Право интеллектуальной собственности ( Новоселова Л.А., 2017)

Объекты авторских прав

Общие положения

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым.

Объекты авторских прав обладают общими признаками с иными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Особенностью рассматриваемых объектов (в отличие от объектов вещных прав) является то, что они нематериальны. Поэтому исключительное право, которое в силу ст. 1227 ГК РФ признается на объекты авторских прав, не включает в себя правомочие владения, а содержит только правомочия использования и распоряжения. Данные объекты не подвержены физической амортизации. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются необоротоспособными, т.е. не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, а объектом распоряжения выступают исключительные права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Кроме того, признаком рассматриваемых объектов является их неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц.

Нормами авторского права устанавливается режим правовой охраны внешнего выражения произведения, что предполагает его охрану именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован. Поэтому традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (оригинальную идею, авторскую концепцию, сюжетную линию и т.п.).

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, основным требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества: субъективный и объективный.

Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Господством субъективного подхода в отечественном правопорядке объясняется следующая правовая позиция высших судебных инстанций: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторских прав. Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необна-родованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

В качестве примеров формы выражения произведения в ГК РФ законодатель приводит письменную, устную форму (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Объектами авторских прав прежде всего являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения - п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ), и составные произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или др. - п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав.

Подлежит охране не только произведение в целом, но и часть произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261 - 1262 ГК РФ).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

  • обнародованные на территории Российской Федерации или необнаро-дованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками).

Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране, данное правило распространяется также на лиц без гражданства (ст. 1256 ГК РФ). Например, Соглашение "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г., участницы - страны ЕврАзЭС); "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) и др. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов (латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения) (ст. 1271 ГК РФ).

Литературные нроизведения

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В.И. Серебровский под произведением понимал "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения".

Законодатель к числу объектов авторских прав относит произведения науки, литературы и искусства и закрепляет их неисчерпывающий перечень (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

В законе не представлено легального определения литературных произведений. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее - Бернская конвенция) к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2). Г.Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе.

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина; рассказы, например, "Человек в футляре" А.П. Чехова, "Темные аллеи" И.А. Бунина и др., роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского и др.).

Отдельные разновидности произведений искусства

Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства.

В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. В настоящее время с развитием компьютерных технологий создаются новые формы художественного творчества. Появляется новое искусство, "которое не находило своих перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д.". В литературе такое направление получило название сетевого искусства.

Музыкальные произведения. В. Даль определяет музыку как "искусство стройного и согласного сочетания звуков". Музыкальное произведение можно определить как "совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований". Музыкальное произведение понимается также как объект авторских прав, представляющий собой упорядоченную совокупность акустических образов, созданную творческим трудом автора и выраженную в какой-либо объективной вариативной форме.

Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности: ноктюрн (например, ноктюрн № 2 ми-бемоль, опус. 9 Ф. Шопена); соната (№ 11 ля мажор К. 331 "Турецкий марш" В.А. Моцарта); симфония (№ 1 "Зимние грезы" ор. 13 П.И. Чайковского) и т.п., а также на направления и стили. Драматические произведения. Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия). Драма (от греческого drama, буквально - действие) является первоосновой спектакля, специфика выражается в воспроизведении хода событий, драматической напряженности действия, непрерывности цепи высказываний персонажей, предназначена для коллективного восприятия.

Трагедия - произведение, изображающее напряженную и не разрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу. Комедия - произведение с веселым сюжетом. По характеру различаются комедии сатирические ("Ревизор" Н.В. Гоголя), лирические ("Вишневый сад" А.П. Чехова), трагикомедии. Трагикомедия сочетает в себе элементы трагедии и комедии (например, трагикомедией называют "Горе от ума" А.С. Грибоедова).

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

Опера представляет собой такое музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (например, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.И. Чайковского). В оперетте (от итальянского слова operetta, буквально - маленькая опера), в отличие от оперы, пение чередуется с танцами и диалогом ("Летучая мышь" И. Штрауса, "Сильва" И. Кальмана и др.). Мюзикл - музыкальное представление, сочетающее в себе элементы драматического, хореографического и оперного искусств (например, мюзиклы "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Лернер, "Призрак оперы" Э.Л. Веббера).

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы. К жанрам живописи относят исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама.

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте. В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника. Фотографические произведения в настоящее время используются повсеместно, особенно часто их использование осуществляется в сети Интернет. Это обусловлено тем, что любой текст, материал, объявление привлечет особое внимание, если будет сопровождаться фотографией. В связи с этим на практике возникает большое количество споров, касающихся нарушения прав авторов фотографических произведений (наиболее распространенные случаи -использование фотографических произведений в статьях, журналах, сайтах сети Интернет без согласия правообладателей).

Ввиду отсутствия критерия творчества не могут считаться объектами авторских прав такие фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (см., например, ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Фотографии природных катаклизмов (например, извержение вулкана) могут быть признаны объектами авторских прав, если соответствуют критериям охраноспособности. Так, Суд по интеллектуальным правам указал, что под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности: выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установка света и (или) адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива и прочие действия. Как указал суд, доводы о том, что кадры, отснятые в экстремальных условиях, в непосредственной близости от жерла вулкана, т.е. в обстановке, исключающей нахождение иных лиц, не являются результатом творческого труда по подбору и расположению видеоматериала, не носят оригинальности, уникальности, неповторимости и, соответственно, не могут быть признаны объектом авторского права в соответствии с п. 1 ст. 1255 ГК РФ, носят декларативный и ничем не обоснованный характер. Таким образом, в данном примере имел место творческий труд автора (выбор экспозиции, собственной позиции для съемки и др.), фотография была выражена в объективной форме, и поэтому она подлежала авторско-правовой охране.

В литературе отмечается, что одной из разновидностей фотографических произведений являются диафильмы, поскольку в отличие от аудиовизуальных произведений "содержащиеся в них образы и информация воспринимаются прерывисто, дискретно".

Произведения науки, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе.

В Законе раскрывается такое понятие, как научно-техническая деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Итогом данных видов деятельности являются научный и (или) научно-технический результат (продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе), а также научная и (или) научно-техническая продукция (научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации).

Так, А.П. Сергеев указывает, что "произведениями науки можно считать любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы".

К числу произведений науки относятся географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, т.е. носить творческий характер. В первом случае такой объект не будет охраняться авторским правом.

Кроме того, к произведениям науки относятся научные статьи, монографии, диссертации и др.

Часть произведения, его название и персонаж

Помимо произведений в целом, подлежат охране часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям об объективной форме выражения данного объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

В совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 от 26 марта 2009 г. содержится дефиниция персонажа, под которым следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению. Поэтому только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом. Одним из важных и актуальных вопросов судебной практики стало определение правовой природы персонажа мультипликационного сериала (на примере мультфильма "Маша и Медведь"). На практике возник вопрос о юридической квалификации рассматриваемых объектов, поскольку практическое значение его решения заключалось прежде всего в определении размера компенсации за нарушение исключительного права на соответствующие объекты (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).

В итоге высшей судебной инстанцией был выработан подход, по которому персонаж может быть признан охраноспособной частью произведения. Поэтому признание отдельно действующих героев мультипликационного сериала персонажами в смысле положений п. 7 ст. 1259 ГК РФ (охраноспособными частями произведения) при их использовании может повлечь нарушение авторского права на это аудиовизуальное произведение как объект охраняемых авторских прав.

Для определения, является ли действующее лицо персонажем или нет, необходимо, чтобы оно соответствовало нескольким признакам в совокупности: оригинальным, узнаваемым (мимикой, движением и иным признакам), те признаки, которые отличают его от иных действующих лиц. Название произведения также может являться объектом самостоятельной охраны, если отвечает критериям охраноспособности.

В юридической литературе отмечается, что творческими являются такие названия, в которых содержатся придуманные автором слова, в том числе слова, состоящие из частей уже существующих слов. Выделяются два вида названий: оригинальные названия, созданные творческим трудом автора (например, "Гарри Поттер" Джоан Роулинг), и обычные названия, функция которых заключается в идентификации произведения (например, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского). Юридическое значение данной классификации заключается в том, что оригинальные названия обладают признаками объектов авторских прав, а обычные - могут не обладать такими признаками и соответственно не являться охраноспособными. Вместе с тем в литературе отмечается, что для признания названия произведения охраняемым необходимо соблюдение следующих признаков: название должно быть известным и приобрести различительный характер. Данное толкование верно для целей применения подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, в соответствии с которым не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения без согласия правообладателя, однако для охраны средствами авторского права наличие этих признаков не обязательно. В некоторых случаях для того, чтобы названия произведения вызывали ассоциацию с конкретным произведением, необходима дополнительная идентификация (указание на имя автора, его узнаваемый портрет, например, "Капитал" К. Маркса, "Огонь" А. Барбюса, "Воскресенье" Л.Н. Толстого и др.). Так, по спору о регистрации товарного знака "Тихий Дон", в целях применения правил подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, Суд по интеллектуальным правам указал, что само произведение "Тихий Дон" М.А. Шолохова является объектом авторского права, а название (которое само по себе может не отвечать условию охраноспособности) является известным в Российской Федерации (известное название охраноспособного произведения). Соответственно, такое обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака без согласия правообладателя.

По другому делу суд указал, что использование в рекламных целях с размещением на сайте информации о произведении (названия произведения "Тайна империи") с указанием на издание книги и возможности ее приобретения нарушает права автора.

Аудиовизуальные произведения и иные сложные объекты

Категория "сложный объект" является новеллой части четвертой ГК РФ, однако идеи о необходимости закрепления подобного понятия выдвигались задолго до ее принятия. Большинство авторов рассматривало феномен "сложности" результатов интеллектуальной деятельности применительно к кинофильмам.

В законе не содержится легального определения понятия сложных объектов, вместе с тем законодатель в качестве сложных перечисляет следующие объекты: аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, базы данных (ст. 1240 ГК РФ). Особенностью указанных объектов в отличие от иных результатов интеллектуальной деятельности является то, что сложными могут быть признаны только такие объекты, которые представляют собой единое целое (т.е. обладают признаком единства) и в то же время имеют сложный состав (структуру), образуемый совокупностью разнородных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Для сложных объектов, как правило, по-особому определяется круг авторов и устанавливаются механизмы распределения интеллектуальных прав, однако для баз данных круг авторов определяется традиционно.

Аудиовизуальное произведение - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ).

Разновидностями аудиовизуального произведения являются кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д. В одном из дел суд указал, что стоп-кадр (изображение кадра) из мультипликационного сериала является статичным визуальным воплощением творческого замысла автора произведения и сам по себе, в отрыве от произведения, не обладает признаками объекта авторских прав, в связи с чем не может быть признан самостоятельным результатом творческого труда.

В отличие от иных объектов авторских прав, для рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности в законодательстве определяется особый субъектный состав авторов. Авторами аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор, являющий автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ). В этом проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений по российскому законодательству. Применительно к сложным объектам, в том числе и к аудиовизуальным произведениям, выделяется особый субъект - продюсер как изготовитель аудиовизуального произведения и лицо, организовавшее создание сложного объекта (п. 4 ст. 1263, ст. 1240 ГК РФ).

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования отдельных результатов интеллектуальной деятельности на основании соответствующих договоров (абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Организаторы создания сложных объектов (физические или юридические лица) не являются их авторами, поскольку не вносят творческого вклада в процесс создания данных объектов. По общему правилу исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом принадлежит продюсеру, если иное не предусмотрено в договоре с триумвиратом авторов (абз. 2 п. 4 ст. 1263 ГК РФ). В отличие от аудиовизуального произведения, каких-либо норм, посвященных мультимедийному продукту и театрально-зрелищному представлению, в ГК РФ не содержится.

Мультимедийный продукт возможно определить как выраженный в электронной (цифровой) форме объект авторских прав, который включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких как программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем. В качестве признаков мультимедийного продукта выделяется: сложность, виртуальность, интерактивность, а также особая электронная форма выражения. Авторами мультимедийного продукта, как правило, являются: сценарист, художник, программист, композитор (который создал музыкальное произведение специально для этого объекта). Применительно к отдельным разновидностям мультимедийного продукта указанный перечень лиц может уточняться.

Мультимедийными продуктами могут быть признаны компьютерные игры, виртуальные музеи, библиотеки, экскурсии, интернет-сайты и т.д. Легального понятия театрально-зрелищного представления также не закреплено. Вместе с тем в части четвертой ГК РФ при характеристике смежного права на исполнение приводятся следующие разновидности театрально-зрелищного представления: театральное, цирковое, кукольное и эстрадное представления (ст. 1313 ГК РФ).

Под театральной постановкой понимается произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название.

К театрально-зрелищным представлениям также могут быть отнесены церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, сложные в постановочном отношении представления театрализованных эстрадных шоу, мюзиклов и т.п.. В судебной практике подчеркивается, что для признания объекта театрально-зрелищным представлением необходимо, чтобы он отвечал признакам сложного объекта: состоял из различных результатов интеллектуальной деятельности и являлся единым произведением.

База данных

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных как объект авторских прав не тождественна совокупности материалов, составляющих ее содержание.

К числу примеров баз данных могут быть отнесены справочные правовые системы, электронные картотеки, клиентские базы и др. Судебной практике известны случаи квалификации в качестве базы данных компьютерного контента.

Будучи объектом авторских прав, база данных также может являться объектом смежных прав, которые возникают у изготовителя базы данных (§ 5 гл. 71 ГК РФ). Базы данных являются объектом смежных прав, но лишь в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (подп. 4 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Важно отличать режим правовой охраны базы данных как объекта смежных прав и материалов, составляющих ее содержание, которые являются объектами авторских прав (ст. ст. 1334 и 1260 ГК РФ).

Особенности правового режима предусмотрены для базы данных, создание которой требует существенных затрат, - только в этом случае изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из нее материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Таковой по общему правилу признается база данных, содержащая не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных (ст. 1334 ГК РФ). Базы данных в законе квалифицируются через различные родовые категории (составного произведения и сложного объекта). База данных - составное произведение, поскольку представляет собой соединение различных содержательных элементов. Авторское право распространяется на подбор данных. На базу данных может распространяться правовой режим сложного объекта, поскольку в состав базы может, например, входить компьютерная программа, необходимая для функционирования базы. Режим сложного объекта позволяет упорядочить права на эти объекты.

Отличает эти категории то, что сложный объект, в отличие от составного произведения, является новым единым произведением. Единство сложного объекта выражается в том, что различные разнородные результаты интеллектуальной деятельности входят в структуру самостоятельного объекта как целостного произведения. Составное произведение состоит, как правило, из однородных объектов и не является самостоятельным: авторские права составителя сборника распространяются лишь на осуществленный подбор или расположение материалов (составительство) (абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК РФ) и в силу юридической фикции охраняются как права на самостоятельные объекты (п. 4 ст. 1260 ГК РФ). Сложный объект отличается от составного произведения и тем, что новое составное произведение может быть создано путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. 6 ст. 1260 ГК РФ).

Программы для ЭВМ

В условиях стремительного развития компьютерных технологий особое распространение получили такие разновидности объектов авторских, прав как программы для ЭВМ.

Под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программы для ЭВМ (компьютерные программы) предназначены для функционирования компьютерной техники, что позволяет реализовывать самые различные задачи. Данные программы составляют содержание понятия So^ware (программное обеспечение), без которого невозможно функционирование соответствующих технических устройств - Hardware (аппаратное обеспечение).

Кроме известных компьютерных программ (текстовых и графических редакторов, утилит, драйверов и др.), в том числе повсеместно используемых приложений для планшетных компьютеров и мобильных телефонов, к разновидностям программ для ЭВМ относятся операционные системы (например, операционная системы Windows, Linux, Mac OS), которые представляют собой программное обеспечение, осуществляющее управление выполнением компьютерных программ, распределением памяти, организацией данных. В литературе отмечается, что в охраняемые элементы программы для ЭВМ включаются литеральные компоненты программы (исходный текст - код, в читаемой форме понятный программисту, и объектный код, который "понятен машине").

Как следует из определения программы для ЭВМ, подготовительные материалы и аудиовизуальные отображения включаются в понятие программы для ЭВМ. Аудиовизуальные отображения (интерфейс) есть у каждой компьютерной программы: речь идет об окне для взаимодействия с пользователем, используемом для ввода и вывода информации. Интерфейс может быть простым, без использования графики, звука (например, интерфейс программы "Блокнот", включенной в стандартный пакет Windows), и графическим, с использованием названных элементов (например, интерфейс программы iBooks, где имитируется книжная полка). Вместе с тем, независимо от вида интерфейса, те компоненты, которые отображаются на экране компьютера в качестве окна для взаимодействия с пользователем, являются частью программы для ЭВМ, а не осложняющим ее элементом.

Программы для ЭВМ могут быть выражены на любом языке программирования и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Именно этот факт определяет режим охраны данных объектов - авторские права на компьютерные программы охраняются как права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

Установление такого правового режима соответствует ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые содержат указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения, и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.

В отличие от произведений литературы, программа для ЭВМ может быть зарегистрирована (ст. 1262 ГК РФ). Если программа для ЭВМ зарегистрирована, то и переход исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1262 ГК РФ).

Производные и составные произведения

В отечественном законодательстве отдельно закреплены нормы, посвященные таким объектам авторских прав, как производные и составные произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Объединяет эти два вида произведений то, что они имеют вторичный характер, поскольку создаются на основе других произведений.

Под производным произведением понимается такое произведение, которое представляет собой переработку другого произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ). К производным произведениям относятся перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). У автора такого произведения возникают новые субъективные авторские права на созданный им объект.

Так, у переводчика возникают авторские права на осуществленный им перевод произведения. Вместе с тем права переводчика распространяются исключительно на сам перевод, который им был осуществлен, и не распространяются на имена персонажей произведения. Так судом было установлено, что согласие переводчика на регистрацию товарного знака "Винни-Пух" (в данном случае, согласие переводчика произведения А.А. Милна "WINNIE-THE-POOH") не требуется, поскольку права переводчика распространяются на сам перевод произведения, а не на название персонажа "Винни-Пух". Для регистрации товарного знака необходимо было согласие правообладателя произведения "Винни-Пух и все все все", которое не было получено. Переводы создаются на основе литературных, музыкальных, аудиовизуальных и иных произведений.

Экранизация предполагает создание аудиовизуального произведения в результате переработки другого оригинального произведения, а инсценировка -создание в результате такой переработки театрально-зрелищного представления (например, экранизация произведения литературы, театрально-зрелищного представления или инсценировка кинофильма). Обработка означает переработку произведения для определенных целей при сохранении формы его выражения (например, обработка произведения литературы для детей), аранжировка является творческой переработкой музыкального произведения и др.

Составными признаются произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

К составным произведениям законодатель относит сборники, антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайт, атласы и т.п. В этих случаях не возникает новых оригинальных произведений. Смысл выделения составных произведений состоит в том, что собственно подбор или расположение материалов могут иметь творческий характер. Поэтому авторские права распространяются не на само составное произведение в целом, а на осуществленные авторами таких произведений подбор или расположение материалов (соста-вительство) (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Указанный признак отличает составные произведения от сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ), которые включают в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, но признаются и охраняются как единое произведение. Вместе с тем в действующем законодательстве содержится положение об одновременной квалификации одного из результатов интеллектуальной деятельности как составного произведения и как сложного объекта - речь идет о базе данных.

Наряду с базой данных к составным произведениям законодатель относит интернет-сайт.

Сайт в сети Интернет определяется как совокупность программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В законопроекте о внесении изменений в ГК РФ интернет-сайт определялся как представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет. Вместе с тем такая дефиниция в часть четвертую ГК РФ не вошла. См.: проект Федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред., принятой в первом чтении 27 апреля 2012 г.).

В литературе под интернет-сайтом понимается "совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования названных компонентов".

Проблема защиты интеллектуальных прав на интернет-сайты нашла отражение в судебной практике. Рассматривая одно из дел по ранее действовавшему Закону "Об авторском праве и смежных правах", суд определил, что содержимое сайта составляют специально подобранные и расположенные определенным образом материалы (тексты, рисунки, фотографии, чертежи, аудиовизуальные произведения и т.д.), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода), являющейся элементом сайта.

В Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предлагается ввести такую категорию, как производный сайт в сети Интернет, который понимается как имеющий сходное наименование и (или) отображение сайт в сети Интернет, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации исходного сайта в сети Интернет, их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на исходном сайте, посредством автоматического перенаправления пользователя на исходный сайт и (или) другой производный сайт, и (или) полного либо частичного включения содержимого исходного сайта в состав отображаемой на производном сайте информации. Такая необходимость поясняется невозможностью применения оперативных мер реагирования, в отношении автоматически создаваемых "зеркал" сайтов в сети Интернет, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым был ограничен. Авторские права на производные и составные произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений, и их создание не препятствует иным лицам переводить или перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. п. 4, 6 ст. 1260 ГК РФ). Вместе с тем при создании производного или составного произведения должны соблюдаться права авторов оригинальных произведений, используемых в этом процессе (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Так, в частности, правомочие на переработку произведения входит в содержание исключительного права на такое произведение (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), что означает необходимость волеизъявления правообладателя на использование объекта указанным способом.

Авторы произведений, которые вошли в составное произведение (например, научная статья в сборнике и т.п.), могут использовать свое произведение независимо от составного произведения, иное может быть предусмотрено договором (п. 5 ст. 1260 ГК РФ). Отдельно законодатель определяет авторские права издателей энциклопедий, словарей и т.п. (в том числе закрепляет право издателя указывать свое наименование или требовать его указания) и авторов тех произведений, которые вошли в их состав (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).