Российское право (Кашанина Т.В., 2009)

Авторское право

Право на результаты творческой деятельности

Часть четвертая ГК РФ в числе объектов гражданских прав упоминает и так называемую интеллектуальную собственность, т. е. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг и т. п.

Следует иметь в виду, что термин «интеллектуальная собственность» достаточно условен и имеет мало общего с правом собственности. Такое наименование возникло после того, как король Франции назвал Бомарше собственником его произведения о Фигаро. Однако, как скоро выяснилось, применение правил права собственности ни к чему хорошему не привело, а, наоборот, поставило такого «собственника» в неприятное положение.

Дело в том, что объектом отношений интеллектуальной собственности являются не какие-либо вещи (книга, магнитофонная лента и т. д.), а некие нематериальные образы, идеи. Почему же термин «интеллектуальная собственность» условен

  1. Невозможно физически обладать идеями, образами, можно лишь обладать материальным носителем (бумага, на которой написан текст, магнитофонная лента).
  2. Нельзя также говорить и о классическом правомочии пользования, так как идеи могут одновременно находиться в пользовании бесконечного числа лиц.
  3. Идеи, образы не потребляются, не амортизируются в физическом смысле.
  4. Для вещи обязательно свойственно местонахождение, в то время как идеям, образам открыты все границы.
  5. Информации присущ особый порядок распространения: появление ее в новом месте не означает ее утрату у прежнего обладателя. Поэтому к идеям неприменимы правила о купле- продаже вещи и т. п.

Следовательно, применительно к результатам творческой деятельности более корректно говорить о категории исключительных прав, т. е. таких субъективных прав абсолютного характера, которые позволяют их носителям, и только им, совершать различные действия по использованию результатов творчества.

Главное правомочие здесь — это правомочие по запуску произведения в оборот, благодаря которому информация становится доступной для неопределенного круга лиц.

Вообще под творческой деятельностью понимается интеллектуальная деятельность, имеющая своим результатом создание принципиально новой информации, идеи. Другими словами, эта деятельность обладает внутренне присущими ей продуцирующими свойствами. Ее нужно отличать от выявления уже существующих в природе закономерностей, связей, объектов. Такой деятельности, конечно, тоже не чужд элемент творчества, однако, строго говоря, речь идет не о создании чего-то нового, а о поиске и открытии уже существующего. Открытая закономерность объективно не поддается монополизации, поэтому открытия не являются объектами правовой охраны результатов творческой деятельности.

Законодатель исходит из необходимости признания за кем-либо исключительных прав на результат творческой деятельности. В зависимости от вида объекта исключительных прав (изобретение, литературное произведение и т. д.) выработано два способа закрепления таких прав за определенным лицом:

  1. для некоторых объектов (например, для изобретения) важен прежде всего принцип, основная идея, суть результата, т. е. то, что называется содержанием. Поэтому для того, чтобы признать лицо изобретателем, для защиты его изобретения от плагиата, незаконного использования необходимо официальное признание компетентного органа, что выражается в регистрации. Такая охрана называется патентной;
  2. для других произведений прежде всего важна форма (музыкальное, литературное произведение), поэтому для получения защиты государства автору не нужна специальная регистрация, акт признания авторства государством, а достаточно самого факта выхода произведения в свет. Этот порядок называется авторско-правовой защитой.

Объекты авторского права

Авторское право — это совокупность норм права, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.

Объектами авторского права являются: произведения науки, искусства, литературы, каждое из которых, для того чтобы получить защиту авторского права, должно удовлетворять двум требованиям.

1. Такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, т. е. интеллектуальной деятельности, направленной на создание нового. Новизна произведения, являющегося объектом авторского права, относится прежде всего к форме произведения, т. е. к произведению как последовательности слов, звуков, образов. Сами по себе идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции не защищаются с помощью авторского права. Дело в том, что авторское право в большей мере имеет дело с формой произведения, так как темы, идеи, образы с трудом поддаются идентификации. Авторское право пресекает лишь наиболее откровенные формы плагиата. Ввиду отсутствия признака новизны не обладают авторско-правовой защитой перепечатка рукописи, телефонный справочник и т. п.

Творческая деятельность может протекать в следующих формах:

а) создание принципиально нового произведения (например, написание абсолютно оригинальной книги, музыкального произведения и т. д.);

б) переложение, переработка уже существующего произведения (творческий перевод, обработка, аннотация, реферат, обзор, инсценировка, создание составных произведений (сборников), где результатом творческого труда являются подбор и расположение материала. Главное — переработка существующего произведения должна быть творческой, т. е. обладать признаком новизны.

2. Произведение науки, искусства, литературы, для того чтобы получить авторско-правовую охрану, должно иметь объективное выражение, существовать в объективной форме, т. е. в форме рукописи, машинописи, нотной записи, звуко- или видеозаписи, изображения, или должно быть публично исполнено (объективная устная форма) и др. Объективная форма выражения всегда связывается с возможностью воспроизведения, тиражирования произведения без участия автора.

Для признания объектом авторского права произведение не обязательно должно быть законченным. Обладают авторско-правовой охраной эскизы, планы, отрывки произведений и т. п.

Конкретными объектами авторского права являются литературные, драматические, хореографические, музыкальные про- изведения, пантомимы, кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы, другие кино-, телепроизведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, программы для ЭВМ, фотографические произведения, географические карты, планы и другие произведения.

Не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения и др.), государственные символы и знаки, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Субъекты авторского права

Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т. е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в Российской Федерации в случае, если его произведение выпущено в свет на территории Российской Федерации либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Однако в любом случае произведение, созданное в соавторстве, должно обладать определенным единством.

Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.). Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации комиксов, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Нераздельное соавторство — это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).

Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:

1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;

2) юридические лица, которые могут приобретать отдельные права автора:

а) в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

б) в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

3) государство. Оно становится субъектом авторского права:

а) в случае ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом;
б) когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Права авторов

Авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Значок © (copyright), помещенный на каждом экземпляре произведения, используется лишь для оповещения о правах автора на данное произведение. Его отсутствие не означает отсутствия автор- ско-правовой защиты.

Автор в связи с созданием произведения приобретает для себя ряд конкретных прав, которые можно разделить на личные неимущественные и имущественные права.

Личные неимущественные права неотделимы от личности автора. К их числу относятся:

  1. исключительное право на произведение, т. е. возможность использовать его по своему усмотрению;
  2. право авторства, т. е. право признаваться автором произведения, требовать ссылки на автора при его использовании;
  3. право автора на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени;
  4. право на обнародование произведения, т. е. совершение с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение и т. п.);
  5. право на неприкосновенность произведения, которое означает запрет внесения изменений в само произведение, его название, в обозначение имени автора без его согласия при любом способе его использования; особо подчеркивается недопустимость искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

К числу имущественных прав (прав на использование произведения) относятся следующие:

1) право на воспроизведение, т. е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, осуществляется только на основе договора, заключаемого с автором.

Из этого правила законом предусмотрен ряд исключений:

а) цитирование с указанием на автора и источник заимствования в научных, критических, полемических и других целях в объеме, оправданном целью цитирования;
б) воспроизведение в средствах массовой информации статей по текущим экономическим, политическим, социальным, религиозным вопросам;
в) воспроизведение в средствах массовой информации публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и др.;
г) репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками и архивами для восстановления утраченных экземпляров;
д) репродуцирование образовательными учреждениями для учебных занятий;
е) исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, похорон;

2) право распространять экземпляры произведения любым способом (продавать, сдавать в прокат и т. д.);

3) право на публичное исполнение произведения',

4) право на передачу в эфир',

5) право на перевод',6)право на переработку (аранжировку, обработку и т. п.).

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Право авторства, право автора на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. После смерти автора эти права защищаются его наследниками, специально уполномоченным органом Российской Федерации или лицом, на которое специально укажет автор.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние. Такие произведения могут использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения с соблюдением прав авторства, права на имя и защиту репутации автора.

Существует два вида авторских договоров.

1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение. По этому договору автор передает свое исключительное право в полном объеме. Это означает, что в последующем автор уже навсегда теряет возможность определять судьбу своего произведения. Свобода приобретателя исключительного права в этой ситуации настолько широка, что он даже может, если сочтет нужным, и вообще не публиковать произведение.

2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. По договору устанавливаются пределы использования переданного произведения (сроки, тиражи издания, способ и территория использования, размер вознаграждения и др.). Понятно, что в таком договоре интересы автора не задвигаются на задний план. Помимо определения параметров (ограничений) использования произведения в этом случае, как правило, автор полностью контролирует и дальнейшую уступку исключительных прав (переуступку на основе договора сублицензии). Это также защищает интересы автора, имеющие неимущественный характер.

Понятно, что при заключении лицензионного договора исключена ситуация, когда произведение по необоснованным причинам так и не увидит свет.

В законодательстве предусмотрен и еще один вид авторских договоров — договор авторского заказа. Однако представляется, что в ряд названных авторских договоров, которые объединены по объему передаваемых прав, он не может быть поставлен. Договор авторского заказа отражает срок создания произведения (в будущем) и по своему содержанию может представлять как договор на полное отчуждение исключительного права на произведение, так и лицензионный договор.