Теория государства и права (Клишас А.А., 2019)

Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания

Правосознание не существует вне человеческого сознания, вне человеческого разума. Ни одно явление не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание - это своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, формирующие право, определяющие его назначение, характеристики и влияние на общественные отношения. Значение правосознания для жизни права столь велико, что некоторые ученые рассматривали право как часть правосознания. Выдвигалась и другая точка зрения, согласно которой правосознание является частью права.

Но большинство отечественных правоведов разделяют мнение о том, что право и правосознание - самостоятельные явления, хотя и тесно взаимодействующие между собой.

Существуют два диаметрально противоположных суждения на проблему сущности правосознания. Согласно одному из них (марксистско-ленинская теория права) правосознание людей целиком определяется их социальным положением, их интересами. Однако это учение по существу игнорирует вопрос о воздействии бессознательного фактора на поведение людей. К тому же нередки случаи, когда человек ставит цели и действует вопреки своим действительным интересам.

Согласно другой точке зрения (большинство немарксистских учений о праве) правосознание определяется прежде всего индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами, изменившимися нравственными установками и прочими субъективными факторами. Но при этом фактически без объяснения остается вопрос, почему люди с разными субъективными установками объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

Видимо, недостаточно при определении сущности правосознания рассматривать только объективные или только субъективные факторы, воздействующие на него. Следует исходить из того, что на деле имеет место взаимодействие этих факторов, совместно влияющих на формирование, динамику и трансформацию правосознания.

Во всем мире ныне все более широкое признание завоевывает либеральное правосознание, согласно которому право должно служить интересам всех людей. Такое правосознание начало складываться еще в недрах рабовладельческого общества, когда древние мыслители (Сенека и др.) высказывали негативное отношение к институту рабовладения. Немалую роль в формировании демократического правосознания сыграло христианство с его идеей о равенстве всех, хотя бы только перед Богом. Во время Великой французской революции демократические идеи были выдвинуты не просто как идеалы, но и как притязания правового характера. К числу основных идей демократического правосознания ныне относят либеральные идеи о неотчуждаемых правах человека, о свободе, безопасности личности, частной собственности и т.п.

Для научного понимания правосознания важное методологическое значение имеют рассмотрение его как формы сознания и экстраполяция на его характеристики всех тех отличительных черт, которые присущи сознанию вообще. В соответствии с этим подходом в правосознании выделены познавательные, ценностные и практические (волевые) элементы1. Познавательный элемент правосознания заключается в знании и понимании того, что представляет собой право, каковы его основные принципы и требования. Он включает в себя и осознание того факта, что в стране может быть несколько систем правосознания, но только одна система права. Такое понимание правосознания обусловлено существованием в обществе различных социальных групп, имеющих свои интересы, которые оказывают непосредственное воздействие на их представления о праве. Эти интересы могут быть осознанными или неосознанными, ближайшими, отдаленными или перспективными, индивидуальными, групповыми или общесоциальными и т.д. Что касается отдельных индивидов, то для них первостепенное значение имеют интересы, отражающие их личностные ситуации.

Приходится учитывать, что каждый человек входит одновременно в состав различных социальных групп, интересы которых нередко конфликтуют между собой. Взаимодействие между такими интересами создает ситуацию, которую далеко не всегда можно предугадать, а тем более прогнозировать. Поэтому возможны такие случаи, когда правосознание личности может полностью расходиться с ее социальным происхождением и социальным положением, с ее объективными интересами.

Содержание правосознания всегда имеет ценностный (оценочный) характер. Оно включает в себя правовые чувства, идеи и суждения о том, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью субъект соотносит их с собственными интересами, а также с умозрениями тех социальных групп, в которые он входит, а в некоторых ситуациях (например, во время войны) - даже с интересами общества в целом. Правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т.е. отвечают ли они тем или иным правовым чувствам, представлениям, требованиям. И наконец, оно вырабатывает отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения.

Наконец, практический элемент правосознания отражает поведенческие установки субъекта, его готовность использовать свои теоретические знания и ценностные оценки в практической деятельности.

Он предостерегает лицо от возможных ошибок при постановке правовых целей и избрании средств их реализации. Правовые чувства, эмоции, идеи, принципы, установки, ставшие для субъекта частью его правосознания, в дальнейшем обусловливают его поступки в сфере права.

Все формы сознания (включая правосознание) тесно взаимодействуют между собой, при этом подчиняясь тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. Но правосознание характеризуется и относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. И тогда оно выступает в качестве своеобразного фактора, толкающего право к прогрессивным изменениям. Пределы опережающего отражения общественных отношений зависят от степени познания объективных закономерностей. В ряде случаев правосознание, напротив, отстает от уровня развития общественного бытия. Это характерно для периодов революционной ломки общественных отношений, когда значительная часть населения отрицательно относится к переменам. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и то же явление. Например, охрана собственности рассматривается политическим сознанием с позиции интересов государства или тех или иных социальных групп, а нравственным сознанием - с точки зрения добра и зла. Между тем правовое сознание рассматривает те же самые вопросы преимущественно с позиции законности и т.д. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых чувств и правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования и реализации. Падение уровня общественной нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений. Такое явление имело место в нашей стране в лихие 90-е гг. прошлого века. В-третьих, правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве, о том, что и как должно защищаться правом, как оно должно охранять интересы гражданина и государства. В наше время многие граждане считают необходимым усиление контроля со стороны государства или саморегулируемых организаций за качеством продовольственных товаров, реализуемых через торговые сети. Речь идет о не столь уж редких случаях прямого нарушения со стороны предприятий торговли гарантированного ст. 41 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья. Этой статьей Конституции РФ предусмотрена и ответственность должностных лиц за сокрытие ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Однако проверки торговых предприятий на предмет реализации продовольственных товаров, несущих угрозу здоровью граждан, перестали быть систематическими. Поэтому фактически юридическая угроза привлечения должностных лиц за указанные выше деяния крайне редко приводится в действие.

Говоря о преемственности правосознания, следует упомянуть и о восприятии правовых идей, взглядов, выработанных другими народами в прежних исторических условиях. Примером может служить рецепция норм римского частного права в Западной Европе, т.е. их включение в национальные правовые системы ряда западноевропейских стран, начавшееся в XI-XII вв. Рецепция способствовала формированию в Западной Европе своего рода единого правового ландшафта - так называемой романо-германской правовой системы.

В современных условиях глобализации, охватившей весь мир, сближение воззрений на использование правовых инструментов для решения тех или иных проблем стало определяющей тенденцией в развитии правосознания многих народов. Такое явление характерно, в частности, для стран Европейского союза - экономического и политического объединения 28 европейских государств. Постепенно оно формируется и в рамках Евразийского экономического союза - экономического объединения некоторых бывших советских республик (Россия, Беларусь, Казахстан и др.).

В-четвертых, правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, до сих пор не преодолено негативное отношение значительной части населения к проводимой в городах жилищной реформе, которая для многих граждан вылилась прежде всего в непомерное увеличение стоимости коммунальных услуг. С другой стороны, принцип свободы договоров, введенный в стране после событий 1991 г., сравнительно легко нашел признание широких слоев населения. Изменилось и отношение граждан к существованию частной собственности - для многих ее признание стало основой их правовой активности.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что правосознание представляет собой совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов, идей, теорий, концепций и т.п., в которых выражено теоретическое, ценностное и практическое отношение субъекта к действующему праву, ко вновь создаваемым юридическим нормам.

Виды правосознания

В рамках правосознания принято выделять правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это научно-теоретическое осмысление права в виде совокупности идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером концепций, являющихся ее составными частями, могут служить учение о правовом государстве, учение о социальной ценности права. К числу концептуальных идей, фиксируемых в правовой идеологии, относят, например, идею о неразрывной связи прав и обязанностей личности, идею о недопустимости противопоставления законности и целесообразности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Правовая идеология стремится объяснить право с позиции тех или иных классов или социальных слоев, нередко маскируя от непосвященных свои цели и задачи, формулируя разного рода мифы и симулякры. «Творцы» правовой идеологии, за исключением марксистской, представляют ее как внеклассовую, отвечающую требованиям истины и справедливости. Такие утверждения не могут не вызывать серьезные сомнения.

В отличие от правовой идеологии правовая психология складывается стихийно, в виде правовых чувств, настроений, переживаний, в которых выражено отношение к праву - например, в форме неприятия беззакония, переживания страха перед уголовным наказанием и т.п. Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Человек ведет себя тем или иным образом, подчиняясь не только разуму, но и своим правовым чувствам, которые улавливают в природе общественных отношений и то, что подчас недоступно разуму.

Правовая психология включает значительную часть бессознательного, т.е. психических явлений, влияние которых субъектом не осознается.

Равнодушное отношение к нарушениям правовых норм, неприятие их требований или, напротив, стремление - это те правовые чувства, которые становятся для субъекта наиболее сильным элементом его правосознания. Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются и «воспитываются» под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение при выявлении уровня правосознания конкретных индивидов. Некоторые исследователи считают правовые чувства главной мотивационной частью правосознания. Их учету придается особое значение и в правотворческой, и в правоприменительной практике.

В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты.

Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и вообще всего того, что вошло в привычку людей. Например, устойчивым является отрицательное отношение людей к преступлениям против личности, особенно против лиц, находящихся в беспомощном состоянии. В качестве подвижной части правовой психологии выступают настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию. Например, можно преодолеть бытующее среди некоторой части населения отрицательное отношение к защите своих прав в судах, где якобы сложно добиться правды и справедливости. Совершенствование работы судебной системы, мониторинг результатов ее деятельности способны если не преодолеть, то по крайней мере снизить планку традиционного для правосознания многих слоев населения недоверия к судам.

Важнейшее звено правовой психологии - самосознание личности, выражающееся в самооценке, в умении критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия действующим нормам права.

Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, напротив, отрицательного отношения к ним. В некоторых случаях самооценка выражается в таком эмоциональном явлении, как чувство стыда. Стыд - это внутреннее осознание неприемлемости данного поступка для других людей. Например, стыдно ездить в транспорте, не оплачивая свой проезд. Правонарушителю бывает стыдно рассказывать о тех своих поступках или высказываниях, которые вызывают неприкрытое осуждение со стороны слушающих.

Стыд подавляет активность, направленную во вред общественным интересам. Поэтому, обращаясь к этому чувству человека, можно в той или иной мере регулировать его поведение в целом.

Чувство стыда - одно из элементарных проявлений совести человека. Высшая же форма проявления совести - переживание, которое побуждает к нравственно-справедливому поведению». Человек, которому присущи подобные переживания, не нуждается во внешнем социальном контроле. Иначе говоря, совесть на ее высшем уровне развития позволяет предупредить любые отклонения поведения от норм морали и соответствующих им юридических норм.

Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства, «властвовать над собой». С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией: без человеческих эмоций не совершается ни один сколько-нибудь осознанный поступок, в том числе и в сфере права.

Говоря об элементах правосознания, помимо правовых знаний и ценностей следует выделить и тот его элемент, который обеспечивает его активность, отражает представления субъекта о том, как ему следует действовать в мире права, какие средства и в каких условиях он может использовать. Речь идет о явлении, которое еще в первой четверти ХХ в. стали именовать правовой политикой. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией, более того, это своего рода правовая идеология в действии.

С точки зрения уровня правосознания в нем можно выделить обыденное и теоретическое (научное) правосознание. Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом субъекта (имеющейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения конфликтных ситуаций и т.д.), а также обычаями, традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется. Это правосознание нельзя отождествлять с правовой психологией, так как оно включает и некоторые идеологические компоненты. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельные факты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно не способно проникнуть в сущность права, это лишь своего рода здравый смысл в правовой сфере. Вместе с тем, непосредственно определяя поступки множества людей, формируя у них привычки (например, выполнять правила дорожного движения), обыденное правосознание имеет громадное социальное значение. В отдельных случаях оно даже раньше, чем юридическая теория, поднимается до осмысления необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием культуры и образования обыденное правосознание все более обогащается за счет распространения теоретических знаний, повышения уровня научного осознания явлений действительности. Обыденное правосознание - самый значимый нормативный регулятор поведения людей.

Теоретическое правосознание характеризуется прежде всего тем, что оно концептуализировано, т.е. выступает в виде различных теорий и концепций. Теоретическое правосознание включает концепции о сущности права и взаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правового регулирования в обществе и т.д.

Исходя из того, кто является носителем правосознания, можно говорить о правосознании индивидуальном, коллективном (групповом), профессиональном и общественном. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования, полезные или вредные привычки, неосознаваемые поведенческие установки и т.п. предопределяют и различия в уровне правосознания индивидов. Его познавательная деятельность в сфере права начинается с осознания правовых чувств, складывающихся под воздействием его психических свойств - наблюдательности, находчивости, повышенной или заторможенной активности и т.п. Индивидуальное правосознание, будучи специфическим по своему содержанию, у одних лиц может быть передовым, направленным на совершенствование правовой жизни, а у других, напротив, - отсталым, выражаться, например, в необдуманном подражании взглядам и устремлениям окружающих его лиц.

Групповое правосознание отражает особенности жизни соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливают единообразное понимание всеми действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате формируется свойственное именно данному коллективу правосознание. Разновидностью группового сознания является профессиональное сознание. Оно складывается, например, в саморегулируемых организациях, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, работающих в определенных отраслях производства товаров (работ, услуг), либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида (аудиторов, оценщиков, инженеров-изыскателей и т.д.). Основная идея саморегулируемых организаций - добиться высокого качества услуг, оказываемых их членами, возложив на себя (вместо государства) контрольные и надзорные функции за их деятельностью. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы на действия тех из своих участников, кто нарушает соответствующие правила и стандарты поведения. Уровень правосознания саморегулируемых организаций должен в полной мере отвечать стоящим перед ними задачам.

Общественное правосознание характеризует правосознание всего общества на конкретном этапе его исторического развития. Оно формируется в течение длительного времени, отражает сложившиеся условия жизни общества и права и отличается стабильностью. Говоря о формировании общественного правосознания, нельзя игнорировать вопрос о психологической обработке общественного мнения (так называемом промывании мозгов). В демократическом обществе эта проблема не может не вызывать озабоченности, поскольку связана со стремлением подавить свободу воли у граждан. Типичный результат «промывания мозгов» - массовое участие в сносе памятников приверженцам «чужих» идей (например, в США участникам Гражданской войны, воевавшим на стороне рабовладельческого Юга).

Попытки «промывания мозгов» неоднократно отмечались и в нашей истории, когда прежние герои изображались злодеями. Тогда появлялись толпы людей, «самоотверженно» обличающих вчерашних кумиров, которых уже некому защищать. Но время может «разворачивать» настроения людей. И тогда история повторяется сначала.

Общественное правосознание имеет историческую составляющую - память о прошлом правовой истории. Ошибочно думать, что прошлое, кажущееся уже навсегда исчезнувшим, никогда не вернется.

Оно возвращается в форме правовой ментальности общества или менталитета отдельных субъектов - особенностей психического уклада жизни и мировоззрения людей. Конфликты между общественным правосознанием, групповым и индивидуальным правосознанием никогда полностью не исчезают. И как только ситуация меняется, они вновь могут разгореться с еще большей, чем прежде, силой.

Надо помнить, что личное, групповое и общественное правосознание субъективно не только по своей природе, но и по содержанию, так как оно не дает полного и адекватного отражения тех явлений, которые относятся к миру права. Эта субъективность правосознания заключает в себе стимулы к непредсказуемым поступкам людей в нестандартных ситуациях.

Взаимодействие права и правосознания имеет сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование отношения к действующему праву.

В свою очередь уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источником и двигателем правотворческой деятельности в любом обществе. На основе осознания потребностей и интересов законодатель ставит цели, преследуемые с помощью права, формулирует мотивы издания конкретных правовых норм, определяет средства реализации указанных целей. Принимая юридическую норму, законодатель руководствуется не только своим правосознанием, но и учитывает наличный уровень правосознания разных групп населения, их представления о должном, справедливом, законном. От уровня правосознания субъекта зависит его восприятие конкретной нормы (как он понимает ее цели, конкретные требования и т.д.). Высокий уровень правосознания граждан - гарантия того, что цели, требования нормы будут восприняты адекватно.

Правовая культура в современном обществе

Правосознание тесно связано с понятием правовая (юридическая)

культура, которая является частью общей культуры. В самом широком смысле культура - это общественное сознание (нематериальная культура) и материальные блага (материальная культура). Многие философы считают, что культура - это все то, что создано умственным и физическим трудом. Есть более узкий подход к пониманию культуры - это состояние общества, сориентированного на апробированные общественной практикой ценности, которым подчинено его бытие, образование, трудовая деятельность, нравственность, религиозное мировоззрение, наука, искусство и др.

В этом плане можно рассматривать и правовую культуру. В широком смысле правовая культура - это все то, что создано человечеством в правовой сфере: а) право, его нормы; б) источники права; в) правосознание; г) юридическая наука; д) юридическая практика; в узком смысле - это знание правовых норм, уважительное отношение к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др.

В связи с этим говорят об уровне, качестве правовой культуры, который измеряется:

В узком смысле слова правовая культура понимается как определенный уровень развития индивидуального, группового и общественного правосознания. Средствами повышения уровня правовой культуры являются укрепление законности, совершенствование законодательства и повышение уровня законопроектных работ, нравственное воздействие на население, совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности.

Повышение уровня правовой культуры связано с правовым воспитанием как системой средств целенаправленного воздействия на личность с целью обогащения его юридическими знаниями, выработки цивилизованного правового мировоззрения и уважительного отношения к праву. Правовое воспитание может иметь государственный характер, строиться и развиваться на основе, например, президентской или правительственной программы, финансироваться за счет федерального бюджета, с «подключением» бюджетных средств субъектов Федерации и одобрением затрат на эти мероприятия бюджетов муниципалитетов (это в случае, если речь идет о федеративном государстве). Правовое воспитание может и должно осуществляться в трудовых коллективах, образовательных учреждениях и т.д. К этому должны привлекаться опытные специалисты.

Средствами правового воспитания могут быть СМИ, специальная (и недорогая) юридическая литература и др. К сожалению, по общему признанию, в современном российском обществе этому пока должного внимания не уделяется.

В этом же контексте выделяют следующие состояния правосознания, характеризующие уровень правовой культуры: правопослушание, правовой нигилизм и правовой идеализм (романтизм).

Правопослушание - это такое состояние, при котором общество и его члены в целом принимают существующее право и стремятся функционировать в рамках правовых предписаний. Правопослушание предполагает осведомленность субъектов о праве, в частности о правовых предписаниях и правовых явлениях в целом, приобретение навыков и стереотипов поведения, соответствующих правовым нормам, существующему порядку общественных отношений, а также умение действовать в рамках правовых предписаний.

С правопослушанием граничит и негативное явление - правовой идеализм (правовой романтизм), т.е. переоценка роли права в жизни общества, его способности решать социальные задачи. К сожалению, правовой романтизм свойствен и практической юриспруденции - например, правотворчеству, где вряд ли состоятельны законодательные инициативы по принятию региональных законов, регулирующих количество употребляемой человеком пищи, утверждению при помощи нормативного правового акта правил ношения женщинами одежды в государственных учреждениях и т.д. Отдельные законодательные инициативы в законотворчестве «романтичны» не сами по себе, не в силу неосуществимости идеи как таковой, а вследствие отсутствия бюджетных средств. Например, обеспечить все многодетные семьи индивидуальным домом.

Правовой нигилизм, его крайняя форма - это отрицание возможностей государства и права, вообще неверие в их силу и даже оценка их с позиции общественного зла (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.).

Так называемый умеренный правовой нигилизм - недоверие к правовым средствам в решении экономических, социальных и других задач.

Правовой нигилизм - это такое состояние, при котором общество и его члены в целом отторгают, не принимают существующее право и стремятся функционировать за рамками правовых предписаний.

Правовой нигилизм может выступать в двух формах:

  • теоретической (идеологической) - когда имеет место его концептуальное обоснование, в ходе которого доказывается, что помимо права вообще и права конкретного индивида в частности существуют гораздо более важные ценности;
  • практической - когда имеет место неосведомленность субъектов о существующих в обществе правовых нормах, и (или) негативная оценка их содержания, и (или) распространение навыков противоправного поведения, несоблюдения правовых предписаний субъектами права.

В современной науке постепенно утверждается широкий взгляд на правовую культуру. Вообще изменение содержания существующих правовых категорий связывается в первую очередь с междисциплинарной направленностью современных правовых исследований. При рассмотрении права с позиций философии, культурологии, антропологии, истории и т.д. представляется возможным выявить новые признаки анализируемого явления, обогащающие его содержание. Примером в этом контексте может служить понятие культуры, которое, будучи изначально специально-научным, трансформировалось в категорию, позволяющую рассматривать право под новым углом зрения.

Изучение культуры как «несущей конструкции», частью которой является право, приводит исследователя к понятию правовой культуры, которая является связующим звеном между правом и культурой.

Правовая культура как объект научного исследования может рассматриваться с различных позиций. Во-первых, как указывалось, правовая культура может отождествляться с понятием права как культурного феномена. Во-вторых, правовая культура рассматривается как составная часть общей культуры и одновременно как одна из форм общественной и индивидуальной культуры. В этом смысле правовая культура выявляет совокупность различных проявлений жизнедеятельности общества, а также накопленный социальный опыт как позитивного, так и негативного содержания.

Правовая культура служит качественной характеристикой конкретного общества и составляющих его социальных групп в определенный исторический момент, а также критерием оценки, индикатором уровня развития общества и его членов.

Нередко имеет место такой подход к классификации форм проявления правовой культуры, при котором во внимание принимаются правовые идеи; правовые нормы и институты (речь идет о нормативном состоянии правовой культуры); правовые поступки (на их основе строится поведенческое состояние правовой культуры) и др.

В отечественной правовой науке в качестве элементов правовой культуры называют качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; виды правовой деятельности (например, работу правоохранительных органов, конституционный контроль);

результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми. По аналогии со структурой правовой системы в числе элементов правовой культуры выделяют правовые нормы, правовую практику и правосознание и др.

Правовая культура системна, многоаспектна и динамична. Ее элементами, или аспектами, являются определенного рода взаимоотношения. Эти взаимоотношения проявляются на уровне правосознания (ценностей, убеждений и позиций субъектов в отношении права);

на поведенческом уровне (на уровне образцов поведения в судебном процессе или неявного юридического поведения, юридических потребностей); на институциональном уровне (в части организации судов, других правореализующих институтов, инфраструктуры доступа к ним, юридического обучения, науки); на нормативном уровне (на уровне материального и процессуального права как системы норм).

Правовая культура позволяет рассматривать право и правосознание как продукт социальных условий, объяснить, когда, по каким причинам и при каких обстоятельствах люди обращаются к праву, к правовым институтам или к правовым процедурам. В рамках правовой культуры определенного общества могут оформиться только те институциональные структуры, процедуры и юридические конструкции, которые свойственны обществу данного типа или привнесены в это общество посредством внешнего воздействия. Так, при попытках внедрения в традиционное общество институтов индустриальных обществ оказывалось, что без определенных социально-экономических и культурно-исторических предпосылок эти институты не способны эффективно действовать в традиционном обществе. Готовность правовой системы отвечать на возникающие социальные требования предопределена особенностями правовой культуры соответствующего общества.

Правовая культура служит почвой для формирования в обществе социальных интересов, трансформирующихся в требования. Правовая система отвечает на эти требования. Таким образом, готовность правовой системы адекватно реагировать на запросы общества, его интересы во многом зависит от состояния правовой культуры.