Римское право (Кудинов О.А., 2013)

Краткая характеристика римского права в различные исторические периоды его развития

Римское право древнейшего периода. Законы XII Таблиц (VII–III вв. до н. э.)

Понятие и критерии периодизации даны на рис. 7. В древнейший период общественные отношения в Риме регулировались нормами древнего квиритского права, позднее получившего название цивильного права (jus civile) — т. е. права только для римских граждан (рис. 8).

Понятие и критерии периодизации

Период квиритского права

При характеристике римского квиритского права следует иметь в виду, что оно соответствовало раннему периоду становления римского общества и государства. Поэтому право характеризовалось внутренней недифференцированностью, тесной связью с религией, неразвитостью правовых институтов и понятий. Ему были присущи консерватизм, замкнутый национальный характер, формализм, соединенный с символикой и ритуалами, и казуистичность.

Периодизация римского права – выделение в развитии права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки.

Периодизация римского права позволяет сформировать представление о качественных состояниях права на различных этапах развития. Она дает понятие о преемственности развития права и последовательности этого процесса.

Появление новой системы римского частного права было связано с развитием сельского хозяйства, ремесел и торговли, частных имущественных отношений. В новых условиях нормы архаичного цивильного права уже не могли регулировать развитые товарно-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Эту задачу решали магистраты, главным образом преторы. Они создали новую систему (ветвь) права — преторское право (jus praetorium).

Свое начало преторское право берет в IV в. до н. э., когда в Риме были учреждены должности двух магистратов: претора (городского) и курульного эдила. Магистраты в ходе судебной деятельности, сталкиваясь с архаичностью цивильного права, не отменяли и не изменяли старые нормы. Путем принятия эдиктов они указывали конкретное направление для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву, эдикты преторов создавали новое право.

Нормы цивильного права в этом случае лишались силы, становились неработающими (превращались в “голое право”). Осуществляя защиту новых отношений, преторы также заполняли пробелы цивильного права.

Крупнейшим памятником права этого периода были Законы XII Таблиц. Они были разработаны комиссией 10 децемвиров в середине V века до н. э. (451–450 гг.). Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре — Форуме.

Их отличительной чертой был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение принималось за “перст Божий”.

Законы XII Таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к заемным операциям, уголовным преступлениям, но не регулировали государственное право. Начиная с IV–III вв. до н. э., Законы XII Таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами (обобщали правоприменительную практику), отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и проч.

Важной чертой римского права собственности этого периода было разделение вещей на два типа по способу отчуждения — рес манципи и рес нексманципи.

К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории — продажи, мены, дарения и проч. — требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от “манус” — рука и состояло в образном представлении о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Наложив руку, следовало сказать: “Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов” (то есть потомков обожествленного родоначальника римлян Ромула-Квирина), ибо она куплена мною посредством меди и весов”.

После этого покупатель ударял медным слитком о весы (медный слиток являлся платежным средством в древности) и передавал ее продавцу. На этом обряд завершался, и покупатель приобретал право собственности на вещь. Продавец предоставлял покупателю гарантию против эвикции, то есть истребования вещи у покупателя законным собственником.

Манципация как особая процедура служила не только средством передачи права собственности из одних рук в другие. Она использовалась для освобождения из-под власти домовладыки, усыновления и т. д. До введения в действие Законов XII Таблиц понтифики ввели простую форму манципации, сводящуюся к символической плате (одной монетой).

Манципация давала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег — без манципации — было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Наличие кусочка меди указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве всеобщего эквивалента. Формальности же служили для запоминания сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.

В современном праве манципация заменена нотариальным удостоверением и государственной регистрацией сделок с недвижимостью и вещами, к ней приравненными.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть неформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и проч.

Например, раб, как и лошадь, требовали — при переходе из рук в руки — манципации. Драгоценная ваза — традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

В отношении займа Законы XII Таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и проч., знают еще и т. н. нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Именно этот вид займовой кабалы и называется в Законах XII Таблиц “нексум” — долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н. э. Законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено, кроме случаев самопродажи. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII Таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще — воровства, потравы и проч. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала и того, кто преднамеренно “поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба”.

Римская семья, как ее описывают Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатским, отчего все “подвластные” домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникло с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, попадала под власть мужа (или свекра, если он был) и оставалась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатским, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: “Где ты, Гай, там найдешь и меня”. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII Таблиц знают бесформальную форму брака — “сине ману” — то есть “без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — сине ману — женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в “правильном браке”). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно брак сине ману получил наибольшее распространение.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены — только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставил завещание, следовало придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли не делить имущество, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Древнейший процесс — легисакционный состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая — характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (главная площадь в Риме, место суда, а затем и правительственных зданий и учреждений) к магистрату, каким для данных случаев стал со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных Сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судебному решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не предусматривало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом (процессом по формуле), в котором решающая роль принадлежала претору, его формуле, ставшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

Римское право классического периода (III в. до н. э. — III в. н.э.)

Второй период истории римского частного права — период классического права — 242 г. до н. э. — 284 г. н.э. (рис. 9). Законы XII Таблиц являлись основой регулирования сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и т.п. отношений. Отсюда и то внешнее почтение, которое придавалось им в более поздние времена, когда их практическое применение либо вовсе исключалось, либо стало минимальным.

Римское право классическогно периода III в. до н. э. — III в. н. э.

В результате непрерывных войн Рим вышел за пределы своей первоначальной территории, завоевав Италию, а затем и многие европейские, азиатские и африканские территории.

Шел непрерывный подъем ремесленной и торговой деятельности Рима. Формируется сословие всадников, чьей профессией становится торговая и промышленная деятельность. С завоеванием испанских серебряных рудников в Риме стали чеканить полноценную серебряную монету, что стимулировало развитие финансовых операций, в первую очередь кредитных.

На новой экономической основе развивается и новое право, ибо право XII Таблиц явно устарело. В новых условиях — в качестве толкователей и творцов права — выступают преторы.

Они заложили основы римской классической юриспруденции, которую разрабатывали как наряду с ними, так и после них римские “классические” юристы, такие как Гай, Ульпиан, Цельз, Папиниан, Модестин, Павел и др.

Уходит в прошлое юридический формализм, характерный для Законов XII Таблиц. Получают признание принципы равенства сторон правоотношения, справедливости, доброй совести и др. Когда право противоречит справедливости, писал Ульпиан (умер в III в н. э.), следует предпочесть последнее, и, таким образом, справедливость получает преимущество перед строгим пониманием права.

Не посягая на сам текст Законов XII Таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их корректировки. Оба претора — цивильный (рассматривал споры между римскими гражданами) и перегринский (рассматривал споры между негражданами) — приобрели право издания эдиктов, которыми они не только заявляли о своем вступлении в должность, но и стали все смелее творить новое право Рима. Эдикты преторов, все более расходясь с нормами Законов XII Таблиц, облегчали товарооборот, снимали формализм старого права, разрешали то, что запрещалось или игнорировалось Таблицами. Таким образом в Риме появляется новый авторитетный источник права, надежно защищаемый претором.

Каждый новый претор, вступая в должность, по укоренившемуся обычаю, подтверждал эдикт своего предшественника, прибавляя при необходимости что-нибудь новое, то, что он брался защищать среди уже узаконенных или только еще возникавших правоотношений. Так возникает новое, т. н. преторское право.

Но для того чтобы претор мог с достаточной эффективностью защищать то, что он считал должным и справедливым в праве, нужно было изменить его положение в процессе.

Около 150 года до н. э. в гражданском судопроизводстве

Рима происходит подлинный переворот. Как и прежде, сохранялись две стадии процесса. Как и прежде, решение дела передавалось судье, назначенному претором. Но судья уже не был свободен в своих действиях. Он обязан был следовать приказу претора, выраженному в виде формулы. Отсюда и название новой формы процесса: формулярный.

Формула состояла из трех частей: интенции, эксцепции и кондемнации. Интенция заключала в себе требование истца, эксцепция — возражение ответчика, кондемнация — приказ претора судье.

Возникает новая форма собственности, отличная от квиритской. Ее называют “преторской”, или “бонитарной” (от слов “инбонис” — в имуществе). Охраняет ее претор, его защита. Следствием новых порядков было стирание граней между манципируемыми и неманципируемыми вещами.

В том же направлении, что и претор, действовали и другие творцы нового, “классического” римского права: юристы, получавшие от императоров право обязательных для всех “консультаций”; эдикты императоров; постановления Сената. Так постепенно сложилась система источников (форм) римского классического права.

Окончательно были определены статусы лиц и их правоспособность.

Огромное влияние на развитие римского права рассматриваемого периода оказало право народов — своего рода рецепция, заимствование развитых правовых конструкций из правовых систем других стран и народов.

Окончательно сложилось деление права на публичное и частное. По понятным причинам, в период Империи публичное право практически не развивалось — “Император выше права”. Но огромные успехи были сделаны в развитии частного права. Собственно говоря, римляне создали теорию права вообще и частного права конкретно.

В этот период преторское право сложилось как вторая система частного права — право народов (jus gentium) возникло для защиты частных прав иностранцев. Дело в том, что цивильное право не регулировало отношения между римскими гражданами и иностранцами. Но как только в Риме достаточно высокого развития достигли обмен и торговля, потребовалось создать правовые нормы, регулировавшие отношения между римскими гражданами и иностранцами, а также между иностранцами на территории Римского государства. Эти задачи выполняло право народов. Начало формирования этой системы было положено в 242 г. до н. э. созданием новой магистратуры — претора перегринов.

Право народов как система сложилось во второй период истории римского права. Оно впитало в себя древнее право в области брака и торговли между римлянами и иностранцами; обычное право, сложившееся в практике торговых отношений между членами латинского союза; нормы торгового права различных частей Империи.

Разрабатываемое практической деятельностью судебных магистратов, право народов превратилось в приспособленную к жизни систему. Эта система отличалась гибкостью, подвижностью, простотой и потому противостояла формальному и малоподвижному цивильному праву.

Благодаря сложившимся системам преторского права и права народов римское частное право в период принципата превратилось в классическое право. Оно приобрело светский характер, отличалось индивидуализмом, мобильностью, высокоразвитой структурой, разработанностью основных институтов и категорий.

В основе классического римского права лежало учение о естественном праве и принципы справедливости и гуманизма.

Еще Аристотель разделял все право на законное и естественное. Римский юрист Гай, повторяя Аристотеля, противопоставлял цивильному праву право народов как порождение естественного разума. Позднее противопоставление права народов цивильному праву было дополнено новым противопоставлением справедливого права (jus aeguum) строгому праву (jus stiсtum). Юристы стали вводить в практику принцип справедливости, исходивший из необходимости рассматривать все дела на основе морали. Этот принцип был положен в основу преторского эдикта, а в целом — преторского права и права народов.

В конце республики право народов было дополнено представлениями о естественном праве. По Цицерону, право народов держится на естественном праве и законе, который природа вложила в сердца всех людей. Отсюда делался вывод о том, что право народов и его атрибут — естественный разум не принадлежат к правовой системе государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всеми.

Различая понятия “естественное право”, “цивильное право”, “право народов”, римские юристы вкладывали в них разное содержание. “…Право означает то, что всегда является справедливым и добрым, — каково естественное право… То же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов… В другом смысле, право — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве, — каково цивильное право. Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы чтолибо прибавляем к общему праву или что-нибудь создаем собственное, то есть цивильное право” (D.1.1.11.9).

Возникшие в разное время правовые системы взаимодействовали и дополняли друг друга. Существенное влияние оказали преторское право и право народов на цивильное право.

Преторские эдикты устраняли формализм, обрядность и другие черты древнего права. Одновременно с этим совершенствовалось цивильное право. Оно теряло свои особенности, поглощая нормы более совершенных правовых систем. Происходило постепенное сближение правовых систем, позднее они слились друг с другом. Если в конце III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между системами права, то к началу VI в. эти различия исчезли, и образовалось единое римское право.

Римское право постклассического периода (IV–VI вв.)

Третий период истории римского права — постклассический (IV г. — VI вв.) (рис. 10). На данном этапе истории римского частного права наблюдаются две тенденции. Одна нашла отражение в восходящем движении права, вторая — в приостановлении его развития. Восходящее движение права проявилось в глубочайшей разработке правовых принципов и понятий и завершилось систематизацией в законодательстве Юстиниана.

Римское право периода IV–VI вв. н. э.

Вторая тенденция сводилась к тому, что право исчерпало свои потенции, как бы застыло в рамках выработанных формул. Усложнился язык права, оно теряло свой универсальный характер и приспосабливалось к регулированию отношений зарождавшегося средневекового общества.

Вершиной обобщения накопленных знаний и одновременно концом римского классического права является кодификация Юстиниана. Многие обобщения и понятия, выведенные из римского права, были сделаны гораздо позже — легистами (глоссаторами и постглоссаторами) эпохи позднего средневековья, пандектистами XIX и романистами XX вв.

Особое значение для современных правовых систем имеет разработка римскими юристами институтов частного права — т. е. теории современного гражданского, семейного и наследственного права.

В первую очередь это учение о вещных правах — т. е. объектах имущественных отношений. Это владение, право собственности и ограничения вещных прав — сервитуты и некоторые другие. Владение — древнейший институт прав на вещи, возникший до установления права собственности. Поэтому с него традиционно и начиналась характеристика вещных прав. Особо велика заслуга римлян в разработке понимания права собственности и сервитутов.

Право собственности. Определение права собственности, заимствованное многими современными кодификациями, было дано римскими юристами. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом.

Пользоваться — значит извлекать выгоду, приносимую вещью, распоряжаться — значит определять ее судьбу.

Когда мы говорим “наиболее абсолютное” право распоряжения вещами (а не “абсолютное”), нужно иметь в виду ограничения, установленные законом, и это очень важно для понимания института собственности вообще. Собственность есть, кроме того, господство прямое, непосредственное, исключительное (то есть с устранением всякого третьего лица от посягательства на вещь), легко приспосабливаемое (т. е. как только отпадает какое-либо из ограничений права собственности, собственник автоматически восстанавливает свое исключительное право) и т. д.

Основания приобретения и утраты права собственности, определенные римскими юристами, восприняты и современными правовыми системами.

Для удобства оборота римляне разработали основания классификации вещей.

Сервитуты. Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены еще Законами XII Таблиц: никто, например, не мог сажать деревья ближе 5–9 футов от соседнего участка и т. д.

Особой формой ограничения права собственности является сервитут, то есть “право на чужую вещь”. Различались вещные и личные сервитуты.

Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, — это пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника в пользу другого.

Под личным сервитутом понималось право пожизненного пользования чужой вещью при сохранности самой этой вещи.

Так, наследователь может предоставить в пожизненное пользование (личный сервитут) комнату в доме, которую занимает старая служанка, друг детства и др.

Римляне фундаментально разработали основные институты обязательственного права. Определяя содержание обязательства, римский юрист Павел (III в. н. э.) писал: “Сущность обязательства состоит в том, чтобы связать другого перед нами, дабы он что-нибудь дал, сделал или предоставил” (D. 44.7.3). На базе римского правопонимания и в современном праве обязательственное право — это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих обязательства, состоящая из общей и особенной частей. Общая часть включает определение понятия и сторон обязательства, нормы обеспечения исполнения обязательств и др. Нормы особенной части регулируют отдельные виды обязательств.

После некоторого смягчения уголовного законодательства периода поздней республики, в период Империи, особенно домината, происходит ужесточение уголовной репрессии, что было связано с фактической потерей прав гражданства и превращением жителей Империи в подданных.

Суд и процесс. Кардинальные перемены происходят в сфере судебного устройства и судопроизводства. Народные собрания, бывшие со времен Ромула главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются этого права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных судов периода республики — децемвиров (десяти) и центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые императорской администрацией.

Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам Империи. Суд и администрация стали неотделимы. В Риме, например, высший уголовный суд оказался в руках префекта претория, то есть градоначальника.

В итоге римский суд времен Империи стал строго сословным. Лица, принадлежащие к привилегированным (высшим) сословиям Империи, судились самим императором. Чиновнику давалась привилегия судиться в суде его собственного начальника.

Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины стала пытка.

Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как это было во времена республики, установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола.

Закономерным следствием этих порядков стало распространение ложных доносов. В республиканские времена ложный доноситель наказывался как преступник, каковым он, конечно, и является. В период Империи доносы стали безопасными и поощряемыми: пытка подтверждала любое обвинение. К тому же государство установило систему денежного вознаграждения доносителям.

В V в., по мере установления феодальных отношений, суд по делам колонов становится компетенцией землевладельцев.

В каждой большой латифундии возводится свое собственное тюремное здание.

Схожую эволюцию претерпевает и процесс по гражданским делам. Рассмотрение такого рода дел перешло от судей к тем же чиновникам. Началось с исключительных, “экстраординарных” случаев, затем, как это не раз бывало, экстраординарный порядок становится ординарным, обычным. Вызов ответчика, оценка доказательств, вынесение решения и его исполнение — все это стало делом соответствующего чиновника и его помощников.

Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был, разумеется, Император, практически же — его канцелярия.