Теория государства и права (Клишас А.А., 2019)

Основные понятия о праве. Источники права

Понятие и свойства позитивного права. Определение права и его сущность

Позитивное право - это система общеобязательных, регулирующих общественные отношения правил поведения, установленных или санкционированных государством, обеспеченных силой государственного принуждения, определяющих объем свободы и ответственности членов общества.

Когда государство устанавливает правило поведения, оно создает его «с нуля», руководствуясь общественными потребностями.

В случае санкционирования правила поведения оно формируется в социальной практике, оценивается государством на предмет социальной полезности и соответствия существующему правопорядку и получает государственную защиту. Государство здесь не участвует в формировании самого правила поведения. На примере обычаев можно увидеть следующие типичные способы санкционирования правил поведения государством:

• государство отбирает и фиксирует в письменном виде ряд обычаев (позитивирует обычаи, имеет место процесс позитивации обычаев).

Характерным является то, что норма перестает быть нормой правового обычая, а становится нормой правового акта, который основан на правовом обычае.

Пример: Русская Правда (XI в. - древнейшие списки, XIII-XVвв. - пространная правда), Салическая правда (Lex Salica - конец V- начало VI в.);

• государство может сделать отсылку в нормативном акте к обычаю.

Пример: ч. 1 ст. 5 ГК РФ: обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Часть 2 ст. 5 ГК РФ: обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются;

• способом санкционирования обычая служит создание судебного или административного решения, основанного на обычае. В данном случае обычай становится правовым вне зависимости от того, является ли судебный или административный прецедент источником права в данном государстве. Суд или административный орган, являясь государственным органом и вынося решение на основе обычая, выражает государственную волю, направленную на признание факта существования обычая и его обязательности.

В Апелляционном определении от 06.04.2017 г. по делу № АПЛ17-40 Верховный Суд РФ отметил: «Как обоснованно указано в обжалуемом решении, оспариваемый пункт по своему правовому содержанию не нарушает прав физического лица при совершении с его участием конкретной банковской операции, не устанавливает ограничений, связанных с возможностью получения полной и достоверной информации, в том числе от работников уполномоченных банков (филиалов). В судебном заседании суда первой инстанции административный истец не оспаривал того, что в соответствии с обычаями делового оборота в банковской системе одним из способов извещения клиентов является вывешивание банком сообщений на информационных стендах, с которыми можно ознакомиться.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 20 декабря 2001 г. № 264-О, такие сложившиеся обычаи не противоречат действующему законодательству и не затрагивают конституционных прав граждан».

Позитивное право в юридической науке часто называют правом в объективном смысле, т.е. объективным правом. Другими словами, позитивное право - это нормы поведения, которые создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются как постоянный и непререкаемый императивный критерий для обязательного поведения.

Создаются (или признаются), чтобы императивно, в общеобязательном порядке определять, что юридически дозволено, а что юридически недозволено. Они получают определенное внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов и иных источников. Позитивное право можно признать некоторым искусственным образованием и притом постоянно существующим, «заведенным» на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием, существующим в государстве1. Таким образом, объективное (позитивное) право - это совокупность правовых предписаний, выраженных в источниках права. Субъективное право - это мера возможного поведения лица, определяемая на основе объективного права. Объективное право не может быть реализовано иначе, как через субъективное право, а последнее не может последовательно осуществляться, использоваться без опоры на позитивное.

Право появляется и развивается под влиянием как субъективных, так и объективных факторов.

Субъективное в праве проявляется в следующем:

  • право предполагает не только правовые нормы, но и возникающие на их основе субъективные права, под которыми понимается мера возможного поведения конкретного субъекта в определенной ситуации;
  • мера возможного поведения выражается в: 1) праве на собственные активные действия; 2) праве требовать определенного поведения от обязанного лица; 3) праве обратиться за государственной защитой своих прав и законных интересов;
  • субъективное право связано с лицом-субъектом и зависит от его воли и сознания;
  • право связано с волей законодателя и правоприменителя, их знаниями, опытом, мировоззрением, правосознанием, субъективное сопровождает как процесс правотворчества (целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов по созданию права), так и процесс правоприменения (государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуальноопределенных правовых предписаний).

Объективное в праве проявляется в следующем:

  • право представляет собой внешнюю форму, внешнее выражение общественного сознания и действительности, потребностей общества и социально-культурных условий его существования;
  • эта форма представляет собой объективное право, т.е. совокупность юридических норм, выраженных в источниках права, гарантируемых государством;
  • объективное право не приурочено к конкретному субъекту и не связано с его волеизъявлением и личным усмотрением;
  • по отношению к индивидуальному сознанию само право выступает в качестве специфической объективной реальности. Существование действующих в обществе юридических норм, их свойства, структура и т.д. непосредственно не зависят от сознания тех людей, которые изучают и применяют.
  • объективное в праве также проявляется в такой характеристике права, как его относительная самостоятельность.

Относительная самостоятельность права означает следующее:

  • относительная самостоятельность права по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов как одной из форм права к устареванию;
  • право не всегда меняется, когда сталкивается с политическими, общественными, групповыми или личными интересами.
  • относительная самостоятельность права по отношению к экономике проявляется по мере того, как начинают рассогласовываться требования юридических и экономических законов;
  • право играет определяющую роль в организации и деятельности государства, право ограничивает государство, как и любых иных субъектов, которым оно адресует свои требования;
  • с точки зрения системности на уровне источников права, т.е. форм выражения права (нормативный правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, принципы права);
  • с точки зрения системности на уровне отраслей и институтов права (совокупностей правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения или общественные отношения одного вида соответственно), которая усматривается из соподчиненности норм общих и специальных, иерархии норм, созданных различными субъектами;
  • с точки зрения существования публичного и частного права, материального и процессуального права, международного и национального права, федерального и регионального права;
  • с точки зрения взаимодействия и взаимного влияния правовой нормы, правоотношений (общественных отношений, урегулированных правовой нормой) и правосознания (взглядов, представлений людей о праве);
  • с точки зрения системности на уровне правовой культуры, т.е. взаимодействия права с иными социальными явлениями и его обусловленности социально-культурными условиями жизни общества.

Рассмотренные выше признаки в совокупности придают праву регулятивный характер. Проявляется это в том, что юридические нормы как особые государственные регуляторы определяют, упорядочивают и охраняют общественные отношения и порядок (подробнее см. тему 12).

Итак, позитивное право - это система общеобязательных, формально-определенных, издаваемых или санкционируемых государством норм, выражающих возведенную в закон волю и интересы общества, являющихся властным регулятором общественных отношений и охраняемых от нарушений государственным принуждением.

Вообще право - это высокоэффективный инструмент проведения в жизнь политики государства, специфическое средство организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим характером его норм - правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений.

Функции права. Ценность права

Функции права - это основные направления юридического воздействия на экономические и социальные процессы; это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Функции права отражают процесс воздействия права на общественные связи. Анализируя функции права, можно понять его предназначение и динамику.

С точки зрения воздействия права на общественные отношения выделяют следующие функции права.

Общесоциальные функции права:

  • экономическая - упорядочивание производственных отношений, закрепляет формы собственности, опосредует процессы производства, обмена, потребления и т.д.;
  • политическая - регламентация политических отношений, регулирует политические процессы, устанавливает права и обязанности субъектов политических отношений и т.д.;
  • воспитательная - отражение определенной идеологии, оказывает нравственное воздействие на субъектов, формируя у них мотивы для правомерного поведения;
  • коммуникативная - содержание определенной юридической информации и как следствие -способ связи между субъектом управления (государством) и объектом управления (обществом).

Специально-юридические функции права:

Регулятивная - право выступает регулятором, организатором наиболее ценных для государства и общества социальных отношений. Регулятивная функция права выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях, не связанных с разрешением правовых конфликтов; это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую текущую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общества. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в различных сферах общественных отношений.

Выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции права:

  • регулятивно-статическая - закрепление, фиксирование отношений в их статике (закрепляется круг субъектов права, их правоспособность, круг прав и обязанностей граждан и т.д.);
  • регулятивно-динамическая - регулирование движения общественных отношений в форме правоотношений (отношения купли-продажи, перевозки, подряда и др.).

Охранительная - правовое воздействие, направленное на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений. Осуществляется главным образом с помощью правовых средств ограничивающего характера (запретов, ограничений, наказаний и т.п.). Охранительная функция права направлена на защиту наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний; в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Охранительная функция опирается на регулятивную, ибо при нарушении процесса регламентирования каких-либо социальных отношений возникает необходимость в их охране и защите.

Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

Социальная ценность права - это его способность служить целью и средством для удовлетворения социальных, общественных, групповых и индивидуальных потребностей и интересов.

Проблему права как ценности в отечественной юридической литературе впервые поставил С.С. Алексеев, обосновывая это тем, что право - это социальное благо, социальная ценность, рассматривая право через его свойства, а именно - общеобязательную нормативность, формальную определенность содержания, системность и др.1

Впоследствии большинство ученых стали склоняться к мнению о том, что право обладает инструментальной и собственной ценностью (А.Ф. Черданцев и др.).

Инструментальная ценность права заключается в том, что оно является «инструментом» для решения различных задач общества (экономической, политической, культурной). Поскольку право, выступая институционным образованием, обладает набором эффективных регулятивных средств, возможно его использование как инструмента, средства для решения определенных задач и использование различными субъектами - государством, церковью, общественными объединениями, гражданами.

Ценность права можно определить как «выражение и олицетворение свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп, отдельных индивидов»1.

Кроме инструментальной ценности А.Ф. Черданцев обосновывает так называемую вторичную ценность права. По его мнению, первичными, основными ценностями являются жизнь, достоинство, свобода человека, общественный порядок, благополучие, справедливость и т.д. Право на этих ценностях основывается и их охраняет, используется как инструмент для достижения определенных социальных целей, и в связи с этим оно обладает так называемой вторичной ценностью. Автор справедливо отмечает и следующее: право - ценность общекультурная, представляет собой достижение общечеловеческой культуры, выступает как антипод бесправия, беспорядка и произвола2.

Ценность права также выражается и в следующем:

  • право - это универсальный регулятор общечеловеческого значения;
  • право вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными;
  • право является выразителем и мерилом свободы личности в обществе;
  • право является выразителем идей справедливости;
  • право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества, средством проведения реформ;
  • право воплощает общую (согласованную) волю участников общественных отношений и волю социальных групп, стоящих у власти, и др.

Принципы права. Правовые презумпции, правовые аксиомы. Правовые фикции

Принципы права - это основные руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор.

На принципах права базируется вся правовая система, поэтому они должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Правовые начала, являясь более стабильными правилами поведения по сравнению с юридическими нормами, фиксируются преимущественно в конституциях и наиболее важных законах государства. Принципы права играют важную роль в процессе правового регулирования, поскольку определяют основные направления юридического воздействия.

Начала права объективны по характеру и зависят от субъективной воли законодателя, и обусловлены объективными законами общественной жизни.

В зависимости от сферы распространения различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Разные авторы предлагают самый разный перечень принципов права. Все зависит от того, какой критерий положить в основу классификации принципов права. Принципы, как считает А.Ф. Черданцев, должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право1.

Общеправовые принципы являются основой системы права, всех ее отраслей и институтов. На них базируется правовое регулирование всех правоотношений. Многие из таких принципов закрепляются в Основном законе государства - Конституции:

  • справедливость - законодательство и правоприменительная деятельность призваны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях (соразмерность между трудом и вознаграждением за него; соответствие меры наказания тяжести правонарушения и т.д.);
  • юридическое равенство перед законом и судом - закрепляет равенство всех граждан в правах и обязанностях, установленных законом, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и т.д. (ст. 19 Конституции РФ);
  • гуманизм - означает, что Конституция и законы должны быть основаны на уважении к личности, ее правам и интересам: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ);
  • демократизм - принадлежность власти народу: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3 Конституции РФ). Народ может осуществлять свою власть непосредственно (на выборах, на референдуме) либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, т.е. путем представительной и непосредственной демократии;
  • юридическая ответственность за вину - правонарушитель подлежит юридической ответственности за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина (ст. 49, 54 Конституции РФ);
  • законность - все органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны. «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ);

  • единство прав и обязанностей - предоставленные гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями, ибо не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Так, в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом обязанностью государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является ее оказание гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
  • федерализм - свойствен правовым системам государств, построенных на федеративных началах. Означает, что в таких государствах действуют две системы законодательства - общефедеральная и система права субъектов федерации.

Межотраслевые принципы - принципы, характеризующие несколько отраслей права (осуществление правосудия судом; принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и равноправия сторон судопроизводства и т.д.).

Отраслевые принципы - действуют в рамках одной отрасли права, определяя ее специфику (для земельного права - принцип множественности и правового равенства различных форм собственности на землю; для трудового права - принцип свободы труда, принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать его стороны; для уголовного права - презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности гражданина, привлеченного к юридической ответственности).

Правовые презумпции и правовые аксиомы - специальные средства правового регулирования, тяготеющие к принципам права, выработанные в результате длительного развития юридической теории и практики. Это результат многовековой юридической традиции, в том числе судебной. Играют огромную роль в правотворчестве, правоприменении, судебной, прокурорской и следственной деятельности.

Презумпция - это предположение о наличии или отсутствии каких-либо фактов и событий, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами существующими и подтверждаемое предшествующим опытом (В.К. Бабаев). Юридическая презумпция - это предположение о наличии некоторого юридического факта, которое считается истинным до тех пор, пока не доказано иное, или которое имеет юридическое значение до тех пор, пока не совершены определенные действия.

При возникновении спора этот факт не входит в предмет доказывания, доказывать при определенных обстоятельствах необходимо отсутствие этого факта.

Примеры: презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция вменяемости совершеннолетнего физического лица, презумпция знания закона (незнание закона не освобождает от ответственности).

Презумпции имеют определяющее значение для процессуального законодательства. В основе презумпций - повторяемость жизненных ситуаций. Они имеют предположительный, вероятностный характер, но при этом служат важным дополнительным средством, способствующим установить истину.

Презумпции по форме существования делят на фактические (неписаные) и законные (писаные) презумпции.

Фактические презумпции - предположения, основанные на житейском опыте и разумных основаниях. Очень важны для формирования внутреннего убеждения правоприменителя.

Законные презумпции - предположения, прямо или косвенно закрепленные в качестве правовых предписаний (презумпция отцовства, закрепленная в семейном законодательстве).

По сфере действия - на общеправовые и отраслевые презумпции.

Общеправовые презумпции действительны для всех отраслей права (презумпция знания законов, презумпция истинности нормативного правового акта).

Отраслевые презумпции действуют в пределах одной отрасли права.

В административном праве - презумпция компетенции вышестоящего органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящих органов; в семейном праве, как отмечалось, - презумпция отцовства; презумпция невиновности в уголовно-процессуальном праве; презумпция добросовестности в гражданском праве.

В зависимости от юридической силы - на опровержимые и неопровержимые.

Опровержимые презумпции - положения, допускающие возможность оспаривания (презумпция отцовства ребенка, рожденного в браке, может быть опровергнута).

Неопровержимые презумпции - положения, являющиеся высшей ценностью права, например, презумпция невиновности (в процессе уголовного разбирательства она остается неопровергнутой и действует в отношении всех обвиняемых).

Аксиома - это положение, имеющее для права значение непреложной истины, отражающее уже установленные и достоверные знания: например, - никто не может быть судьей в своем собственном деле; кто живет по закону, тот никому не вредит; закон обратной силы не имеет; один свидетель - не свидетель; правосудие укрепляет государство и др.

В юридической литературе не все авторы выделяют аксиомы, поскольку считают, что право - это нормативная система, а не научная категория (А.Ф. Черданцев и др.).

Правовая фикция - это несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным (В.К. Бабаев). Правовая фикция - это некая объяснительная конструкция, отражающая реально не существующее явление или обстоятельство, которое при этом имеет силу юридического факта.

Правовые фикции - это положения не истинные. Они вводятся в правовой оборот для удобства, для устранения правовой неопределенности и широко используются нормоустановителем как средство правового регулирования.

Пример: юридическое лицо, днем смерти гражданина может признаваться дата вступления в силу решения суда о признании его умершим, гражданин считается несудимым, если его судимость снята либо погашена.

Очевидно, что в основе фикции есть ложное или недостаточно подтвержденное фактическое обстоятельство. Как видно, юридическая фикция - это прежде всего прием правового регулирования, с помощью которого что-либо признается как фактически существующее.

Главная задача юридических фикций - придание определенности правовому регулированию.

Формы (источники) права

Право проявляется в трех формах:

  • в юридических текстах, выступающих в качестве формы создания государством, а также государственного признания или санкционирования правовой нормы;
  • в правоотношениях, т.е. в конкретных отношениях между людьми, выстроенных в соответствии с предписаниями правовой нормы;
  • в правосознании, т.е. в представлениях людей о праве.

Отсюда и источник права может пониматься в формальном, материальном и идеальном смысле.

В формальном смысле источник права - это форма (способ) внешнего выражения (объективации) правовой нормы, посредством которой осуществляется ее государственное признание, санкционирование и защита.

В материальном смысле источник права - это процесс формирования права на протяжении истории человечества, это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, это совокупность социальных, экономических, политических, общекультурных факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие права.

В идеальном смысле источник права - это совокупность идей, обусловливающих содержание правовых норм.

Выделяют следующие виды источников права в формальном смысле слова:

  • нормативный правовой акт - официальный документ, исходящий от несудебных органов государства, принимаемый в особом порядке и содержащий правовые нормы;
  • правовой прецедент - решение компетентного государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным правилом при разрешении аналогичных дел в будущем;
  • нормативный договор - соглашение двух и более лиц, содержащее правовую норму;
  • правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку в силу многократного применения, повторяемости;
  • правовая доктрина - система взглядов, представлений о праве, характерных для соответствующего общества и государства;
  • принципы права - основополагающие идеи о праве и основные начала правового регулирования, отличающиеся абстрактностью содержания.

Нормативный правовой акт - основной источник права, поскольку принятие данных актов является монополией государства. Это актдокумент компетентного правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

Признаки нормативного правового акта:

  • издается компетентным государственным или муниципальным органом по вопросам и по форме, относящимся к ведению соответствующего органа (исключение: ряд нормативных правовых актов принимается на референдуме);
  • принимается в определенном процедурном порядке;
  • содержит нормы права;
  • документально оформлен, имеет определенные реквизиты - официальное название и наименование органа, его принявшего, указание на время принятия и вступления в силу, имеет источник официальной публикации;
  • государственно-властный характер - через него формулируется обязательная для исполнения воля государства, он обеспечен силой государственного принуждения;
  • структурированность (деление на части, разделы, главы, параграфы, статьи, вводные части, преамбулы).

В отличие от других источников права нормативный правовой акт можно достаточно быстро подготовить, изменить, дополнить и т.д. С его помощью можно четко, определенно закрепить общественные отношения, подпадающие под правовую регламентацию, а также соответствующие права и обязанности. Недостатком данного источника права является возможность его быстрой отмены в угоду определенным политическим силам в государстве.

Виды нормативных правовых актов:

  • конституция - это нормативный акт высшей юридической силы в государстве, регулирующий основополагающие общественные отношения;
  • закон - это соответствующий конституции государства нормативный правовой акт, принимаемый парламентом, на референдуме или главой государства в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной жизни;
  • подзаконный акт - это нормативный правовой акт, принимаемый на основании и во исполнение закона.

Основной характеристикой закона как нормативного правового акта, следующего за конституцией по юридической силе, является его верховенство, предполагающее, что:

  • ни один государственный орган, кроме парламента, не вправе отменять или изменять закон (допустима только процедура конституционного контроля, когда орган конституционной юстиции признает не соответствующим конституции закон или его отдельные положения, в результате чего они утрачивают силу);
  • все иные нормативные правовые акты должны соответствовать закону;
  • в случае противоречия нормы закона и иного нормативного правового акта, применяются нормы закона.

Выделяют следующие виды законов:

  • основные законы - регулируют экономические, политические, социальные, идеологические основы конституционного и общественного строя, закрепляют основы правового статуса личности, принципы формирования и деятельности высших органов государственной власти, основы территориального устройства государства;
  • конституционные законы - законы, изменяющие текст конституции;
  • органические законы - законы, издаваемые по вопросам, для урегулирования которых конституция предусматривает принятие закона именно такого вида;
  • обычные законы (текущее законодательство) - все остальные законы, принимаемые парламентом.

В зависимости от полноты регулирования соответствующей группы общественных отношений выделяют:

  • кодифицированные законы, представляющие собой совокупность законодательного материала, регулирующего весь комплекс отношений определенной отрасли права или института определенной отрасли;
  • некодифицированные законы.

По территории действия законы делятся на:

  • федеральные;
  • законы субъектов федерации (региональные);
  • местные законы.

Выделяют также специальные законы:

  • рамочные законы - это отличает специфика содержания; как правило, они содержат принципы регулирования тех или иных общественных отношений, отсылки к другим законодательным актам, рекомендации о необходимости принятия каких-либо иных законов. Примером таких законов может служить Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»;
  • в некоторых странах, классическим примером которых является Франция, допускается издание делегированного законодательства.

Делегированное законодательство представляет собой способ передачи парламентом части его компетенции, как правило, на определенный период и с правом контроля другому органу, чаще всего органу исполнительной власти. Так, во Франции Национальное собрание вправе делегировать часть своих полномочий Правительству. Результатом становится издание ордонансов Правительства, которые приобретают статус, близкий к статусу закона, но часто Национальное собрание оставляет за собой право их отмены.

Различают понятие закона в формальном и материальном смысле:

  • законом в формальном смысле считается официальный акт, имеющий основополагающее значение для текущего регулирования общественных отношений;
  • в материальном смысле законом может быть признан лишь тот акт, который обладает должной степенью легитимности, которая складывается из следующих элементов:
  • соответствие закона вышестоящим нормативным актам и иным вышестоящим источникам права в рамках конкретной правовой системы;
  • принятие закона уполномоченным органом в рамках его компетенции;
  • соблюдение законной процедуры принятия закона;
  • соответствие позитивного (писаного) текста закона реальным общественным отношениям и представлениям в обществе о справедливости;
  • идентичность духа и буквы закона.

В Российской Федерации на федеральном уровне помимо Конституции РФ (Основного закона) принимаются три вида законов - законы о поправках к Конституции РФ (конституционные законы), федеральные конституционные законы Российской Федерации (органические законы) и федеральные законы Российской Федерации (обычные законы).

В понимании подзаконного нормативного правового акта существуют две точки зрения:

  • подзаконный нормативный правовой акт в узком смысле слова - это продукт деятельности органов исполнительной власти;
  • подзаконный акт в широком смысле слова - это любой нормативный правовой акт, принимаемый на основании и во исполнение закона, который по своему содержанию должен соответствовать закону (любой акт органов исполнительной власти, регламенты и постановления палат парламента, нормативные правовые акты главы государства, любые нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

Признаки подзаконного нормативного правового акта:

  • он издается на основании закона;
  • в отсутствие закона он не может быть издан;
  • он принимается по тем вопросам, урегулирование которых закон относит к сфере подзаконного регулирования;
  • он издается во исполнение закона (в целях исполнения): подзаконный нормативный правовой акт детализирует положения закона, но исключительно в тех пределах, в которых это допускается самим законом;
  • он не может противоречить нормам закона - в случае противоречия закону он не подлежит применению, а применяются нормы закона;
  • он отменяется как своим автором, так и вышестоящим должностным лицом или судом.

Примеры подзаконных нормативных правовых актов в России (широкий подход): указы Президента РФ, издаваемые на основании ст. 90 Конституции РФ (их специфика выражается в том, что они могут издаваться в отсутствие закона по соответствующему вопросу; исторически это право

было предоставлено президенту для оперативного изменения законодательства в постсоветский период); Правительство РФ издает нормативные постановления на основании ст. 115 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в форме приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; палаты парламента РФ принимают регламенты соответствующей палаты и нормативные постановления на основании ст. 102 и 103 Конституции РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов принимаются постановления и решения губернаторов (глав субъектов Федерации); законы субъектов Федерации; акты глав муниципальных образований; акты представительных органов местного самоуправления; совместные акты глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления.

Правотворческая деятельность негосударственных организаций, осуществляемая в форме санкционированного правотворчества, также может приводить к созданию нормативных правовых актов.

Пример: Федеральная адвокатская палата регулирует нормативными правовыми актами отдельные вопросы оказания юридической помощи по уголовным делам по назначению следователей, прокуроров, органов дознания, судов.

К созданию нормативных правовых актов может приводить правотворческая деятельность негосударственных организаций, осуществляемая в форме делегированного правотворчества.

Пример: в СССР высшая профсоюзная инстанция (ВЦСПС) имела право издавать нормативные правовые акты в сфере охраны труда, социального страхования.

Также к созданию нормативных правовых актов может приводить совместная правотворческая деятельность государственных органов и негосударственных организаций.

Пример: в СССР принимались совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

К числу нормативных правовых актов часто относят и локальные акты негосударственных организаций (например, уставы предприятий, положения учреждений и других организаций). Однако здесь важно определить границу между нормативными правовыми актами, изданными в порядке санкционированного правотворчества (правом),

и корпоративными нормами: корпоративные нормы регулируют внутриорганизационные отношения; издаваемые в порядке санкционированного правотворчества правовые акты регулируют отношения и вовне организации; издаваемые в порядке санкционированного правотворчества правовые акты регулируют отношения неопределенного круга лиц.

Кроме нормативных существуют ненормативные, или индивидуальные, акты, направленные к определенным лицам или организациям. Индивидуальные акты - это решения высших органов государственной власти и управления, приговоры суда, судебные решения, определения, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений и т.д.

Особенности индивидуальных (ненормативных) актов:

  • принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;
  • адресуются конкретным лицам или органам;
  • принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

Судебный или административный прецедент - это решение судебных или административных органов по конкретному делу, впоследствии принимаемое за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых других странах. Судебный прецедент как источник права характерен для англосаксонской (общей) правовой системы, однако в определенных формах в настоящее время он активно проникает в континентальную правовую систему.

Судебный прецедент имеет особую структуру: он включает в себя ratio decidendi - «обоснованное решение», само правило поведения, саму норму, сам принцип, сформулированный судом; и obiter dictum/ dicta - «попутно сказанное», дополнительная мотивировка суда, которая принимается во внимание, но сама нормой не является.

На примере суждения российского суда (п. 2 сохраняющего юридическую силу Постановления Пленума упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 № 81) можно четко увидеть разницу между ratio decidendi и obiter dictum/dicta: «…при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам) - obiter dicta…

Снижение неустойки ниже однократной учетной ставки Банка России на основании соответствующего заявления ответчика допускается лишь в экстраординарных случаях, когда убытки кредитора компенсируются за счет того, что размер платы за пользование денежными средствами, предусмотренный условиями обязательства (заем, кредит, коммерческий кредит), значительно превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах проценты - ratio decidendi».

В настоящее время тенденции развития системы судебных прецедентов в странах англосаксонской правовой семьи, в частности в Великобритании, неоднозначны и существенно отличаются от ситуации, которая имела место совсем недавно - в середине ХХ в. Так, в случае возникновения коллизии между судебным прецедентом и актом парламента последний имеет приоритет. Парламент обладает прерогативой принимать любой новый закон и изменять, таким образом, любое правило, зафиксированное в существующем прецеденте. Также имеет место расширение сферы статутного регулирования, что вызвало изменение значения судебных прецедентов - от первичного правоустановления к толкованию законодательных актов.

США и иные страны англосаксонской правовой семьи (Новая Зеландия, Австралия, Канада) имеют свою специфику в развитии системы судебных прецедентов. В американском праве, в отличие от английского, никогда не было периода, когда право формировалось почти исключительно судебными прецедентами. В основе американской правовой системы всегда лежали Конституция и законодательство.

Верховный суд США и высшие суды штатов, в отличие от английских судов, не считают себя безусловно связанными ранее вынесенными судебными решениями. Судья Сол Вочтлер (Sol Wachtler) в своем особом мнении по одному из дел сказал, что «суд обязан следовать прецеденту, если только потребность в установлении нового правила существенно не перевесит требования стабильности, предсказуемости и единообразия применения устоявшихся правил», по сути, допустив изменчивость системы судебных прецедентов. Аналогичная ситуация со связанностью судов прецедентами наблюдается в Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

В странах романо-германской правовой семьи традиционно отрицалось прецедентное право. Основа такого подхода - наличие развитого кодифицированного законодательства и необходимость соблюдения принципа разделения властей, при котором суд не вправе вторгаться в сферу правотворчества. Суд обязан принимать решение в полном соответствии с положениями закона, без каких-либо ссылок на предшествующие судебные решения. Однако постепенно, сначала в доктрине, а затем в практической деятельности судов, появляются иные точки зрения.

Сталкиваясь с пробелами в законодательстве, судья, как полагал Нанси Ф. Жени, осуществляет «свободный научный поиск права».

По сути судья при этом занимается правотворчеством, руководствуясь теми же общими целями права, что и законодатель - справедливость, общая польза, баланс конфликтующих интересов и учитывая релевантные моральные, политические и экономические ценности.

Развитие идей о повышении значения судебного правотворчества имело место в трудах других континентальных ученых-юристов. Так, Раймон Салейл и Эдуард Ламбер писали об объективно-телеологическом методе толкования, т.е. предлагали интерпретировать закон с учетом современных условий и потребностей общества (соображений политики права) на момент рассмотрения спора.

Эта идея была активно воспринята французской судебной практикой - нормативные положения, выраженные в решениях судов, в том числе и Кассационного суда - высшего судебного органа страны, не имеют прецедентного характера и не являются формально обязательными, но при этом фактически в деятельности французских судов имеет место постоянное цитирование решений Кассационного суда в решениях нижестоящих судов.

В Германии аналогичный подход к деятельности судов также первоначально сложился в доктрине. Так, известный немецкий юрист Рудольф фон Иеринг упоминал о злоупотреблении абстрактными конструкциями и формальной логикой в процессе толкования и применения права в Германии - по его мнению, юридические понятия и концепции, несмотря на все их значение, вторичны по отношению к целям правового регулирования, заключающимся в защите социальных интересов. Оскар Бюлов и Йозеф Колер выступали за объективно-телеологическое толкование закона и даже допускали судебное толкование contra legem (вопреки предписанию закона), указывая, что суды творят право в не меньшей мере, чем законодатель.

В России советского и постсоветского периода доминирующая правовая доктрина в течение длительного времени также отрицала прецедентное право. Однако по факту российские суды (по крайней мере высшие судебные органы) в определенной мере всегда осуществляли правотворческие функции в процессе толкования положений законодательства.

В постсоветский период анализ законодательства и судебной практики советского времени позволил исследователям прийти к выводу, что на уровне пленумов и президиумов высших судов СССР и РСФСР судебное правотворчество в Советском Союзе де-факто существовало.

При этом для его легализации в законодательстве были предусмотрены специальные инструменты, воспринятые и современным российским правом.

Судебная практика, не будучи официально признанной источником права, фактически всегда учитывалась нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона и аналогии права.

В настоящее время судебный прецедент является источником права в современной России как минимум в двух формах:

  • Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека и обязательность его решений, на которые национальные суды в своих решениях ссылаются непосредственно, указывая как само правило, сформулированное ЕСПЧ, так и реквизиты конкретного судебного акта, в котором это правило было сформулировано ЕСПЧ.
  • в России существует возможность оспаривать вступившие в силу судебные акты по новым обстоятельствам в связи с изменением в постановлении Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле; это означает, что вывод, правило, сформулированное Президиумом Верховного Суда РФ по конкретному делу при его рассмотрении в порядке надзора становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел.

Точка зрения о признании судебного прецедента в вышеуказанных формах источников права на территории Российской Федерации имеет нормативное обоснование.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней (ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

В постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что окончательные постановления Европейского Суда по правам человека являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов, и применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека (п. 10, 11).

Данная позиция была конкретизирована в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней», где указывалось, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. Кроме того, суды должны учитывать и правовые позиции Европейского Суда, изложенные в постановлениях, принятых в отношении других государств - участников Конвенции (п. 2). Правовые позиции Европейского Суда должны учитываться при применении российского законодательства (п. 3).

Российское процессуальное законодательство содержит положения, обеспечивающие пересмотр в связи с новыми обстоятельствами судебных актов в случае установления Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека (п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ, п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ). При пересмотре судебного акта российские суды должны учитывать правовые позиции Европейского Суда, изложенные в соответствующем постановлении (п. 20).

Административный прецедент может пониматься в двух смыслах: как решение, созданное органом административной юстиции (судом административной юстиции), - в этом смысле административный прецедент может признаваться источником права.

Нормативный договор - это двустороннее или многосторонне соглашение между субъектами права, содержащее правовую норму.

Нормативные договоры формируются не исторически, в отличие, например, от обычая, а в результате сознательного волеизъявления людей.

Выделяют следующие виды нормативных договоров: международные (межгосударственные, межправительственные и межведомственные), конституционные (федеративные, договоры между субъектами РФ), административные (договор о делегировании полномочий и т.д.), коллективные трудовые договоры.

Отметим, что частноправовые договоры (купли-продажи, перевозки и т.д.), индивидуальные трудовые договоры не являются источниками права, поскольку это не нормативные договоры - в них не содержится норма права, они устанавливают права и обязанности конкретных лиц.

Положения же, например, коллективного трудового договора являются нормативными, так как они обязательны для работодателя при заключении любого индивидуального трудового договора вне зависимости от того, сколько таких индивидуальных трудовых договоров и с кем будет заключено.

Правовые обычаи - это обычаи, санкционированные государством.

Это исторически первый источник права, но обычай приобретает правовой характер после его фактического признания государством. Поскольку право изначально возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев, в дальнейшем оно систематизируется и представляет собой сборники правовых обычаев (Русская Правда, Салическая правда и др.).

Различия между правовыми и неправовыми обычаями выражаются в следующем.

Неправовые обычаи либо существуют в догосударственную эпоху (мононормы), либо существуют в государственно-организованном обществе, но регулируют общественные отношения в неправовой сфере (например, обычаи, связанные с выполнением бытовых обязанностей по дому в семье). Правовые обычаи существуют в государственно-организованном обществе, санкционированы государством, действуют в правовой сфере - т.е. в той сфере, в урегулировании которой государство заинтересовано и общественные отношения в рамках которой объективно поддаются правовому регулированию.

В настоящий момент подходы к практическому значению правовых обычаев в различных странах неодинаковые.

Так, во Франции, Австрии, Италии правовой обычай является «устаревшим» источником права, закон, безусловно, имеет приоритет перед правовым обычаем, а последний применяется только тогда, когда закон напрямую отсылает к нему.

В ФРГ, Швейцарии, Греции, Российской Федерации правовой обычай представляет собой актуальный и значимый источник права, закон определяет пределы применения правовых обычаев, в отсутствие указания закона и при отсутствии законодательного регулирования какого-либо вопроса препятствий для обращения к обычаю нет.

В государствах Тропической Африки, Арабского Востока, иных государствах с традиционно-религиозными правовыми системами правовой обычай - это значимый источник права (его формы - адаты, табу, ритуалы), иногда даже противопоставляемый законодательству; обязательная сила обычая имеет в своей основе признание его «своим» в рамках данной социальной общности; в постколониальную эпоху обычное право либо интегрируется в законодательство, либо санкционируется (в Того, Бенине, Заире), либо запрещается вообще (в Кении, Танзании, Ботсване).

Примеры правовых обычаев в публичном праве: в США президент формально лишен права законодательной инициативы, но он обязан ежегодно направлять послание в Конгресс, в котором информирует Конгресс о положении в стране. Но президент не ограничивается этим: в посланиях, как правило, он говорит о необходимости принятия вполне определенных законов. На основе этих предложений члены Палаты представителей и сенаторы, которые принадлежат к той же партии, что и президент, вносят соответствующие законопроекты.

Изначально правило, нашедшее свою позитивацию в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ (первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат), было конституционно-правовым обычаем.

В настоящее время в большинстве стран правовой обычай может выступать источником права, если об этом указано в законе. Около 20 статей Гражданского кодекса РФ содержат ссылку на «обычай делового оборота», а ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в какомлибо документе или нет.

Примеры обозначения правовых обычаев в законодательстве:

  • Деловые обыкновения (ИНКОТЕРМС - Международные правила по толкованию широко используемых торговых терминов в области внешней торговли, разработанные Международной торговой палатой).
  • Морские обычаи (ст. 70 Кодекса торгового мореплавания РФ, Своды обычаев, принимаемые Морской администрацией порта).
  • Обычаи делового (торгового) оборота (утвержденные Международной торговой палатой), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (№ 600, 2007 г.).
  • Любая практика, которую стороны установили в своих взаимных отношениях (ст. 9 Конвенции ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция)).
  • Обычно применяемые условия проверки товара (ст. 474 ГК РФ).
  • Обычные условия хранения и транспортирования (ст. 481 ГК РФ).
  • Порядок, условия и срок, обычно применяемые при аренде (ст. 614 ГК РФ).
  • Требования обычной эксплуатации транспортного средства (ст. 635 ГК РФ).
  • Обычай (ст. 5 ГК РФ), обычные условия гражданского оборота (ст. 15 ГК РФ).
  • Обычно предъявляемые требования (ст. 309, 478 ГК РФ).

Принципы права как источник права - это основополагающие идеи о праве, отличающиеся абстрактностью содержания. Принципы права складываются исторически и выражают общие цели правового регулирования в рамках данной правовой системы. Концентрированное выражение и закрепление принципы права могут находить в конституции и законах.

Принципы бывают общими, т.е. характерными для всей правовой системы данного общества (примером является принцип справедливости, добросовестности (bona fidei), и отраслевыми, т.е. характерными для определенной отрасли (принцип презумпции невиновности в уголовном процессе и принцип презумпции вины в гражданском процессе).

Смысловое и практическое значение принципов права как источника права различно в рамках различных правовых систем.

В российской правовой системе:

  • принципы очерчивают границы отрасли права;
  • на их основе происходит восполнение пробелов законодательного регулирования исходя из «общих начал и смысла законодательства» в какой-либо отрасли.

В мусульманском праве:

  • принципы лежат в основе стабильности, консервативности правовой системы, цель их существования - сохранить правовую систему в относительно неизменном виде;
  • они определяют формы развития этой правовой системы, требуя не ее изменения, а приспособления ее к новым общественным отношениям и изменения способа толкования одних и тех же положений этой системы.

В романо-германском праве:

  • принципы подчеркивают дуализм права (существование позитивного и естественного права), они являются критерием оценки содержания правовых норм;
  • также они являются средством восполнения пробелов в законодательстве.

В англосаксонском праве:

  • принципы права являются средством обеспечения так называемой надлежащей правовой процедуры, обеспечивающей справедливость при разрешении судебных споров;
  • также они являются основой подвижности системы судебных прецедентов.

Правовые доктрины (научные положения, концепции) как источник права в современных правовых системах значения практически не имеют. В Древнем Риме суды ссылались на работы наиболее известных римских юристов - Гая, Ульпиана, Павла и др. В настоящее время правовая доктрина как источник права формально признается только в Швейцарии.

Под правовой доктриной понимается комплекс взглядов, представлений о праве, характерных для правовой системы данного государства.

Правовая доктрина - это субсидиарный, дополнительный источник права, к ней обращаются, когда нет иных источников, способных урегулировать конкретное общественное отношение.

Выделяют идеологически-правовую доктрину, религиозно-правовую доктрину и собственно правовую доктрину.

Религиозно-правовая доктрина приобретает особое значение в религиозных правовых системах, в частности в мусульманском и индусском праве. В таких системах нормативные акты и судебные решения имеют своей целью конкретизацию религиозной доктрины, приспособление ее к современным условиям. После божественной воли религиозная доктрина признается первичным источником права (пример: фикх - в мусульманском праве).

Примером идеологически-правовой доктрины служит марксистско-ленинская доктрина. Значение ее прослеживается в положении Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС», по сути, означающем примат идеологически-правовой доктрины над законодательством.

Пример: ст. 6 Конституции СССР 1977 г.: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».

Правовая доктрина представляет собой разработки юристов. Примером ее могут служить jus respondendi из римского права, современная английская юриспруденция.

На современном этапе правовая доктрина тесно смыкается с принципами права. В интерпретации собственно правовой доктрины традиционный англосаксонский подход исходит из ссылки судей на какой-нибудь научный труд в обоснование своего решения. Фактически такой труд и приобретает силу правовой доктрины. Важно при этом обращать внимание на историко-временной фактор применения таких работ - как правило, ссылки идут на работы, не ранее XIX в.

Современный российский подход исходит из того, что в качестве правовой доктрины рассматриваются рассуждения и аргументации, изложенные в судебных актах Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Пример: доктрина недобросовестности налогоплательщика, доктрина «деловой цели сделки», доктрина «необоснованной налоговой выгоды».

Свою специфику имеют источники права в государствах, где правовая система включает в себя традиционно-религиозный компонент.

Источники религиозного права сложно обоснованно отнести к одной из описанных выше форм права, хотя определенные параллели имеют место. Так, источниками мусульманского права являются религиозные тексты Корана - священной книги мусульман, Сунны - жизнеописания пророка Мухаммеда, иджма - согласованное мнение мусульманского духовенства, продукт рационального толкования норм Корана и Сунны, кияс - суждение по аналогии, формируемое мусульманскими судьями-кади (кадиями). Основу иудейского права составляют Пятикнижие и Талмуд, индусского - Законы Ману как часть так называемых дхармашастр.

Право и экономика. Право и политика. Право и религия

Право и экономика тесно взаимосвязаны между собой, поскольку сущность и содержание права находятся в прямой зависимости от экономических отношений, господствующих в обществе, в первую очередь отношений собственности.

В нормах права отражаются экономические связи, экономические интересы различных социальных групп, прежде всего интересы собственников.

На право оказывает влияние совокупность социальных факторов (соотношение социальных сил, политика, религия, мораль, правосознание и т.д.). В силу этого право в определенном смысле действует независимо от экономики и, вследствие чего оказывает обратное влияние на нее, ибо экономические отношения облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответствует уровню ее развития, или тормозить ее развитие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на экономику через регулирование собственности, товарных отношений, принятие налогового, таможенного законодательства и др.

Нужно учитывать, что право в значительной мере автономно в связи с функционированием таких достаточно самостоятельных институтов в обществе, как судебная система, антимонопольное законодательство и др.

Право и политика рассматриваются как явления взаимосвязанные и взаимообусловленные. Основная часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, а право в свою очередь воплощает в жизнь, закрепляет основные направления и принципы государственной политики.

Все политические процессы в государстве должны осуществляться в рамках закона, следовательно, право в этом случае выступает как средство политики, но при этом оно регулирует политическую деятельность, ограничивая ее, предостерегая от перерастания в беззаконие и произвол.

Поскольку политика определяется как искусство управления обществом, сущность которого составляют отношения по поводу власти между классами, политическими партиями, нациями, между государством, с одной стороны, и народом - с другой, такое управление осуществляется посредством права, а также с помощью политических норм - правил поведения разнообразных субъектов политики, участников политических процессов, политических отношений, в программах, решениях, уставах политических партий и движений и т.д. В случаях, когда политические нормы получают отражение в конституциях, законах, они приобретают характер правовых норм.

Право и религия. Религия (от лат. reliqio - восстановление или воспроизводство лиги, связи) - это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным сосредоточием всего существующего, всех субстанций, главной святыней).

В религиоведческой литературе наиболее распространены следующие определения религии: а) вера в сверхъестественное (Платон); б) восстановление связи с Богом как единственной Полнотой Бытия (монотеизм); в) особое чувство зависимости человека от бесконечного (Ф. Шмитермахер); г) символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер); д) вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор); е) олицетворение и умилоствование тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрэзэр); ж) фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс); з) чувство священного (Дж. Хаксли); и) универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З. Фрейд); к) ритуальная культивация социально принятых ценностей (Э. Филер); л) вера в судьбу (Дж.В. Пратт); м) система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтлед); н) стремление отстоять во что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Дж. Дьюн).

Вероятно, каждое из этих определений описывает ту или иную грань реально противоречивой и богатой сущности религии как совокупности отношений между человеком и абсолютом.

Статья 14 Конституции РФ провозглашает: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Взаимосвязь права и религии подтверждается в первую очередь тем, что многие религиозные заповеди: «не убий», «не укради» и др. закреплены в законе и рассматриваются как преступления. Более того, в мусульманских странах право в основном базируется на религиозных догматах, за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания (смертная казнь через повешение, битье палками и др.).

В современном мире в некоторых национально-правовых системах (около 20 стран) религиозные тексты используются как источники права. Религиозные нормы являются общеобязательными правилами поведения для верующих и содержатся в таких источниках, как Библия, Коран, Талмуд и др.

Право в системе социального регулирования. Взаимодействие права с моралью, обычаями, традициями и другими социальными регуляторами

Для регулирования общественных отношений исторически возникают и действуют социальные правила, опосредующие поведение людей, взаимодействие между собой их различных сообществ, организаций.

Посредством определенных образцов, стандартов поведения, т.е. норм, государству гораздо легче управлять обществом, а людям - строить взаимоотношения между собой.

В юридической литературе действующие в обществе нормы принято подразделять на социальные и технические.

Социальные нормы - это правила поведения в обществе, отражающие потребности людей, направленные на регулирование социально значимого поведения; это правила общего характера, регулирующие поведение людей в обществе, содержание которого складывается в результате их сознательной деятельности и обусловлено общественными отношениями; это повторяющиеся устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребности общества в регуляции.

Виды социальных норм выделяются по специфике их содержания, в зависимости от принципов, которые будут положены в основу определяемой системы социальных норм, а также в зависимости от способа их обеспечения. Основными видами социальных норм являются правовые нормы, нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев, корпоративные нормы, политические нормы.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их группами. Они складываются исторически и отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. Социальные нормы выражают устойчивость определенной модели поведения в обществе, ее повторяемость.

Социальная норма обеспечивается искусственными социальными способами:

  • под внешними социальными способами обеспечения социальной нормы понимаются требования, которые выдвигает и предъявляет к человеку социальная общность;
  • под внутренними социальными способами обеспечения социальной нормы понимается психика человека, это не инстинкты, а представления, которые вырабатываются из жизни в социуме, из взаимодействия с людьми, из социальной роли субъекта.

Технические нормы - это стандарты поведения, складывающиеся на основании отношений между людьми и техникой, природой, т.е. взаимоотношения человека с неодушевленным предметом. Это способы обращения с искусственными и естественными объектами, не связанными с законами природы, и способные повлечь неблагоприятные последствия при несоблюдении данных норм.

Сравнительная таблица социальных и технических норм
Технические нормы Социальные нормы
Технические нормы, получающие положительную социальную оценку, закрепляются в правовых актах, часто получая форму стандарта Социальные нормы создают необходимые условия для исполнения технических норм, закрепляют социальные последствия неисполнения технических норм
Технические нормы часто применяются в следующих сферах: медицинские, санитарно-гигиенические, строительные, лекарственные стандарты, биологические, зоотехнические, агрономические и т.д. стандарта Сфера применения социальных норм универсальна
Техническая норма регулирует взаимодействие человека с живой и неживой природой Социальная норма регулирует взаимодействие между людьми и их группами
Они содержат объективно возможные модели поведения и их исполнение обеспечивается необходимостью выживания Социальные нормы вариативны по содержанию закрепленных в них моделей поведения
Технические нормы самоисполнимы и имеют естественный характер своего обеспечения (инстинкты) Социальные нормы требуют социальных способов обеспечения
Технические нормы не предоставляют человеку возможности выбора варианта поведения Социальные нормы предоставляют человеку возможность выбора варианта поведения

Право отличается от других социальных норм по уровню своей связи с государством, поскольку оно им формируется, создается и обеспечивается возможностью государственного принуждения.

К социальным нормам относятся обычаи, мораль, религиозные, политические, корпоративные нормы и др.

Право и мораль. Мораль - это совокупность правил поведения, основанных на добре и зле, чести и достоинстве, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, окружающей действительности. Человек следует этим правилам исходя из требований собственного сознания, а также из требований, предъявляемых соответствующей социальной общностью.

Признаки морали:

  • мораль - это необязательная система норм социальной регуляции;
  • мораль плюралистична и не носит характер всеобщности. Плюрализм проявляется в том, что мораль различна для разных социальных общностей;
  • все моральные системы испытывают необходимость делать акцент на взаимосвязях людей данной конкретной социальной общности;
  • для морали характерна социальная неорганизованность санкций.

Они могут быть различными. В то же время четко просматривается предельная санкция - исключение из социальной группы: человек перестает считаться ее членом. Он перестает ощущать себя таким членом - перестает отождествлять себя с данной общностью.

Мораль тесно связана с правовыми нормами, поскольку они действуют в одной сфере, выступая регулятором общественных отношений. Право достаточно часто основано на нормах морали, что позволяет судить о характере правовых норм. Мораль оценивает поведение, поступки людей, их цели и мотивы и в случае неисполнения норм морали следует общественное порицание, осуждение.

Мораль создается людьми, а право создается государством. Неисполнение правовых норм влечет за собой возможность государственного принуждения. Право опирается на государственный аппарат, охраняется и обеспечивается государством, и следовательно, правовые нормы имеют общеобязательный характер. Нарушение моральных норм не влечет юридической ответственности и санкций со стороны государственных органов.

Общие черты и различия права и морали
Общие черты Различия
Оба регулятора являются социальными нормами, у права и морали единый объект регулирования – общественные отношения В части процесса формирования – в формировании норм морали государство и его правотворческая деятельность не играют никакой роли в отличие от права
В системе социальных норм право и мораль являются наиболее универсальными регуляторами, распространяющими свое действие на максимально широкий круг сфер общественной жизни По сфере воздействия у права более узкая сфера воздействия, поскольку существуют общественные отношения, не поддающиеся правовому воздействию
Право и мораль – часть культуры общества, ценностная форма сознания По степени определенности формулировок право характеризуется формальной определенностью, морали такое качество не присуще. Право единообразно. Мораль плюралистична
У права и морали общие цели – согласование интересов личности и общества, поддержание общественного порядка По способам обеспечения мораль не нуждается в организованной принудительной силе, исполняется в силу внутренних убеждений и общественного мнения, социальнопсихологических стереотипов, право требует обеспечения при помощи государственного принуждения. Мотивация при исполнении моральных и правовых норм различная. Право характеризуется формальной системой санкций, мораль характеризуется социальной неорганизованностью санкций
Оба регулятора производны от общества, являясь продуктом общественного развития Право рассматривает человека как своего рода тип субъекта, предъявляя к субъектам одинаковые требования, игнорируя их личные, юридически незначимые характеристики, мораль не предполагает общих моделей поведения, индивидуализируя свои требования по отношению к субъектам в зависимости от их личных особенностей
Нормы права и морали имеют сходную структуру Право общеобязательно, мораль – нет

Взаимодействие права и морали выражается в следующем:

  • содержание права отчасти отражает мораль соответствующего общества;
  • мораль играет важную роль в обеспечении правомерного поведения человека, предопределяя мотивацию поведения;
  • правоприменение требует анализа морально-нравственной составляющей общественного отношения;
  • право способно корректировать мораль общества, мораль в ответ предъявляет определенные требования к содержанию права, являясь ценностным критерием оценки права.

Право и обычаи. Соотношение права и обычаев проявляется в том, что обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастало именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, т.к. правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.

Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми - которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.

Правовой обычай - это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.

Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится «безразлично», так как они не причиняют вреда, с третьими ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков; некоторые местные традиции горских народов: калым - выкуп невесты; кровная месть и др.).

Право и религиозные нормы. Религиозные нормы - это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющие обязательную силу для исповедующих ту или иную религию. Нормы религии регулируют отношение верующих к Богу, к церкви, друг к другу, структуру и функции религиозных организаций.

Составной часть норм религии является комплекс морально-этических положений - в этом религия сближается с моралью. По своей содержательной сути религиозные нормы близки к морали: твори добро, не делай зло.

Отличие религиозных норм от морали проявляется в способе их обеспечения. Нормы религии обеспечены потусторонними санкциями, наказанием от высших сил. Другим способом обеспечения норм религии является вера. Ясно просматривается предельная санкция - отлучение от церкви.

Источник религиозных норм потусторонний - это божественная воля. Специфика источников в формальном смысле выражается в том, что нормы религии содержатся в священных книгах религиозного характера - Библии, Коране, Талмуде и т.д., которые в свою очередь имеют правовой компонент. Тем самым религиозные нормы взаимодействуют с правом.

Религия делает акцент на взаимосвязи людей с социальной общностью - на так называемой любви к ближнему. При этом взаимоотношения между людьми могут быть производны от взаимоотношений человека с Богом.

Религиозным нормам сопутствуют средства внутреннего и внешнего обеспечения - осознание греха и воздействие общины верующих.

Вера в сверхъестественное существо, в бога существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.

В настоящее время во многих современных государствах церковь отделена от государства, но не от общественной жизни. Российская Федерация признается светским государством, о чем говорится в ст. 14 Конституции РФ.

Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, существующих на территории Российской Федерации, руководствуются при реализации ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством Российской Федерации.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы - это правила поведения в различных организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях негосударственного характера.

Эти правила содержатся в уставах, положениях, программах и действуют только на членов данной организации. Они определяют права и обязанности членов объединения, порядок формирования, структуру и др. Данные нормы обеспечиваются посредством предупреждения, выговора, исключения из организации и т.д.

Корпоративные нормы создаются определенными искусственно созданными сообществами людей - корпорациями в широком смысле слов, организациями.

Корпоративные нормы регулируют отношения только внутри корпорации. Эти нормы не имеют качества всеобщности, их действие распространяется только на членов определенной корпорации. Они появляются не естественным, а искусственным путем.

По содержанию такие правила закрепляют порядок формирования, структуру, особенности функционирования соответствующей организации, права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов организации. Корпоративные нормы преследуют цель защитить интересы только своих членов.

Предельная санкция применительно к корпоративным нормам - исключение из членов организации. Особенности их обеспечения выражаются в том, что государство является последней инстанцией в разрешении спора, возникшего из корпоративных норм.

Особенности соотношения с правом проявляются в том, что право устанавливает пределы и основания создания и применения корпоративных норм и в необходимых случаях предоставляет им защиту через государственное принуждение.

Право и политические нормы. Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни по отношению к государственной власти. С помощью политики происходит управление обществом и государством, что осуществляется через правовые нормы. Поскольку именно посредством нормативных правовых актов реализуется политика любого государства, можно говорить о взаимосвязанности политических и правовых норм. Политические нормы являются правилами поведения участников политических отношений и закрепляются в уставах, декларациях, манифестах, программных документах политических партий, общественных организаций и иных субъектов политики (например, оценка в политических документах состояния экономики, существующего социального обеспечения в стране и др.

Провозглашение политических заявлений на события в стране и др.).

Политические нормы выделяются по сфере обращения, так как применяются по поводу обретения и осуществления власти в обществе.

Политические нормы регулируют отношения социальных групп, граждан с государственной властью и между собой, участие социальных групп и граждан в осуществлении государственной власти и контроле за государственными органами и должностными лицами.

Политические нормы, включенные в правовой акт, становятся правовой нормой.

Пример: политические принципы - разделение властей, народовластие и т.д. в настоящее время в большинстве государств закреплены в конституционных актах.

Соотношение политических норм с правом выражается в том, что правовая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяются политический подход и критерии. На содержание правовых актов оказывают непосредственное влияние политические интересы (политическое большинство в парламенте предопределяет содержание законодательства).

Если право устанавливается государством, то политические нормы - соответствующими политическими негосударственными организациями. В связи с этим имеет место близость политических и корпоративных норм.

Право - форма выражения и одновременно ограничения политики.

Право устанавливает пределы и основания создания и применения политических норм и в необходимых случаях предоставляет им защиту через государственное принуждение.

В политических нормах, в отличие от правовых, присутствует конкуренция идей. В праве имеет место единообразие.