Основы права (Исаков В.Б., 2017)

Правовые системы мира

Национальная правовая система
система правовых явлений в отдельном государстве.
Правовая семья
совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью источников права, основных правовых понятий, методов и способов юридической деятельности.

Человек, которые родился и вырос в России, впитывает особенности и традиции национальной правовой системы, в том числе познает такие понятия, как "право", "закон", "кодекс", "указ", "суд" и т.д. Иногда кажется, что столь знакомая правовая реальность должна быть такой же везде. Но на самом деле это не так. Приехав, например, в США, иностранец из России с удивлением обнаруживает, что законы там иные и называются по-другому, основным источником права является судебный прецедент, а столь любимые нами кодексы почти не имеют практического употребления.

Посмотрите на карту из интернет-ресурса "Википедия" (рис. 3.1), которым пользуются большинство студентов. На ней (разумеется, с известной долей условности) обозначены различные правовые семьи, существующие на планете Земля. Романо-германская правовая семья, к которой принадлежит и Россия, не единственная. Существуют не менее важная семья общего права, а также семьи исламского, религиозного и традиционного права.

Более внимательно присмотревшись к карте, можно заметить удивительные детали.

Например, в территорию США вклинивается "кусочек" более темного цвета. Это штат Луизиана. Его основали в свое время выходцы из Франции, которые привезли с собой свои культуру и традиции, в том числе романо-германскую правовую систему. Она сохранилась и существует до сих пор внутри другой, иной по своим традициям правовой семьи.

Сходную картину мы видим в Канаде - стране, принадлежащей по своей правовой традиции к семье общего права. Но и внутри ее выделяется заметный фрагмент другого цвета - провинция

Квебек, сохранившая французский язык и романо-германскую правовую культуру.

Много удивительного может рассказать эта карта о правовой культуре и традициях других стран.

Национальные правовые системы и юридическая компаративистика.

Под правовыми системами в данной теме понимаются прежде всего национальные правовые системы, правопорядки различных государств. Науку, сравнивающую правовые системы, называют юридической компаративистикой или сравнительным правоведением. Она начала формироваться в XIX в.: именно в это время появились кафедры, занимавшиеся сравнением правовых институтов, журналы сравнительного законодательства и т.д. В 1900 г. в Париже был проведен первый съезд правоведов-компаративистов. Его инициаторами стали известные французские юристы Р. Салейль и Э. Ламбер. Своей миссией французские компаративисты считали создание такого права, основным свойством которого была бы не обеспеченность принудительной силой со стороны государства, а применимость для данной правовой системы. Сравнение права могло помочь выбрать ту норму, которая в наибольшей степени уместна в конкретном случае, а не ту, что навязывается законодателем. Тем самым сравнительное правоведение должно было способствовать объединению европейских правовых систем, а затем и сплочению всей Европы, разобщенной правовым национализмом ведущих европейских держав.

Помимо подобной миссии, актуальной и для сегодняшнего момента, сравнительное правоведение ныне имеет иные, вполне научные цели. Оно позволяет не только установить сходство и различия между различными системами, но и лучше понять собственную правовую систему.

Масштаб и этапы развития социального явления лучше распознаются в сравнении с чем-либо сходным.

Стремление устанавливать сходство, выявлять общий корень систем правовая компаративистика заимствовала у сравнительного языкознания. Подобно филологии, сравнительное правоведение стремится объединить системы в более крупные общности - семьи. Одним из первых понятие правовой семьи предложил французский юрист Р. Давид.

Критерии выделения правовых семей. В правовой семье связь между системами - генетическая, "семейственная". Семья должна иметь в качестве своего "прародителя" устойчивую правовую систему, например английское право в рамках семьи общего права.

Р. Давид предложил несколько оснований различения правовых семей. Среди них - идеологический критерий, т.е. философская база, концепции правосудия, и юридический критерий, учитывающий значение различных источников права, наличие специфических правовых институтов, особенности юридической техники и т.д. Посредством данных критериев автор выявил романо-германскую правовую семью, семью общего права и социалистическую правовую семью. В посмертном переиздании труда Р. Давида, а также К. Жоффре-Спинози "Основные правовые системы современности" глава о социалистической семье была заменена анализом правовой системы России.

Немецкие компаративисты К. Цвайгерт и Х. Кётц в качестве критерия выделения правовых семей предложили синтетическое понятие правового стиля, включающее: "1) историческое происхождение и развитие правовой системы; 2) господствующую доктрину юридической мысли и ее специфику; 3) выделяющиеся своеобразием правовые институты; 4) правовые источники и методы их толкования; 5) идеологические факторы". На основании этих критериев авторы выделили большее количество семей: романскую, германскую, англо-американскую, северную (скандинавскую) и др. Стоит отметить, что эти ученые исследовали прежде всего частное право.

Объединяющие признаки правовой семьи показаны на интеллектуальной карте 03-01.

Помимо понятия "правовая семья", в сравнительном правоведении используется понятие "правовая традиция": выделяют традиции общего права, исламскую, конфуцианскую, талмудическую традиции и др.

В рамках данной темы мы, развивая типологию Р. Давида, выделяем романо-германскую правовую семью, семью общего права, исламскую правовую семью (см. интеллектуальную карту 03-02). Остальные правовые системы в целом не относятся к какой-либо семье: пока не создана методология, позволяющая выделять дальневосточные, евразийские, традиционные правовые семьи. Тем не менее нужно упомянуть о смешанных правовых системах, а также уникальных правопорядках Индии, Китая и Японии.

Романо-германская правовая семья. "Правовая семья" как понятие генетическое есть группа национальных правовых систем, объединенных общим "ядром", единством происхождения.

При этом основания правовых семей могут качественно отличаться друг от друга. "Ядро" может возникнуть в силу единства культуры или политической власти, религии, образа жизни и т.д.

"Ядром" романо-германской правовой семьи стала рецепированная (усвоенная) и переработанная система римского права, развивавшаяся во взаимодействии с обычным правом германских и романских народов. Наряду с христианским вероучением римское право стало основой канонического права, одной из первых целостных правовых систем средневековой Европы. При этом у данной семьи изначально не было какого-либо единого политического центра. В отличие от Англии, где единство правовой системы основывалось на сильной политической власти, в странах континентальной Европы подобного "суверена" не существовало. Правовая система сформировалась благодаря единому религиозному, культурному, образовательному пространству.

Активную роль в формировании романо-германского права сыграли университеты Болоньи, Парижа, Орлеана, Сала-манки и др.

Поскольку римское право различало частное и публичное право, правопорядки романо-германской семьи также состоят из частного и публичного права, которые, в свою очередь, делятся на отрасли права. Поскольку заимствовалось римское частное право, фундаментом романо-германской правовой семьи стало гражданское право. Англоязычные компаративисты называют эту правовую традицию "civil law" ("гражданское право"). Отрасли уголовного, конституционного и тем более административного и трудового права сформировались гораздо позже.

Вплоть до конца XVIII в. основным источником права в странах континентальной Европы был правовой обычай. Лишь начиная с Великой французской революции нормативный правовой акт стал утверждаться в качестве основного источника права. Судебная же практика начала признаваться вторичным источником права: суды конкретизируют нормы, принятые законодателем.

Таким образом, первичными источниками права в этой семье являются нормативный правовой акт, правовой обычай и принципы права, вторичными - судебная практика, правовая доктрина.

Юридическая техника в данной семье характеризуется стремлением выразить правовую норму кратко, абстрактно. Норма представляет собой общее требование к поступку или указание на ответственность, наступающую в случае правонарушения.

На сегодняшний день в романо-германскую правовую семью входят страны континентальной Европы, Латинской Америки. Существенное влияние романо-германская правовая семья оказала на право Канады, Шотландии, ЮАР и Японии (см. интеллектуальную карту 03-03).

Семья общего права (common law). Иногда эту правовую семью именуют англосаксонской, что не совсем верно, поскольку англосаксонским английские юристы называют период истории Англии до нормандского вторжения в Британию в 1066 г.

Само по себе общее право в Англии возникло именно благодаря нормандскому господству.

Особенностями общего права на данном этапе было то, что оно, во-первых, в определенном смысле стало правом оккупационных властей, а во-вторых, было построено не на основе единого, первоначального замысла, а в силу доступных средств и возможностей.

Общее право изначально было чрезвычайно прагматично. В Средние века грамотных судей было немного, поэтому сложилась система разъездных, а не постоянных судов. Не все судьи разбирались в местных обычаях, в связи с чем задачу решать дело по существу оставляли для присяжных, знакомых с местными правилами. Тем не менее подобное право стало общим для Англии благодаря деятельности судей. После выездных сессий они, собираясь в Вестминстере, вырабатывали общие нормы, сложившиеся на основании применения местных обычаев.

В основу общего права был положен принцип "Средства судебной защиты предшествуют праву". Для судьи было важно не столько добиться справедливости, сколько соблюсти процедуру.

Возможно, это было связано с тем, что нормандцам - чужим, пришлым людям - при рассмотрении спора легче было оценивать формальные, а не содержательные моменты. Свое право истец мог защитить лишь в рамках строго ограниченных форм исков: в XIII в. таких форм было всего 56, в начале XIX в. - 76.

Общее право приобрело значимость благодаря важному обстоятельству: решения королевских судов принудительно исполнялись, что выгодно отличало эти суды от сеньориальных, церковных, торговых. Чтобы защитить свои права, подданные все чаще обращались к королю.

Исключительная юрисдикция королевских судов расширялась. Именно в это время начала складываться доктрина обязательности судебного прецедента: решение высокого королевского суда должно являться моделью рассмотрения аналогичных дел для той же инстанции и нижестоящих судов. Прецедент становился основным источником права.

Со второй половины XV в. с судами общего права начали соперничать суды лорда-канцлера, провозгласившие основой решения не соблюдение строгой процедуры, а достижение справедливости. Конкуренция общего права и права справедливости постепенно начала сглаживаться с XVII в., а затем и вовсе сошла на нет - после судебных реформ XIX в. Сейчас английские суды могут применять как прецеденты общего права, так и права справедливости.

Таким образом, в основе структуры английского права лежат общее право и право справедливости. В силу того, что римское право весьма незначительно повлияло на английское право, оно не знает деления на публичное и частное право, а также привычной нам отраслевой структуры. Хотя в английском праве также существуют отрасли права, они отличаются от отраслей романо-германского права: наличествуют отрасли договорного права, права собственности, деликтного и уголовного права. Специфически английскими по происхождению считают такие институты права справедливости, как траст, эстоппель, своеобразные формы исков (trespass, assumpsit) и т.д.

Первичными источниками права в Великобритании ныне считаются судебный прецедент и статутное (писаное) право. Роль нормативного правового акта постепенно возрастает. Ко вторичным источникам относят обычаи и правовую доктрину.

Юридическая техника этой правовой семьи характеризуется казуистичностью, намерением выразить норму более подробно, чем в странах романо-германской правовой семьи. Данную особенность можно объяснить влиянием юридической техники написания судебных решений, долгое время являвшихся основными источниками права.

Нужно отметить, что данное право стало общим прежде всего для Англии, а затем и Уэльса.

Общее право не есть право Великобритании, оно, например, не применяется по умолчанию в Шотландии, где произошло смешение систем прецедентного и континентального права.

После основания колоний "общее право" начало использоваться в Северной Америке.

Важную роль здесь сыграло дело Кальвина (1608), одним из последствий которого стало признание того, что "во всех колониях, образованных путем оккупации (т.е. прямого захвата), в полной мере действует английское общее право с учетом специфических особенностей данной колонии".

Постепенно общее право распространилось на Канаду, Австралию, Новую Зеландию и др. Правовые системы этих стран на сегодняшний день образуют правовую семью общего права (common law) (см. интеллектуальную карту 03-04).

Семья исламского права. "Ядро" данной правовой семьи внеправовое по своей сути. Оно образовалось благодаря развитию ислама, его влиянию на регулирование общественных отношений.

Термин "исламское право" в мусульманской традиции не используется, существуют понятия "шариат" и "фикх".

Шариат (дословно "правильный путь") - система требований к правоверному мусульманину, затрагивающая вопросы религиозной догматики, исламской этики и внешне выраженного поведения человека. Науку, извлекающую из шариата правила поведения, именуют практическим правоведением, фикхом. Термином "усуль аль-фикх" называют исламскую правовую доктрину, теоретическое правоведение, занимающееся поиском оснований правовых норм.

Усуль аль-фикх сыграл очень важную роль в формирования мусульманского права. Долгое время исламское право существовало именно как правовая доктрина. Государственная власть не считалась источником правовых предписаний. Право развивалось благодаря деятельности исламских богословов-правоведов (факихов). На сегодняшний день сформировалось несколько правовых школ (толков) исламского права.

Исламское право не знает деления на публичное и частное, хотя в целом это разграничение ему не совсем чуждо, учитывая деление субъективных прав на "права Аллаха" и "права людей".

Специфическими исламскими правовыми институтами являются вакф - "собственность Бога", институты отдельных видов преступлений (преступления против Бога, или худуд, преступления против личности, или кисас, и др.).

Религиозные источники исламского права - Коран и Сунна. В узком (формально-юридическом) смысле источниками права являются правовая доктрина, нормативный правовой акт и правовой обычай. Источниками права (как логическими методами извлечения правовых норм) выступают кыяс (суждение по аналогии) и масалих мурсала ("исключенные интересы") - конструкция, "согласно которой основанием введения нормы могут признаваться реальные общие интересы людей, не противоречащие точно установленным Аллахом запретам и дозволениям".

Юридическая техника в странах исламского права имеет ряд особенностей. Они вызваны тем, что доктрина исламского права изначально предпочитала заниматься отдельным вопросами, а не построением единой, стройной системы права. Единство правовой терминологии было невозможно ввиду существования различных правовых школ и отсутствия иерархии между ними. Лишь позже мусульманские правоведы начали вырабатывать общие для правовых толков нормы-принципы.

Современная тенденция усиления нормативного правового акта как источника права также способствует созданию единообразных правил поведения.

Важно заметить, что ни в одном из существующих государств исламское право не является единственно действующей правовой системой, оно везде сочетается с неисламскими правовыми регуляторами. Наибольшую роль исламское право играет в Саудовской Аравии и Иране, меньшую - в Катаре, Омане, Кувейте, Пакистане, странах Северной Африки. В некоторых государствах исламское право имеет локальное значение. Так, в северных областях Нигерии, где проживают народности хауса-фулани, существуют шариатские суды.

Правовые системы многих мусульманских стран испытали влияние романо-германского и общего права (например, в Тунисе и Марокко - исламского и французского права), что привело к сочетанию правовых институтов различных семей. На правовые системы Судана и Ирака оказывало воздействие общее право (см. интеллектуальную карту 03-05).

Смешанные правовые системы. Наряду с основными правовыми семьями компаративисты выделяют так называемые смешанные правовые системы (mixed legal systems). К ним относится право ЮАР, Квебека, Израиля, Шотландии и др.

Важную роль в развитии права ЮАР и Квебека сыграли соответственно староголландское и французское право. Существенное влияние также имело английское право. В этих землях действовало правило: если колония была образована путем не оккупации (захвата), а добровольной уступки территории, то оставалось в силе ранее действовавшее право. При этом, однако, имелось в виду частное право. Публичное, процессуальное и, как правило, уголовное право перестраивалось по английской модели.

Правовая система Шотландии сложилась в условиях сочетания институтов романо-германского и общего права. Основа некоторых правовых институтов (займа, поклажи) была создана в рамках рецепции римского права. Иные институты (купли-продажи, найма) сформировались благодаря влиянию английского права.

Израиль как единое государство возник лишь после Второй мировой войны. До того его земли были владением Османской империи, где действовало исламское право, затем - подмандатной территорией Великобритании, где важную роль играло общее право. Различные элементы этих правовых систем вместе с иудейским правом образовали основу правовой системы Израиля.

Правопорядки Индии, Японии и Китая. Большое значение в этих странах всегда имели внеправовые нормы. Правовая система Индии, основанная на индусском праве, т.е. праве индусской общины, испытала в колониальный период влияние общего права.

В Японии и Китае серьезное влияние на правовую систему оказали неформальные правила поведения (гири - в Японии, ли - в Китае). Кроме того, Япония испытала сильное влияние германского и французского права (в период с 1868 г. до начала XX в.), после Второй мировой войны - американского права. На правовую систему Китая сильное воздействие оказала конфуцианская традиция. В XX в. в Китае ощущалось влияние советского права и права континентальной Европы.

Так, у советской правовой доктрины китайцами была заимствована четырехэлементная конструкция состава преступления.

Наибольшим своеобразием в правопорядках Индии и стран Дальнего Востока отличаются нормы, касающиеся статуса личности, наследования, семейного права. Это нельзя считать исключением: данная область отношений, как правило, и в других правопорядках обладает наибольшей уникальностью.