Правовые основы Российского государства (Мухаев Р.Т., 2005)

Государство: понятие, признаки, функции

  1. Смысл термина «государство»
  2. Подходы к сущности государства
  3. Признаки государства
  4. Функции государства
  5. Причины возникновения государства
  6. Пути формирования государства
  7. Теории происхождения государства

В понятие «государство» с момента его появления вкладывался различный смысл. Когда-то французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали «король-солнце», изрек: «Государство — это я». Это соответствовало истине, поскольку за 72 года царствования (1643—1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию — в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное суждение о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила в него свое понятие.

Смысл термина «государство»

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек — нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире». Напротив, английский мыслитель Т. Гоббс (1588—1679) сравнивает государство с Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляют угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас». Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность в последующем тяготилась его опекой и пыталась всячески ограничить власть государства над собой. Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.

Первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т.п. Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В правовую науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином. Следовательно, общепринятый термин «государство» появился позже, чем само государство.

Подходы к сущности государства

Проблема определения сущности государства, т.е. выявление устойчивой совокупности внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе, до сих пор остается в юридической науке дискуссионной. Можно выделить два подхода в понимании сущности государства.

Первый подход — общесоциальный, коммуникативный — связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как политическое общение, как ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить «общему благу». «Цель человеческого общежития, — замечал Аристотель, — состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть. В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 до н.э.) рассматривал государство как соединение в единое целое (гражданскую общину) всех составляющих ее граждан. Данная традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он заметил, что «государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов». Следовательно, государство в данном подходе тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.

Второй подход — институциональный. Основоположником данного подхода был французский юрист Ж. Бодэн (1529-96). Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Бодэн рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и составляет цель государственного устройства». Государство выступает как механизм реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему.

Оценивая оба вышеизложенных подхода, можно отметить следующее. В первом случае сущность государства понимается широко — как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы. Во втором случае государство понимается в узком смысле — только как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. На основе широкого и узкого пониманий государства в его сущности выделялась либо его общесоциальная сущность — способность выражать общезначимые интересы большинства общества, либо классовая сущность государства — его способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. Следовательно, сущность государства может выражаться либо в осуществлении интересов большинства, либо отдельных социальных групп. В определениях современных авторов два этих подхода объединяются.

Кроме того, для последующего анализа государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки государства

Возникновение государства как социального института стало отражением процессов усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей индивидов и групп, составляющих общество. В условиях растущей разнородности и антагонизма социальных интересов существовала объективная необходимость в реализации общезначимых потребностей и интересов (потребности в безопасности, соблюдении прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т.д.), которые прежние институты удовлетворить не могли. Только создание государства могло обеспечить их осуществление.

Преимущество государства в выражении общих целей и интересов было связано с тем, что, во-первых, оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Так, законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Во-вторых, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными оказаться решающим аргументом в случае открытого социального конфликта. В-третьих, в распоряжении государства имеется полная и организованная система санкций, позволяющих ему добиваться повиновения от своих членов.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, как внутренних, так и внешних, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.п.), оказывающих существенное влияние на общество:

1) государство представляет собой особую форму организации политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принуждение, осуществляемое через органы насилия — армию, службы охраны порядка и безопасности;

2) государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивают институт гражданства, или подданства, в котором выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, отделяющей одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением;

3) государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций);

4) государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия);

5) государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. На эти средства содержится государственный аппарат, из них выплачивается заработная плата работникам бюджетных сфер (учителям, медикам), осуществляются социальные выплаты пенсионерам, малоимущим, инвалидам и т.п.

По части введения новых налогов государство проявляет чудеса изобретательности, иногда следуя старому правилу: «Деньги не пахнут». Происхождение этой фразы приписывают римскому императору Веспасиану, который правил с 69 по 79 г. н.э. Он был видным государственным деятелем, которого отличали такие черты, как бережливость и изобретательность. Заботясь о пополнении казны, Веспасиан ввел новый сбор — налог на римские отхожие места, т.е. общественные туалеты. «Туалетные» деньги дали государству существенную прибавку. Однако сын и наследник императора Тит стал упрекать отца за то, что тот опустился до такой меры. В ответ Вес- пасиан поднес к лицу сына монету и спросил, ощущает ли тот неприятный запах. Тит ответил: «Нет». «А все-таки она из мочи», — заметил Веспасиан.

Кроме основных признаков каждое государство имеет еще и неосновные, так называемые внешние, символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг. Идея государственного флага сравнительно нова, но сами флаги существовали давно и использованись для обозначения местонахождения командного пункта во время боевых сражений. В качестве первых флагов использовались разукрашенные шесты. Древние греки использовали в качестве флага кусок ткани с какой-либо буквой, прикрепленный к шесту. Первый матерчатый флаг в форме квадратного полотнища на перекладине, которое крепилось к копью, изобрели римляне.

Самыми ранними государственными флагами являются флаг Дании, принятый в 1219 г., и флаг Швейцарии — в 1229 г. После Великой французской революции белый флаг Бурбонов был заменен трехцветным знаменем. В 1787 г. был введен государственный флаг США, на котором изображались 13 звезд, означавших тринадцать штатов, вошедших в новое государство. В 1805 г. был принят зелено-бело-красный государственный флаг Италии.

На протяжении истории человечества отмеченные основные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей. Так, первоначально государственная власть концентрировалась в руках единоличного правителя (монарха, деспота, императора, царя), являвшегося одновременно собственником всей земли, верховным жрецом и судьей. Монарх защищал интересы имущих классов", дворянства, баронов, духовенства, родовой знати и опирался на их поддержку. В свою очередь бароны, дворяне, знать служили монарху и за это получали различные пожалования — землю, привилегии, титулы. Со временем бароны и духовенство становятся крупными земельными собственниками, не уступая по богатству самому монарху. Они требуют участия в осуществлении государственной власти. Единоличная власть монарха начинает «дробиться» на части. В Англии в ХШ в. возникает первый представительный орган — парламент, первоначально представлявший интересы не всего общества, а лишь первых двух сословий: духовенства и дворян. Этот орган назывался сословно-представительным, он обладал первоначально совещательными функциями и созывался монархом преимущественно для утверждения новых налогов. Лишь буржуазные революции XVII — XVI11 вв. в Европе и Северной Америке ограничивают всевластие государства и утверждают принципы народовластия и верховенства прав человека над правами государства и общества. Отстаивая идею о том, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», буржуазные революции не только провозгласили принцип формального равенства людей независимо от их имущественного и социального положения, но и выработали конкретные способы ограничения абсолютной власти государства в лице монарха. Первоначально общество перешло от абсолютной монархии к ограниченной, т.е. ограниченной представительным органом на основе избирательного права и конституцией (основным законом), а затем и к республике, когда все органы высшей власти избираются населением на определенный срок и каждый из них выполняет строго определенные законом функции. Кроме того, в той же Англии уже в Нортхемптонском статуте (законе) 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. Следовательно, постепенно с развитием экономики, появлением индивидуальной частной собственности и самостоятельной личности — гражданина возникает система государственной власти, где реальным было уважение к суду и действовал механизм сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Сама власть была «связана» нормами права и действовала строго в границах этих норм.

Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной властей в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Число и объем этих функций обусловливаются состоянием экономической, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов власти и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает до минимума количество функций, закрепленных за государством, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка и безопасности личности, охрана окружающей среды и т.п. Традиционные общества, в которых нет самостоятельной личности, зрелых демократических традиций, напротив, характеризуются стремлением государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких государствах отсутствуют: принцип разделения властей, сдерживания и противовесов трех ветвей власти; специализация политических ролей и функций; верховенство права и т.п.

Функции государства

Государство учреждается для выполнения ряда функций (от лат. functio — исполнение, осуществление), осуществление которых отличает его от других политических институтов и обеспечивает стабильность и поступательность развития общества. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние, по сферам реализации общезначимых целей.

К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.п.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (судом, прокуратурой и др.).

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.

Причины возникновения государства

Оценивая роль государства в жизни общества и личности, известный французский поэт Поль Валери (1871 — 1945) как-то заметил: «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое — мы погибаем». Почему же человек не может существовать без государства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствовали формированию государства. Государство существовало не всегда. Первоначально существовало догосудараственно организованное общество — общество без государства. В нем функции управления не закреплялись на постоянной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть принадлежала собранию рода, которое делегировало ее на определенное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него. Упорядочивание взаимоотношений между людьми в догосударственном обществе, согласование их интересов происходили с помощью мононорм — правил, представлявших собой нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. Они существовали в форме мифов, табу (запретов).

В государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, которое осуществляет их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность указанные люди получают жалованье. Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в афинском государстве в период его расцвета (V в. до н.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. — всего около 20 тыс. человек. Это при том, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.

Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотрясали конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми. Когда-то один из создателей американской конституции — Дж. Медисон (1751 —1836) заметил: «Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства... однако... до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им, различия во мнениях неизбежны... Таким образом, скрытые причины раздоров заложены в человеческой природе».

Вместе с тем Медисон полагал, что «наиболее общий и долговременный источник раздоров — неравное распределение богатства... Интересы, связанные с земельной собственностью, производством, торговлей, финансами, вместе со многими другими интересами вырастают в цивилизованных странах из необходимости, они делят общество на классы, и это деление усиливается разными чувствами и взглядами».

Следовательно, можно выделить:

  1. экономические причины (переход от присваивающей к производящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности и неравенства);
  2. социальные причины (раскол общества на классы);
  3. географические (размер территории, защищенность внешних границ);
  4. культурные (тип ценностей, вид религии) и иные причины.

Одной из главных является политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или поддержания политического господства класса-собственника. Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и функцию обороны страны.

Пути формирования государства

Очевидно, что при своем возникновении государства у различных народов имели особенности. Они были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства: 1) восточный; 2) западный; 3) синтезный. Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

Восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих функций за определенными лицами и передачей их по наследству. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Самостоятельно каждая община была не в состоянии решить эту задачу. Поэтому необходимо было объединить усилия многих общин для строительства дамб, рытья каналов и т.п. Потребности согласования усилий объединенных общин обусловили необходимость в централизованном управлении со стороны государства, создания разветвленного аппарата управления. Этот аппарат вырастал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функцию управления.

Данная функция в условиях низкой производительности труда предполагала и распределение произведенного продукта. Занятие «должности» позволяло общиннику забирать себе большую часть произведенного продукта, накапливать богатства. Так постепенно образовалась замкнутая каста управленцев (ближайшие советники деспота (монарха), визири, чиновники низшего ранга), ставшая благодаря выполнению ими функций управления господствующим классом. Следует заметить, что земля, составлявшая главное богатство, оставалась общинной собственностью.

Западный путь возникновения государства был основан на иных предпосылках. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. В основе процесса деления общества на классы лежал переход от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости (пищу, домашнюю утварь). Происходило разделение общественного труда: стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров. Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли уже самостоятельно производить достаточное количество продукции для своего существования. Земля из общинной собственности путем присвоения различными способами знатью переходит в частную.

Развитие частной собственности породило имущественное неравенство среди людей и деление на классы: появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники. Длительная борьба имущих и неимущих классов привела первых к пониманию необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало интересы богатых собственников. Наиболее богатые из них стали занимать ответственные государственные должности.

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Древнем Риме. Правда, в последнем потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества — между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), но и необходимостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных территорий — неграждан (перегринов). Так, во Ив. до н.э. из 70 млн населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн, что составляло менее 3%.

Однако не только имущественное неравенство явилось причиной возникновения государства на Западе, но и насилие. Об этом говорит опыт Спарты. Там институт частной собственности не играл такой важной роли. Спартанское государство возникло в результате захвата спартанской общиной (дорийцами) соседних территорий, население которых было превращено в общественных рабов (илотов). Число спартиатов, т.е. полноправных граждан, было в десять раз меньше, чем количество населения покоренных народов. Для их усмирения было создано сильное государство. Его особенностью является отсутствие имущественного неравенства, сохранение общественной собственности на землю, которая лишь передавалась в пользование полноправным гражданам, т.е. они не могли ее продать, подарить, завещать. Таким образом, государство в Спарте было следствием конфликта между полноправными гражданами (спартиатами) и покоренными народами (неполноправными).

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным, минуя рабовладельческий уклад. Для этого варианта образования государства характерно длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременное складывание имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства. Рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.п.

Теории происхождения государства

Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло ученых искать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей ее формирования у различных народов во многом позволяет понять причины различий в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблемам возникновения государства отсутствует. Существует несколько теорий происхождения государства.

Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возникновения государства, была теократическая теория. Ее создатели (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Тертулиан) рассматривали государство как божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства невозможно.

Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"».

Следует отметить, что во всех религиях отстаивается идея бого- установленности государственной власти. В послании, например, апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Согласно этой теории государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, в затем в государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории китайского философа Конфуция (551—479 гг. до н.э.), должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников.

В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства. Согласно ей государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. По замечанию французского мыслителя Д. Дидро (1713—84), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, которое было следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, — подчеркивал В.И. Ленин (1870—1924), — есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание "порядка", который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Как отмечал один из авторов теории насилия австрийский правовед Л. Гумплович (1838-1909), «история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

Как результат психологических взаимодействий людей, как совершенную форму эмоционального общения, которая обеспечивает человеку приспосабливание к изменениям среды обитания, рассматривали государство сторонники психологической теории. Один из основоположников психологической теории — русский юрист Л.И. Петражицкий (1867—1931) полагал, что государство является закономерным итогом психологической потребности человека в общении.

Психологическая теория происхождения государства обращает внимание на роль и значение биологических и психологических особенностей человека.

В значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816—82). Согласно его теории, в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших». В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 30-е гг., в Южно-Африканской Республике. Сущность расового государства — арийского государства — выразил один из его создателей Адольф Гитлер; «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».

В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: либо государство служит интересам общества и личности, либо выступает средством подавления имущими классами неимущих и «низших». На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное значение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять всеобщий интерес. Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей.