Общая теория государства и права (Наумов С.Ю., 2018)

Право и правовая система

Общая характеристика научных подходов к пониманию права

Право - это сложный социальный феномен, над природой которого задумывались многие мыслители прошлого. Происхождение и сущность права могут быть объяснены с различных позиций.

В истории человеческой мысли наиболее популярными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы. Теория естественного права получила наивысшее развитие в эпоху Нового времени. Существенный вклад в ее формирование внесли Гуго Гроций, Томас Гоббс и другие мыслители XVII-XVIII вв.

Основные идеи этой теории закреплены в Декларации независимости США (1776 г.), а затем и в действующей Конституции США (1789 г.), а также в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.). Сегодня естественно-правовые воззрения широко распространены во многих странах мира.

В рамках данной доктрины различаются право и закон. Право естественное, высшее, подлинное выводится из разумной природы человека, из свободы его воли, цивилизованного способа существования. Позитивный закон принимается государством.

Действующее в государстве законодательство должно соответствовать требованиям естественного права. Естественное (неписаное) право выступает критерием права позитивного.

Ядро естественного права составляют идеи справедливости, добра, господства разума, неотчуждаемости прав и свобод человека. Они должны быть положены в основу существования общества и государства. Причем права и свободы не дарованы человеку законодателем, а принадлежат ему от рождения (он есть «мера всех вещей»). Таким образом, теория естественного права отождествляет мораль и право.

Историческая школа права рассматривает право с позиций развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни, каждого народа в виде обычаев, закрепленных затем в законе. Она сложилась в Германии в начале ХIХ в. (К. Савиньи, Г. Пухта, Г. Гуго). Школа возникла в противовес естественно-правовой теории, ее основоположники утверждали, что право - историческое явление, оно развивается постепенно, возникает спонтанно, подобно тому как появляется язык.

Право, с позиций этой школы, вырастает из обычаев (исторически сложившихся правил поведения) и отражает национальный, народный дух общества (такое право называют обычным правом). Законы производны от права обычного.

Законодатель в процессе правотворчества должен ориентироваться на традиции, культуру народа. Искусственно сконструированная правовая система, если она не отражает ценности менталитета данного общества, не приживется в общественном сознании и поведении.

Согласно теологической теории права человека, как и он сам, имеют божественное начало. В этой теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХII-XIII вв.), утверждается о существовании высшего, божественного закона, который и составляет основу действующего права.

Юридический позитивизм наиболее логически завершенную форму получил в ХХ в. Данная концепция основана на признании лишь позитивного права, выраженного в виде юридических норм (отрицается существование естественного права).

Предметом изучения права должны быть не абстрактные принципы добра и справедливости, а реально существующие акты, изданные органами государства. Право в рассматриваемой теории сводится исключительно к совокупности юридических норм, «агрегату правил, установленных политическим руководством или сувереном» (Дж. Остин).

Наиболее распространенным проявлением буржуазного позитивизма является нормативистская теория Г. Кельзена. Кельзен и его сторонники утверждали, что право находится в сфере должного, а не сущего. Согласно Г. Кельзену право необходимо изучать в чистом виде, вне связи с политикой, культурой, экономикой. Идеи Кельзена оформились в теорию чистого права.

Сила права зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право возвышается над обществом в виде пирамиды, где на самом верху находится суверенная, главная норма, принятая законодателем. Все другие нормы черпают свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую ступень пирамиды. Причем эти нормы являются продуктом государственного произвола, а не неизбежным следствием социально-экономического и политического состояния общества.

Психологическая школа права нашла выражение в трудах Л. Петражицкого, А. Росса, М. Рейснера. В соответствии с идеями этой школы право выводится из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиции, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственноправовых институтов как отражение психики индивида. Ярким представителем данной теории является Л.И. Петражицкий, изложивший основные идеи в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Основной смысл концепции ученого состоит в делении права на два вида: позитивное (официально действующее в государстве) и интуитивное (возникающее в индивидуальном или общественном сознании). Интуитивное право в отличие от позитивного является подлинным регулятором общественных отношений.

Интуитивное право - это эмоции, которые служат главным побудительным («моторным») элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Л. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Л. Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело - правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица». Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно-обязывающий) характер.

Л. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, а также то, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация (нравственное чувство долга) уступает активной этической мотивации (сознанию права на что-либо).

Появление права предшествует появлению государства.

Социологическая теория права (Е. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский) требует подходить к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни. Согласно этой теории, в жизни складывается так называемое живое право. Если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению. В результате этого правоприменительная практика обретает нормотворческий характер.

Представители социологической школы называли позитивное право «мертвым», «книжным» правом. В противовес ему они ставили «живое» право, «право в действии».

Социологический подход концептуально формируется тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестают удовлетворять значительную часть общества. В новых условиях развития капитализма суды под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. В результате и появился тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

В России после Октябрьской революции на почве критики старых законов также пропагандировался социологический подход. Так, П.И. Стучка объявил новые общественные связи самим правом. Однако вскоре от такого подхода отошли, так как стало появляться позитивное право Советского государства, которое следовало выполнять.

Марксизм-ленинизм понимает под правом прежде всего возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется в конечном счете материальными условиями его существования. Право возникает вместе с государством и вместе с государством отмирает. В советской юридической науке возникновение права непосредственно объяснялось классовым фактором - тем, что право потребовалось в качестве орудия в руках всесильного государства для обеспечения политической диктатуры господствующего класса. Таким образом, государство выступает не просто как охранитель права, гарант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. Сложился своеобразный стереотип в пользу примата государства.

Между тем, как считают некоторые ведущие ученые-теоретики (А.Б. Венгеров, С.С. Алексеев), разложение родовой организации, происходившее под воздействием экономики и, в свою очередь, приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государства. Именно потребность закрепить, сделать незыблемой собственность, создать беспрепятственное распоряжение ею, необходимость обеспечить устойчивые экономические связи явились исходным источником многих важнейших средств юридической формы общественного регулирования. Новые правила поведения уже не могут обеспечиваться только добровольным исполнением, для их соблюдения требуется специальная принудительная сила, которую дает государство. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика - право - государство.

В предыдущие десятилетия марксистское учение подвергалось суровой критике со стороны отечественных ученых. Действительно, многие марксистские постулаты оказались на деле утопическими, ошибочными, значительная их часть устарела, некоторые превратились в догму, но сегодня пришло осознание того, что «есть в марксизме суждения и выводы, сохранившие свое значение и для наших дней. Поэтому отвергать их с “порога” так же глупо, как и слепо исповедовать».

Исследование сущности права представляет собой сложный мыслительный процесс. Основываясь на различных философских мировоззренческих принципах, каждую из вышеперечисленных школ права можно условно интегрировать в отдельные подсистемы. Так, материалистическому типу правопознания соответствует марксистская теория права. В рамках идеалистических мировоззренческих принципов выделяют такие типы правопознания, как естественно-правовой и позитивистский типы, которые, в свою очередь, включают несколько направлений.

В рамках позитивистского типа, например, сложились отличные друг от друга теории права: нормативизм, психологическая и социологическая теории права, историческая концепции права, каждая из которых имеет свои особенности, свои достоинства и слабые стороны.

В современной российской юридической науке принято в основном выделять социологический, нормативный, философский и интегративный подходы.

Социологический подход имеет ряд преимуществ, которые играют важную роль для научной и правотворческой деятельности. В частности, изучение реального действия права, анализ его эффективности могут способствовать созданию наиболее адекватных средств правового регулирования. Существенное значение придается исследованию правоприменительной практики, деятельности властных субъектов, свободе судейского усмотрения, поскольку под правом в данном случае понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Формулируют такое «живое право» прежде всего судьи. Они наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества. И тем не менее право - это не сама деятельность (при таком подходе право становится «размытым», неопределенным). Право - это то, что регулирует эту деятельность, упорядочивает поведение людей.

В современных работах отмечается, что нормативный подход четче других характеризует такое свойство права, как общеобязательная нормативность, обеспечивает определенность правоприменительной практики, фиксированность мер государственного принуждения, укрепления законности и правопорядка.

На нем зиждется теоретический фундамент подготовки юридических кадров. Вместе с тем неполный учет содержательных аспектов права является недостатком нормативного подхода.

Философский (естественно-правовой, нравственный) подход к праву, различающий право и закон, обладает большим демократическим потенциалом, показывает, каким право должно быть. Наряду с высшим, естественным правом, отражающим нравственные идеалы, существует право, закрепленное в законодательстве. Они могут не совпадать, но позитивное право должно стремиться к утверждению моральных принципов свободы, равенства, справедливости. Данный подход имеет важное значение для науки и законодателя, который, как известно, должен не произвольно конструировать законы, а открывать правовую природу вещей, «ибо право развертывается на разных уровнях бытия, оно намного сложнее и масштабнее, чем можно себе представить, исходя из его определения как совокупности норм».

Трудно переоценить роль данного подхода в деле правового воспитания. Однако оценочный характер категорий свободы, равенства и справедливости при всей их значимости, как отмечают отдельные ученые (М.И. Байтин) не могут заменить властного нормативного регулятора и служить критерием правомерного и противоправного поведения.

Интегративный (синтетический) подход к праву объединяет все три вышеназванных подхода. Современные российские ученые-теоретики права (А.В. Поляков, Г.В. Мальцев и др.), представители зарубежного правоведения (Г.Дж. Берман, Г. Джонс, Л. Фридмэн и др.), определяя данный сложный феномен, стремятся показать его многогранный характер.

Каждая из перечисленных школ и подходов имеет право на существование. Сегодня борьба между ними, противостояние уходит в прошлое. «Ни одна теория не может претендовать на исключительность, фетишизироваться и обожествляться как единственно возможная и пригодная для всех времен и народов. Богатство идей, доктрин, мировоззрений, включая новейшие, - продукт духовного прогресса человечества и оно вправе использовать весь этот ценнейший капитал».

Многоаспектность феномена права обусловливает многовариантность подходов к его исследованию. Существующие в правоведении концепции права взаимодополняются и взаимообогащаются, в своей совокупности дают многомерное представление об этом важнейшем явлении цивилизации и культуры.

Понятие, признаки и сущность права

Что же такое право? Для ответа на этот вопрос представляется необходимым выделить основные, наиболее общие признаки права. К ним относятся:

1. Нормативность. Данный признак означает, что право состоит из юридических норм, т.е. общеобязательных правил поведения. Нормативность права позволяет выработать равные критерии поведения всех участников общественных отношений.

Другие социальные регуляторы (например, мораль) также носят нормативный характер, но нормативность права - особая. Юридические нормы определяют права и обязанности субъектов общественных отношений, меры юридической ответственности.

2. Системность. Норма права - это элемент, «клеточка» права вообще. Нормы образуют систему, т.е. совокупную связь. Отличаясь друг от друга, нормы права самим своим различием указывают на единство. Даже в рамках одной и той же отрасли (гражданском, административном, уголовном и другом праве) неизбежно некоторое различие между нормами. Вместе с тем есть нечто общее, что лежит в их основе и выражением чего они являются. Это общее заключается в том, что право носит волевой характер - оно является воплощением государственной воли.

3. Волевой признак права. Право представляет собой проявление человеческого сознания и воли. Общая воля может быть общенародной или волей господствующего класса. Господствующая в обществе воля выражается в различных формах (например, через печать, через выступления руководящих деятелей общества по радио, телевидению, в произведениях искусства и т.д.), но она становится признаком права только тогда, когда проходит через государство и приобретает государственный характер.

4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что общие правила, которые признаются государством правовыми, имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти. Нормы права охраняются государственным принуждением. Иными словами, к нарушителям требований права могут применяться различные меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). В этом одно из важнейших отличий права от других социальных регуляторов.

5. Формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме: законах, юридических прецедентах, иных признаваемых государством источниках. Это позволяет достаточно точно, в деталях, в частностях установить требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно регламентировать возможные или требуемые варианты поведения людей. Формализм (не путать с бюрократизмом, формальным отношением к делу) составляет особую ценность права, поскольку он защищает этот важный регулятор общественных отношений от произвольного изменения и направлен на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

6. Общеобязательность. Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства.

Другие социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций и других коллективов людей.

На основании перечисленных признаков можно дать следующее краткое определение права. Право - это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, санкционированных и охраняемых государством, выражающих меру свободы и ответственности личности, направленных на регулирование общественных отношений.

Юридическая наука различает право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле (объективное право) - это совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм. Нормативные предписания «объективизированы», т.е. выражены в виде определенных правил. Что касается права в субъективном смысле (субъективное право), то оно выражает возможность субъекта действовать по своему усмотрению. Субъективное право - это право на чтолибо. Например, собственник жилого дома имеет право на владение, пользование и распоряжение этим домом; лица, имеющие льготы по налогам, - на получение этих льгот.

Как справедливо отмечает Н.И. Матузов, несомненно, лучше было бы обозначать два разных понятия права различными терминами. В некоторых иностранных языках (например, в английском - law, right) это так и есть. В других же языках, в том числе и в русском, указанные правовые явления выражаются одним термином (во французском - droit, в итальянском - diritto, в немецком - Recht), что обязывает в каждом конкретном случае уточнять, в каком смысле употреблен термин «право».

Между этими двумя понятиями существует тесная взаимосвязь. Субъективное право, так же как и юридическая обязанность, возникает на основе норм объективного права. Например, субъективное право на частную собственность у гражданина возникает в силу того, что такая льгота предусмотрена в нормах

Конституции, текущего законодательства.

Спорным и в то же время малоисследованным является вопрос о сущности права. Под сущностью того или иного явления, процесса вообще принято понимать самое основное в содержании предмета. Сущность права современные отечественные ученые-теоретики рассматривают с социальной и юридической точек зрения (В.В. Лазарев). Социальная сущность видится в обеспечении, разграничении и согласовании жизненных интересов; определении и официальном выражении государственной воли.

Право в обозначенном аспекте имеет двоякую противоречивую сущность: оно выступает в качестве инструмента выражения как классовых, так и общесоциальных интересов. При этом соотношение классового и общечеловеческого в сущности права претерпевает значительную эволюцию в процессе исторического развития. В обществе с ярко выраженными классовыми антагонизмами на первый план выступает классовое содержание права.

В современном постиндустриальном обществе с весьма сложной социальной структурой более отчетливо обнаруживается общесоциальное назначение данного важнейшего регулятора общественных отношений. Право все больше выступает инструментом компромисса и механизмом координации различных социальных интересов.

Юридическая сущность права проявляется в его назначении - упорядочивать поведение людей, регулировать общественные отношения.

Социальная и юридическая сущность права выражается в его функциях.

Функции права

Раскрывая понятия функций права, следует обратить внимание на соотношение таких категорий, как «цели», «задачи», «функции».

Цель в самом общем виде - это тот конечный результат, к которому стремятся.

Задача - это то, что требует разрешения на данном этапе. Задачи не могут решаться без функций. Последние являются порождением задач.

В правовой науке под функциями права принято понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Следует различать понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права в обществе.

Правовое регулирование - осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, индивидуальных предписаний) регламентация правовых отношений. Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Все функции права составляют единую систему. Они взаимоопределяемы и взаимопроникаемы. Часто разные функции решают одну общую задачу52.

В юридической литературе принято выделять социальные функции, которые в зависимости от сферы воздействия права подразделяются на экономическую, политическую и духовную, и специально-юридические.

Специально-юридические функции - это направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права. В данной плоскости различаются регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на то, чтобы обеспечить надлежащую организацию общественных отношений. Принято разделять регулятивную функцию на две составляющие: регулятивную динамическую и регулятивную статическую (С.С. Алексеев). Различие между этими функциями связано с состоянием (статическим и динамическим) регулируемых общественных отношений, что непосредственно отражается на технико-юридическом содержании права. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного права, гражданского, трудового, опосредующих хозяйственные процессы в экономике. Регулятивная статическая функция способствует закреплению тех или иных статусов в обществе, подчеркивает неизменность социальноправовых ценностей. Она отчетливо выражена в таких институтах, как институт политических прав и обязанностей, народовластия, основ конституционного строя Российской Федерации и др.

Охранительная функция - направление правового воздействия, нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность, а также на вытеснение и ликвидацию отношений, вредных для государства и для его граждан.

С помощью данной функции устанавливаются и реализуются различные виды юридической ответственности: гражданской, уголовной, дисциплинарной, административной.

В литературе обосновывается и другая более разветвленная классификация функций права (М.И. Байтин): основные общеправовые функции (регулятивно-статическая, регулятивно-динамическая, регулятивно-охранительная); воспитательная; производные от основных общие функции права (экономическая, политическая, социально-культурная); производные от основных отраслевые функции права (они присущи каждой отдельной отрасли права); производные от основных и отраслевых функции правовых институтов (функции института усыновления); производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов функции отдельных правовых норм (например, учредительная в конституционном праве, компенсационная в гражданском, трудовом, экологическом праве и другие).

К неосновным функциям права относят компенсационную, восстановительную и ограничительную функции права.

Вопрос о функциях права остается дискуссионным и недостаточно разработанным в юридической науке. Эта тема по-прежнему ждет своего часа.

Принципы права

При характеристике права большое значение имеет исследование не только его функций, но и принципов.

Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность.

В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, исходное, отправное положение.

Принципы - объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества, государства. В этом их социальная обусловленность, зависимость от реальных жизненных условий.

Принципы права не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества.

Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение и функционирование.

Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности.

Одной из дискуссионных проблем, имеющих не только теоретическое, но и важное практическое значение, является ответ на вопрос, имеют ли принципы права самостоятельное регулирующее значение или они действуют только вместе с конкретными нормами права. Юридическая практика идет по первому пути.

Так, в основу решений Конституционного Суда РФ не раз были положены принципы, содержащиеся в Преамбуле Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ признает непосредственное действие принципов права в случаях решения дела по аналогии.

По мнению таких ученых, как В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.Х. Саидов, так должно быть и в других отраслях, за исключением только тех случаев, когда речь идет о признании тех или иных действий преступлением или административным правонарушением53.

Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Для теории государства и права наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения.

Принцип социальной справедливости. Понятия права и справедливости имеют одну и ту же этимологию: от «правый», «праведный». С этих позиций правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости.

Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, уголовное, предпринимательское - призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения.

Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как «справедливое равенство» и «справедливое неравенство».

Рассматриваемый принцип имеет особое значение в распределительных отношениях. Странам с развитым рыночным хозяйством понадобилось много времени, чтобы признать тот факт, что распределение доходов, справедливое с точки зрения законов свободного рынка, явно несправедливо в общечеловеческом смысле.

Рынок признает только один критерий, по которому доход трактуется как справедливый: он должен соответствовать эффекту от вложения факторов производства (труда, земли, недвижимости).

Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие тех, кто потерпел в ней неудачу. А как быть людям, у которых нет никаких факторов производства, - старикам, детям, безработным? В условиях частной собственности всегда будет существовать группа людей, нуждающихся в защите и остро ощущающих несоответствие между формальным правовым статусом и фактическим. Цель государства, именующего себя социальным, как раз и состоит в выравнивании такой несправедливости путем выплаты различных пособий, дотаций.

Справедливость имеет парную категорию «несправедливость». Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. Законодатель, предпочитающий сейчас развитие рыночных отношений, должен создать эффективный механизм устранения причин, снижающих социально-экономическую гарантированность юридического статуса личности.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство - более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.

Долгое время общественное сознание формировалось на идеалах равенства, гуманизма, справедливости, зачастую гипертрофированных, иллюзорных. Сегодня многие понимают, что, как это ни парадоксально, в социально-экономической сфере идеал равенства неминуемо приводит к несвободе, росту ограничений.

Постепенно приходит осознание: мало социальной справедливости в том, что все более или менее бедны, значит, надо разбогатеть всем - и людям, и государству. Сделать это можно только создав эффективный экономический механизм.

Отсюда государством должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия), а равенство всех перед законом и судом, создание равных стартовых условий. Данное положение закреплено в российской Конституции (ст. 19). Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. На этот момент обращал внимание еще Гегель, утверждая, что права и обязанности «соединены в одном и том же отношении, коррелятивны прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы».

Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. Основной Закон Российской Федерации закрепил естественное право каждого человека на жизнь. Это означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Вместе с тем в России, как и в ряде других стран, узаконена смертная казнь (п. 2. ст. 20 Конституции РФ). По этому поводу уже давно ведется дискуссия в печати и среди ученых - юристов и практиков. Большинство признают, что эта мера наказания входит в противоречие с принципом гуманизма. Но здесь необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, смертная казнь - это исключительная мера наказания. В тексте Конституции говорится о смертной казни за особо тяжкие преступления против жизни. Она применяется только тогда, когда лицо, совершившее преступление, представляет исключительную опасность для общества. Во-вторых, в соответствующих статьях УК эта мера предусматривается как альтернативная наряду с лишением свободы.

Кроме того, обвиняемый в преступлении, наказанием за которое может быть смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Согласно ст. 89 п. «в» Конституции Президент РФ осуществляет помилование. При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно. И самое главное: смертная казнь согласно Конституции Российской Федерации считается временной мерой наказания, действующей в ограниченный срок вплоть до отмены. В настоящее время применение смертной казни в России приостановлено.

Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к лицам, грубо поправшим закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, охраняя общественные отношения, как раз тому и способствует. Не случайно символикой правосудия выступает щит и меч: щит защищает добро, меч карает зло.

Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве (здесь он наиболее рельефно проявляет себя), он пронизывает все отрасли права - административное, трудовое, гражданское и др.

Сочетание убеждения и принуждения в праве - важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства заключается в установлении разумного их сочетания. Так, правильное решение вопроса об их соотношении приобретает особое значение в современной России в период перехода от тоталитаризма к демократии.

Основным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием норм, граждане убеждаются в их целесообразности.

К важным формам убеждения относится также правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия. Вместе с тем любое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

Как и убеждение, принуждение имеет различные формы, методы и степень проявления. В демократическом обществе государственное принуждение имеет свои особенности. Во-первых, как уже отмечалось, оно является не главным, а второстепенным, применяемым после убеждения методом государственного управления. Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это исключает произвол.

В Конституции Российской Федерации (ст. 21) говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Существуют определенные правовые гарантии данной нормы. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания. Следовательно, оно включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Принуждение - сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу.

Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Перечисленные общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Они свойственны всей системе права, всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли они проявляются поразному, в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предмета и методов регулирования.

Отраслевые принципы выражают содержание отдельных отраслей права: принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, принцип равенства супругов в семейном праве и др.

Межотраслевые принципы - такие руководящие начала, которые определяют характер нескольких отраслей: принцип состязательности, материальной ответственности, диспозитивности, неотвратимости наказания.

Приведенная классификация принципов права не является исчерпывающей. Так, исходя из концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права, М.И. Байтин подразделяет принципы на морально-этические (нравственные) и организационные. К нравственным, морально-этическим принципам ученый относит свободу, равенство, право на жизнь, право на частную и другие формы собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семью, народ как источник власти, человек как высшую ценность, охрану прав человека как обязанность государства; к организационным - федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирования и ограничения в праве.

Концепция правового государства дает возможность, по мнению В.Н. Ведяхина, обосновать выделение социально-политических (законодательное обеспечение основ рыночной экономики, демократизм, разделение властей, федерализм) и собственноправовых принципов права.

Выделяют также принципы права в зависимости от характера, типа и сферы правового регулирования.

Типология права. Правовые системы и правовые семьи

К вопросу о типах права существуют различные подходы. При этом за основу классификации правовых систем берутся самые разные факторы: этнические, идеологические, экономические, религиозные, географические и др.

Долгое время в отечественной теории государства и права преобладал традиционный формационный подход к типологии права, базирующийся на категории «общественно-экономическая формация». Эту категорию разработал и ввел в научный оборот К. Маркс. Вся история общества рассматривается марксизмом как процесс смены одной общественно-экономической формации другой. Общественно-экономическая формация - это общества, формируемые тем или иным способом производства, типом производственных отношений (базисом) и совокупностью идеологических отношений (надстройкой). К надстройке относятся различные формы общественного сознания и соответствующие им учреждения (государство, право, семья, собственность).

Каждому базису соответствует свой тип государства и права. Так, рабовладельческой формации свойственны рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный и т.д.

Таким образом, традиционная формационная типология права выделяет четыре типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Данный подход имеет как достоинства (четкое деление общества на формации, а государства и права на типы), так и недостатки. К недостаткам формационного подхода в современной юридической литературе относят следующие: неадекватность пятичленной формационной схематики; ошибочность универсализации во всемирном масштабе рабовладельческого, феодального и социалистического типов права; ошибочность апологетики социалистического права как высшего исторического типа.

Формационная типология права явно недостаточна, чтобы учесть многообразие правовых систем современности. Она не позволяет в должной мере отразить культурно-национальную специфику права.

В отличие от формационной теории, цивилизационный подход к типологии государства и права исходит из того, что основными факторами, определяющими развитие государственности, являются характер идеологии, уровень культуры, духовности народа, его традиции, национальный характер, менталитет, географическая среда и т.д.

Так, например, в фундаментальном труде «Постижение истории» (М.: Прогресс, 1991) известный английский историк и философ Арнольд Тойнби обосновывает положение о том, что культурный элемент представляет собой «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации». В сравнении с ним, считает автор, экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными.

Однако игнорирование социально-экономической природы права ведет к одностороннему восприятию данного социального феномена. В этой связи представляется верной точка зрения, согласно которой адекватная типология государства и права предполагает сочетание формационного и цивилизационного подходов. При этом наиболее выпукло двойственно-противоречивый, цивилизационно-формационный характер социальной системы проявляется в политической надстройке: «с одной стороны, она есть “концентрированное выражение экономики” (материальных интересов), а с другой - в ней заключена жизненно важная для социума функция управления делами общества, за которой скрывается один из главных механизмов поддержания его целостности».

Раскрывая сущность и показывая различие вышеназванных подходов, мы оперируем понятием «правовая система», которое относительно недавно вошло в научный обиход. В последнее время особое внимание ученые-правоведы уделяют этой категории курса, отражающей всю правовую организацию общества.

В отечественной науке под правовой системой принято понимать совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения.

Как уже было сказано, правовая система представляет собой предельно широкую категорию. Она включает в себя право (как ядро и нормативную основу), правотворчество, правосудие, юридическую практику, юридические акты, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратуру, адвокатуру), законность, ответственность, правосознание и др.

В юридической типологии имеет значение не только категория «правовая система», но и тесно связанные с ней понятия: «национальная правовая система», «правовая семья», «группы правовых систем».

Национально-правовая система предполагает право, юридическую практику и правовую идеологию отдельного государства.

Под правовой семьей понимается совокупность национально-правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Принято выделять следующие правовые семьи:

- англо-саксонское (общее) право - прецедентное право Великобритании, США. Характеризуется следующими чертами: незначительное влияние римского права; отсутствует кодификация; приоритет процессуального права над материальным. Доминирующее значение среди источников права имеет юридическая практика и прецедент. Англия является родиной юридического прецедента (период становления - Х-ХIII вв.). Юридический прецедент (судебный и административный) - это судебные решения, юридическую суть, логически-юридические принципы которых суды обязаны применять при рассмотрении аналогичных жизненных проблем. В силу особенностей развития этой страны (в частности, наличие развитой судебной практики) Вестминстерские суды закрепляли в протоколах идеи, принципы, которые впоследствии становились образцами для решения аналогичных юридических дел.

Прецедент, как форма права, получил распространение также в США, Ирландии, Канаде, Новой Зеландии;

- романо-германское (континентальное) право формировалось под влиянием римского права. Первое место среди источников права здесь занимает закон (вторичным источником является судебный прецедент, в некоторых странах данной семьи - Испания, Щвейцария - он законодательно закреплен); основным видом систематизации выступает кодекс; имеет доктринальный характер (основан на доктрине, у истоков которой стояли Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Р. фон Иеринг); знает деление на частное и публичное право;

- семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем - советское право (определяющее значение имеет партийная идеология); мусульманское право, которое обладает следующими особенностями: имеет религиозный характер; источниками права являются Коран, Сунна, Иджма; признание доктрины основным источником права; второстепенная роль и значение нормативно-правовых источников; не имеет систематизации и не знает деления на частное и публичное право.

В юридической литературе даются различные классификации правовых семей. Так, помимо перечисленных, называют еще традиционное право, характерное для Японии, государств Тропической Африки, а к религиозным системам причисляют, кроме мусульманского, индусское право. В.Н. Синюков особо выделяет и обосновывает славянскую правовую семью как самостоятельную ветвь правовой цивилизации. Отсутствие прямой рецепции римского права, антирационализм юридической формы, специфическая этика справедливости, нетипичная слитность права и морали, стремление к духовным ценностям - эти и другие черты позволяют разграничить романо-германскую (к которой по формальным признакам относится российская правовая система) и славянскую правовые семьи.

В рамках той или иной правовой семьи различают составные ее части - группы правовых систем. Например, внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании, внутри романо-германской правовой семьи - группу романского права (право таких стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, право латиноамериканских стран) и группу германского права (правовые системы скандинавских стран, ФРГ, Австрии, Венгрии и др.).

Славянская правовая семья включает в себя группу российского права, западного и восточнославянского права (Белоруссия, Украина, Болгария, Чехия, Словакия, Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Румыния, Молдавия, Греция, Венгрия), группу евразийского (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) и закавказского права (Грузия, Армения, Азербайджан). Такая структуризация славянской правовой семьи (В.Н. Синюков) на принадлежности ряда современных государств, в том числе республик самой России (Татарстан, Башкортостан), восходит к правовой традиции греко-византийско-славянского типа, интеграции которых способствовало длительное пребывание некоторых из этих народов в правовом поле Российской империи и СССР.