (ХГ, ХВ, ХБ, ХА). Это указывает на постоянно возрастающие затраты на производство каждого последующего плуга по сравнению с предыдущим. Количество плугов и хлеба, соответствующее любой точке (например, точке К), находящейся вне графика, невозможно произвести при данном объеме ресурсов и используемой технологии. Выпуск плугов и хлеба, соответствующий их объемам в любой точке (например, точке М), находящейся в пределах области, ограниченной линией производственных возможностей, указывает на неполное или нерациональное использование ресурсов.

Любое общество всегда решает проблему достижения оптимальной структуры общественного производства. В условиях товарного производства это стремление к оптимизации выпуска всех видов благ реализуется через разнообразные рыночные механизмы, которые вынуждают товаропроизводителей свертывать объемы производства одних видов товаров и услуг и увеличивать выпуск других. Экономическая рационализация — это способ выбора решений, основанный на стремлении получить наилучшие экономические результаты при минимально возможных затратах всех необходимых для этого ресурсов.

Принцип рациональности

Экономикой действительно управляет принцип рациональности, а все остальное — право, мораль, культура — создает лишь условия, ограничения, в которых ведется поиск наиболее рациональных решений. Однако, к сожалению, рациональность ограничивается исключительно «голой» экономической выгодой. Последняя исходит исключительно из текущего момента, краткосрочной выгоды, тогда как необходимо ориентироваться на долгосрочную и не просто экономическую, а социально-экономическую эффективность, которая включает в себя социальный элемент.

В данном случае речь идет о том, чтобы не допустить нанесения ущерба обществу или природе при стремлении к максимизации экономического результата от хозяйственной деятельности. В противном случае отдельные хозяйственные субъекты могут получать впечатляющие экономические результаты, тогда как в перспективе обществу придется расплачиваться за отрицательные социальные и экологические последствия. Поэтому общество, государство должны смотреть в будущее и ставить определенные ограничения для действия стихийных рыночных сил. Одновременно необходимо создание целой системы экономических стимулов, ориентирующих экономическую деятельность хозяйственных субъектов в нужном для общества направлении.

В то же время роль выгоды в жизни людей очень велика. Стремление к ней — один из главных движущих мотивов в сфере экономики. Выгода — это сбережение собственных сил и времени при достижении определенного уровня личного благосостояния. Обеспечение выгоды в экономической жизни позволяет получить и больше свободного времени для реализации потребностей. Однако стремление к выгоде может привести к столкновению с интересами общества и негативным для него последствиям.

Рациональность и экономические интересы

Решение задач рационального использования имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов с целью получения максимального количества необходимых благ в конечном счете связано с экономическими интересами каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом. Именно экономические интересы людей

выступают движущей силой социально-экономического прогресса. В связи с этим огромное значение приобретает проблема приоритетов, ранжирования, упорядочения индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

В условиях рыночных отношений превалируют личные (частные) интересы. Именно личная заинтересованность в получении тех или иных благ, в улучшении собственного благосостояния, благополучия родных и близких побуждает человека к активным действиям, максимальному приложению усилий, использованию всех своих потенций.

Обеспечивая собственное благополучие, люди тем самым создают условия для улучшения благосостояния коллектива, социальных групп и общества в целом. Дело в том, что коллективы, группы и общество состоят из индивидов. Поэтому улучшение социального положения каждого объективно обусловливает продвижение к благополучию всех.

Важное значение имеют и групповые интересы, например, интересы работающих на отдельно взятом предприятии. Наращивание выпуска продукции, постоянное повышение ее качества, потребительских свойств в соответствии с запросами покупателей и снижение затрат (себестоимости) ведут к процветанию предприятия. Если даже взять чисто капиталистическое предприятие, где имеются работодатель и наемные работники, то совершенно очевидно, что получение прибыли зависит не только от предпринимательских способностей хозяина предприятия, его менеджера и управленческого аппарата, но и от того, в какой степени сами наемные работники будут заинтересованы в достижении поставленных предприятием целей. Насколько адекватно будут вознаграждены трудовые усилия работников, их творческий подход к выполнению порученного дела, насколько предприниматель заботится об условиях их труда и быта, повышении квалификации, продвижении по служебной лестнице, настолько, очевидно, будут наемные работники отвечать своей трудовой активностью.

В настоящее время во всех западных странах особое внимание обращается на формирование благоприятного микроклимата в трудовых коллективах и, что самое примечательное, на формирование коллективистских начал в психологии работника. Все большее распространение получает система человеческих отношений. Осуществляя переход к рыночной экономике, нам надо не растерять те коллективистские начала, которые заложила прежняя социально-экономическая система в психологию наших людей. Поэтому, очевидно, развивая индивидуальный, даже эгоистический экономический интерес в каждом работнике, необходимо сочетать его с коллективными интересами, интересами предприятия.

Решение крупных социальных, экономических, экологических проблем порой становится под силу только обществу в целом, государству как выразителю общественных интересов. Речь идет о защите окружающей среды, развитии образования, высшей школы, науки, культуры, здравоохранения, обороны и т.п. Можно поставить вполне резонный вопрос о совместимости процесса стимулирования и даже провоцирования частного, индивидуального и коллективного эгоизма с интересами всего общества. Несомненно, здесь кроется серьезная проблема.

Однако нельзя забывать о том, что говорилось выше об индивидуальных и коллективных интересах. Суть дела заключается в том, что чем большие доходы будут получать отдельные работники, отдельные коллективы (предприятия), тем легче будет обществу решать общегосударственные экономические, социальные и экологические проблемы. Через различные формы отчислений, и прежде всего через налоговую систему, от более зажиточных людей и преуспевающих предприятий общество получит соответственно большие возможности для формирования государственного бюджета, из которого в основном и происходит финансирование важнейших крупномасштабных народнохозяйственных программ.

Конечно, в реальной действительности не все так однозначно, как в теоретических концепциях. Если придерживаться принципа, что «все течет, все изменяется», то, очевидно, с развитием человеческого общества не может не модифицироваться, не видоизменяться система взаимосвязей разноуровневых экономических интересов. Это диалектически противоречивый, но единый и неразрывный социально-экономический процесс.

Национальная специфика

Оценивая практические функции экономической теории, следует подчеркнуть, что ее выводы должны быть конкретизированы применительно к реальной национальной экономике, каждая из которых может обладать порой колоссальной спецификой и уникальностью. Наглядным примером такой уникальности может служить наша отечественная экономика, на которую пытаются «надеть платье», скроенное по западным современным моделям, но уже успевшим устареть и на Западе. Результаты печальные. Учет всего комплекса особенностей российской действительности, не только наличия и состояния тех или иных экономических факторов, но и сложившейся социальной психологии, традиций, политического и общественного образа мышления требует выработать научно обоснованный подход к формированию экономической политики государства.

В качестве очевидных особенностей предреформенной России можно назвать такие экономические факторы, как господство монополистических и олигополистических структур в национальной экономике, отсутствие фондового рынка, гипертрофированность структурного сдвига общественного производства в сторону отраслей, производящих средства производства и вооружения, господство крупных предприятий в промышленности и сельском хозяйстве и т.д. Среди других факторов необходимо назвать относительно устойчивую систему социальной защищенности населения, отсутствие устойчивых навыков и культуры рыночного поведения у всех экономических субъектов, развитое чувство коллективизма и взаимной поддержки, приоритет коллективных и общественных интересов и т.п.

В действительности все эти и другие объективно сложившиеся предпосылки и условия жизнедеятельности советского общества решили проигнорировать новые революционеры от реформы. В который раз в России происходит революция вместо эволюционного трансформирования общества и его экономической системы. Отрицательный результат по своим последствиям превзошел разрушения в Великой Отечественной войне. Но из войн Россия выходила, как правило, морально окрепшей, духовно сильной, сейчас же очевидна деградация по всем направлениям жизнедеятельности общества и государственности, утрата великодержавности, национальной гордости, патриотизма. Теперь предательство выдается за патриотизм, подлость за благородство.

Выводы

1. Экономика — одна из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества, с которой связано производство и удовлетворение потребностей в материальных и духовных благах.

2. Экономика не ограничивается только сферой материального производства, равно как не может сводиться к охвату только рыночных отношений, так как, во-первых, общество испытывает потребности в нематериальных благах, во-вторых, в производстве даже материальных благ прямо или косвенно участвуют сферы нематериального производства (наука, образование, здравоохранение, культура); в-третьих, потребление далеко не каждого блага опосредуется обменом, т.е. рыночными отношениями.

3. Предметом экономической теории является система экономических отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

4. В рамках экономической теории не могут не рассматриваться социальные, этические, национальные, исторические аспекты жизнедеятельности человека и общества, так как они не только оказывают влияние на хозяйственную жизнь, но и в значительной части предопределяют ее характер. Предпринимались и предпринимаются попытки превратить экономическую теорию во внеисторическую, асоциальную, аполитичную науку «чистой экономики», результатом которых в определенной степени можно считать появление «экономикса» в его первозданном виде.

5. Существуют и иные точки зрения на место и роль экономической теории в изучении общественной жизни. Учитывая наиболее высокую степень разработанности научного аппарата экономики по сравнению с другими общественными науками, предлагается распространить его применение ко всему разнообразию отношений в обществе.

6. Экономическую теорию можно представить и как «политическую экономию», и как «экономикс». Политическая экономия — мировоззренческая фундаментальная наука, стремящаяся к раскрытию сущности экономических явлений и процессов, причинно-следственных связей и взаимодействия между ними в единстве их количественных и качественных характеристик. Экономикс ограничивается феномено-событийным срезом экономических явлений и процессов, установлением функциональной зависимости между рассматриваемыми переменными, рациональным поведением продавцов и покупателей, руководствующихся исключительно экономической выгодой.

7. Основой любой экономики является производство, которое характеризуется процессом взаимодействия работника со средствами производства. Последние состоят из предметов труда (то, на что направлен труд) и средств труда (то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда). Человек и средства производства в их взаимодействии образуют производительные силы общества.В процессе производства, распределения, обмена и потребления благ люди вступают в определенные отношения, которые называются экономическими, или производственными, отношениями.

8. В условиях ограниченных ресурсов возникает необходимость выбора между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных благ.