Римское право (Вологдин А.А., 2015)

Система римского права, периодизация и источники

Периодизация развития римского права

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. Существует несколько научных периодизаций истории римского права античной эпохи. В западноевропейской юридической науке под влиянием работ Э. Гиббона и Г. Гуго принято деление на четыре периода, выделяя главным образом роль источников права. В российской романистике с середины XIX господствовала трехзвенная структура, разработанная К.А. Неволиным, связанная с историей римского государства: царский, республиканский, императорский.

В современной романистике наиболее распространено выделение в римском праве четырех периодов, связанных с античностью.

Первый период (VIII-III в. до н. э.) — начальный (архаичный) период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов — понтификов, пронизано сакральным, формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам общины (cives), право именуется цивильным (ius civile) или квиритским.

Второй период (III-II  в. до н. э.) — предклассический переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции.

Третий период (I в. до н. э. — III  в. н. э.) — классический, когда римское право достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.

Четвертый период (IV-VI в. н. з.) — изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую известность получили кодификации Юстиниана.

Система римского права

Цивильное право, преторское право, право народов

Цивильное право. В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово «civilis». Однако термин ius civile (цивильное право) в римском праве не соответствует по своему содержанию современному термину гражданское право. Термином ius civile обозначалось прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее действие исключительно на римских граждан — квиритов, почему его именуют еще квиритским правом. Другое значение ius civile обозначало нормы, исходящие от народного собрания, а позднее от сената.

Наряду с системой цивильного права в Древнем Риме в практике преторов и некоторых других магистратов постепенно складывается и так называемое преторское право (ius praetorium или honorarium). Преторское право было реакцией на несоответствие старых традиционных и неповоротливых форм цивильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом, позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы.

Как указывал известный римский юрист Папиниан: «Преторское право — это то, что ввели преторы ради улучшения, или дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы» (D. 1.1,1.1).

Цивильное право противопоставлялось не только преторскому праву, но также праву народов — ius gentium, действие которого распространялось на все население Рима, включая перегринов. Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения и между Перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права.

В республиканский период римской истории цивильное право и право народов развивались параллельно. Однако с течением времени они начали сближаться, оказывая взаимное влияние. Поскольку право народов вбирало в себя лучшие достижения права других народов, оно в большей степени отвечало потребностям хозяйственной жизни страны, было меньше подвержено формализму. Вследствие тесного взаимодействия при практическом применении нередко нормы права народов проникали в цивильное право. Имело место и обратное влияние.

В классический период различие ius civile и ius gentium утрачивает свою остроту, особенно после издания в 212 г н. э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римских граждан жителям провинций. При императоре Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.

Деление римского права на публичное и частное.

Традиционное для многих современных правовых систем деление права на частное и публичное было известно уже в Древнем Риме. Классическое разграничение публичного и частного права, сохранившееся и в последующие века, было сформулировано римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства: частное — которое относится к пользе отдельных лиц» (D. 1. 1.2).

С точки зрения этого определения под публичным правом (ius publicum) следует понимать нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся система государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, нормативные акты государства. Ульпиан указывал, что в состав публичного права входят «святыни, жрецы, магистраты». Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют безусловно обязательную силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц. В современном праве такие нормы называют императивными.

Частное право (ius privatum) — это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право противопоставляется публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства ограничено. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, частных собственников, выступающих на рынке. В этой области права преобладают нормы, предоставляющие самим заинтересованным лицам определить складывающие отношения. Например, законы XII таблиц при заключении договора займа определяли: '"... как они договорятся, так пусть и будет». Эти нормы еще называют уполномочивающими. Но данная частная автономия имеет свои пределы. Они определяются публичным правом, нормы которого должны быть соблюдены при всех условиях.

В настоящее время термин частное право сохранился в некоторых государствах, например во Франции и Германии, где существует разделение на гражданское и торговое право.

«В область гражданского права входят нормы, регулирующие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, семейные правоотношения и некоторые личные права, а в область торгового права входят нормы, регулирующие торговый (коммерческий) оборот». В государствах, где нет особого торгового права, обычно говорят просто о гражданском праве.

Таким образом, гражданскому праву в современном понимании этого слова соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима — цивильного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина для этой совокупности наиболее подходящим является частное право (ius privatum).