Общая теория государства и права (Наумов С.Ю., 2018)

Типы и формы государства

Типы государства: формационный и цивилизационный подход

Классическим средством познания окружающей реальности является классификация, при которой множество объектов разделяется на группы в зависимости от того или иного признака.

Классификация позволяет лучше уяснить различия между, казалось бы, похожими явлениями, выявляет специфические черты и условия существования каждой группы явлений, дает возможность ориентироваться в большом количестве объектов. Основным условием получения объективной информации в рамках классификации является распределение множества объектов на группы по одному признаку. Однако на практике часто приходится сталкиваться со сложными, многоплановыми объектами, разделить которые на группы только по одному основанию бывает невозможно либо непродуктивно. Решением подобной проблемы является проведение сложной классификации, называемой типологизацией - это специфическая классификация, проводимая на основании нескольких устойчивых и существенных признаков.

Сложная, многоплановая структура государства и его специфическая взаимосвязь с обществом, часто требуют именно типологизации. В настоящий момент выработано два основных подхода к типологии государств - формационный и цивилизационный. Данные подходы представляют типологии прежде всего обществ, а уже потом, в рамках выделенных типов обществ, типологии государств.

Согласно формационному подходу история любого общества - это естественно-исторический процесс смены так называемых общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Таким образом, важнейшим фактором, определяющим развитие общества и государства в частности, является формация.

Общественно-экономическая формация - это исторически сложившаяся форма общественных отношений, охватывающая два явления: базис, под которым понимают способ производства тех или иных благ в обществе, т.е. тип производственных отношений и надстройку, в которую включаются система взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том числе государство и право. По мнению представителей данного подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов), решающим фактором в развитии общества является экономический базис, поскольку в основе жизни любого общества лежит производство материальных и нематериальных благ, сложившиеся правила их распределения среди членов общества. При этом экономическое производство устроено, как правило, таким образом, что все блага скапливаются у лиц, владеющих основными средствами производства. Например, в рамках рабовладельческого общества основным средством производства является труд рабов, соответственно, все, что они создадут, будет принадлежать их хозяевам, но не рабам. Неравномерность распределения среди членов общества этих средств производства ведет к неизбежному обогащению одних и обнищанию других. Возникающие социальные противоречия между богатыми и бедными классами влекут за собой их столкновения и необходимость поддержания общественного порядка с помощью государственной власти, машины управления. Главной проблемой бедных является наличие у богатых реальных рычагов активного влияния на власть (прежде всего в виде денег, финансов), что с неизбежностью приводит к отражению властью интересов богатых (в итоге государство приобретает классовый характер).

Соответственно, смена формации приводит к появлению новых типов владельцев средств производства и коренным преобразованиям в политической и государственной жизни страны, вплоть до смены курса власти, ценностей и идеалов, поддерживаемых ею. То есть именно от особенностей базиса зависит характер надстройки, соответственно, государство, как важнейшая часть надстройки, меняет свой тип в зависимости от перемен, происходящих в экономической сфере.

В результате тип государства предопределяется следующей совокупностью признаков: сложившейся общественно-экономической формацией, результатами политической борьбы, определившей, какой класс захватил государственную машину, а также сущностью и социальным назначением государства, определяющими цели, задачи, ценности государства.

Выделяя шесть общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунистическая, - К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали четыре соответствующих им типа государств: рабовладельческие, феодальные, буржуазные (или капиталистические) и социалистические. Причем в первобытнообщинной формации государство еще не появилось, а в коммунистической его уже не будет, так как изменится сам принцип производства и распределения материальных благ, в основе которого будет тезис «от каждого по способностям, каждому по труду». Реализация этого тезиса вкупе с развитием науки и техники приведет к стремительному удешевлению самого процесса производства и максимальному удовлетворению всех потребностей каждого члена общества.

Каждый тип государства характеризуется своеобразными условиями существования, развития, различными факторами, ведущими к его появлению и уничтожению. В целом государство предстает как определенный инструмент управления обществом экономически господствующих классов в рамках той или иной экономической формации, полностью впитывающий в себя ценности и интересы этого класса, а также как необходимая ступень эволюционно-революционного развития всего общества.

Рассматривая достоинства данного подхода, следует отметить, что он реально отражает специфику зависимости государства от уровня экономического развития общества, показывает этапность развития государств, выделяет наиболее общие и характерные черты эволюции государств, а самое главное - появляется логика этой эволюции. При этом ему присущи и некоторые недостатки, в частности: характеристика и этапность в основном соответствуют развитию европейских государств; последовательность переходов от одной формации к другой не всегда повторяется в различных обществах; не выделяются другие факторы развития (идеологические, культурные).

В цивилизационном подходе к типологии преобладает технологическое и культурное направления, согласно которым тип государства и общества связывается с той или иной ступенью научно- технического прогресса, духовно-культурного уровня развития общества, жизненного уровня населения. В соответствии с этими признаками каждое общество образует ту или иную цивилизацию - особое целостное состояние (или образование), характеризующееся спецификой взаимосвязи и взаимодействия отдельных его сфер (политических, культурных, религиозных и др.). Ведущую роль в развитии играют социально-духовные факторы, которые могут стимулировать или тормозить развитие социальноэкономических отношений и государственной системы.

Данный подход имеет несколько направлений, среди которых можно особо выделить следующие.

Теория стадий экономического роста У. Ростоу, в рамках которой основой типологизации обществ является не экономическое, а научно-техническое развитие, в соответствии с уровнем которого все общества можно отнести к одной из пяти стадий:

1) стадия традиционного общества, где преобладают знания на уровне доньютоновской механики, а все производство сосредоточено в сфере сельского хозяйства;

2) переходное общество, в котором благодаря развитию науки и техники закладываются основы для сдвига в области перерабатывающей промышленности;

3) общество, переживающее процесс сдвига, представляющего собой взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве;

4) созревающее общество, в котором на основе научно-технических достижений, роста инвестирования достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения;

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления, в котором благодаря высокому уровню развития науки и техники резко удешевляется производство материальных благ, экономика переходит на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. При этом она сосредоточивает свои усилия на создании высокотехнологичного оборудования.

Другой реализацией цивилизационного подхода к типологии обществ является концепция А. Тойнби, понимавшего под цивилизацией замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью географических, религиозных, культурных и иных признаков (т.е. в рамках его концепции цивилизация не этап, стадия развития, а скорее специфический путь развития тех или иных обществ). В мировой истории он насчитал около 20 цивилизаций, которые не связаны между собой какими-либо общими закономерностями развития, являются уникальными и равнозначными по созданным ценностям и идеалам. Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», которое может как увлекать (решая насущные задачи), так и насильно властвовать (при потере творческого потенциала).

Государство и право в этой концепции обеспечивают устойчивость цивилизации.

Помимо представленных, существуют и другие разновидности цивилизационной типологии, однако всем им в той или иной степени присущи общие достоинства, к которым можно отнести вовлечение в процесс познания государства и права неэкономических социальных факторов, более детальную проработку взаимосвязи государственно-правовых явлений с культурной, научной, социальной сферами жизни и т.д. При этом можно отметить и ряд недостатков, основными из которых являются меньшая ценность для юристов, так как государству и праву уделяется значительно меньше внимания, размытость определений и критериев типов государств и обществ, а также отсутствие во многих концепциях выявленных закономерностей развития и переходов от одного типа к другому.

В целом, рассматривая подходы к типологиям, следует отметить их высокую научную ценность и возможность увидеть развитие общества и государства с разных позиций, что, несомненно, полезно при исследовании таких сложных и комплексных явлений, как общество, государство, право.

Форма государства: понятие и элементы

Если типологизация показывает многообразие видов (типов) государств, то форма государства позволяет описать важнейшие признаки каждого отдельного государства.

Форма государства - это категория, определяющая способ организации и осуществления государственной власти; показывающая особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются для осуществления организующей и управленческой деятельности. Именно форма государства отвечает на вопрос, как устроено государство, дает его общую характеристику и позволяет более полно и точно охарактеризовать саму специфику государственной власти того или иного конкретного общества.

В форме государства выделяют три элемента:

1) форма правления, которая определяет порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и с населением, а также способы осуществления ими своих полномочий (по сути, отвечает на вопрос, кто правит в государстве);

2) форма государственного (или государственно-территориального) устройства, которая характеризует распределение власти по территории государства, отражает его территориальную структуру, соотношение между государством в целом и его составными территориями;

3) государственно-правовой (или политический) режим, который представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

Форма государства, характеристики ее элементов обусловливаются прежде всего историческим развитием государства, национальным менталитетом, потребностями общества на определенном этапе его развития.

Рассмотрим составные элементы формы государства подробнее.

Формы государственного правления

На современном этапе развития общества выделяют две основные формы правления - монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, судебной и исполнительной власти, контролирует местное самоуправление.

Признаки монархии:

  1. Власть передается по наследству: монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее.
  2. Власть монарха осуществляется пожизненно и бессрочно.
  3. Монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, государства («государство - это я»).
  4. Монарх независим от избирателей и народа и не несет никакой ответственности за результаты своей деятельности.

Современность знает следующие виды монархий:

  • абсолютные (Саудовская Аравия, Оман), в которых власть монарха ничем и никем не ограничена. Это классический тип монархий;
  • ограниченные, где власть монарха ограничена представительным органом (Великобритания, Япония), причем можно выделить две основные разновидности ограниченных монархий - парламентарные, в которых правительство формируется и подотчетно парламенту, а монарх часто является номинальной фигурой (например, Великобритания, Дания, Япония) и дуалистические, в которых власть монарха существенно ограничена представительным органом, однако он остается главой исполнительной власти (например, Кувейт, Иордания);
  • выборные монархии, в рамках которой монарх избирается влиятельными кланами (например, Монгольская империя Чингисхана) или членами коллегиального органа власти (примером такой формы является Святой Престол Ватикана).

Помимо этого, в истории человечества существовало множество других видов монархий: древневосточные деспотии (например, Египет), сословно-представительные монархии (свойственные любой европейской стране эпохи Средневековья) и ряд других.

Республика - форма правления, при которой власть принадлежит представителям народа, избираемым на определенный срок.

Основные признаки республики:

1. Выборность, которая означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу.

2. Коллегиальность правления, т.е. возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов.

3. Сменяемость и срочность власти, т.е. представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.

4. Зависимость от народа в лице избирателей, т.е. официально, на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов.

В зависимости от того, кто формирует и кому подотчетно правительство, республики делятся на следующие виды:

- парламентские, в которых правительство формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность (например, Италия, Индия, ФРГ). В странах с парламентской республикой главы государства как такового может и не быть либо его полномочия являются номинальными и не играют большой роли в политической жизни страны, а настоящим главой государства является глава правительства, которым становится лидер политической партии, получившей большинство на выборах;

- президентские, в которых существует сильная фигура президента, являющегося одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Ни правительство, ни президент ответственности перед парламентом не несут, но нуждаются в его поддержке. Отношения между ними выстраиваются по системе сдержек и противовесов (например, США, Бразилия);

- смешанные, в которых влияние на правительство поделено между парламентом и президентом. Это выражается в том, что, как правило, президент имеет широкие полномочия по управлению исполнительной властью, при этом парламент также может активно влиять на нее, блокируя работу данной ветви либо вообще отправляя ее в отставку (например, Португалия, Франция).

В таких странах позиция президента очень сильно зависит от состава парламента.

Форма правления в Российской Федерации носит смешанный характер при наличии достаточно сильной власти президента.

Формы государственного устройства

Выделяют две основные формы территориального устройства государства: простую (унитарное государство) и сложную (федерации, конфедерации, империи и др.).

Унитарное государство (от лат. иnitas - «единство») - это централизованное государство, в составе которого нет других государств, государственных образований или других территориальных единиц, обладающих самостоятельностью и собственными признаками суверенитета, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единство территории, населения и власти, действующей в пределах государства, т.е. существует только один центр управления всем обществом.

2. Единая система права и государственных органов, их жесткая иерархия; при этом законы может принимать только центральный орган власти, все другие принимают исключительно подзаконные акты, носящие подчиненный по отношению к законам характер.

3. Законодательные органы, как правило, однопалатные, так как палаты парламентов не имеют специальных представителей от тех или иных регионов.

Виды унитарных государств:

- централизованные, в которых у административно-территориальных единиц нет самостоятельности и признаков автономии (например, Беларусь, Швеция);

- децентрализованные, в которых существуют территории с особым, автономным статусом (например, Азербайджан - Нахичеванская Автономная Республика, Франция - Корсика). Как правило, автономия таких территорий проявляется в возможности самостоятельного определения состава и структуры местных органов власти, в то время как в централизованных государствах все органы власти определяются и назначаются центральной властью.

Федерация (от лат. foederatio - «объединение, союз») - сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих определенной степенью политической, юридической и экономической самостоятельности. В большинстве случаев объединение в федерацию носит добровольный характер.

Признаки федерации:

1. Обеспечивается децентрализация, разграничение полномочий центра и регионов за счет двухуровневого государственного аппарата.

2. Субъекты обладают хозяйственной и политической самостоятельностью, т.е. могут принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам развития региона, а также имеют свои источники финансирования.

3. Законодательный орган, как правило, двухпалатный, в одной из палат представлены субъекты федерации.

4. Территория федерации состоит из территорий входящих в нее субъектов и государственных образований.

5. Право выхода из состава за субъектами, как правило, не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

6. Наличие двухуровневой системы законодательства - федерального и регионального, причем в некоторых случаях региональные правовые акты могут обладать большей юридической силой.

Существуют различные виды классификаций федерации, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:

- в зависимости от принципа разделения территории на субъекты - образованные по национальному признаку (например, СССР), территориальному (ФРГ, США), национально-территориальному (Канада, Индия);

- в зависимости от степени самостоятельности и равноправия субъектов - симметричные, в которых все субъекты в отношениях с федеральной властью юридически равноправны (например, США, Австралия, Мексика, Бразилия) и асимметричные, в которых статус субъектов различен (например, Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация).

Рассуждая о федерации, невозможно хотя бы кратко не остановиться на конфедерации - межгосударственном образовании.

Конфедерация - это, как правило, временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования (кстати, поэтому многие ученые не считают ее формой государственного устройства и, наряду с протекторатом, унией, содружеством и подобными им, относят к формам межгосударственного взаимодействия). Данная форма сочетает признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций, создается зачастую для достижения определенных внешнеполитических целей (как например, США в начале своего существования, Швейцария и др.). Со временем конфедерация или распадается, или становится федерацией.

Признаки конфедерации:

  1. Создание конфедерации, как правило, закрепляется межгосударственным договором.
  2. Суверенитет сохраняется за каждым субъектом и не распространяется на все объединение в целом.
  3. Конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач, соответственно, единой системы государственных органов нет.
  4. Субъекты имеют право выхода из состава конфедерации.
  5. Нет общего законодательства, единой денежной системы и гражданства, принимаемые общие нормативные акты зачастую требуют отдельной процедуры одобрения.

Характеризуя форму территориального устройства Российской Федерации, следует отметить, что она является, как уже следует из ее названия, федерацией, образованной по смешанному национально-территориальному принципу.

Политический режим: понятие, виды

Категория «политический режим» позволяет ответить на вопрос, как в данном обществе функционирует политическая система, как осуществляется политическая власть. Политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности. Образно говоря, это определенный политический климат, существующий в данном обществе.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Как возник данный политический режим? Имеется в виду организация и проведение выборов в органы политической власти. Известный польский политолог Е. Вятр отмечает, что характер и содержание формирующегося политического режима определяются соревновательностью выборов, которые предполагают свободу «выставлять свою кандидатуру... Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры».

2. Какие политические группировки находятся у власти? Это раскрывает цели, которые данные группировки преследуют.

Если власть принадлежит представителям демократических сил, то ставятся задачи демократизации общественной жизни. Если властвуют представители военной элиты, экстремистских кругов, тогда преследуются иные цели.

3. Каким методам политического господства отдается предпочтение - демократическим или насильственным? Другими словами, политическая жизнь может характеризоваться как признанием народа высшим источником власти, так и политическим насилием, репрессиями против инакомыслящих, манипулированием сознанием людей с помощью разного рода мифов и ложной информации.

4. Какие партии добиваются прихода к политической власти (коммунистические, либеральные, демократические и т.д.)? Цели, которые ставят политические партии, во многом определяют тип политического режима в той или иной стране.

5. Допускается ли существование политической оппозиции и в какой мере? Ее существование предполагает свободу мнений, независимость средств массовой информации, критику и контроль деятельности властвующих структур, выдвижение альтернативных программ экономического и политического развития страны. Оппозиция может требовать отставки правительства и проведения новых выборов. Таким образом, факт наличия или отсутствия оппозиции является важным обстоятельством в определении типа политического режима.

6. Каково положение личности в данной стране? В первую очередь, речь идет об уровне и фактической реализуемости института прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой. Речь идет также о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы.

Типология политических режимов

Политические режимы подразделяются на две основные группы - демократические и антидемократические.

В политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной жизни зачастую сочетаются элементы идеальных типов.

Выделяют четыре основных типа политических режимов:

  1. авторитарный - власть одного лица, органа;
  2. тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;
  3. либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;
  4. демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике реализация государственной власти чаще всего представлена в симбиотическом виде: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

Тоталитарный режим характеризуется засильем официальных структур, проникновением государства во все «поры» общества, когда стирается грань между политическими и неполитическими сферами жизни. При этом натиск государства осуществляется при наличии сильной, жесткой центральной власти - авторитаризма. Поэтому, характеризуя такой режим, приходится говорить об авторитарно-тоталитарных методах и средствах подчинения всех форм проявления общественной жизни государству.

Санкционирование происходящих в обществе процессов политизирует сверху донизу всю социальную жизнь. В этих условиях идеология, приобретая статус государственной и являясь господствующей в обществе, определяет собой протекание духовного и политического процессов, не допуская никакого инакомыслия.

Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также реализовываться в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму: общество всецело и безраздельно подчиняется государству.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.

Авторитарный режим - это система политического господства, основанная на власти какого-либо авторитета, установленного путем использования недемократических методов. Он предполагает, как правило, исключительную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законодательной, в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле за государственной политикой. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитаризма, власть здесь не имеет тотального характера.

Методам авторитарного режима присуще сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Политическая власть стремится шире использовать социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает некоторый плюрализм в обществе.

Авторитарный режим пытается не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с политикой. Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контроля, что присуще тоталитаризму. Сфера же политики находится под контролем авторитарной власти, которая стремится не допускать конкуренции политических оппонентов, а сохранять за правящей партией монополию на власть. Но это не значит, что обязательно полностью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Функционируют парламент и оппозиционные партии, допускаются выборы, не существует монопольного господства одной идеологии.

Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом режиме самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Таким образом, демократический режим характеризуется:

  1. признанием народа источником власти государства;
  2. официальным признанием легитимности власти большинства при учете и обеспечении власти меньшинства;
  3. осуществлением выборности центральных и некоторых других органов власти;
  4. утверждением верховенства закона, регулирующего реализацию государственной власти, ее взаимодействие с населением;
  5. обеспечением свободы и равенства граждан между собой и по отношению к самому закону;
  6. гарантией определенного (необходимого) набора жизненно важных прав граждан, а также фиксацией перечня основных обязанностей индивида перед государством.

Демократический режим подразделяется на два подтипа - парламентский и президентский.

Основные особенности парламентского типа демократического режима:

  • законодательная и исполнительная власть находится в руках парламента;
  • кабинет министров подбирается и назначается парламентом;
  • решения, принимаемые в парламенте, вырабатываются открыто и состязательно.

Существует три разновидности парламентских демократических режимов:

  1. однопартийное большинство в парламенте;
  2. парламентская коалиционная власть;
  3. консенсуальная парламентская власть.

Для президентского подтипа демократического режима характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, самостоятельных по отношению друг к другу, и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.

Следует подчеркнуть, что переход от одного политического режима к другому - достаточно сложный процесс. Данная проблема не только теоретическая, но и практическая, она непосредственно затрагивает нашу страну. Некоторые политологи считают, что в России не должно быть никакой авторитарной власти, хватит с нас «сильной руки», надо прямо идти к демократии. Другие же полагают, что переход от тоталитарной системы к демократической нельзя осуществить скачком. Так, известный российский политолог А. Мигранян считает, что при первоначальном разгосударствлении духовной, экономической жизни по мере юридического оформления различных форм собственности происходит усложнение общества, возникают многочисленные и конфликтующие интересы. А это потенциальная опасность хаоса и краха. И пока, по его мнению, будет идти сложнейший процесс формирования и укрепления гражданского общества в экономической и духовной сферах, важно, чтобы в политической сфере сохранилась крепкая авторитарная власть, которая допускала бы ограниченную демократию.

Сложившийся в последние годы политический режим в России вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели.

Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками иных политических режимов. С одной стороны, налицо черты демократии:

  • строятся основы правовой государственности и формируются устои гражданского общества;
  • власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;
  • действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения власти в государстве (хотя и существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви);
  • права человека на конституционном уровне провозглашены высшей ценностью;
  • реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»;
  • формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается, особенно на местах);
  • нет ведущей идеологии и политической партии;
  • в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов - финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью);
  • при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми империями.

В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Как будет происходить движение России от тоталитарных структур к демократическим, может показать только время.