История политических и правовых учений (Шестаков С.Ю., 2005)

Политико-правовые взгляды Жан-Поля Марата

Жан-Поль Марат (1743-1793) - политический деятель, ученый и публицист, перу которого принадлежит целый ряд произведений, наиболее крупные из которых «Цели рабства» (1774) и «План уголовного законодательства» (1780).

В первой из названных работ Марат выступает против деспотического абсолютизма, несущего обществу бесправие, нищету и страдания.

Стремление к утверждению деспотических порядков Марат объясняет присущей людскому сердцу любви к всевластию, которая в условиях абсолютизма приобретает для этого благодатную почву. Борьбу народов против правителей, узурпировавших власть в государстве, мыслитель признавал законной и справедливой. Самым верным средством достижения цели считал восстание народных масс во главе с умелым руководителем, способным обеспечить победу.

Марат выступал за разделение политической власти между должностными лицами, независимыми друг от друга, сдерживающими друг друга. Высшая власть должна принадлежать всему народу, который сам или через своих представителей осуществляет законодательство и контролирует его выполнение.

Он признает естественные права человека как изначальные и гражданские права - как производные от них.

В работе «План уголовного законодательства» Марат, развивая идеи, высказанные в труде «Цели рабства», большое внимание уделяет законам, их совершенствованию и правильному применению. Марат не выступает против законов вообще, так как без них наступили бы бедствия анархии, которые были бы еще хуже бедствий деспотизма. Но он не видит возможности призвать гибнущих с голоду людей к уважению законов без оказания им необходимой помощи, способной уберечь их от искушений, связанных с нуждой. Но законы должны быть не только справедливыми, ясными и точными; необходимо также их неукоснительное соблюдение. Наказания должны быть соразмерны преступлениям, но не жестокими. Безнаказанность преступления опасна тем, что лишает законы силы.

Марат выступал в защиту собственности, без которой, как полагал он, не может развиваться общество. В годы революции Марат становится приверженцем диктатуры, которая, по его мнению, необходима для уничтожения ее врагов и утверждения справедливости и свободы. Диктатуре предписано использовать для этого не только разоблачения, но и террор, гильотину и петлю. Он полагал, что путем использования жестоких мер, против которых выступал ранее, удастся пресечь действия контрреволюционеров, защитить нацию от бедствий нищеты и ужасов войны.