Теория государства и права (Клишас А.А., 2019)

Гражданское общество, политическая система, государство

Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство

Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу государственной власти, как начало контроля за ее деятельностью и компромисс между централизованным государственным управлением и самоуправлением.

О гражданском обществе, его необходимости и важности для развития человека высказывались еще в древности Аристотель, Платон, Цицерон и др. Развитие их взглядов нашло продолжение в эпоху Просвещения в трудах Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Одним из первых, кто дал определение понятия «гражданское общество», был немецкий математик и философ Г. Лейбниц (1646-1716). Термин «гражданское общество» активно использовался в XVII-XVIII столетиях. Однако в рассматриваемые периоды и в более поздние принципиального различия между обществом и государством не проводилось.

Разделить их было непросто, ибо государство - это форма организации общества. Позднее, в трудах Гегеля, Канта, Маркса, Энгельса и др., стали разграничивать указанные понятия.

Концепция гражданского общества в работах мыслителей эпохи Просвещения была основана на идее естественного права и общественного договора. Так, человек, являясь личностью, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Однако он не может жить вне общества и существующей формы его организации - государства. В этом состоит противоречие - реализация естественных прав объективно ограничивается государством. В связи с этим для упорядочения отношений между личностью, обществом и государством необходима определенная правовая конструкция, в соответствии с которой формируется гражданское общество, предполагающее добровольную передачу личностью государству части своих прав и ограничение произвола государственной власти в сфере реализации гражданами своих свобод. То есть гражданское общество - это некое состояние взаимного и добровольного договора между индивидом, обществом и государством.

Т. Гоббс (англ.) понимал гражданское общество как союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены получают возможности для реализации своих человеческих качеств. В его концепции государство стоит над гражданским обществом.

Дж. Локк (англ.) трактовал гражданское общество как сферу отношений, в которой государство имеет и реализует свои политические интересы.

Ш. Монтескье (фр.) понимал под гражданским обществом состояние вражды людей друг с другом, требующее такой формы организации общества, как государство.

Т. Пейн (амер.) противопоставлял гражданское общество как благо и государство как зло и утверждал, что по мере развития гражданского общества необходимость в государственном регулировании общественных отношений постепенно отпадет.

Своеобразную теорию гражданского общества создал Г. Гегель (нем.). Гражданское общество он рассматривал как переходную ступень в развитии общества от семьи к государству. В его понимании гражданское общество - это рыночная экономика, социальные классы и политические институты, частные лица. С одной стороны, их деятельность и функционирование регулируются государством и правом, а с другой - гражданское общество напрямую не зависит от государства. Оно развивается по своим собственным закономерностям.

Гражданское общество понималось Г. Гегелем как сфера реализации частных интересов, сфера самовыражения конкретной личности. Он также отмечал имманентное гражданскому обществу на каждом историческом этапе его развития противоречие между частными и публичными интересами и властью.

К. Маркс (нем.) рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения.

Гражданское общество понимается как совокупность экономических, производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, т.е. экономический базис общества и государства. Развитие гражданского общества в такой интерпретации приведет, по мнению К. Маркса, в ликвидации частной собственности и эксплуататоров, к классовой гомогенизации общества, исчезновению эксплуатации человека человеком. Как следствие отпадет необходимость в государстве как орудии классового господства и угнетения одного класса другим. Результатом развития гражданского общества станет отмирание государства.

В современной науке гражданское общество рассматривается в качестве связующего звена между гражданином и государством. С точки зрения происхождения гражданского общества позиции различаются: одни ученые видят зачатки общества уже на первобытнообщинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины; другие считают, что гражданское общество формируется только с появлением частной собственности и эксплуататорских классов; наконец, существует точка зрения, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Итак, под гражданским обществом понимается сфера общественных отношений - имущественных, семейных, нравственных и иных - независимых от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось как цивильное, частное, приватное. Основной принцип существования гражданского общества - это невмешательство власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь, предпринимательство.

Структура гражданского общества. Гражданское общество включает в себя политические партии, общественные организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т.п.), союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, научные и культурные организации, спортивные общества, муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы, средства массовой информации, церковь, семью и т.д.

Идея гражданского общества предполагает, что регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму - охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию адекватных условий для деятельности собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Таким образом, деятельность государства должна в основном сводиться к функции ведения общих дел.

Централизованное воздействие государства сохраняется, но не путем принудительных и волевых методов, а через такие инструменты, как экономическая политика, налоги, льготы, кредиты, субсидии, информация, социальные институты, выработка общих ориентиров и приоритетов. Государство координирует развитие экономики, культуры, науки, здравоохранения, социальной сферы.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Конституция РФ 1993 г. закрепила в двух первых главах («Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина») основные условия и предпосылки, необходимые для формирования новой экономической системы и гражданского общества в целом: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод, в том числе обеспечивающих свободу экономической деятельности, свободу труда, поддержку института семьи и т.д.

Существуют две основные модели соотношения гражданского общества и государства - либерализм и этатизм.

Основная идея либерализма - чем меньше по объему государственное вмешательство в сферу гражданского общества, тем лучше; государству принадлежит роль «ночного сторожа».

В основе этатизма лежит идея - чем больше объем вмешательства государства в сферу гражданского общества - тем лучше для самого общества. При этом существуют различные интерпретации идей этатизма как модели взаимоотношений между государством и гражданским обществом.

Так, авторитарный этатизм предполагает блокирование обратной связи между управляющей и управляемой системами, государство здесь задает общее направление социально-экономического развития, блокирует действие механизмов гражданского общества, но не разрушает их, а, наоборот, пытается создать условия их развития для перехода к демократическому этатизму.

При демократическом этатизме пределы государственного вмешательства определяются потребностями гражданского общества, большинства его субъектов. Как правило, эти пределы определяются идеями «государства всеобщего благоденствия», социального государства.

Гражданское общество и политика. Понятие политической системы общества. Государство в политической системе общества

Первоначально термин «гражданское общество» использовался для характеристики особого качества совместной жизни членов небольших общин (городов-государств). Основой такой совместной жизни являлось политическое общение. Политика воспринималась как способ, искусство совместной жизни внутри полисных коллективов. Политика - это сфера человеческой деятельности, пронизанная отношениями между людьми, их группами по поводу установления и функционирования власти в обществе.

Современная концепция гражданского общества имеет с политикой лишь опосредованную связь. Она, собственно, и возникла для описания отношений, находящихся вне сферы государства и составляющих противовес политике как таковой.

В связи с этим важно рассматривать такое понятие, как толерантность (от лат. toleration - терпение) - терпимость, способность переносить или претерпевать что-либо. В общественном контексте это понятие также употребляется для характеристики способности человека или группы сосуществовать с людьми, имеющими иные убеждения и верования. Современные конфликты - внутренние и международные, в основе которых лежит нетерпимость религиозная или идеологическая, очень часто оцениваются в соответствии с критериями, сложившимися прежде всего в рамках концепций гражданского общества и толерантности. Например, конфликт в Украине или политические процессы в посткоммунистической России легко объясняются отсутствием сложившихся структур гражданского общества, что и порождает нетерпимость и насилие.

«Политика» в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Политику можно определить как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, между ними и государством, между государствами, проявляющиеся в определенной деятельности определенных социальных институтов.

Итак, политика - это сфера борьбы за власть, прежде всего государственную; это участие в делах государства, направление его деятельности; это прежде всего борьба за экономические интересы, возможность использовать власть для их реализации1.

Политическая система должна отвечать двум критериям:

  • политическому, т.е. иметь отношение к власти, прежде всего государственной. В полном смысле слова, конечно, это партии, цель создания которых - борьба за государственную власть, ее удержание и отправление;
  • организационному, т.е. политические организации должны быть зарегистрированы государством; в их структуре должен существовать определенный внутренний механизм и «разделение властей».

Политическая система - это многомерное явление, включающее в себя политическую структуру общества, политические и правовые нормы, политическую идеологию, политические отношения, средства коммуникаций между различными частями и институтами общества.

В узком смысле слова политическая система - это совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Обобщая, следует отметить, что политическая система общества - это совокупность государственных и негосударственных организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового характера, позволяющими участвовать в достижении, удерживании и отправлении политической власти.

Структура политической системы в узком смысле слова рассматривается в контексте определения институтов, входящих в политическую систему, в частности: государство, политические партии, профсоюзы, общественные и религиозные организации. С социологических позиций помимо институтов она включает в себя такие элементы, как институциональная подсистема, коммуникативная подсистема, нормативная подсистема, идеологическая подсистема.

Институциональная подсистема представляет собой совокупность политических организаций или институтов, которые условно делятся на три группы: организации, непосредственной целью которых является достижение, удержание и отправление политической власти (политические партии, общественно-политические движения); организации, которые осуществляют свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах жизни общества, не ставят при этом перед собой политических задач, не участвуют в борьбе за власть, однако вне политических отношений не могут эффективно реализовывать собственные цели; организации, которые не участвуют в борьбе за власть, функционируют в сфере удовлетворения личных интересов групп людей и приобретают политический оттенок лишь в качестве объектов воздействия со стороны государства.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность общественных отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, индивидами и организациями по поводу их участия в осуществлении политической власти.

Нормативная подсистема - это совокупность политических правил и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества, эту подсистему составляют как законодательство государства, так и совокупность локальных актов - уставов, программ и т.д.

Идеологическая подсистема - это совокупность политических идей, взглядов, представлений, сознания, эмоций участников политической жизни, комплекса типичных для данного общества укоренившихся образцов, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, политических идей.

Выделяют следующие функции политической системы:

  • обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
  • управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;
  • мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без организаторской работы, человеческих, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
  • выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
  • интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты) и т.д.

Посредством реализации обозначенных функций политическая система выполняет свое предназначение, обеспечивает стабильные социально ориентированные политические отношения, связывает всех субъектов политики в единый политический организм.

Государство - это основной элемент политической системы, чья роль состоит в том, что оно представляет собой организацию всех граждан, являясь единственной полновластной структурой для всего общества. Государство осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть, издает правовые нормы, а также обладает механизмом принуждения, обладает внешним и внутренним суверенитетом, определяет основы внутренней и внешней политики страны.

Государство не только выступает самостоятельным субъектом политики, но и регулирует поведение иных субъектов политических отношений, обладая в данной сфере следующими функциями:

  • устанавливает в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;
  • регистрирует субъектов политической системы (как правило, это осуществляет министерство юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
  • осуществляет контроль за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применяет меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Место и роль государства в политической системе общества. Государство в масштабах общества имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы большинства населения; является единственной политической организацией, обладающей легитимным специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на все общество. По сравнению с иными институтами политической системы оно располагает наиболее широким набором материальных ресурсов и средств воздействия на участников политических отношений; устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы в целом, ее институтов, в частности запреты на функционирование тех или иных институтов, определяет правовыми актами порядок создания и деятельности всех институтов политической системы. Государство выполняет интегрирующую роль в рамках политической системы, поскольку именно вокруг него разворачивается политическая борьба.

Государство и политические партии. Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее достижения, удержания, отправления). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в наличии и активности государственной власти. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп.

В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной ведущей, доминирующей партией.

В зависимости от характера взаимодействия государства и общества (в зависимости от политического режима) политические системы делятся на демократические и недемократические (внутри которых идет подразделение на авторитарные и тоталитарные).

Демократические политические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, эволюционного характера преобразований.

Недемократические политические системы строятся на принципах коллективизма, кастовости, политической пассивности, подчиненности, идеологической обработки граждан, государственной опеки (протекционизма), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма, радикализма, насилия. Такая политическая система, к примеру, очень ярко проиллюстрирована в романе Дж. Оруэлла «1984».

Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность позиций для формирования общей повестки). При недемократической политической системе правящая партия одна, а при многопартийности ведущая, доминирующая роль отводится одной из партий.

Государство и общественно-политические движения и инициативные группы в политической системе общества. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Формами общественных объединений помимо политических партий являются:

Общественное (общественно-политическое) движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Нельзя не отметить такие важные элементы политической жизни, как выражение собственных взглядов и идей общественно-политическими движениями, инициативными группами. В соответствии с критериями, чьим требованиям должны отвечать составляющие политической системы, данные элементы в нее не входят, но при этом могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь общества.

Инициативная группа (группа давления) - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью воздействия на структуры политической власти. Нередко это объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы), действующие путем забастовок, митингов, пикетов, демонстраций. Они оказывают тем самым воздействие на парламент, партии, государственную администрацию, добиваясь принятия выгодных им решений.

Взаимоотношения государства и профсоюзных организаций в политической системе общества. Взаимоотношения государства с профсоюзными организациями в различные исторические эпохи существенно менялись.

На разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством.

В некоторых политических системах государство передает официальным профсоюзам функции в сфере законотворчества и регулирования трудовых отношений. Например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), в СССР он обладал правом законодательной инициативы, правом участия в подготовке и рассмотрении в Совете Министров проектов нормативных правовых актов по вопросам заработной платы, охраны труда, социального страхования, правом контроля за соблюдением нормативных правовых актов в трудовой сфере.

Профсоюзы могут стать средством воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п.

Необходимо отметить, что особое место в государстве занимает судебная власть, находящаяся вне политики (в узком смысле). Поскольку судьи и иные лица, работающие в судебной системе, не должны иметь какие-либо политические пристрастия, важно, чтобы они не имели политических предпочтений (не входили в состав политических партий, групп давления и др.), занимая нейтральное место в политической жизни общества.

Государство - это важнейший элемент политической системы общества, но свои функции оно выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами - партиями, общественно-политическими движениями, органами местного самоуправления.

Государство и местное самоуправление. Понятие местного самоуправления, формы взаимоотношения с государством

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения на определенной территории по решению вопросов местного значения - исходя из интересов жителей данной территории. Основа местного самоуправления в автономности и самостоятельности населения от органов государственной власти в решении проблем местного уровня.

Конституция РФ 1993 г. подчеркивает важность местного самоуправления, отнеся гарантию его осуществления к основам конституционного строя. Основной закон содержит главу (гл. 8) о местном самоуправлении (ст. 130-133).

Статья 12 Конституции РФ гласит, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Данное положение не случайно помещено в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», ибо ее содержание и место свидетельствуют о признании местного самоуправления одним из фундаментальных принципов демократического строя.

Конституционные положения о местном самоуправлении развиты и детализированы в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении.

Местное самоуправление выступает в двух основных качествах: как институт гражданского общества, являясь эффективной формой самоорганизации людей, движения к человеческой солидарности, и в качестве специфической формы властвования. Прежде всего это самостоятельность местного самоуправления, но самостоятельность в пределах своих полномочий, т.е. речь идет о правовых границах самостоятельности местного самоуправления, а не о полной независимости местного самоуправления от системы публичной власти.

С одной стороны, самостоятельность означает, что ни один орган государственной власти, ни одно должностное лицо не вправе принимать акты, совершать действия, посягающие на компетенцию органов и иных структур местного самоуправления. С другой - самостоятельность в пределах своих полномочий свидетельствует о том, что местное самоуправление не воспринимается как специфическая общественная структура. Полномочия - признак государственного органа (должностного лица).

Однако если рассматривать органы местного самоуправления как общественные структуры, то государство лишится в этом случае возможности оказывать властное воздействие на местном уровне. Роль государства сводится к законодательному регулированию деятельности органов местного самоуправления.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность передачи им отдельных государственных полномочий и материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. Реализация переданных полномочий контролируется государством.

Структура органов местного самоуправления определяется населением соответствующего муниципального образования самостоятельно. В большинстве случаев предусматриваются представительный орган муниципальной власти и глава муниципального образования.

Муниципальным образованием самостоятельно разрабатывается и принимается устав муниципального образования, подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Основные вопросы устава - это ведение, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают другие вопросы местного значения.

Государство и церковь. Классификация государств по принципу отношения к религии

Церковь - это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.

Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства является объективной тенденцией современного мира.

В Российской Федерации Государственной Думой в 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с данным Законом религиозное объединение - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах - религиозной группе и религиозной организации.

Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация - это добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица.

В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела; она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.

Такими государствами являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.

Теократическое государство является противоположностью светскому, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Клерикальное государство - это «промежуточный вариант» между светским и теократическим государством, где государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства различные преференции. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной.

Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.

Атеистическое государство - это государство, в котором религиозные сообщества преследуются и (или) контролируются властями; они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем. В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается - верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем.

Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50-60-е гг. прошлого столетия, Албания и др.

Таким образом, взаимоотношения государства и церкви в современных правопорядках характеризуются многообразием форм - от моделей теократических до моделей светских государств.

Государство, общество, личность. Государство и личность. Правовой статус личности. Основные права и обязанности личности

Личность - это человек как комплекс биологического, психофизического и социального. Человек рождается с определенными качествами, такими как черты характера, наследственность и др. Однако личность - понятие сложное, которое развивается, формируется и складывается только в обществе.

Человеческая природа призывает индивида к общению с другими людьми. Личность в обществе формируется не только в силу своих индивидуальных качеств, но и под воздействием общесоциальных явлений.

Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так нет и человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую «рубашку», становится человеком разумным (Homo sapiens), но и человеком общественным (Homo sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.

Личность занимает в правовой и политической системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, правосубъектности. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Права личности - объект судебной и иной правовой защиты. На личности замыкаются практически все юридические явления, фокусируются правовые связи и процессы1.

Государство и личность. Гражданство. Аристотель в своей работе «Политика» утверждал, что «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому… Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо…»2.

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т.е. личность не может существовать без государства, но и государство в свою очередь не может функционировать без личности, ибо государство - это есть общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Так, например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство.

Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности, охраняет их, возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая политико-правовая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством, в другом - гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства - правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-образованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству создает юридическое состояние человека, в силу которого он обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства.

Правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происшедшие в социальной структуре российского общества, введение рыночной экономики, преобразования в политической системе определили пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности в настоящее время - одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

Правовой статус - это комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива и другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек адекватно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, так как «в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».

Общий правовой статус представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Их основу образуют единые юридические предписания, призванные закрепить целостную модель правового состояния субъектов. Общий правовой статус - это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, но и как гражданина.

Общий правовой статус - это статус человека как гражданина и члена общества. Имеется в виду единое для всех качество. Такой статус можно назвать базовым, основным.

Специальный (родовой) правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т.д.). Ведь «наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности…»2.

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина (пол, возраст, семейное положение, работа и др.). Индивидуальных статусов ровно столько, сколько и граждан. Этот статус подвижен и обусловлен изменениями, происходящими в конкретной человеческой жизни.

Рассмотренные виды статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному (слою) группе и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус один, специальных - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в праве Российской Федерации. Он производен от основ конституционного строя, определяющих те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других правовых институтов, причем эта связь взаимная.

Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Права и свободы человека - это меры возможного поведения человека в обществе.

Понятия право и свобода в значительной степени равнозначны.

Но между ними есть и различие. «Свобода» - понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (например, политических).

Признание, соблюдение и защита прав - это обязанность государства.

Права человека не знают разницы между классами, нациями, религиями и идеологиями, они являются нравственной базой любого общества.

Права и свободы человека - это его социальные возможности в личной, экономической, политической, социальной и культурной жизненных сферах.

Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), некоторых конвенциях, принятых ООН.

В Российской Федерации в 1991 г. была принята Декларация прав человека и гражданина, ставшая неотъемлемой частью Конституции РФ 1993 г. и базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

В России основные права человека и гражданина закреплены в главе второй (и в ряде других статей) Конституции РФ.

В ст. 46 Конституции РФ предусматривается право человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, права человека принадлежат всему мировому сообществу, и их защита является обязанностью каждого государства.

В юридической литературе выделяют три этапа развития прав и свобод личности.

Первый этап связан с буржуазными революциями - это развитие личных и политических прав.

Второй этап - это признание и закрепление социально-экономических прав и свобод, признание права личности на государственную опеку и поддержку, что связано с перераспределением материальных благ государством.

Третий этап связан с научно-технической революцией, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека. Это солидарные, коллективные права, так как данные права принадлежат коллективу людей, а не отдельной личности. Данный период в развитии прав и свобод личности начался после Второй мировой войны.

Деление прав и свобод на индивидуальные и коллективные (солидаристские) имеет следующее практическое значение. Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности, относятся право на объединение, свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий, право на забастовку, права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств и др.

Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых реализуются основные). Так, право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу; право на неприкосновенность частной жизни конкретизируется в праве каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и правом граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам их проявления.

По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

  • личные (гражданские) права и свободы - это те права и свободы, которые составляют первооснову правового статуса личности, обеспечивают защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т.п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации;
  • политические права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти;
  • экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах.

Личные права - это естественные, основополагающие и неотъемлемые права человека, права каждого индивида. Они не связаны с принадлежностью к гражданству какого-либо государства. Они неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Запрещено издавать нормативные правовые акты, умаляющие эти права. Невнесение каких-либо прав и свобод в текст Конституции РФ и иных нормативных правовых актов не означает отсутствия, непризнания данных прав и свобод. К основным личным правам и свободам в России относят:

  • право на жизнь;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества. Особенность данных правомочий в том, что некоторые из них, такие как право участвовать в управлении делами государства, избирательное право, могут принадлежать только гражданам соответствующего государства.

Так, например, избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает в 18 лет. Пассивное избирательное право для граждан Российской Федерации наступает в 21 год для избрания депутатом Государственной Думы, в 30 лет - для избрания главой субъекта Российской Федерации; в 35 лет - для избрания Президентом РФ.

Основные политические права в Российской Федерации составляют:

  • право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • право на публичное выражение своего мнения (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты);
  • право участвовать в управлении делами государства и др.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе, создают условия для его нормальной жизнедеятельности. К основным экономическим правам в России относятся:

Важнейшим среди экономических правомочий является предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В то же время свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателя, связанными с его доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Право частной собственности подразумевает возможность владения, пользования и распоряжения своим имуществом, включая средства производства. Статья 8 Конституции РФ установила принципиально важную правовую норму о признании, защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Разновидностью экономических прав являются трудовые права, определяющие статус человека как участника трудовых отношений - как правило, наемного работника. Трудовые права, в частности, включают:

  • право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • право на минимальный размер оплаты труда;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на безопасные и гигиеничные условия труда;
  • право на индивидуальные и коллективные споры и др.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать слабозащищенные категории граждан. К ним относятся:

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на благоприятную окружающую среду (право на чистый воздух, воду, берег и др.);
  • право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом;
  • право на пенсионное обеспечение;
  • право на жилище, в том числе бесплатно или за доступную плату и др.

К правам человека в области культуры и образования относятся:

  • право на образование, в том числе бесплатное;
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
  • право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью в области основных прав человека являются права в сфере защиты прав и свобод человека, в числе которых:

  • право на судебную защиту;
  • право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;
  • право на юридическую помощь;
  • право на обжалование действий и решений государственных органов;
  • право не свидетельствовать против себя самого и близких родственников и др.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В юридической литературе общепризнано, что права гражданина - это такие права, которые находятся под защитой и охраной государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина.

Обязанность - это вид и мера должного, разумного и полезного поведения человека в обществе.

Обязанности - это обратная сторона прав, способ их обеспечения, но, к сожалению, они в меньшей степени исследованы учеными.

Н.И. Матузов справедливо отмечает: «Идея обязанностей и ответственности слабее распространена в общественном сознании, чем идея прав и свобод. Отсюда и правосознание у многих граждан оказывается зачастую односторонним, сориентированным только на права». В современной литературе отсутствует классификация обязанностей, хотя в конкретных и общих правоотношениях их столько же, сколько и прав.

К основным обязанностям человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие:

  • соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;
  • платить установленные налоги и сборы;
  • воинская обязанность;
  • обязанность бережного отношения к природе;
  • воспитание и забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;
  • воздержание от пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;
  • забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

По мнению российского философа И.А Ильина, «люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость».

Отсутствие или неведение своих обязанностей - это прямой путь к произволу, своеволию и отсутствию какой-либо организованности.