Правоведение (Афонина А.В., 2010)

Право и мораль - Правоведение (Афонина А.В.)

Юридическая наука выделяет следующие нормы:

  1. правовые;
  2. моральные;
  3. политические;
  4. эстетические;
  5. религиозные;
  6. семейные и иные нормы.

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны. По мнению ученых-правоведов:

1)  мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести;

2)  мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.