Актуальные проблемы теории государства и права (Архипов С.И., 2019)

Генезис и становление теории государства и права

Изучив материалы данной главы, студент должен: знать: проблемы генезиса теории государства и права, проблемы формирования понятийного и категориального аппарата теории государства и права, проблемы реализации основных функций теории государства и права; уметь: применять полученные знания в практической деятельности, в процессе получения, проверки, анализа и оценки юридически значимой информации, оценивать явления социальной действительности с юридической точки зрения, определять значение теории государства и права в системе юридического знания; владеть: навыками юридически грамотного изложения теоретических знаний, самостоятельного анализа различных государственно-правовых явлений и методологией исследования отдельных этапов развития теории государства и права, реализации функций теории государства и права в процессе познавательной и образовательной деятельности.

Теория государства и права как система юридических знаний: проблемы обособления

Человек как социальное существо на протяжении всей своей истории стремится познать и преобразовать окружающий его мир. С момента появления политической сферы жизнедеятельности общества она становится объектом его пристального внимания. Государство как центральный элемент политической системы общества и право как средство обеспечения мирного сосуществования людей в рамках определенной государственной организации становятся объектами исследования. Государство и право являются сложными, многоаспектными явлениями объективной действительности. Они изучаются исследователями разных научных направлений, которые оценивают государство и право с разных позиций, ориентированных только на их предмет познания. Особое внимание исследованию государства и права как взаимообусловленным явлениям объективной реальности уделяют представители юридической науки (юриспруденции), в России - представители теории государства и права.

Первая проблема связана с тем, что теория государства и права имеет не одно, а как минимум два основных значения, которые необходимо разграничивать для правильного понимания и использования.

Теория государства и права как наука - это система знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также связанных с ними явлений общественной Основной целью данной науки является развитие, накопление и приращение знаний о государственных и правовых явлениях, причем ученые-теоретики не ограничены строгими рамками, они абсолютно свободны в своих исследованиях, познании устойчивых, глубинных связей и тенденций. Им необходимо выявить теоретическую модель государственного и (или) правового явления и института и предложить данную идеальную модель для реализации в общественной жизни.

В свою очередь, теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой совокупность уже разработанных наукой о государстве и праве, изложенных в системном, логически последовательном и доступном виде знаний о теоретических понятиях, принципах и ценностях юриспруденции, которые передаются и изучаются в образовательных организациях в рамках учебного процесса. Преподаватели зачастую ограничены определенными стандартами обучения, учебными планами и различными программами, за пределы которых не могут выйти. Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном виде понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Вторая многоаспектная проблема, возникающая при изучении теории государства и права как системы юридических знаний, - определение юридического знания, относящегося к теории государства и права, установление границ теории государства и права. Несомненно, что установление границ осуществляется посредством определения предмета и главенствующего метода данной науки, но, поскольку данный вопрос имеет первостепенное значение для всего исследования, ему будет посвящена самостоятельная глава. Мы же остановимся, во-первых, на проблеме отсутствия должного понимания природы юриспруденции и в ряде случаев отождествления теории государства и права и юридической науки, а во-вторых, непосредственно на наименовании научной и учебной дисциплины "Теория государства и права".

Обратим внимание на классиков современной юриспруденции. Проф. B.C. Нерсесянц в 1998 г. издает работу "Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства, в которой фактически ставит знак равенства между юриспруденцией и общей теорией права и государства. Позже в учебнике по общей теории права и государства он пишет: "...теория права и государства в широком научном смысле, то есть теоретические знания о праве и государстве в полном, систематически развернутом и конкретизированном виде, представлены в юридической науке в целом". Правда, уточняет, что юридическая наука делится на группы юридических дисциплин, и каждая дисциплина - "это определенная теория".

Проф. Ф.М. Раянов в работе "Проблемы теории государства и права (юриспруденции)" идет дальше и указывает, что "у историков есть история, а у экономистов - экономика и т.д.,... у юристов нет юриспруденции. Почему ее нет - вопрос не простой...". И он предлагает вместо названия "Теория государства и права" использовать "Теория юриспруденции", что, необходимо отметить, в принципе согласуется с западноевропейской и американской традициями преподавания юридических наук и не противоречит российской традиции. Еще проф. Л.И. Петражицкий в "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" писал: "Юриспруденция - весьма древняя наука и ученая профессия".

Вернемся к теории государства и права. Обратим внимание на наименование дисциплины, которое использовано проф. B.C. Нерсесянцем и Ф.М. Раяновым.

Первый ведет речь о теории права и государства, второй - о теории государства и права, и это не единичный случай разночтения наименования дисциплины. Так, Е.Г. Лукьянова, B.C. Афанасьев, С.В. Липень, Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, А.В. Васильев придерживаются позиции B.C. Нерсесянца, но все-таки основная масса представителей юридической науки - В.В. Оксамытный, В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов, В.Д. Перевалов, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Л.А. Морозова, Л.П. Рассказов, А.С. Шабуров - использует наименование "Теория государства и права". Казалось бы, это даже не проблема. На самом деле в основе данного разногласия лежит весьма серьезная методологическая дискуссия. И речь идет не сколько о том, что первично - государство или право, сколько о дуализме объектов и единстве предмета теории государства и права, а следовательно, о таких исходных элементах всякой теоретической системы, как законы, принципы и ценности, факты, гипотезы и парадигмы, категории и понятия, методы познания.

Ряд сложностей, связанных с наименованием научной и учебной дисциплины "Теория государства и права", в вопросах познания государства и права как взаимообусловленных явлений объективной реальности, целостной системы юридических знаний возникает из-за использования авторами при подготовке курсов, учебников и учебных пособий формулировки "Общая теория государства и права". Здесь, конечно, можно исходить из позиции B.C. Нерсесянца, тем более он в данном вопросе не одинок: B.C. Афанасьев, С.В. Липень, Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, В.В. Оксамытный также придерживаются аналогичного видения в отношении наименования дисциплины. "Теория права и государства" - "более краткое" наименование общей теории права и государства, поскольку "Общая теория права и государства" предметно и содержательно точнее, ведь "понятия "теория" и "наука" - это синонимы. Поэтому под теорией имеется в виду именно научная теория, а под наукой - определенная (общая или более частная) теория", - пишет B.C. Нерсесянц. Таким образом, теория государства и права - это именно общая теория. Общая теория в данном случае должна пониматься как теория, присущая любым проявлениям государства и права, а не только тем, которые свойственны отдельно взятому государству. При этом возникает ряд вопросов: если есть общая теория государства и права, то должна быть и специальная теория государства и права; если ведем речь об общей теории государства и права, то как в данную систему юридических знаний можно вписать юридическую технику, правовую конфликтологию? В рамках общей теории государства и права можно рассмотреть лишь несколько тем дисциплины, например такие, как теория государства и права как наука и учебная дисциплина, методология теории государства и права. На этом следует поставить точку. Так как после того, как будет показано многообразие подходов к исследованию государства и права как явлений объективной реальности, автору придется выбрать методологическое основание, в рамках которого будет построено содержание теории государства и права. Другой вариант - необходимо будет обратиться к синтетическому (интегративному синтезированному) подходу, но такой фактически для теории государства не создан.

И совсем кажется абсурдной идея В.И. Коростея о создании дисциплины, курса "Новая теория государства и права". Вероятно, автор данного издания совершенно не знаком с историей (периодизацией), основными закономерностями развития теории государства и права. А ведь именно историческое знание, знание корней юриспруденции (теории государства и права), выделение основных вех, этапов формирования теории государства и права как системы юридических знаний должно помогать двигаться исследователю дальше, достигать новых вершин. В современной России ситуация складывается иначе: вместо движения вперед мы обращаемся к достижениям дореволюционных исследователей и выдаем идеи столетней давности за открытия современных юридических школ.

Однако, независимо от названия, эта основополагающая юридическая дисциплина по своим задачам, функциям, предмету и методу имеет общенаучное значение для юриспруденции в целом и представляет собой именно общую (всеобщую для данной концепции и системы юридических наук) теорию права и государства. В ней сконцентрированы все наиболее существенные достижения научно-теоретической мысли о праве и государстве, все теоретически (и научно) наиболее важное и значимое в совокупном знании о праве и государстве.

Генезис теории государства и права и проблемы формирования системы юридических знаний

Известно, что наука в современном понимании как специфический вид познавательной деятельности возникла в Европе в XVI - XVII вв. Причиной тому стало обособление научного рационализма от иных форм познания. К данному периоду было накоплено достаточно знаний для преобразования всех компонентов оснований науки, то есть все готово к первой научной революции. При этом необходимо понимать, что научной революции не произошло бы, если бы не было эволюционного накопления новых знаний, в частности о государстве и праве.

Традиционно ведут речь о двух основных этапах становления научного рационализма, накопления новых знаний. Первый связан с периодом в истории человечества, когда на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное (философское). Согласно К. Ясперсу данный период - это период "осевого времени" - VIII-II вв. до н.э., характеризуется кристаллизацией научной рациональности в культурах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Второй связан с периодом Средневековья и Возрождения.

Генезис теории государства и права в полной мере подчиняется обозначенным выше закономерностям развития научного знания.

Обратимся к трудам философов VIII-II вв. до н.э. и обнаружим, что в данный период формируется категориальный аппарат, которым сегодня пользуется юридическая наука, принципы права и управления государством и многие фундаментальные основы современной юриспруденции.

Философы, политики и правители Древнего Китая Гуань Чжун, Кунцзы, Лаоцзы, Мо-цзы, Гунсунь Ян и другие предложили большое количество рациональных идей в сфере организации и осуществления политической публичной власти. Так, в трактате "Гуань-цзы" Гуань Чжуна (720-645 гг. до н.э.) сказано: "О законе как опоре социального управления, которая определяет в том числе требования к политическому (публичному) руководству; об обусловленности закона иными социальными нормативными регуляторами; о государственном контроле экономической политики и многом другом. В "Лунь Юй", составленной учениками Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.) из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием, сказано: "Государь использует чиновников, следуя ритуалу, а чиновники служат государю, основываясь на преданности", "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут чувствовать вражды". Он первым стал вести речь о государстве всеобщего благоденствия, о том, что сегодня называют социальным государством и с усердием строят все государи мира. Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), которому приписывается авторство философского трактата "Дао Дэ Цзин", также внес весомый вклад в формирование предмета юридической науки, указывая на методологические начала, которых необходимо придерживаться при познании общества и учитывать при управлении государством. Основатель моизма Мо-Цзы (470-391 гг. до н.э.) предлагает новое понимание государства как продукта общественного договора, говорит о необходимости учета интересов народа в процессе управления государством. В "Книге правителя области Шан" Гунсунь Яна (390-338 гг. до н.э.) находим рассуждения о пользе закона для управления государственными делами, о трех основных функциях государства: земледелии, торговле, управлении. Данные рассуждения стали основой для проведения государственно-правовых реформ в ряде древнекитайских государств, в которых требовалось неукоснительно соблюдать "фа" - писаный закон.

Взгляды несколько изменились, но идеи остаются прежними, и, к сожалению, в современной России они мало изучены и фактически не используются, так же как и те фундаментальные положения, которые содержатся в примыкающих к Ведам Упанишадах, сказаниях о жизни Будды, учениях Заратустры и многих других древневосточных памятниках культуры.

Нам знакомы и в целом восприняты современными теоретиками государства и права, политиками положения, содержащиеся в трудах древних греков и римлян.

Древнегреческое общество и его культура уже в 621 г. до н.э. дала нам легендарные законы Драконта. В своем учении Сократ (470-399 гг. до н.э.) заложил основы для рационального понимания права. О государстве и праве в обобщенном виде, по сути, как об объекте познания теории государства и права писал в диалогах Платон (427-347 гг. до н.э.). Содержание отдельных диалогов - "Государство", "Законы", "Послезаконие" - может и сегодня служить основой для формирования истинного в рамках избранной парадигмы знания: вопросы организации высших органов власти, необходимость санкции в законе и др. Знаем, что Аристотель (384-322 гг. до н.э.), так же как и Сократ, сделал много для теории познания. Благодаря учению Аристотеля о политике мы можем в рамках теории государства и права рассматривать место и роль государства в политической системе общества, говорить о соотношении политики, экономики и права; знаем, что государство может являться не только продуктом естественного развития, но и высшей формой общения; высшей ценностью в государстве является гражданин; следование государства правовым предписаниям делает его правильным и многое другое.

Культура Древнего Рима - важнейший этап в становлении юридического знания, теории государства и права в частности. Начинается процесс отделения научного рационализма от рационализма философского, то есть фактически начинается формирование юриспруденции в том виде, в котором она известна сегодня, частью которой выступает теория государства и права. Зачатки современной юридической науки появляются в Древнем Риме благодаря деятельности жрецов, государственных деятелей и практической работе юристов, каждый из которых внес свой вклад в разработку правил и способов толкования норм права, которые применяются и по сей день. К сожалению, в большинстве своем трактаты, созданные ранее III в. до н.э., фактически не сохранились, а вот более поздние труды, например, Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) позволяют нам говорить о юридизации понятия государства, наделении его публично-правовой сущностью, о понятии юридического лица. Да и в целом консультативная деятельность римских юристов Цельса (II в.), Гая (II в.), Папиниана (II-III вв.), Ульпиана (II-III вв.), поскольку была ориентирована на адаптацию действующих правовых норм к изменяющимся потребностям правового общения, немало тому способствовала. Отдельно необходимо обратить внимание на тот факт, что римские юристы одними из первых стали обращать внимание на обобщение и разрабатывать правовые понятия. Столь высокий уровень теоретических обобщений был достигнут только в классический (постклассический) период Римской истории. Именно на этом этапе начинается формирование категориального аппарата юриспруденции. Римскими юристами в этот период также создаются работы в области правовых отношений, юридических конструкций, нашедшие наиболее общее выражение в Кодексе Юстиниана (VI в.) и воспринятые современной теорией государства и права. В этом отношении древнеримское право является величайшим образцом юридической культуры, который и по сей день определяет характер правовых отношений.

Независимо от того, что было сказано выше, важно обратить внимание на тот факт, что все, что связано с этими великими именами, возникло в разных концах света независимо друг от друга. Именно эти учения заложили основы универсальности, заставили задуматься и начать поиск научной истины.

Средневековье - следующий шаг в становлении научного юридического знания о государстве и праве. Здесь юридическая наука в отличие от предыдущих периодов развития получает некое методологическое основание. Достижения первого этапа - описание отдельных проблем, пути их решения, а также достижения второго - придание юридическому знанию целостности, системности, но при отсутствии отделения научной рациональности (юридического знания) от юридической практики - подчиняются представлениям о Боге как о центре, организующем начало и исток всего сущего. В остальном юридическая наука все так же продолжает накапливать материал по отдельным вопросам для решения практических задач (удовлетворение нужд христианской церкви). Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало мусульманское право, возникшее на основе ислама и способствовавшее распространению и превращению его в одну из мировых религий.

Это стало возможным, в частности, и потому, что значительный вклад в формирование мусульманского права был внесен правовыми доктринами и нормами (фикхами), разрабатываемыми учеными-юристами. В Индии теоретические исследования в этот период сводились, по данным историков, в основном к научным комментариям древнего права драхмашастр. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и общего права. В результате большая часть юридического знания становится прикладной отраслью теологии. Все труды данного периода в современной теории государства и права ложатся в основу теологических концепций. Творчество Августина Аврелия (354-430 гг.) позволяет нам воспринимать в качестве идеала государственно-правовой организации Град Божий. Работы теоцентристского характера Фомы Аквинского (1225-1274) раскрывают природу иерархии законов. В более поздних учениях Средневековья в связи получением новых знаний наблюдается отход от богословских представлений о государстве и праве, авторы демонстрируют возможность существования и других оснований для познания государственно-правовой реальности. Таким автором был, например, Марсилий Падуанский (ок. 1275-1342), идеи которого, конечно, еще не свободны от теоцентризма, но уже мало чем отличаются от идей о государстве и праве представителей классической юриспруденции: народ является носителем суверенитета и устанавливает закон, существует разделение властей и др.

В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально-религиозный характер. Подтверждение тому находим у Илариона в "Слове о Законе и Благодати" (XI в.), в "Повести временных лет" и других произведениях.

В эпоху Возрождения, которая фактически во многих странах стала водоразделом между научным рационализмом и иными формами познания, появляется большое количество работ, которые, независимо от их принадлежности, используются в современной теории государства и права и позволяют увидеть диапазон подходов (от утопического до рационалистического, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского). Все работы данного периода объединяло одно: стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права. Появляются уникальные теоретические труды: "Государь" Н. Макиавелли (1513), "Утопия" Т. Мора (1516), "Шесть книг о государстве" Ж. Бодена (1576), "Город Солнца" Т. Кампанелла (1602), "Политический трактат" Б. Спинозы (1677), "Два трактата о правлении" Дж. Локка(1690) и др., отражающие сложность и противоречивость того времени. Так, Г. Гроций в работе "О праве войны и мира" (1625) пишет о том, что одну форму государства составляет союз права и власти, другую - взаимное отношение тех частей, которые правят, и тех, которыми управляют. Последняя интересует политика, первая - юриста.

В XVI веке появляется ряд работ методологического и систематического характера, охватывающих различные отрасли права, возникает энциклопедия права - прообраз теории права. В 1638 году был издан первый учебник "Универсальная энциклопедия права" Г. Гунниуса. Можно утверждать, что именно с этого момента происходит обособление юридического (научного) знания и начинается становление теории государства и права как учебной дисциплины. На данный момент она еще не имеет своего современного названия, представлена обособленными частями, но уже сейчас перед нами юридическая наука и учебная дисциплина, которая объединяет в себе обобщенное системно изложенное юридическое рациональное знание о государстве и праве.

В Новое время (XVIII - XIX вв.) теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в декларациях и конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как форме государства, естественном праве, неотъемлемых правах человека.

В XVIII веке в Московском университете немецкие юристы Ф.Г. Баузе и И. Пургольд начинают преподавание энциклопедии права. В XIX веке выделяется в качестве самостоятельной дисциплины обобщающая юридическая наука - теория права. Ее появление связывается с изданием книги Дж. Остина "Чтения по юриспруденции" (1832), в которой он, продолжая традиции еще римской юриспруденции, предпринимает попытку сформулировать ряд абстрактных положений, характерных праву вообще, независимо от времени и места его существования и действия.

В XIX веке появляется множество работ отечественных ученых, посвященных энциклопедии права (теории права) - дисциплине, которая в соответствии с требованиями Университетского устава 1835 г. преподавалась на первом курсе юридических факультетов. Содержание этого предмета и его научное значение различными авторами определялись по-разному с учетом требований устава и деления энциклопедии права на две части: энциклопедия юридических и политических наук, история философии права. Так, существовали руководства к законам П.И. Дегая, М.М. Сперанского, Н.Ф. Рождественского, курсы по энциклопедии законоведения К.А. Неволина, Н.Ф. Рождественского, теории права (общей теории права, юридической догматике) А.А. Рождественского, Н.А. Гредескула, М.Н. Капустина, Н.М. Коркунова, В.М. Хвостова, Г.Ф. Шершеневича, юридической энциклопедии (энциклопедии права) Н.С. Суворова, Н.К. Ренненкампфа, Ф.В. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, философии права Н.Н. Алексеева, И.В. Михайловского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др..

Данные авторы закладывают основы критического освещения существующих учений о праве и стремление к синтезу правовых идей. Важно отметить, что в этих работах нередко содержались и некоторые общие положения о государстве, но в основном они упоминались лишь постольку, поскольку это диктовалось потребностью познания права.

В это же время издаются и обобщающие работы по вопросам государства (государственное право, общее учение о государстве). Среди дореволюционных государствоведов могут быть названы Н.Н. Алексеев, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, Б.А. Кистяковский, Ф.Ф. Кокошкин, H.M. Коркунов, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский, Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, Ф.В. Тарановский и др.

Следует понимать, что к началу XX в. был накоплен большой объем материала по общим вопросам государства и права. Российские исследователи всесторонне занимаются изучением данных вопросов в рамках различных методологических оснований. В конечном итоге это приводит к появлению отдельных работ, которые носят название "Теория права и государства". Особо следует отметить "Теорию права и государства в связи с теорией нравственности" Л. Петражицкого (1907), "Общее учение о праве и государстве" И.А. Ильина (1915).

Октябрьская революция 1917 г. внесла свои коррективы в процесс естественного развития общего учения о праве и государстве. Постепенно наука была подчинена и поставлена в услужение политике, было определено единственно верное методологическое начало, в рамках которого можно было воспринимать всю государственно-правовую реальность, - марксистско-ленинская идеология. В первые годы существования советской идеологии еще были допустимы отличные по содержанию представления о природе советского права и государства, подтверждением тому является существование двух конкурирующих теорий права П.И. Стучки и Е.Б. Пашуканиса. После выступления А.Я. Вышинского на тему "Основные задачи науки советского социалистического права" на первом Совещании по вопросам науки советского государства и права (16-19 июля 1938 г.) это уже было недопустимо. Начинает формироваться марксистско-ленинская общая теория государства и права. Как следствие, в 1940 г. появляется учебник по теории государства и права С.А. Голунского и М.С. Строговича, в послевоенное время выходит учебник А.И. Денисова (1948). В это же время начинают формироваться современные научные школы, которые изначально объединяли исследователей, продолжающих, несмотря на публично-политическую строгость, обобщать знания о государстве и праве, создавать новые научные и образовательные концепции.

Бесспорным лидером как по числу исследователей, так и по объему, новизне концепций является московская школа теории государства и права, которая продолжает славные традиции первого университета страны: С.Н. Братусь, А.И. Денисов, С.Ф. Кечекьян, Е.А. Лукашева, О.Э. Лейст, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, B.C. Нерсесянц, Н.В. Витрук, СВ. Поленина, Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко, В.А. Туманов, А.Г. Хабибулин, О.В. Мартышин, Л.А. Морозова. Сохранили и приумножают традиции петербургская школа (Л.С. Явич, Д.И. Луковская, А.В. Поляков, Ю.И. Гревцов), казанская школа (Ю.С. Решетов, А.В. Погодин, Ф.Н. Фаткуллин) теории государства и права. Большой вклад в развитие теории государства и права внесли представители уральской (С.С. Алексеев, И.Я. Дюрягин, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.И. Леушин, А.Ф. Черданцев, А.С. Шабуров), саратовской (М.И. Байтин, Н.И. Матузов, А.В. Малько), нижегородской (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик, В.Б. Романовская) школ. При этом следует помнить, что многие исследователи прошли трудный жизненный путь и, несмотря на тот факт, что они много сделали в первую очередь для развития московской школы, азы знаний, фундаментальные парадигмы и навыки исследовательской деятельности были сформированы в рамках иных научных школ: Д.А. Керимов, П.Е. Недбайло, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Т.В. Кашанина, В.Н. Синюков и др.

В настоящее время теория государства и права строится на основе универсализма и открытости юридической науки. Научные основы не могут быть сведены к какой-либо одной избранной мировоззренческой системе научных взглядов. Их суть - всеобщие достижения мировой культуры, передовые взгляды всей системы гуманитарных и естественных наук.

Непосредственное значение для развития теории государства и права имеют достижения философской мысли (фундаментальные разработки о месте государства в обществе, соотношении права, морали и религии и др.), экономической теории (о роли государства и права в формировании и упорядочении рыночных отношений и др.), социологической и психологической наук (об основах человеческих поступков, эффективности социальных институтов и т.п.), всего комплекса юридических наук, сравнительного правоведения, международно-правовых исследований.

Теория государства и права как целостная обобщающая дисциплина преподается в России, Германии и ряде других стран. В США отсутствие такого учебного курса объясняется существующей там системой прецедентного права, но в некоторых университетах в качестве обобщающей теоретической дисциплины преподается "Естественное право". В других странах отдельно преподаются "Теория права" и "Теория государства" или же общетеоретические правовые вопросы излагаются в одной из конкретных юридических дисциплин.

Теория государства и права как система юридических знаний: проблемы формирования

Первая проблема, относящаяся к формированию теории государства и права как системы юридических знаний, обусловлена структурой дисциплины "Теория государства и права", что применительно к проблемам теории государства и права вызывает сложности с систематизацией материала и не позволяет обеспечить единство его изложения, размывает границы.

Большинство современных изданий по теории государства и права в рамках систематизации материала осуществляют его распределение по двум принципам: выделяя самостоятельные главы, но не определяя критериев для систематизации материала дисциплины. К таким работам можно отнести труды Н.И. Матузова, А.В. Малько, С.Н. Кожевникова, Ф.Б. Мухаметшина, П.В. Анисимова и ряда других представителей теории государства и права; руководствуясь названием дисциплины, то есть выделяют две и более части (как правило, не равноценных по объему и содержанию) в зависимости от используемой научной основы и назначения дисциплины. Подробнее остановимся на второй группе авторов, чьи работы предлагают начинающему исследователю возможность ознакомиться с логикой построения (раскрытия) материала.

Одна из самых простых структур предложена проф. А.Н. Соколовым, который предлагает рассматривать теорию государства и права как дисциплину, включающую три самостоятельных раздела: введение в теорию государства и права, теорию права, теорию государства. Заметим, что, несмотря на название дисциплины, автор придерживается позиции, когда теория права определяет содержание (предшествует) теории государства.

Материал представлен более упорядоченно в работах, например, В.Д. Перевалова, Л.А. Морозовой, А.С. Шабурова, которые предлагают выделять в курсе теории государства и права четыре самостоятельные части: введение в теорию государства и права, теория государства, теория права, а также раздел, посвященный взаимодействию государства и права. При этом, если убрать ряд специальных положений, без ущерба качеству данные работы могут именоваться работами по общей теории государства и права. Несколько в ином порядке и с учетом ведомственной специфики теорию государства и права представляют А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарев, которые ко всему прочему добавляют раздел, посвященный месту государства и права в механизме обеспечения личных и общественных интересов. Особое внимание следует уделить работе А.С. Шабурова, который продолжает традиции, заложенные С.С. Алексеевым, и помимо всего прочего предлагает начинающему исследователю проследить и за внутренней логикой изложения материала внутри отдельно взятой части. Так, он предлагает вести речь в рамках теории государства о таких ее элементах (характеристиках): генезис и сущность государства, институционально-функциональная характеристика государства, типологическая характеристика государства.

Отдельно необходимо остановиться на структуре, предлагаемой проф. В.М. Сырых, и тех авторах, которые придерживаются заложенных им традиций, а также пытаются их развить. Так, в подготовленных им изданиях выделены следующие части: теория государства, правовое регулирование, механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, государство, право, личность и общество, учение о сущности и природе права, теория государства и права как наука и учебная дисциплина. При этом, если обратиться непосредственно к тексту работ, он выделяет в структуре теории государства и права шесть основных направлений: проблемы внутренней организации права, проблемы внутренней организации государства, общие проблемы истории государства и права, проблемы путей и способов познания государства и права, проблемы функционирования и развития юридической науки, проблемы использования юридической техники, законодательной стилистики, методов толкования права в деятельности органов и учреждений государства. Призывая и говоря об одном, он сам фактически поступает по-другому. При всем сказанном как первая, так и вторая предложенные им структуры весьма оригинальны и вполне вписываются в исторические процессы, логику формирования теории государства и права.

Намного дальше в своих экспериментах со структурой пошел проф. В.П. Малахов. По предложению возглавляемой им кафедры для вузов системы МВД России была разработана структурно-логическая схема преподавания теории государства и права, состоящая их двух частей: введение в теорию государства и права, общая теория государства и права. Проблема не в наименовании частей, их количестве и объеме, а в содержании. Так, в первой части он предлагает рассматривать вопросы о понятии государства, государстве и его механизме, форме государства, а во второй - об историко-методологических основах теории государства и права, происхождении государства и права, типологии государства и права, основных концепциях сущности государства, направлениях деятельности и функциях государства, о государстве в политической системе. Автор ведет речь об энциклопедии государства и права и философии государства и права. Именно с этим связана и вторая проблема: отсутствие единства терминологии теории государства и права; несмотря на достаточно долгую историю, добиться данного единства при том многообразии подходов в принципе невозможно. Любое познание мира, в том числе и научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной "сеткой" категорий, которые фиксируют определенный способ членения мира и синтеза его объектов.

Теория государства и права имеет вековые традиции ее изучения и преподавания. Наверное, уже следует определиться с общими границами направлений исследования и не подменять одни термины другими. В этом плане с учетом исторических традиций интересна и отчасти востребована в образовательном процессе позиция С.С. Алексеева. Он полагает, что теория государства и права имеет два подраздела: общая теория государства и общая теория права. Эти два подраздела также имеют внутреннюю структуру. Например, общая теория права состоит из трех частей: философия права, социология права, специально-юридическая теория (общая позитивная теория права).

Важно понимать, что деление теории государства и права на части имеет объективный характер, определяемый предметом науки. Следовательно, предмет является основой для определения и познания теории государства и права, именно его интерпретация и восприятие определяют качество исследования государственно-правовой действительности.

Третья проблема, относящаяся к формированию теории государства и права как системы юридических знаний, имеет исторические корни и связана с результатом исследовательской, образовательной деятельности, то есть с научной картиной мира, и возможностью реализации (воплощения) данного результата в жизнь.

Если вспомним, что следует понимать под наукой, то поймем суть данной проблемы. Классическая наука гласит, что это процесс добывания истинного знания, то есть результат - истина. Представители классической науки считали, что возможно получить абсолютно точную картину объективной реальности. Теория государства и права на данном этапе представляет собой зеркальное отображение государственно-правовой реальности. Важно, что исследователи верили в возможность достижения абсолютной истины.

В период неклассической науки ее представители понимают ограниченность возможностей познания государственно-правовой реальности. Постепенно приходит понимание того, что знание может быть только относительно истинным, оно постоянно уточняется и дополняется. Даже допускается возможность одновременного существования нескольких относительно истинных теорий.

В постнеклассический период развития научного знания представители теории государства и права уже не могут однозначно говорить о сущности явлений и процессов государственно-правовой действительности. Они вынуждены с учетом как субъективных, так и объективных факторов предлагать различные сценарии развития событий. На первый план выходит юридическая синергетика - интегративная юриспруденция. Здесь приходит понимание того, что к некоторым суждениям понятие истинности вообще не применимо.

В современных условиях, когда теория государства и права только освобождается от марксистского фундаментализма, постепенно утрачивая возможность объяснения государственно-правовой действительности производственными отношениями, сознание большинства исследователей не успевает за изменяющимися потребностями, государственно-правовой реальностью.

Следовательно, происходит создание новых концепций. Сегодня важно понять, что юридическая наука, представляя собой предметное и объективное исследование государственно-правовой реальности, не исключает личностных начал и ценностных ориентации исследователя, которые существенным образом влияют на процесс научного познания и его результат. Главное, как пишет B.C. Степин в работе "Философия науки и техника", чтобы имела место "обобщенная характеристика предмета исследования:

  1. фундаментальный объект, из которого полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;
  2. типология изучаемых объектов;
  3. общие закономерности их взаимодействия;
  4. пространственно-временная структура реальности".

И тогда с учетом принципов познания предмета теории государства и права (объективности в рамках взаимообусловленности объекта и субъекта познания; историзма; плюрализма; фундаментальности; универсализма, выраженного в междисциплинарном синтезе) станет возможным построение эффективных реальных моделей правовых отношений.

Единственное уточнение, или очередная, четвертая проблема, - это возможности дисциплины в процессе воплощения достижений теоретиков государства и права в жизнь.

Исходя из характера полученных знаний, их содержания и значимости для процесса познания и практики, принято выделять два уровня научных знаний: эмпирический и теоретический.

В процессе формирования предмета теории государства и права эмпирическое знание используется для иллюстрации каких-то теоретических положений либо создания общих выводов, имеющих теоретический характер, тем самым обеспечивается связь теории и практики. Следовательно, для теории государства и права не имеет особого значения то, какие именно специфические черты характерны для конкретного государства, для нее важны принципиальные закономерности, присущие государству как явлению цивилизации и культуры. В то же время конкретные особенности отдельно взятого государства интересны для теории государства и права в том плане, что в них исследователь-теоретик может и обязан увидеть проявление основных черт и закономерностей, присущих государству в целом. Теоретическое знание, совокупность мыслительных операций, направленных на выявление природы, сущности, свойств, содержания, назначения, функций, связей этого предмета с другими явлениями и процессами, иных характеристик интересующего предмета познания с помощью использования специфических познавательных способов и средств для такого мысленного проникновения в этот предмет, - это и есть теория государства и права. Требуется лишь одно уточнение: в качестве предмета выступают государство и право как явления цивилизации и культуры. Таким образом, теория государства и права, как и любое теоретическое познание, использует ранее полученное теоретическое и эмпирическое знание, которое подвергает конструктивно критическому осмыслению и создает новое обобщенное, абстрактное знание, которое используют другие науки о государстве и праве в качестве фундамента для создания своего предмета. А вот насколько оно востребовано и реализуемо - это вопрос.

В конечном итоге учет данных проблем и соответствующее понимание природы формирования содержания дисциплины обеспечит: качественное изучение и поиск ответов на основные вопросы, связанные с познанием явлений, содержанием процессов, происходящих в государственно-правовой действительности, то есть единство взглядов по основным вопросам государственно-правового строительства; должную методологическую основу для познания других отраслей юридического знания; повышение уровня правосознания и правовой культуры, будет способствовать воспитанию уважения к праву, закону; уяснение основных тенденций и открытие новых явления, имеющих место в современной государственно-правовой действительности, закономерностей их развития в дальнейшем; выработку политико-правовых идей по совершенствованию действующего законодательства, улучшению работы институтов публичной власти, а также подготовку различного рода рекомендаций в целях повышения эффективности их практической реализации.

Только в случае осознания и принятия данных возможностей теория государства и права сможет выполнить возложенные на нее задачи, достичь тех целей, ради которых она выделилась из всего массива юридических знаний и стала самостоятельной вводной, фундаментальной, методологической юридической дисциплиной.

Подведем итог.

Во-первых, теория государства и права имеет не одно, а как минимум два основных значения, которые необходимо разграничивать для правильного понимания и использования. Независимо от названия теория права и государства концентрирует в себе наиболее существенные достижения научно-теоретической мысли о праве и государстве, все теоретически наиболее значимое в совокупном знании о праве и государстве.

Во-вторых, современная теория государства и права строится на основе универсализма и открытости юридической науки. Научные основы не могут быть сведены к какой-либо одной избранной мировоззренческой системе. Их суть - всеобщие достижения мировой культуры, передовые взгляды всей системы гуманитарных и естественных наук.

В-третьих, деление теории государства и права на части, несмотря на субъективизм, присущий большинству работ, сохраняет объективный характер, определяемый предметом науки. Его интерпретация влияет на качество исследований государственно-правовой действительности и ее восприятие, теоретико-правовую картину мира.