Основы права (Исаков В.Б., 2017)

Основные понятия о праве

Право
система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов.
Типы правопонимания
подходы к категории права, осмыслению правовой реальности, поиску оснований права.
Признаки права
характерные черты, свойства права, подчеркивающие его сходство и отличие с иными социальными регуляторами (моралью, религией и т.д.).
Объективное (позитивное) право
совокупность установленных государством правовых норм.
Субъективное право (правомочие)
мера возможного поведения субъекта права.
Принципы права
основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права.
Функции права
главные направления воздействия права на общественную жизнь.
Правовая система
совокупность основных правовых явлений общества в их единстве и взаимосвязи (правовые институты, нормы, правоотношения и правосознание).

Действующее законодательство, регулирующее общественные отношения, чрезвычайно объемно. Так, только в 2012 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла свыше 400 законов. Кроме того, существуют множество законов субъектов РФ, сотни тысяч ведомственных нормативных правовых актов. Всего в "сухом остатке" - свыше 1 млн. действующих на территории РФ правовых документов. А ведь есть еще и международные договоры и соглашения.

Спросим себя: и все это - право? Можно ли каждый отдельно взятый нормативный правовой акт, принятый компетентным государственным органом и действующий на территории государства, назвать высоким словом "право"?

Разные юристы дают различные ответы на этот вопрос. Одни (их называют легистами, нормативистами или позитивистами) полагают, что всякий законно установленный нормативный правовой акт должен быть отнесен к праву. Другие (сторонники теории естественного права) дают более сложный ответ. Они обращают внимание, что в истории права были случаи, когда государство устанавливало "драконовские" нормы, нарушавшие права человека (например, нацистские законы, действовавшие в Германии с 1933 по 1945 г.). С точки зрения этих авторов, далеко не все, что установлено государством, может именоваться правом. Из-под пера законодателя могут выходить противоправные, правонарушающие законы и постановления.

Так что же следует называть правом? Каковы отличительные черты и признаки этого явления? Ответам на эти вопросы и будет посвящена настоящая тема.

Происхождение термина "право". Корни понятия "право" уходят в историю. В древнерусских источниках этот термин впервые появился в конце 1-го тысячелетия н. э. В зависимости от контекста употребления "право" (как существительное) могло подразумевать "установление, закон", "юрисдикцию", "свободу действий, власть", "обязательство", "присягу".

Русскому слову "правый" соответствуют римские термины "rectus" и "justus" (jus - право), древнегреческое "dikaios" (dike - право, справедливость). По мнению Э. Бенвениста, римское "jus" обозначало формулу указания на правильный порядок вещей*(4).

В юридической теории и практике термин "право" используется в двух разных значениях - объективном и субъективном.

Под объективным правом понимается система действующих правовых норм, установленных государством. Это законы, указы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты, принятые компетентными органами государства. Термин "объективное право" означает, что право в данном случае рассматривается как система норм, внешняя по отношению к человеку и в каждый отдельно взятый момент времени независимая от него.

Субъективное право, напротив, обозначает правовые возможности, принадлежащие субъекту права, например гражданину. Права собственности на вещи, машину, квартиру, семейные права, права автора, право избираться и быть избранным и многие другие - все это субъективные права гражданина. Как будет показано ниже, в теме 11 "Правовые отношения", субъективные права имеют определенную структуру, могут подразделяться на части - правомочия.

Несмотря на видимые различия, между объективным правом и субъективными правами существует глубокая внутренняя связь. Они имеют сходные признаки, которые будут рассматриваться ниже. Если объективное право - это фундамент свободы общества, в основе которой лежат законность, порядок и дисциплина, то субъективное право - маленький "кусочек" свободы, принадлежащий конкретному гражданину. Свобода общества и свобода личности, как известно, тесно связаны между собой: если нет объективной, основанной на законе свободы в обществе, не будет и субъективных прав и свобод, принадлежащих гражданам. Верно и обратное: свобода в обществе складывается из маленьких субъективных прав и свобод, принадлежащих каждому из нас.

Право регулирует лишь поведение, т.е. внешние отношения между людьми. Право не может предписать испытывать определенное нравственное отношение к другим людям. Например, норма "должно любить своих родителей", будучи закрепленной в законодательном акте, не станет правовой, оставшись моральной.

Исходя из того, что право регулирует лишь поведение между людьми, оно не может изменить законы природы, например создать техническую норму получения серной кислоты.

Действительность технических норм не зависит от закрепления их в нормативных текстах. Право лишь может зафиксировать социально-технические нормы - нормативы изготовления пищевой или иной продукции. Однако это технические нормы, обеспеченные принудительной силой государства, но не правовые по сути.

Право есть совокупность правомочий и обязанностей. В отличие от морали, говорящей прежде всего об идее долга (обязанности), право состоит из двух противоположных начал - правомочий (мер возможного поведения) и обязанностей (мер должного поведения). "Правомочие" и "обязанность" - два не выводимых друг из друга понятия: из того, что субъект может сделать, нельзя заключить, что он должен. Наиболее ярко такое соотношение иллюстрирует частное право. В публичном же праве правомочие и обязанность сливаются в понятии властного полномочия, становятся правообязаностями.

Признаки права. Под правом мы понимаем систему общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов (см. интеллектуальную карту 02-01). Рассмотрим более детально основные признаки права, отраженные в этом определении.

Системность проявляется в разграничении функций норм, институтов, отраслей права и их внутренней согласованности между собой. Системный подход - детище XX в. С точки зрения системного подхода общество представляет собой сложную, полиструктурную самоорганизующуюся систему. Согласованное функционирование этих систем обеспечивается в том числе с помощью права, юридических норм.

Но для того чтобы поддерживать системность общественных отношений, право само должно быть системой, причем более высокого порядка, иначе оно может не повысить, а только понизить уровень системности.

В ходе законотворчества (в силу спешки, политической конъюнктуры, низкой квалификации законодателей) системность права может утрачиваться. Это очень плохо, так как право теряет одно из важнейших свойств: вместо того, чтобы восстанавливать и поддерживать системность, оно начинает вносить элементы дезорганизации в общественную жизнь.

Общеобязательность - обязательность норм права для всех - включает два элемента.

Во-первых, общий характер норм права, адресованных не кому-то конкретно, а неопределенному кругу лиц. Этот признак отличает нормы права от индивидуальных актов (приказов, распоряжений, приговоров, решений), адресованных персонально определенным лицам. Во-вторых, та особенность, что норма права обязательна для исполнения независимо от намерений и желания субъекта.

Общеобязательность права не означает императивности каждой без исключения юридической нормы. Право - сложная система норм. Наряду с нормами императивными оно содержит нормы диспозитивные (допускающие выбор модели поведения), управомочивающие, нормы-принципы, нормы-декларации и даже нормы-рекомендации. О них пойдет речь в теме 10 "Нормы права".

Формальная определенность - точность, конкретность, формализованность правовых предписаний: если кому-то предоставляются права, должно быть ясно, кому и в каком объеме; если на кого-то возлагается обязанность, должно быть понятно, какая и в чем именно она заключается.

Формальная определенность подразделяется на два связанных между собой признака - формальность и определенность.

Формальность - текстуальная закрепленность юридических норм, наличие ясных и точных источников, в которых можно получить сведения и удостовериться в существовании юридической нормы. Свойство формальности права возникло в древности: свиток, особая бумага или пергамент, восковая или сургучная печать. Казалось бы, зачем эта "театральщина"? Для чего это? Для красоты?

Нет, исходя из сугубо практических потребностей: чтобы отсечь самозванцев, объявлявших ложные указы и подбивавших людей на бунты. Из истории известно: таких хватали и казнили как злейших врагов. Сегодня исторические корни формальности права подзабылись, но на первый план вышло другое обстоятельство: появились официальные источники информации о действующем праве: "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета", "Парламентская газета", официальные ведомственные издания. Существует и официальный электронный источник правовой информации: интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Определенность - это точность, конкретность нормативных предписаний. В обыденной речи люди довольно часто допускают неконкретные выражения. Право не может быть неопределенным.

Норма, не обладающая качеством определенности, не может выполнять функции права.

Гарантированность государственным принуждением - еще одно важнейшее качество права, отличающее его от религиозных норм, норм морали, нравственности, норм общественных организаций и др. Оно предполагает наличие санкций - мер государственно-правового воздействия за совершенное правонарушение и наличие особого правового механизма, который обеспечивает применение санкций за нарушение норм права.

Гарантированность государственным принуждением не следует обязательно понимать как принуждение и наказание. Наказание правонарушителей - важная, но единственная функция права.

Не менее значимые функции - правовосстановительная, предупредительная и воспитательная.

Подробнее об этом см. ниже.

Таковы основные признаки права. Они описывают наиболее существенные особенности социального явления, которое мы называем правом. Признаки права составляют содержание понятия права как научной категории. От понятия права надо отличать определение права.

Определение - лаконичная, сжатая, емкая формулировка, раскрывающая содержание понятия "право". Понятие "право" - одно, а его определений может быть много.

Принципы права. Под принципами права понимаются основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права. Развитие права можно в каком-то смысле сравнить со строительством небоскреба: сначала возводится стальной или железобетонный каркас, затем пустоты заполняются более легким стеновым материалом. Принципы - это "стальной каркас" права, руководящие идеи, которые пронизывают все содержание права.

Иногда принципы прямо закрепляются в нормах права (равенство граждан перед законом и судом, гласность судебного разбирательства), иногда они прямо не закрепляются, а выводятся из норм права логическим путем (неразрывная связь прав и обязанностей), но в любом случае они присутствуют в праве и играют в нем очень важную роль.

Значение принципов права в том, что они являются ориентирами:

  • для законодателя: разрабатывая новые нормы права, законодатель должен соблюдать принципы права;
  • правоприменителя: при отсутствии норм права (пробеле) дело может решаться, исходя из принципов права;
  • каждого человека: граждане не всегда знают конкретные нормы, но неплохо ориентируются в принципах права (например, при перерасчете пенсии ее размер уменьшился: такого не должно быть, поскольку ст. 55 Конституции РФ не допускает отмену или умаление прав граждан - это принцип права).

Рассмотрим некоторые наиболее важные принципы права.

Формальное равенство считается одним из важнейших признаков права, отличающих его от норм морали. В силу той формальности, что право регулирует лишь внешние отношения между людьми, оно чаще всего (особенно в частном праве) относится к субъектам права безлично, полагая их равными.

Во многих сферах, где мораль дифференцирует людей в силу их имущественного положения, физических и интеллектуальных способностей, вероисповедания, пола, право стремится сгладить эти различия. Иногда говорят, что право устанавливает равенство возможностей, однако это не совсем верно, поскольку право не устанавливает, а лишь провозглашает равенство возможностей.

Посредством закрепления формального равенства право нивелирует фактическое неравенство между людьми и в связи с этим препятствует подавлению слабых более сильными.

Принцип формального равенства, распространяющийся на всех граждан вне зависимости от их происхождения, пола, имущественного положения, стал общепризнанным благодаря историческому развитию общества, становлению таких доктрин, как либерализм, социализм и т.д.

Всеобщность данного принципа, его распространимость на всех субъектов права носит исторический, а не вневременной характер. Существовали правовые системы, отрицавшие всеобщность формального равенства. Например, в средневековой Европе члены различных сословий были неравны между собой, даже внутри сословий существовали различные по своему правовому статусу группы. В исторической перспективе не исключено появление идеологий, отрицающих всеобщность принципа формального равенства.

Справедливость - один из базовых принципов права. Справедливость в общем и целом обозначает "воздаяние равным за равное", т.е. равное возмездие к субъектам, чья тяжесть деяний сходна между собой, а также равную награду за равную доблесть, одинаковую цену за одинаковые по стоимости товары и т.д. Развивая воззрения Аристотеля, можно сказать, что справедливость может быть уравнивающей ("равное для равных"), т.е. как соразмерность обмениваемых благ в частном праве, либо распределяющей ("неравное для неравных"), т.е. как справедливость награды для отличившихся.

Многозначность данного термина делает затруднительным квалификацию справедливости в качестве правовой категории. Хотя справедливость в правовой сфере рассматривается преимущественно как равенство, в сфере морали она обозначает не только равенство, но и милосердие. Требования социальной справедливости означают во многом требования социального милосердия, а не только правового, формально равного отношения ко всем людям.

Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных, формально определенных норм, обеспеченных принудительной силой со стороны государства и в настоящее время регулирующих отношения между людьми по принципу формального равенства. Право устанавливает правомочия и обязанности субъектов права.

Типы правопонимания. На основе рассмотрения понятия, признаков и принципов права можно вернуться к вопросу о том, какое содержание вкладывает юридическая наука и практика в понятие "право". И вновь приходится констатировать многообразие типов понимания права (см. интеллектуальную карту 02-02).

По мнению юридических позитивистов, внутреннюю последовательность праву придают формальная непротиворечивость его норм, соответствующих друг другу, последовательность их принудительного применения властным аппаратом. Сторонники доктрины естественного права видят в праве логическое развертывание изначальной, разумной, справедливой идеи.

Социологическая юриспруденция связывает право с наглядностью и убедительностью юридического опыта. Историческая школа права видит универсальное оправдание права в его соответствии духу народа. Среди современных правовых доктрин выделяются те, что в противовес рационализаторским стремлениям упомянутых выше теорий исследуют право как неравновесную систему. К таковым можно отнести школу экономического анализа права, школу критических правовых исследований, феминистскую юриспруденцию, правовую синергетику и др.

Становится все более очевидным, что единого, универсального для всех понимания права не существует. В сфере законотворчества, правоприменения и государственного управления под правом понимаются главным образом юридические нормы. Юридическая наука (в том числе социология права) анализирует связь права с жизнью, стремится охватить, помимо норм, реальные правовые отношения. В сфере юридического образования естественно считать правом не только нормы, но и правосознание - обыденное и профессиональное. Для правозащитной деятельности неизбежна адресация к гуманистическим идеалам и ценностям, лежащим в основе норм права, представленным в том числе в форме естественных прав и свобод человека и гражданина.

Унифицировать все эти подходы в единую, всеохватывающую, обязательную для всех дефиницию права невозможно, да и, пожалуй, не нужно.

Функции права. Под функциями права принято понимать основные направления воздействия права на общественную жизнь. В юридической науке функции права рассматриваются в различных аспектах, в том числе с точки зрения их юридического содержания. В этом разрезе разграничиваются три функции права (см. интеллектуальную карту 02-03).

Статическая функция заключается в закреплении общественных отношений. Назначение права в этом аспекте - обеспечить стабильность, незыблемость общественных отношений (власти, собственности, правосудия и др.).

Динамическая функция подразумевает развитие общественных отношений. Если бы право осуществляло только статическую функцию, то оно "законсервировало" бы общественную жизнь.

Но в жизни постоянно происходят позитивные изменения, которым право помогает: совершенствуется государственное управление, появляются новые виды экономической и социально-культурной деятельности, инновационные материалы и технологии и т.д.

Охранительная функция заключается в том, что право активно борется с правонарушениями, противоправным поведением, дезорганизующим общественную жизнь, защищает правовые ценности граждан, коллективов, государства и общества в целом.

Право и правовая система. С практической и теоретической точек зрения важно отличать право от более широкой категории правовой системы, под которой понимается совокупность всех правовых явлений того или иного общества в их единстве и взаимосвязи.

"Правовая система" - предельно широкое понятие, перечислить все без исключения ее элементы вряд ли возможно. Тем не менее можно указать основные элементы правовой системы (см. интеллектуальную карту 02-04). К их числу относятся следующие.

Юридические нормы. Это нормативный элемент правовой системы (законы, указы, правовые обычаи, традиции, прецеденты). Более подробно они будут рассматриваться ниже, в темах 5 "Формы (источники) права" и 10 "Нормы права".

Правовые институты (учреждения). Нормы создаются и реализуются не сами по себе, а посредством деятельности правовых институтов (в широком смысле слова - учреждений) - законотворчества, правосудия, третейского суда, надзора и контроля, исправительно-трудовой системы, поручительства и т.д. Институциональная часть правовой системы будет рассматриваться ниже, в темах 7 "Нормотворчество", 12 "Реализация и применение права", 14 "Юридическая ответственность" и др.

Правоотношения. Право живет лишь постольку, поскольку реализуется в правовых отношениях - деятельности государственных органов и должностных лиц, правовой практике судебных, арбитражных, прокурорских и административных органов, правовых процедурах и ритуалах, выборах, голосованиях, самозащите, необходимой обороне и проч. Этот аспект правовой системы будет рассмотрен ниже, в теме 11 "Правовые отношения".

Правосознание. Правовое поведение носит сознательный характер, а право является одним из элементов духовной жизни общества. Соответственно, в правовую систему включается правосознание - правовая идеология, правовая психология, обыденное правосознание, правосознание чиновников и служащих, профессиональное правосознание, правовая культура в целом, правовые легенды, мифы, литература, искусство, кинематограф и т.п.

Все перечисленные и многие другие элементы, взятые в совокупности, образуют правовую ткань общества, которую мы называем правовой системой. Изучением и сравнением различных правовых систем занимается особая юридическая наука - сравнительное правоведение, или юридическая компаративистика.