Правоведение (Бошно С.В., 2002)

Правовые системы современности

Правовые системы мира в своем развитии подчинялись определенным закономерностям:

  • усложнение процесса взаимодействия факторов, влияющих на эволюцию правовых систем;
  • преемственность развития правовых систем;
  • общий прогресс правовых систем отдельных стран, включающий в себя их унификацию и совершенствование в соответствии с потребностями общества и государства.

Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права, а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).

Термин «правовая семья» используется для обозначения совокупности правовых систем, обладающих сходными признаками. В связи с тем, что единых критериев выделения правовых семейств нет, существует множество классификаций правовых систем. Рассмотрим некоторые из них.

Типология современных правовых систем

Виды правовых систем находятся в зависимости от ряда обстоятельств, в числе которых ведущее место занимает строение системы права, генезис права и государства, система источников права и иные критерии.

Классификация Р. Давида построена на сочетании следующих оснований: идеология (факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и юридическая техника. Данная классификация включает следующие виды: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, религиозная и традиционная.

Классификация К. Цвайгерта имеет основанием правовой стиль, учитывающий следующие факторы: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. В результате применения такого комплексного основания им получены следующие виды семей: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, право ислама, индусское право. Отметим основополагающие свойства названных систем.

А.Х. Саидов полагает, что для создания наиболее взвешенного и целостного представления о правовой карте мира необходимо соединить традиционную марксистско-ленинскую типологию, опирающуюся на теорию общественно-экономических формаций (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право и право социалистическое), и классификацию внутри типов. За счет этого можно выделить романо-германскую, скандинавскую, латино-американскую, дальневосточную правовые семьи и семью общего права, которые составляют буржуазное право. Социалистическое право включает советскую правовую систему и правовые системы социалистических стран.

Рассмотрим некоторые правовые семьи, выделяемые чаще всего специалистами в области сравнительного правоведения.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

Право выступает, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Правовые нормы понимаются как правила поведения, обладающие всеобщностью и общеобязательностью и направленные не на решение конкретного случая, а на создание общих руководств по их разрешению. В отличие от семьи общего права, они не создаются судьями.

Все страны романо-германской правовой семьи являются странами писаного права. Основу системы источников права составляют конституции, кодексы и законы, а кроме них определенное влияние имеют обычаи, судебная практика, доктрина и отдельные принципы права.

Закон представляет собой главную составляющую этой системы, т.е. ведущий источник права. Закон регулирует практически все сколько-нибудь важные сферы общественной жизни. Во всех странах данной системы существуют писаные конституции, подкрепленные конституционными законами, признаваемые доминирующими источниками. За их нормами признается высшая юридическая сила, которая выражается как в обязательном соответствии законов и подзаконных актов конституции, что зафиксировано в законодательстве, так и в судебном контроле за конституционностью законов. Конституция, определяя полномочия органов государственной власти в законотворческой сфере, обозначает тем самым и различные источники права.

Международные договоры вносят весомый вклад в данную правовую семью. В некоторых странах законодательно закреплено превосходство международных договоров по юридической силе над внутренним законодательством.

Толкование законов играет важную роль в процессе практического применения законодательства, поскольку законы - лишь основы и рамки юридических конструкций и в силу этого требуют многочисленных дополнений путем толкования.

Важная роль среди источников романо-германского права принадлежит также многочисленным подзаконным актам, причем их роль и вес более возрастают.

Обычай в разных странах данной правовой семьи занимает неодинаковое положение, при этом роль самостоятельного источника права им практически утрачена. В качестве источников права достаточно широко используются и общие принципы права, как вытекающие из самого закона или прямо в нем зафиксированные, так и существующие вне него. Эти принципы отражают подчинение права требованиям справедливости и морали, которые могут меняться в зависимости от эпохи и момента времени.

Обобщая сказанное, отметим, что романо-германская правовая семья характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной, структурно замкнутой нормативной системы.

Государства романо-германской правовой системы имеют писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. В большинстве стран действуют гражданские, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущих законов разветвлена и регулирует все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права велика роль подзаконных актов. Обычай практически утратил роль источника права. Данная система придает определенное значение судебной практике, результаты которой оформляются актами толкования права.

Существенную роль при отправлении правосудия играют зафиксированные в законе общие принципы права, которые при определенных условиях могут быть основанием для решения дел.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система наиболее распространенная в современном мире. В ее состав входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Около трети населения Земного шара проживает в англосаксонских странах. Эту семью также называют семьей общего права.

Принципиальное отличие этой семьи в том, что главным источником в ней является норма, сформулированная судьями, правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

Имеются особенности в подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье. Если в романо-германской правовой семье правосудие всегда осуществлялось судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Университетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей. Другим отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.

В англосаксонской правовой семье различают две обособленные группы: английского права и права США.

Рассмотрим особенности английского права. Среди источников права главное значение здесь принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником права является закон, его роль постепенно возрастает. Однако, в силу исторических особенностей структуры английского права, значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико.

Судебная власть Англии отличается силой, не уступающей законодательной и исполнительной властям. Высшие суды обладают обширными полномочиями: участвуют в создании общего права и права справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении права и свобод; в их компетенции находятся любые споры; они сами регламентируют порядок своей работы; высшие инстанции вправе отдавать по определенным вопросам приказы администрации, а также приговаривать к тюремному заключению за неуважение к суду. Главным источником английского права продолжает оставаться судебный прецедент - решение одной из высших судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.

Прецедентное право сочетается со статутным (в Англии) правом, при этом роль последнего возрастает. Английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Акты делегированного законодательства и акты исполнительной власти могут отменяться судом.

Ежегодно английским парламентом издается 80 законов, итоги его законотворчества составляют 50 томов.

Английское законодательство отличается казуистичностью, обусловленной влиянием судебной практики. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, имеющим реальное значение в английской практике, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.

Возрастание роли законодательства непосредственно не означает потери своих позиций судебным прецедентом. Ряд институтов непосредственно регулируется прецедентным правом (некоторые договора, ответственность вследствие нарушенных обязательств и другие гражданские правонарушения). Кроме того, в силу исторически сложившихся особенностей английской правовой системы, любые вновь принятые законы вообще не могут функционировать без множества сопутствующих судебных прецедентов.

В XX веке резко возрастает роль делегированного законотворчества, т. е. издания законодательных актов органами исполнительной власти.

Обычай как источник права в Англии имеет второстепенное значение. Обычное право существовало еще до возникновения общего права. Применение обычая имеет ограниченный характер. По закону 1265 г. подлежит применению исключительно старинный обычай (возникший до 1189 г.). Это ограничение касается только местных обычаев, для применения которых следует доказать давность его возникновения. В торговой сфере обычаи применяются свободно, даже появляются новые обычаи. В общественной жизни велика роль обычаев, особенно конституционных, которые восполняют отсутствие соответствующих положений законов.

Таким образом, в Англии обычаи представляют собой по большей части сложившуюся практику, которой никто не хочет пренебречь, но которая не является правом.

Общее право первоначально основывалось на разуме.

В то время как в странах романо-германской правовой семьи, где пробелы в праве признаются с трудом, разум используется в толковании закона, в английском праве, отличающемся своей казуистичностью, он применяется в качестве вспомогательного источника права для восполнения различных пробелов. Вообще применение разума состоит в разумном решении спора, когда в отдельно взятом случае нет прецедента, обычая или законодательной нормы. Оно, прежде всего, состоит в поисках решения, которое наилучшим образом соответствует нормам действующего права, то есть наиболее хорошо обеспечивает порядок в сочетании со справедливостью. Обычно при этом руководствуются общими принципами действующего права, где определенная роль принадлежит доктрине, популярным высказываниям судей, а также важным судебным решениям, по тем или иным причинам, не ставшим прецедентами. Роль доктрины в праве Англии еще меньше, чем в континентальном праве. Несмотря на превосходство над судебными прецедентами в ряде областей, английское законодательство несет в себе слишком мало общих норм и содержит огромное количество казуистичных элементов. Главенство принадлежит практике судов, а не теории университетов. Все же наблюдается некоторое увеличение роли доктрины, состоящее во все более интенсивном использовании в обучении юристов доктринальных трудов Глэнвила, Литлтона и других авторитетных юристов.

С течением времени английское право распространилось далеко за пределы самой Англии. В процессе распространения оно изменялось благодаря особым условиям тех стран, которыми оно воспринималось. Степень изменения была различной и зависела, прежде всего, от прочности связей между конкретной страной и Великобританией, от специфики географических условий, а также от особенностей и влияния местных цивилизаций.

Структура права США, хотя в целом аналогична английской, имеет довольно большое число специфических черт.

Самые существенные различия возникают благодаря совершенно иному государственному устройству США, вследствие которого внутри американской правовой системы существует федеральное право и право штатов, в то время как английскому праву этот момент совершенно незнаком.

Неотдифференцированные (религиозно-общинные) системы

Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами. Примерами такого типа системы являются мусульманская, индусская и др. Рассмотрим особенности данного типа на примере мусульманской правовой семьи.

Данная система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Мусульманское право - это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

Мусульманское право отличается глубокой оригинальностью по своей природе по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи как архаизм ряда институтов, казуистичность, так и отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно независимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.

Существует четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран, священная книга ислама; Сунна, состоящая из различных традиций, связанных с посланцем Бога; иджма, единое соглашение мусульманского общества; кияс или суждение по аналогии. Теория источников в то же время по-разному понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов. Коран представляет собой основу мусульманского права. Он содержит высказывания Аллаха последнему из его посланцев и пророков Магомету. Его значение как источника права является первостепенным. В то же время Коран содержит сравнительно мало положений юридического характера и не может служить для удовлетворительной регламентации всего многообразия общественных отношений мусульманского мира. Правовые строфы Корана касаются различных вопросов: личный статус, мусульманская аналогия гражданского права, конституционные строфы, международное право, уголовное право, судебная процедура, экономика и финансы.

Сунна в свою очередь повествует о бытии и поведении пророка, которое должно служить примером для верующих. Соответствующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Она была предположительно создана в XI в. н.э. Докторами Эль-Бокхари и Мослемом. Сунна - это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма признается в качестве третьего источника мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Она выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Источником мусульманского права также признается суждение по аналогии (кияс). При толковании какого-либо закона мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение, представляющее собой «сочетание откровения с разумом человека». По существу, кияс состоит в применении установленных первыми тремя источниками предписаний к не предусмотренным в них случаям. В то же время аналогия носит ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Нельзя надеяться приспособить при помощи этого метода всю систему мусульманского права к современности.

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются. Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее неподвижность. Попытки нововведений встречаются подозрительно, любые оригинальные толкования запрещены.

Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов мусульман в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.

Следует отметить, что ни одно из государств, независимо от степени преобладания там мусульманского права, не руководствуется исключительно им. Несмотря на бесспорность его авторитета, оно повсюду дополняется законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право не является единственным источником права страны. В этих странах гражданское общество никогда не смешивалось с религиозным, вследствие чего существовали обычаи и законы, опиравшиеся на мусульманское право и иногда ему противоречившие. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличие от указанных отраслей права, конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.

Модернизация мусульманского права не означает утраты им своих оригинальных черт, а представляет собой синтез западного начала, выраженного в категориях и понятиях, и традиционного, задействованного в методах рассуждения и подхода, по-новому применяющих европейские нормы.