История политических и правовых учений (Шестаков С.Ю., 2005)

Софисты Древней Греции

Вовлечению политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, начало деятельности которых относится к V в. до н. э. Софист - это тот же мудрец. Многие из софистов были выдающимися деятелями своего времени, учителями, ораторами и великими спорщиками.

Различают два поколения софистов: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий и др.) и младшее (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Им принадлежит заслуга в постановке вопросов о государстве, его роли в воспитании людей в духе гражданских добродетелей; о писаных и божественных законах, их соотношениях между собой; о равенстве людей по природе и неравенстве их по закону; о пользе мира и вреде вражды между эллинами; о политике как проявлении сферы человеческой, а не божественной деятельности; о понятиях справедливости и несправедливости и др.

Протагор (V в. до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис: «человек - мера всех вещей». Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо).

Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным.

Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира). Классическое выражение агностицизма - триада Горгия:

  1. ничто не существует;
  2. если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека;
  3. если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому.
В триаде Горгия также есть проблема коммуникации - принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна и непередаваема).

Софисты известны своими логическими неправильностями. Софизм «Рога»: Вопрос: то, что ты не терял, ты имеешь? Ответ: да, имею. Если ты не терял рога, значит, они у тебя есть!

Софисты, не будучи единодушными в своих взглядах, нередко рассматривали поднимавшиеся ими вопросы по-разному. Но главное заключается в том, что многие из этих вопросов, имеющих философскую и политико-правовую направленность, в последующие времена приобрели актуальное значение. Со временем слово «софистика», в связи с присущим многим его представителям стремлением использовать в спорах различные словесные ухищрения, приобрело негативный характер.

Значение деятельности софистов:

  1. переориентировали философию с космоса на человека;
  2. подняли искусство спора на качественно высокий уровень;
  3. стимулировали развитие риторики и логики.