Криминалистика (Зеленский В.Д., 2015)

Криминалистическая фотография, видео- и звукозапись

Криминалистическая фотография

Криминалистическая фотография — один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Традиционные (аналоговые) фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получения фотоизображений. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, для получения отвечающего предъявляемым требованиям изображения запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта.

Процесс цифровой фотосъемки невозможен без устройств ввода, вывода и хранения изображений. Для ввода используются цифровые камеры. В отличие от традиционного процесса, в котором изображение запечатлеваемого объекта воспринимается светочувствительным слоем фотопленки, здесь роль светоприемника выполняет матрица прибора с зарядовой связью. Хранение цифровых изображений осуществляется во встроенной памяти камер или на внешних носителях (обычно – флэш-картах), а вывод изображений на бумажный носитель происходит с помощью принтера. Перечисленные средства объединяются в комплекс с ПК, снабженным управляющими программными средствами.

Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветовая гамма объекта, имеющего криминалистическое значение.

Система криминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалистической практике для запечатления обстановки, в которой проводилось следственное действие, а также добытых доказательств, организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и в других направлениях.

Исследовательская фотография открывает широкие возможности для фиксации и анализа представленных в распоряжение эксперта криминалистических объектов. Экспертиза посредством фотографических средств и методов позволяет выявить слабо видимые и невидимые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостные различия, механизм следообразования. Фотографические аналоговые методы используются также в целях исследования фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов при производстве фототехнической экспертизы.

Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключениям экспертов, иллюстрируя и обосновывая сделанные ими выводы. Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств (ст. 84 УПК РФ). Те из них, которые получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ). Для их получения все чаще используются мобильные телефоны. Снимки, полученные в ходе следственных действий и судебных экспертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуальным документам (ст. 166 УПК РФ).

Криминалистическая оперативная фотография — это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотоизображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправление фотоизображений, полученных цифровой аппаратурой, с помощью электронного редактирования и других подобных методов недопустимо.

Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, применяется панорамирование. Оно оптимально и когда предметы не помещаются в кадр, поскольку нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим электронным монтажом отпечатков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы.

Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железнодорожный состав, участок автодороги. При съемке круговой панорамы фотографировать нужно с одной точки, а камеру после фиксации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку со шкалой. Этот способ применяется при фотосъемке объектов, расположенных по некоторому радиусу.

В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Оно применимо для случаев, когда необходима фиксация высоких объектов. При этом масштаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаковым, т.к. увеличится расстояние до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретает на фотопанораме форму усеченной пирамиды. Чтобы этого избежать, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объекта, что, правда, далеко не всегда выполнимо.

Для панорамной съемки используются современные цифровые фотокамеры общего назначения. Запечатлевая ими панораму, в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует включать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость нужно производить с обязательным учетом шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае могут получиться изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.

При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют с таким расчетом, чтобы все кадры были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в наложении совмещаемых участков фотоизображений.

Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость в установлении по снимкам размеров объектов и расстояний между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности ДТП. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами.

Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать площадь кадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его криминалистически важных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.

Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, установленным оптической осью своего объектива в направлении, параллельном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объекты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются ленты или квадраты. С ленточным масштабом снимать следует так: фотоаппарат закрепляют на штатив, а от него, вдоль оптической оси объектива, по полу или грунту протягивают ленту длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными делениями, равными главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать снимки нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз.

В качестве квадратного масштаба пригоден лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона совпала с краем кадра. В основу расчетов размеров предметов и расстояний между ними положены закономерности, позволяющие вычислить эти параметры по масштабным снимкам. Определение размеров и расстояний по снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом, рекомендуется поручить эксперту.

Сменная оптика (длиннофокусные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При выборе объектива для конкретных условий съемки нужно руководствоваться его фокусным расстоянием и дистанцией до запечатлеваемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что фотографируемый объект будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в дистанцию между ними.

Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хода и результатов осмотра места происшествия производятся ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемки.

Ориентирующая съемка предназначена для запечатления места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны отвечать на вопрос «где?», поэтому в границы кадра нужно включать само место происшествия и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно показать его расположение относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходится запечатлевать обширные территории, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.

Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, во втором — с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, либо получается слишком мелкий масштаб изображения, производят панорамирование.

Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как действовал преступник?».

Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей обстановки места происшествия. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе. Серия детальных фотоснимков, обычно снимаемых с верхней точки по правилам метрической съемки, должна дать ответ на вопрос «каковы последствия?», а все фотографии места происшествия — создать наглядное представление об обстановке и последствиях преступного события, зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также отсутствие наглядности протокольного описания.

Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не желательна, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы, татуировки) следует фотографировать по правилам измерительной съемки, с передачей цветных оттенков.

Фотографирование предметов — вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее полное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем — детальной. В последнем случае предмет устанавливают так, как он обычно наблюдается в действительности, и фотографируют те его стороны, на которых имеются характерные признаки.

Фотосъемка следов начинается с их запечатления на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно.

Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний на месте преследует цель отразить обстановку, в которой проводилось каждое из них, важнейшие моменты их выполнения и полученные результаты.

Снимки помогают прокурору, адвокату, суду и другим лицам, изучающим уголовное дело, объективнее оценить собранные следователем доказательства.

При проведении обыска фотографируют обыскиваемое помещение и сам объект с тайником. Потом — открытый тайник. Если он имеет сложное устройство, то фиксируют основные узлы тайника, а затем — обнаруженные в нем предметы.

При предъявлении для опознания вначале следует сфотографировать всю группу предъявляемых лиц (предметов, обозначенных номерами), потом отдельно — опознанное лицо (объект).

Фотофиксация при проверке показаний на месте необходима для того, чтобы на снимках наглядно отобразить обстановку и места, указанные проверяемым субъектом. Съемку обстановки рекомендуется осуществлять с тех же точек, с которых делались фотографии при осмотре места происшествия. Если проверяются показания нескольких соучастников преступления, то фиксацию одних и тех же объектов рекомендуется вести с одних точек съемки.

Опознавательная фотосъемка производится для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных граждан по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин. На портретных снимках задержанный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные снимки традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.

Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако портретные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет — обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.

Репродукционная фотосъемка — метод получения фотокопий с машинописных, рукописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. В последние годы этот вид съемки практически заменен ксерокопированием. На копиях должны четко отображаться: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).

Криминалистическая исследовательская фотография представляет собой систему научных положений, средств и методов фотосъемки, используемых для фиксации и исследования объектов в ходе судебной экспертизы. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и состояния, иллюстрацию результатов проведенных исследований.

Фотографические методы чаще всего применяются при технико-криминалистической экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом, либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.

Для исследования криминалистических объектов используется фотографическое изменение контрастов. Оно позволяет получить снимки с необычным соотношением яркостей при черно-белой съемке или цветопередачи — при цветной. В экспертной практике контрасты обычно усиливают, чтобы выявить нужные детали изображения. Оно может быть получено как в процессе съемки, так и путем специальной обработки цифрового изображения. В сложных случаях для достижения нужного эффекта эти подходы используются одновременно.

В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различием в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотношением разных хроматических тонов, например синего и оранжевого, фиолетового и желтого. Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор освещения, светофильтров и фотоматериалов, а также приемов их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуется светофильтр того же цвета, который нужно погасить.

Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтров противоположного цвета. Так, противоположным фиолетовому является желтый, синему — оранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографируемый объект.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их способности проникать через некоторые объекты, непрозрачные для обычного света, а также иначе, чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими материалами. Эксперты в своей работе обычно используют съемку в инфракрасных и ультрафиолетовых отраженных лучах и фиксацию картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъемку, а также рентгенографию проводят для выявления признаков, не воспринимаемых визуально и не воспроизводимых фотографическими средствами в видимом свете, например для прочтения вытравленных и залитых текстов.

Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4–5 раз легко осуществить обычной зеркальной фотокамерой, применив удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяются специальные микрофотоустановки.

Фототехническая экспертиза решает идентификационные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоаппаратов, принтеров и других принадлежностей для изготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта использованных материалов и программных средств. Диагностические задачи — это выявление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, определение точки съемки, расстояния до каждого из запечатленных объектов и др.

Криминалистическая звуко- и видеозапись

Понятием криминалистической звукозаписи охватываются теоретические положения, технические средства, способы и приемы фиксации, использования и исследования звуковой информации для решения идентификационных и диагностических задач в интересах полного и объективного расследования преступлений.

По вполне объективным причинам звукозапись стала применяться в уголовном судопроизводстве раньше, чем видеозапись. По сравнению с протоколированием ее преимущества заключаются в том, что она обеспечивает полноту фиксации звуковой информации, передачу не только смыслового содержания показаний допрашиваемого, но также особенностей его голоса и устной речи (эмоциональная окраска, тембр, наличие жаргонных слов, акцента и др.). Неоднократное прослушивание фонограммы позволяет полнее выявить противоречия и неточности в показаниях допрошенных лиц, что способствует повышению результативности последующих следственных действий.

Звукозапись особенно целесообразна при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, связанных с получением и фиксацией речевой информации. Она необходима и тогда, когда важно запечатлеть явления и процессы, словесное описание которых затруднено или вообще невозможно (показания, которые даются на иностранном языке, интонации, логические ударения, эмоциональные особенности речи и др.). Звукозапись помогает при допросе с участием переводчика; лиц, страдающих расстройствами слуха и речи; малолетних; потерпевших, находящихся на грани между жизнью и смертью, в состоянии депрессии и т.п.

При производстве допросов, а также для фиксации звукового сопровождения других следственных действий (следственный эксперимент, проверка показаний на месте, очная ставка) рекомендуется применять портативные магнитофоны с кассетами, обеспечивающими соответствующую продолжительность записи. Это могут быть профессиональные и бытовые диктофоны, пишущие плееры и тому подобная звукозаписывающая техника, оснащенная микрофонами подходящей чувствительности.

Основной целью использования средств звукозаписи в ходе расследования является обеспечение более полной фиксации звуковой картины производства отдельных следственных действий, в особенности опознания человека по голосу, автомобиля - по шуму мотора, следственного эксперимента - на слышимость и др. Во всех случаях нужно стремиться к тому, чтобы фонограмма запечатлела важные для дела звуки полно и качественно, что будет способствовать установлению всех обстоятельств расследуемого уголовного дела.

Правовые основания использования средств звуко-, видеозаписи содержатся в ряде статей УПК РФ. Так, статья 164 УПК в ч. 6 указывает, что при производстве следственных действий могут применяться технические средства фиксации, а ч. 8 ст. 166 устанавливает, что к протоколу следственного действия прилагаются также фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, выполненные при его производстве. Статья 170 содержит правило, согласно которому применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия обязательно, если оно производится без участия понятых. Статья 166 в ч. 2 устанавливает, что при производстве следственного действия могут применяться аудио- и видеозапись. В соответствии с ч. 5 статьи 166 УПК РФ, в протоколе должны быть указаны средства аудио-видеозаписи, условия и порядок их использования, объекты, к которым они были применены, и полученные результаты. Должно быть также отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении этих средств фиксации информации.

Показания, полученные в ходе следственного действия, осуществлявшегося с применением средств звуко-видеозаписи, по возможности дословно заносятся в протокол, в котором делается обязательная отметка о воспроизведении фонограммы (видеограммы) участникам следственного действия и их заявления по этому поводу.

Перед началом аудиозаписи допроса, очной ставки, другого следственного действия, проводимого в помещении, нужно убедиться в его защищенности от звуковых помех, а также в исправности средств звукозаписи. Целесообразно составить план предстоящего следственного действия и четкий перечень вопросов, подлежащих выяснению. В ходе фонофиксации следует отчетливо произносить вопросы, задавая последующий только после того, как допрашиваемый полностью ответил на предыдущий. По окончании следственного действия следует обеспечить сохранность фонограммы, для чего отломить на кассете специальное устройство, исключающее повторную запись и стирание имеющейся информации, а затем поместить кассету в стандартный футляр и опечатать.

В отличие от фото- и видеотехники, средства звукозаписи используются следователем не только для фиксации хода и результатов следственных действий, но и для облегчения его работы по составлению процессуальных документов, особенно когда соответствующее следственное действие проводится в условиях, затрудняющих ведение черновых записей (подвал, шахта, место пожарища и т.п.). Тогда необходимая для составления протокола информация просто «наговаривается» в диктофон, а затем используется как основа при составлении процессуального документа.

Весьма активно звукозаписывающие средства используются и в оперативно-розыскной работе, особенно для фиксации прослушиваемых телефонных и иных переговоров. С введением статьей 186 УПК РФ нового следственного действия «Контроль и запись переговоров», проводимого на срок до 6 месяцев по деликтам средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях, звукозапись при его производстве стала обязательной. Это следует из того, что следователь вправе в любое время истребовать фонограмму для ее прослушивания, а по окончании расследования последняя в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами, а также обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе и в судебном заседании.

В соответствии со ст. 84 УПК РФ, материалы видео- аудиозаписи являются доказательствами, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, и относятся к иным документам.

Приемы звукозаписи, осуществляемой для облегчения работы следователя и обеспечения полноты составляемых процессуальных документов (протоколов осмотра места происшествия, допроса несовершеннолетних и малолетних, предъявления для опознания по особенностям устной речи и т.п.), не имеют существенных отличий от типовых способов использования средств звукозаписи в любой сфере деловой активности.

Применение звукозаписи создает дополнительные условия для оценки условий получения доказательственной информации, ее полноты и объективности. Как и материалы видеосъемки, фонограмма допроса свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, говорящих правду, может быть использована для изобличения лиц, дающих ложные показания путем ее воспроизведения, если производство между ними очной ставки тактически нецелесообразно.

Фонограмма, полученная при производстве оперативно-розыскного мероприятия, может впоследствии быть легализирована и, став вещественным доказательством по делу, использоваться для идентификации личности говорившего путем опознания по голосу и речи либо производства судебно-фоноскопической экспертизы.

В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий звукозапись может быть применена негласно для фиксации противоправных действий (угроза убийством, вымогательство взятки, переговоры между заказчиком и киллером и т.п.).

Применение криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо действие, существенное для установления истинных обстоятельств уголовного дела, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками.

Средства и приемы криминалистической видеозаписи. В последние годы особенно интенсивно совершенствуются цифровые методы фиксации информации. Принцип их действия состоит в том, что изображение запечатлеваемого объекта трансформируется в дискретный электрический сигнал, который записывается на специальном носителе. Сигнал не нуждается в иной обработке, а для воспроизведения, чтобы изображение возникло на мониторе, необходимо лишь обратное преобразование.

Подчеркнем одну важную особенность современных цифровых методов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на экран либо монитор, но и его воспроизведение на фотоматериале. Кроме того цифровые методы позволяют получить высокое качество передачи мелких деталей, как у фотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе и сформировалась современная криминалистическая видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологической гибкостью и высокой информационной емкостью.

Прежде чем перейти непосредственно к видеосредствам фиксации криминалистической информации, отметим все более широкое распространение цифровых аппаратов, реализующих покадровую видеозапись изображений на специальный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменных объективов. Они обеспечивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с различением до 20 миллионов оттенков. Изображения, преобразуемые в последовательность цифр, фиксируются на магнитный носитель информации, жесткий диск или CD-ROM. Кадры могут быть многократно экспонированы, стерты и записаны снова без ущерба для качества изображения. Отснятое можно просмотреть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.

Цифровые снимки легко загружаются в персональный компьютер, который распечатывает их посредством черно-белого или цветного принтера. Средства удаленного доступа, такие как Интернет, позволяют передать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальных компьютерных программ можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, усиление и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закрашивание, цветоделение, создание эффекта рельефности и др.

В этой связи нельзя не отметить, что широкое распространение таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса, поскольку монтаж здесь производится на высоком, - электронном уровне.

В настоящее время в следственной практике используется обычная и цифровая видеоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное изображение даже в условиях очень слабой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интенсивность и разрешающую способность (передачу мелких деталей). Улучшенная видеоаппаратура маркируется знаком HQ, а кассеты, обеспечивающие повышенное качество записи, - знаком S.

Видеокамера может работать как от сети переменного тока (через специальный адаптер), так и от аккумулятора, обеспечивающего до нескольких часов съемки при плюсовой температуре окружающей среды. При минусовых значениях температуры время работы без подзарядки аккумулятора несколько сокращается. Видеокамеры просты в работе, но представляют собой сложные электронно-механические устройства, требующие соблюдения предписаний инструкции по эксплуатации и уходу.

Отдельные модели видеокамер оснащены лампами подсветки, автоматически включающимися при недостаточной освещенности снимаемых объектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличие электронного стабилизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниями камеры при съемке «с рук». Немаловажным для криминалистической практики является и то обстоятельство, что видоискатель камеры может перемещаться по вертикали, что позволяет производить съемку в неблагоприятных условиях, когда доступ к фиксируемому объекту затруднен.

Практически все современные видеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием, варьирующим в очень широком интервале. Это дает возможность получать с одной точки съемки изображения разного масштаба, но всегда резкие вследствие автоматической фокусировки объектива. Важно и то, что в электронном видоискателе воспроизводятся показатели времени производства записи: день, месяц, год, часы и минуты. Эти данные фиксируются на ленте и могут иметь важное тактическое и доказательственное значение.

Следует отметить также, что с помощью специального принтера можно получить фотоизображение с того или иного кадра видеограммы в черно-белом или цветном варианте.

Видеозапись на предварительном следствии необходима, чтобы в динамике фиксировать образную и звуковую криминалистически значимую информацию, получаемую при производстве следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеосъемки, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на криминалистически существенном.

Документальный видеофильм, в полной мере отражающий произведенное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя операторские приемы видеозаписи. Съемку фильма нужно вести так, чтобы были качественно зафиксированы не только изображение, но и звук.

Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование — это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором — вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам — линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд —  прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки.

По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, которая использует ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно ведут с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие звукового ряда. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» видеозапись допустима и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. В дальнейшем их результаты, зафиксированные посредством видеозаписи, могут быть легализированы в материалах уголовного дела в качестве доказательств вины конкретного субъекта.

На видеокадрах могут быть запечатлены обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему определенного гражданина, следы содеянного и др. Такие видеоматериалы создают телевизионные системы наблюдения. По своей природе они обычно приравниваются к вещественным доказательствам. Видеозаписи, в том числе любительские, полученные, например, с помощью мобильного телефона, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомства, совместного времяпрепровождения, нахождения в дружеских взаимоотношениях, пребывания в определенное время в конкретном месте и др.

К материалам расследуемого уголовного дела в качестве документа следует приобщать видеокадры, запечатлевшие празднование свадьбы, дня рождения, юбилея, пикник, застолье в ресторане, сауне и т.п. с участием лиц, интересующих следствие. Опровергнуть такие доказательства в силу их наглядности и убедительности весьма трудно.