Курс криминалистики (Коршунова О.Н., 2024)

Методика расследования хищения предметов, имеющих особую ценность

Криминалистическая характеристика хищения предметов, имеющих особую ценность

Характеристика предмета преступления. Уголовный закон устанавливает ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения (ст. 164 УК РФ).

Следовательно, нужно признать, что именно предмет преступления должен рассматриваться в качестве системообразующего элемента системы преступления данного вида, а потому представляется целесообразным начать рассмотрение криминалистической характеристики с исследования особенностей именно данного элемента.

Законодатель выделяет две группы предметов преступления анализируемого вида – предметы и документы, однако их определения уголовное законодательство не дает. В литературе выделяют следующие признаки такого рода предметов:

  1. уникальность, т. е. во внимание принимается единственный и неповторимый в своем роде предмет, исключительный по своим художественным и другим качествам, являющийся большой редкостью (изготовлен ручным способом, в индивидуальном порядке);
  2. старина – особую ценность имеют предметы, изготовленные не менее 70 лет назад, т. е. в прошедшую эпоху;
  3. общественная, государственная значимость;
  4. потребительская стоимость;
  5. культурная ценность.

На наш взгляд, для выделения всех криминалистически значимых признаков предмета преступного посягательства необходимо обратиться к специальному законодательству.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В свою очередь культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1, в ред. от 30.09.2013 г. № 265-ФЗ).

Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ), регламентирующий вопросы сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и защиты культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, понимает под культурными ценностями движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно культурные ценности: созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; приобретенные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

При этом под действие данного Закона подпадают такие предметы, как:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Так, в литературе обращают внимание, что в качестве предметов хищения выступают скелеты доисторических животных, инкунабулы — первопечатные книги, произведения старины или искусства (уникальные музыкальные инструменты, старинные предметы сервировки стола, картины и т. д.) и др.

Современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства особой ценностью не обладают, и действие указанного Закона на них не распространяется (ст. 8).

Действующий до настоящего времени Закон РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. от 25.06.2002 г.) определяет, что предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

В постановлении Пленума Верхового Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 (в ред. от 23.12.2010 г. № 31) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» отмечается, что применительно к ст. 164 УК РФ особая историческая, научная, художественная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основании экспертного заключения, с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, искусства или культуры

Таким образом, анализ названных, а также ряда других нормативных правовых актов позволяет выделить признаки, характеризующие предмет посягательства:

  • наличие определенной стоимости в денежном выражении;
  • уникальность, редкость, неповторимость, т. е. значимость предмета для истории, науки, культуры, искусства, что обусловливает в случае хищения причинение вреда достоянию народов России;
  • нахождение на территории Российской Федерации вследствие создания, обнаружения или приобретения;
  • наличие особого режима учета и особого правового статуса, влияющего на перемещение через границу Российской Федерации.

В литературе предлагаются разные классификации предметов анализируемых преступлений – по видам, по типологическим признакам, по материалу, по назначению и т. п. Так, В.М. Первушин, классифицируя предметы антиквариата, выделяет:

1) произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

2) предметы для отправления религиозного культа (иконы, культовая утварь);

3) предметы народных и художественных промыслов (художественные изделия из стали, лаков, эмали, керамики, фарфора, стекла, дерева, кости, а также одежда, ткань, ковры и т. д.);

4) художественные, бытовые, научные приборы, инструменты, бытовая утварь (часы, весы, мебель, музыкальные инструменты и пр.);

5) русские и иностранные рукописи, рукописные книги и другие печатные издания, а также ноты, документы, письма;

6) предметы нумизматики (отечественные и зарубежные монеты и коллекции), ордена, знаки, медали, печати;

7) редкие почтовые марки и блоки;

8) предметы археологии и этнографии;

9) уникальные предметы из драгоценных, недрагоценных камней и металлов, изделия из других материалов с художественной обработкой (холодное и огнестрельное оружие, шкатулки, скульптурные изображения, ювелирные украшения, поделки и др.).

В литературе приводятся следующие данные. Предметами преступных посягательств на культурные ценности чаще всего выступают: иконы (древнерусская живопись) — 72% уголовных дел, картины — 4,5, ордена и медали — 3,4, книги и рукописи — 3,3, монеты — 2,5%. Прочие предметы имеют относительно незначительное распространение.

По нашему мнению, криминалистическое значение имеют также следующие классификации:

1) по собственнику предмета – предметы, находящиеся в собственности граждан, государства и государственных образований, юридических лиц, общественных и религиозных организаций;

2) по месту нахождения предмета в момент хищения: в жилом или офисном помещении, в том числе в частной коллекции; в музее (в открытой экспозиции или в запасниках); в местах отправления религиозного культа;

3) по времени создания – имеющие характер предметов старины; предметы и документы, относящиеся к новейшей истории;

4) по происхождению – предметы и документы, созданные человеком, предметы, созданные природой.

Характеристика способа преступления. Хищение предметов, имеющих особую ценность, может быть совершено в любой форме. Как отмечается в литературе, данное преступление совершается в форме активных действий путем кражи, присвоения или растраты, мошенничества, грабежа, разбоя. Несмотря на разнообразие способов совершения хищений, наиболее распространенными являются: кражи — 77,7%; грабежи — 13,6; разбои — 5,5; мошенничество — 1,7 и прочие преступления — 1,5%.

Несмотря на очевидные различия в способах преступлений, общим, что их объединяет, является наличие полноструктурного способа преступления, включающего этапы подготовки, совершения и сокрытия преступления.

Почти всегда данные преступления тщательно готовятся. При совершении кражи, грабежа, разбоя, мошенничества этап подготовки может включать следующие действия:

  • поиск и подбор мест, где могут находиться культурные ценности (собирает информацию в СМИ, сети Интернет, вступает в контакты с коллекционерами и пр.);
  • выбор ценностей, которые планируется похитить;
  • наблюдение за потерпевшим, установление с ним контактов;
  • изучение режима работы учреждений, организаций, объектов религиозного назначения;
  • посещение места нахождения предметов хищения, изучение системы охраны, ее недостатков, места расположения ценностей в помещениях;
  • формирование преступной группы, распределение ролей;
  • выбор места и времени совершения преступления, в том числе путей подхода и отхода, выбор места проникновения на объект;
  • подбор или изготовление орудий преступления, подбор транспортных средств и т. д.

Способ завладения культурными ценностями зависит от того, с какой формой хищения приходится иметь дело. Способы доступа к культурным ценностям какой-либо ярко выраженной спецификой не обладают. Завладение ценностями предполагает использование таких способов, которые обеспечивают не только скрытное перемещение похищаемых предметов, но и их сохранность с учетом особой ценности и характерных признаков. Так, при хищении уникальных физических приборов преступники должны обеспечить сохранность стеклянных колб, емкостей со ртутью и т. д. В этих целях приборы тщательно упаковываются уже на месте преступления, вывозятся на автотранспорте.

Известной спецификой обладает хищение культурных ценностей, вверенных виновному лицу, путем присвоения и растраты. Данная специфика связана с особым режимом учета и хранения культурных ценностей. При совершении хищения преступники скрывают предметы от учета, необоснованно списывают их, переводят во вспомогательные фонды, маскируют предметы, подменяют их муляжами, макетами, копиями, вносят изменения в учетные документы. Задачу выноса похищаемого предмета они решают с использованием недостатков охраны, под видом отправки на реставрацию, работы с экспонатом и т. п.

Сокрытие преступления осуществляется путем быстрой продажи (иногда неоднократной перепродажи) похищенного, реализации похищенного среди заранее подысканных лиц. Известны случаи реализации похищенного в закрытые частные коллекции, в том числе зарубежные.

Вывозу ценностей способствует недостаточная защищенность границ Российской Федерации, отсутствие оборудованных границ с республиками бывшего СССР и т. п.

Характеристика личности преступника и его психической деятельности. Преступления анализируемого вида совершаются как преступниками-одиночками, так и в группе. Значительная доля преступлений приходится на организованные преступные группы, действующие по заказу. В качестве заказчиков преступлений выступают антиквары, коллекционеры, лица, стремящиеся вложить имеющиеся у них денежные средства в культурные ценности как средство накопления, лица, стремящиеся обладать престижным имуществом, к которому можно отнести культурные ценности.

Чаще всего преступления совершаются лицами мужского пола в возрасте до 30 лет. Многие из них имеют достаточно высокий образовательный ценз, интересуются сферой науки и культуры, к которой относятся похищаемые предметы, изучают специальную литературу, посещают соответствующие сайты в сети Интернет, имеют знакомых среди работников культуры, ученых, коллекционеров. В то же время значительную долю образуют лица, которые ранее привлекались к уголовной ответственности. Хищения путем присвоения и растраты совершают лица, которым ценности вверены в силу исполняемых трудовых функций – работники музеев, библиотек, научных учреждений и т. п. Кражи и преступления, способ которых имеет насильственную составляющую, совершают физически развитые люди.

И преступники-одиночки, и члены преступных групп стремятся к установлению контактов с представителями правоохранительных органов, налаживанию с ними коррумпированных связей.

Многие исследователи отмечают, что все чаще подобного рода преступления совершаются организованными группами, состав которых зависит от способа, избираемого группой при совершении преступлений. Так, группы, специализирующиеся на грабежах и разбоях, состоят из хорошо подготовленных в физическом плане людей, имеют в своем распоряжении оружие, транспортные средства. Нередко они приобретают характер банд. В качестве потерпевших такие группы чаще выбирают граждан, в чьей собственности находятся культурные ценности, в том числе коллекционеров и антикваров.

Группы, специализирующиеся на хищениях путем присвоения и растраты, обязательно включают в свой состав лиц, которым имущество вверено, а также лиц, которые оказывают им помощь в перемещении похищенного через систему охраны, доставку к месту временного хранения и т. д.

Группы, совершающие кражи антиквариата, В.М. Первушин классифицирует следующим образом:

— группы воров-дилетантов, которые формируются либо только из подростков, либо из подростков и взрослых, знакомых по месту жительства, либо объединившихся на почве совместного распития спиртного, совершения квартирных краж, совместного отбывания наказания.

Для этих групп характерны кражи без тщательной подготовки, которые нередко носят ситуативный характер. Каких-либо искусствоведческих познаний члены такой группы, как правило, не имеют, что проявляется в выборе предмета посягательства не по признаку стоимости, а по признакам яркости, броскости. Завладевая антиквариатом, члены группы одновременно похищают и иное имущество. Сбыт похищенного они также заранее не предопределяют;

— стойкие воровские группы, в том числе с ярко выраженной установкой на кражу только антикварных ценностей («иконники»). Это остаточно организованные группы численностью 2–5 человек. В состав группы входят тщательно подобранные люди, ранее не судимые, имеющие место жительства и работы, обладающие знаниями об особенностях и стоимости предметов антиквариата. Лидер группы «иконников» зачастую является специалистом в области иконографии, нумизматики и других отраслей искусствоведения, нередко работает либо числится реставратором, художником, фотографом. Особенностями деятельности таких групп является тщательная подготовка преступлений, использование при совершении кражи способов маскировки (изменение внешности, форменного обмундирования сотрудников полиции, охранных структур и т. п.);

— профессиональные воровские группы и объединения, завладевающие наиболее ценными, уникальными предметами антиквариата, потеря которых является невосполнимым ущербом для общества. Такие группы отличаются наличием у преступников профессионального опыта, ухищренностью их действий, мобильностью, что существенно осложняет раскрытие и расследование совершенных ими преступлений. Среди особенностей данных групп можно назвать также действие на значительной территории, высокий рецидив, тщательная подготовка к преступлению.

Независимо от того, какие именно формы хищений избирает группа, ее организатор формирует группу в зависимости от тех целей, которые он преследует. При формировании группы он учитывает наличие у предполагаемого участника группы преступного опыта, профессиональных навыков (вождения транспортных средств, обращения с техническими устройствами и пр.), физических и личностных качеств, умения сходиться с людьми, владения иностранными языками, знаний в области искусствоведении, обладания определенными предметами, транспортными средствами и т. п.

Возникновению умысла на совершение хищения может способствовать:

  • получение субъектом случайной информации о наличии ценностей, месте их хранения, системе охраны и ее недостатках;
  • появление спроса на «черном рынке» на конкретные предметы антиквариата;
  • предварительный запрос скупщика краденого о приобретении определенных предметов антиквариата.

Реализация преступного умысла при этом может осуществляться двумя путями: либо преступник сначала осуществляет поиск объекта, где могут находиться необходимые ему ценности, либо предварительно устанавливает наименование предмета, затребованного скупщиком, а уже потом ищет объект, где этот предмет может находиться, чтобы совершить хищение.

Характеристика места преступления. Место происшествия имеет существенное криминалистическое значение, поскольку позволяет получить информацию о способе и времени преступления, возможных участниках хищения, выявить следы противоправных действий.

Применительно к рассматриваемым преступлениям место совершения преступления – это, прежде всего, место хранения культурных ценностей. Именно оно обладает спецификой, характерной для преступлений рассматриваемого вида. В качестве места происшествия могут выступать церкви и другие здания религиозного культа (по разным оценкам, из них хищения совершаются в 7–20% случаев), музеи, выставочные залы, картинные галереи, библиотеки (здесь хищения совершаются, по разным данным, в 2–6% случаев). Но в большинстве случаев хищения совершаются из квартир и частных домов.

Криминалистическое значение имеет не только назначение места, где находились культурные ценности, но и то, как данное место охраняется, как оно расположено на местности, какие транспортные и иные коммуникации здесь имеются. Как показывает практика, многие хищения культурных ценностей совершаются из плохо защищенных мест, не оборудованных надлежащей системой охраны. Хищения путем присвоения и растраты характерны для мест, где не организован надлежащий учет ценностей, имеются недостатки пропускного режима.

Обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию

При расследовании хищения предметов, имеющих особую ценность, установлению и доказыванию подлежат следующие обстоятельства.

1. Предмет преступления: наименование, период (дата) изготовления, автор (создатель, изготовитель), стоимость, чем обоснован вывод об особой ценности предмета, кому принадлежит данный предмет, на каком основании.

2. Способ хищения – какие действия были выполнены при совершении преступления, как было осуществлено проникновение к месту хранения ценностей и завладение похищенным. Исходя из криминалистических особенностей способа, в ходе расследования должно быть установлено также, как готовилось преступление и каким образом осуществлялось его сокрытие. Применительно к этапу подготовки в материалах дела должна содержаться информация о том, как была сформирована группа, какие действия были предприняты ее участниками для подготовки орудий и инструментов, транспортного средства, выбора предмета преступления, изучения места нахождения ценностей, личности потерпевшего и др.

Изучая посткриминальный этап, следователь должен установить, были ли реализованы похищенные ценности, кому, при каких обстоятельствах, а также предпринимались ли субъектами посягательства какие-либо действия по уничтожению и сокрытию следов преступления.

Поскольку преступление зачастую совершается группой, необходимо устанавливать, какие элементы способа преступления совершал каждый из ее участников, с чем было связано такое распределение.

3. Место преступления, которое можно рассматривать в качестве объективного фактора, определяющего поведение виновного и других лиц, прямо или косвенно связанных с преступлением. 1 Учитывая специфику способа преступления, представляющего собой многоэтапную операцию, в ходе расследования необходимо установить места:

  • подготовки к совершению преступления, формирования преступной группы, приобретения (изготовления) орудий преступления, хранения транспортных средств и т.д.;
  • проникновения к месту хранения ценностей;
  • нахождения ценностей в момент хищения;
  • хранения ценностей после хищения, сбыта похищенных ценностей;
  • сокрытия преступления.

4. Время преступления, под которым понимается временной промежуток или момент, в течение которого совершено хищение предметов, имеющих особую ценность. Особенности способа преступления и личности субъекта посягательства предопределяют необходимость установления не одного, а нескольких временных периодов. Как отмечает Д.В. Алехин, применительно ко времени совершения хищения исторических, научных, художественных или культурных ценностей доказыванию подлежат:

  • временной интервал подготовительных действий к совершению хищения;
  • период существования преступной группы до и после совершения преступления;
  • временной интервал подготовительных действий к совершению хищения;
  • время собственно хищения;
  • время сбыта похищенных ценностей.

На наш взгляд, временной интервал подготовительных действий к совершению хищения включает среди прочего и временной интервал подготовительных действий к совершению хищения. Кроме того, необходимо отдельно выделять время проникновения к месту хранения ценностей, время завладения ценностями и время сокрытия преступления, а применительно к хищению путем присвоения или растраты – время образования и сокрытия недостачи ценностей, имеющих особое значение, время фактического завладения ценностями, время обнаружения недостачи.

5. Субъект преступления, характеристика его личности. Следует устанавливать не только персонографическую характеристику личности, но и особенности личности (характер, привычки, моральные качества, темперамент и др.), судимость, семейное положение, круг интересов, образование, особые приметы и пр.

Относительно группы должно быть установлено: когда и на какой основе она образовалась, на какой территории действовала, как распределялись роли между ее участниками. Особое внимание следует уделять установлению уровня образования участников группы, наличию у них знаний в области искусствоведения, связям с работниками музеев, библиотек, архивов и т. п.

6. Вина в форме умысла, мотивы и цели действий субъектов посягательства. Исследуя данное обстоятельство, особое внимание необходимо уделять доказыванию факта осведомленности лица об особой ценности похищенного имущества и наличию у него желания похитить именно данный предмет. В противном случае говорить о наличии умысла на хищение именно предметов, имеющих особую ценность, нельзя.

О стремлении похитить именно предметы, имеющие особую ценность, могут, например, свидетельствовать:

  • хищение наиболее ценных предметов или документов из числа находящихся на месте преступления;
  • наличие знаний в области искусствоведения, изучение каталогов выставок, специальной литературы и сайтов в Интернете;
  • установление контактов с работниками музеев, библиотек, архивов и т. п. учреждений, в том числе тех, где было совершено хищение, а также с антикварами, коллекционерами, собирателями;
  • изучение рынка антиквариата и иных предметов, имеющих особую ценность, и др.

Кроме того, необходимо доказать, что субъект посягательства достоверно знал об отсутствии у него каких-либо прав на предмет посягательства.

В качестве мотива преступления чаще всего выступает корысть.

Поскольку предметы, обладающие особой ценностью, имеют значительную ценность, можно обоснованно предположить, что субъекты должны иметь высокий уровень доходов. Получаемые в результате совершения преступлений денежные средства они тратят на себя, своих близких, приобретают недвижимость и т. д. В связи с этим следователь должен установить:

  • какие суммы были получены в результате преступной деятельности;
  • как эти средства были потрачены;
  • где находится имущество, приобретенное на криминальные доходы.

7. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

8. Причины и условия, способствующие совершению преступления, среди которых в литературе называют:

  • недостатки в организации охраны и технической оснащенности архивов, библиотек, музеев и иных мест сосредоточения научных, исторических, художественных или культурных ценностей;
  • нарушение порядка учета, хранения, проведения инвентаризаций и ревизий имеющихся ценностей;
  • халатное отношение к своим должностным обязанностям сотрудников указанных государственных учреждений;
  • низкую эффективность деятельности таможенных учреждений, проявляющуюся в различных нарушениях при таможенном досмотре.

Особенности возбуждения уголовного дела и расследования на первоначальном этапе

Поводами для возбуждения уголовного дела о хищении предметов, имеющих особую ценность, чаще всего являются заявления граждан и администрации учреждений и организаций, пострадавших от преступления. Реже информация о преступлении поступает из иных источников. По данным исследователей, заявление от администрации государственных учреждений, где хранились, исследовались, изобретались, разрабатывались, экспонировались или проходили испытание предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, поступало в 54,8% случаев. В качестве иных поводов к возбуждению уголовного дела о хищении предметов, имеющих особую ценность, стали заявление о преступлении (от пострадавших и их родственников) — 32,3% случаев; непосредственное обнаружение признаков преступления правоохранительными органами — 12,9% случаев.

Из заявления о преступлении можно получить информацию о заявителе, обстоятельствах обнаружения им преступления, похищенных предметах и их стоимости, а также о предпринятых после обнаружения хищения мерах. Однако этих данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела недостаточно, и основание для возбуждения дела, как правило, может быть получено только после проведения соответствующей проверки. Задачами такой проверки является установление:

  • факта хищения предметов и документов (формы хищения, обстоятельства совершения преступления, места преступления и т. п.);
  • особой ценности похищенных предметов и документов.

Если установление особой ценности не представляется возможным, дело возбуждается по признакам преступления, предусмотренного ст. 58, 159, 160, 161 или 162 УК РФ. Окончательная характеристика предмета преступления выясняется уже в процессе расследования, когда проводится искусствоведческая экспертиза.

В то же время нельзя исключать, что в некоторых случаях информация об особой ценности предмета преступного посягательства может быть получена уже до возбуждения дела. Например, об особой ценности могут свидетельствовать:

1) наличие экспертного заключения, сделанного в порядке ст. 16, 18, 33 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

2) включение предмета в государственные охранные списки или реестры;

3) нахождение похищенного документа в архиве на отдельном учете особо ценных фондов дел, единиц учета и единиц хранения кинофотодокументов;

4) факт совершения хищения из объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в Государственное свидетельство особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, в Перечень объектов исторического культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Данная информация может быть получена, например, путем запросов в Министерство культуры РФ и его территориальные органы, которые ведут соответствующие учеты.

Установление других обстоятельств, входящих в предмет доказывания (личность субъекта преступления, его вина, мотивы действий и т. д.) не является обязательным для стадии возбуждения дела.

В ходе проверки заявления и сообщения о преступлении должны быть проведены осмотр места происшествия, опрошены осведомленные лица, истребованы и изучены различные документы. В случае хищения культурных ценностей из музеев, библиотек и иных учреждений культуры в ходе проверки необходимо получить материалы инвентаризации и ревизии имущества организации (учреждения), а также материалы служебного расследования, проведение которого в соответствии с законом является обязательным для установления обстоятельств, способствовавших случаям кражи или утраты культурных ценностей. Материалы служебной проверки в зависимости от причин происшествия должны содержать:

  • акт происшествия (кража, авария, пожар и т. д.), составленный в момент обнаружения и фиксирующий обстоятельства повреждения или утраты культурной ценности;
  • документы о мерах, принятых дирекцией музея, органом культуры по факту происшествия; заключение специалистов о ценности предмета и его месте в собрании музея, библиотеки, органов культуры;
  • акты соответствующих служб (пожарной инспекции, технических служб и т. д.).

Информация о культурных ценностях, утраченных или находящихся в розыске, должна обеспечивать возможность полной идентификации этих предметов: наименование культурной ценности с указанием необходимых каталожных данных и учетных обозначений; полноценное визуальное описание культурной ценности с указанием характерных признаков предмета (надписи, пометки, подробно состояние сохранности); предоставление негатива, слайда или их фрагментов культурной ценности.

Также уже в ходе проверки предпринимаются меры по поиску преступника и розыску похищенных культурных ценностей, для чего организуется взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, таможенными органами, Интерполом и др.

В ходе проверки выявляются коллекционеры, искусствоведы, реставраторы, работники ломбардов, антикварных магазинов, организаций, реализующих культурные ценности за рубеж, лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за хищения, в том числе предметов, имеющих особую ценность. Указанные лица могут быть причастны к преступлению либо могут располагать информацией, имеющей значение для дела. Кроме того, проверяются возможные места сбыта похищенного, организуются и проводятся мероприятия рейдового характера под общим названием «Антиквариат». Также необходимо получить информацию о совершении преступлений анализируемого вида в соседних регионах. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся на всех видах пассажирского транспорта, на автомобильных дорогах. Похищенное имущество должно быть поставлено на учет АИПС «Антиквариат».

В зависимости от объема информации о событии преступления, личности субъекта посягательства и месте нахождения похищенного выделяются следующие следственные ситуации.

1. Установлен факт хищения; сведения о личности преступника и месте нахождения похищенных ценностей отсутствуют. При этом объем сведений о личности преступника может различаться в зависимости от результатов осмотра места происшествия и допроса осведомленных лиц.

Например, при расследовании хищений из музеев, картинных галерей, библиотек в деле, как правило, имеются сведения, характеризующие личность преступника по следам и предметам, оставленным на месте происшествия, а также по способу совершения преступления.

В данной ситуации необходимо проверять следующие версии о субъекте преступления:

  • субъект посягательства располагал информацией о характере и месте хранения похищенных ценностей;
  • субъект посягательства обладает знаниями в области искусствоведения, но конкретными сведениями о похищенном имуществе он не располагал;
  • преступление совершено лицом, не располагающим сведениями о похищенных ценностях и не имеющим знаний в области искусствоведения.

В зависимости от связи с потерпевшим или объектом посягательства выдвигаются версии:

  • к хищению причастно лицо, знакомое с потерпевшим или работающее в организации, где совершено хищение;
  • хищение совершено посторонним лицом.

Относительно события преступления выдвигаются версии:

  • совершено хищение, либо имеет место инсценировка, маскирующая хищение путем присвоения или растраты.1 Здесь следует отметить, что о совершении хищения путем присвоения или растраты могут свидетельствовать такие признаки, как:
  • умышленное отступление от установленных правил учета и хранения, порядка приема и передачи ценностей;
  • наличие неучтенных ценностей;
  • несвоевременное принятие мер по выявленным ранее недостаткам в системе охраны ценностей, формальный характер мероприятий по устранению выявленных недостатков и т. д.

Соответственно среди признаков инсценировки можно назвать излишнее разрушение преград, нарочитый беспорядок, отсутствие следов, которые объективно должны были остаться, взлом и повреждение преград изнутри и т. п.

В данной ситуации необходимо:

— осмотреть место происшествия;

— допросить потерпевшего либо руководителей организации, откуда похищены ценности;

— допросить лиц, располагающих информацией о произошедшем событии, возможно причастных к нему лицах, предполагаемом месте нахождения субъекта преступления и похищенного имущества;

— назначить криминалистические экспертизы (по следам орудий и инструментов, следам человека и т. п.);

— провести выемку документов, фотоснимков, видеоматериалов с изображением похищенного. В частности, в музеях подлежат изъятию такие документы как книги поступления основного и научно-вспомогательного фондов, акты приема-передачи ценностей от сдающего их лица, акты поступления и выдачи ценностей для постоянного или временного хранения, документы вспомогательных учетов (картотеки, описи), журналы и т. д. В дальнейшем изъятые документы осматриваются, а при необходимости направляются на экспертизу для выявления признаков подлога, установления исполнителя текста, исследования материалов письма. В зданиях религиозного культа изымаются амбарные книги, опись церковного имущества;

— провести инвентаризацию, назначить ревизию культурных ценностей, судебно-бухгалтерскую (либо комплексную судебно-бухгалтерскую с участием искусствоведов) экспертизу, которая позволяет определить, какие ценности похищены, период образования недостачи, способ хищения;

— провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по установлению преступника, его места нахождения, места нахождения культурных ценностей, в том числе проверить места возможного сбыта похищенного; проверить причастность к расследуемому преступлению лиц из окружения потерпевшего, привлекавшихся ранее к уголовной ответственности за хищение культурных ценностей, коллекционеров, художников-реставраторов и т. д.

2. Обнаружены культурные ценности, которые могли быть похищены, однако сведения о событии хищения и достоверные сведения о субъекте посягательства отсутствуют. Такая ситуация может сложиться при задержании лица с культурными ценностями, происхождение которых не известно. О поступившем предложении купить ценности неизвестного происхождения может сообщить добросовестный приобретатель (например, владелец или работник антикварного салона).

Известны случаи обнаружения похищенных ценностей за рубежом, при том что по месту их хранения в России о факте хищения информация отсутствовала.

Основная задача следствия в данной ситуации – установление события хищения и потерпевшего. Один из путей решения этой задачи – проверка по всем региональным и федеральным учетам. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 39 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ценности, задержанные или конфискованные таможенными органами, органами внутренних дел, федеральными органами государственной безопасности Российской Федерации, иными правоохранительными органами передаются федеральной службе по сохранению культурных ценностей, которая осуществляет их хранение, экспертизу и публикацию с целью уточнения права собственности на них. Следовательно, мероприятия по установлению владельца ценностей могут проводиться параллельно не вне рамок уголовного дела.

После установления потерпевшего деятельность следователя зависит от того, обращался ли он с заявлением о совершенном преступлении. В любом случае необходимо допросить потерпевшего об обстоятельствах хищения. В дальнейшем проводится комплекс мероприятий по идентификации обнаруженных предметов (при возможности проводится опознание, осмотр, назначается экспертиза) и установлению особой ценности предмета или документа. Кроме того, обязательны допрос лица, у которого обнаружены культурные ценности, проверка круга его общения, рода занятий. При обнаружении ценностей в магазине производится выемка документов (актов, квитанций и т. п.).

В данной ситуации необходимо проверить версии о субъекте преступления:

  • лицо, у которого обнаружены ценности, является исполнителем или соучастником хищения;
  • лицо, у которого обнаружены ценности, занимается скупкой краденого или осуществляет операции по его перепродаже;
  • лицо, у которого обнаружены предметы, является добросовестным приобретателем.

3. Факт хищения и лицо, его совершившее, установлены; место нахождения ценностей не известно. В данной ситуации основная задача следователя – установление места нахождения культурных ценностей.

Особое значение в решении этой задачи имеют допрос субъекта посягательства и исследование круга его общения. Изучая окружение субъекта, следует обращать внимание на скупщиков краденого, коллекционеров, художников, реставраторов, лиц, ранее совершавших хищения культурных ценностей. При появлении оснований проводятся обыски с целью обнаружения похищенных ценностей, орудий преступления, иных объектов, имеющих отношение к делу.

Особенности производства отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия – неотложное следственное действие, позволяющее получить сведения об объекте, откуда совершено хищение, предмете хищения и месте его хранения, о способе хищения, примененных технических средствах, личности преступника, количестве участников преступления и т. п. Осмотр должен проводиться незамедлительно после получения информации о совершенном хищении.

Среди объектов осмотра следует назвать само место преступления (квартира, частный дом, музей, выставочный зал, библиотека, здание религиозного культа и т. д.), находящиеся на нем предметы, а также прилегающая территория как внутри здания (лестничная площадка, подъезд жилого дома и т. п.), так и за его пределами (участки улицы, загородной дороги, стоянка автотранспорта и т. д.).

Осмотр места происшествия проводится по общим правилам, однако в культовых сооружениях необходимо учитывать религиозные обряды и ограничения, установленные соответствующей религиозной конфессией, и по возможности согласовывать осмотровые действия с настоятелем храма. Данное требование обусловлено необходимостью соблюдения религиозных прав граждан и недопустимостью осквернения культовых зданий, мест, предметов.

Важным условием результативности осмотра является привлечение к его производству не только специалиста-криминалиста, но и специалиста в области искусствоведения. Также к участию в осмотре желательно привлекать священнослужителя, который в большинстве случаев заинтересован в розыске похищенных предметов культового назначения и практически никогда не выступает в качестве заподозренного лица. Он может оказать следователю помощь в описании здания и отдельных частей его интерьера и помещений, икон, предметов религиозного культа, дать пояснения о возможности совершения тех или иных действий, исключив тем самым осквернение церковных устоев.

Привлечение к участию в осмотре представителей религиозной общины, членов Приходского совета (церковного старосты, казначея и иных лиц) представляется нам нецелесообразным, поскольку они значительно чаще фигурируют среди лиц, в отношении которых может быть выдвинуто обоснованное предположение об их причастности к хищению.

При осмотре учреждений культуры целесообразно приглашать представителей администрации, однако также следует учитывать их возможную причастность к хищениям путем присвоения или растраты.

В литературе высказано мнение о необходимости описания в протоколе осмотра места происшествия признаков похищенных предметов, например икон, со слов участников осмотра. Данная рекомендация представляется нам ошибочной, поскольку следователь непосредственно похищенные предметы не наблюдает. На наш взгляд, более корректно описать то место, где находились ценности, отразить его размеры, выявить и зафиксировать следы. Информация о признаках похищенных ценностей должна входить в предмет допроса свидетелей и потерпевших. Кроме того, эта информация может быть получена из тех документов, которые имеются у потерпевшего и в учреждении, организации (включая религиозную), откуда были похищены ценности.

Осматривая любое место происшествия, необходимо обращать внимание на наличие на нем других предметов, которые могут иметь особую ценность, и их признаки, что позволит в дальнейшем выдвинуть суждение об осведомленности преступника о ценности похищенного имущества и о целях его действий.

Помимо осмотра места происшествия, по делам о хищении культурных ценностей нередко проводится осмотр предметов и документов, которые были похищены преступниками. Это уникальные предметы, нередко зафиксировать их размеры и признаки достаточно сложно, что предполагает необходимость привлечения к осмотру специалиста-искусствоведа соответствующего профиля (специалиста в области иконописи, русской живописи определенного периода, нумизматики и т. д.). В протоколе должны быть отражены по возможности точное наименование предмета (документа), его форма, размеры, использованный при изготовлении материал, возможный возраст, индивидуальные признаки, имеющиеся дефекты, инвентарные номера, надписи.

При этом, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться рекомендациями, разработанными на случай передачи задержанных и изъятых правоохранительными органами ценностей для хранения и экспертизы.

Согласно этим рекомендациям при описании предмета следует давать наименование, начиная его с главного предметного слова, например: картина, плакат, рукопись, костюм мужской, сабля и т. д. В необходимых случаях указывается: копия, модель, чучело и т. д. При описании художественных произведений необходимо указание на наличие или отсутствие у предмета постамента, оклада, рамы. Описание документальных материалов нужно начинать с указания автора или составителя документа, а при отсутствии определенного автора — с названия самого документа

Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов изображенного лица, года, к которому относится фотография.

Затем указывается тип портрета (голова, погрудный, поясной, в рост и т. д.). Описание фотографий с групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, далее перечисляются входящие в нее лица. Описание фотографий, воспроизводящих различные события, производственные процессы, виды местности, предметы, начинается с наименования сюжета.

Размер предмета указывается в сантиметрах (для графики — миллиметрах) следующим образом:

  • для прямоугольных предметов — высота и ширина;
  • для круглых — диаметр;
  • для эллипсообразных — оси;
  • для объемных предметов три измерения — высота, ширина и глубина.

Высота статуи указывается вместе с плинтом, если они составляют одно целое. Размеры ваз определяются их высотой и наибольшим диаметром. Для произведений графики указывается двойной размер — листа и изображения, для произведений живописи — размеры по подрамнику или по доске. Для костюмов даются размеры: ширина плеч или пояса и длина.

Вес (в граммах) указывается для предметов нумизматики, изделий из драгоценных металлов, образцов ценных минералов и крупных друз кристаллов. При описании изделий из драгоценных металлов необходимо также включать данные об общем весе предмета (в граммах).

При наличии на предмете драгоценных камней указываются их количество, название, размер и вес в каратах (если его возможно измерить).

Отмечается количество пустых гнезд.

При описании сохранности указываются все имеющиеся дефекты, например: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие какой-либо части или детали предмета и т. п., причем указываются места и размеры особенно значительных повреждений.

В качестве дополнительного средства фиксации хода и результатов осмотра обязательно применение фотографирования.

Важное место в системе доказательств занимают допросы потерпевшего, свидетелей, подозреваемого (обвиняемого).

У потерпевшего необходимо выяснить:

  • что именно похищено, каковы приметы похищенного, когда и при каких обстоятельствах эти ценности были приобретены потерпевшим, когда видел их последний раз;
  • какова стоимость похищенного, чем обосновывает особую ценность предмета или документа, в каких каталогах упоминался предмет (документ), выставлялся ли где-либо, застраховано ли имущество;
  • где находились предметы (документы) до хищения, как они охранялись, кто был осведомлен об этих обстоятельствах;
  • когда, кем и при каких обстоятельствах было обнаружено хищение;
  • кого подозревает в совершении хищения, на каком основании;
  • остались ли у потерпевшего фото- и видеоизображения похищенных предметов (документов).

Аналогичные вопросы должны быть заданы также при допросе руководителей учреждений и организаций, из которых похищены культурные ценности, материально-ответственных лиц, священнослужителей.

В качестве свидетелей по делам о хищении культурных ценностей могут быть допрошены:

1) очевидцы преступления (об обстоятельствах наблюдаемого события, признаках внешности преступников и иных находившихся поблизости лиц, особенностях их поведения, наличии у них каких-либо предметов, о транспортных средствах, которые привлекли внимание свидетеля, и т. д.);

2) лица из круга общения потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого). Так, у родственников и знакомых обвиняемого необходимо получить информацию о его личности, образе жизни, поведении, размере и источниках доходов, круге общения, наличии у него предметов, подпадающих под понятие «культурные ценности»;

3) профессиональные участники рынка антиквариата (обращался ли кто-либо к ним или их знакомым с предложением приобрести предмет, похожий на похищенный, кто именно, при каких обстоятельствах, чем закончились переговоры, если сделка сорвалась, то почему; не появился ли на рынке похожий предмет и т. п.);

4) работники общественного транспорта о приметах, поведении и маршруте движения предполагаемых преступников;

5) лица, осведомленные об особенностях места нахождения культурных ценностей, признаках похищенных предметов и документов: члены Приходского совета; лица, участвующие в исполнении религиозных обрядов в храме (продавцы свечей, члены хоров и т. п.); прихожане, работники учреждений и организаций, откуда было совершено хищение (хранители в музеях, библиотекари и др.). Особо следует упомянуть музейных работников, таких как главный хранитель, хранитель фондов или экспозиции музея, смотритель экспозиционного зала;

6) иные осведомленные о событии преступления лица.

В ходе допроса подозреваемого (обвиняемого) необходимо выяснить:

1) обстоятельства совершения преступления, особенности места преступления, предмета посягательства, чем руководствовался при выборе похищаемых ценностей и т. п.;

2) обстоятельства подготовки к преступлению;

3) кто еще участвовал в совершении преступления, обстоятельства формирования и деятельности преступной группы, ее характеристика;

4) какие меры по сокрытию преступления предпринимались;

5) где находится похищенное имущество, было ли оно реализовано, когда, кому, если нет, то в связи с чем;

6) какую сумму получил лично он в результате совершения преступления

7) кто осведомлен о совершенном преступлении, видел ли у него похищенные ценности.

Поскольку некоторые преступники имеют навыки рисования, целесообразно предложить им, например, изобразить сюжет похищенной иконы, конфигурацию оклада, его орнамент, начертить схему движения к месту совершения кражи, план помещения, из которого было совершено хищение, с расстановкой соучастников и т. п. Это позволит более точно представить картину происшедшего, тщательно подготовиться к производству других следственных действий, разработать тактические комбинации.

Обыск по делу о хищении предметов, имеющих особую ценность, проводится с целью обнаружения похищенных предметов и документов; орудий преступления; имущества, необходимого для возмещения ущерба, причиненного преступлением; документов, записей, книг, в том числе на цифровых носителях. Значительную помощь при производстве обыска могут оказать специалист-криминалист и искусствовед.

Обнаруженные предметы посягательства подлежат осмотру; если это возможно, проводится предъявление для опознания, подготовка которого должна проводиться с помощью специалиста-искусствоведа.

Важное место в системе доказательств имеют судебные экспертизы.

При расследовании хищений культурных ценностей могут быть назначены следующие экспертизы:

1) искусствоведческая экспертиза, которая позволяет установить особую художественную, историческую, культурную, научную ценность предметов и документов, их подлинность, время изготовления, авторство. На ее разрешение могут быть поставлены следующие вопросы:

  • каковы наименование и назначение предмета, в какое время, кем и где он изготовлен;
  • не является ли автором предмета кто-либо из известных мастеров (представитель известной школы мастеров);
  • имеет ли данный предмет особую историческую, научную, художественную, культурную ценность;
  • является ли предмет оригиналом или копией (в том числе авторской);
  • какова техника написания картины (иконы), изготовления предмета;
  • какие материалы были использованы при изготовлении предмета (документа);
  • имеются ли на предмете (документе) следы реставрации или переделки, в какое время они образованы, каковы техника и уровень исполнения;
  • какова стоимость предмета в денежном выражении с учетом его особой исторической, научной, художественной или культурной ценности.

Для исследования эксперту должны быть представлены предметы и документы, явившиеся предметом преступления, в исключительных случаях – их аналоги, материалы уголовного дела (протоколы осмотров, допросов, заключения иных судебных экспертиз, документы и др.). Представляется правильной сформировавшаяся практика проведения исследования предметов посягательства в два этапа, когда на первом этапе исследуются материальные носители в рамках экспертиз, о которых речь пойдет ниже, и только затем решается вопрос о наличии признака особой ценности предмета или документа с помощью искусствоведческой экспертизы. В то же время возможно назначение комплексных экспертиз, исследующих и материальный носитель, и особую ценность предмета или документа;

2) металловедческая экспертиза, которая может ответить на вопросы, из какого металла (сплава) изготовлены предметы, каков их вес, способ изготовления и обработки (заводской, кустарный), является ли металл драгоценным. Если изделие из металла к моменту расследования не обнаружено, с помощью данной экспертизы можно установить его предположительный вес, для чего экспертам должны быть представлены данные о размере предмета и металле, из которого он был изготовлен. При наличии аналогичных предметов на экспертизу в этом случае должны представляться и аналоги;

3) экспертиза ювелирных и художественных изделий из драгоценных металлов, позволяющая установить способ изготовления, использованные инструменты и оборудование, давность изготовления предмета, в том числе является ли предмет антиквариатом или новоделом и т. д.;

4) пробирная экспертиза, которая проводится сотрудниками Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов Российской Федерации и государственных инспекций пробирного надзора. Основная задача данной экспертизы – определение наименования и массы драгоценных камней, пробы металла изделия, процента содержания драгоценных металлов в сплаве, веса драгоценного металла в чистоте, подлинности оттисков пробирных клейм и принадлежности именников на изделиях отечественных изготовителей, изготовителя изделия и года изготовления;

5) геммологическая экспертиза, которая позволяет установить качество, свойства и происхождение драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. При производстве экспертизы можно получить ответы на вопросы:

  • каковы названия представленных на исследование камней;
  • каков размер (вес) камня в каратах;
  • какова природа камней: являются ли они природными, искусственными, синтетическими, или имитацией;
  • являются ли представленные на исследование камни драгоценными, полудрагоценными или поделочными;
  • где и когда были изготовлены камни, какая технология обработки была использована, на каком месторождении добыты;
  • представляют ли данные камни части ювелирных либо других изделий, не извлекались ли они из места своего крепления, как давно извлечены;
  • представляют ли данные камни историческую или художественную ценность (время и место их изготовления);
  • какова стоимость представленных на исследование камней;

6) дендрохронологическая экспертиза для установления возраста и породы дерева, из которого изготовлены доски иконы, накладки и иные предметы;

7) криминалистические экспертизы: дактилоскопическая, трасологическая (по следам ног, транспортных средств и пр.), механоскопическая, фототехническая и др.