Роль городов и Церкви в процессе становления средневековых европейских государств
Главным институтом в политической системе в Средние века оставалось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности являлась единственным законным представителем страны и народа в целом. К тому же простому народу и горожанам было проще платить налоги королю, чем многочисленным и своенравным феодалам.
На протяжении всего Средневековья особенно сложными были взаимоотношения светских владык и христианской церкви. Церковь постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел № христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую),
В основе раскола лежали прежде всего политические противоречия - борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью. Восточная Римская империя отстояла права светских владык на власть. В Западной Европе светским владыкам без конца приходилось конкурировать с духовенством в борьбе за умы и души подданных.
Светская власть, когда ей это было нужно, использовала авторитет Церкви для утверждения своего престижа. Союз Церкви и государства не всегда был устойчивым, Церковь всегда претендовала на политическое лидерство. Но светская власть не хотела сдавать своих позиций. Взаимоотношения Церкви и государства представляли собой перманентную войну.
Западноевропейская церковь, руководствуясь теократическим идеалом, сделала политику важной сферой своей деятельности. В то время она создавала серьезный противовес государству и вынуждала его постоянно идти на компромиссы.
В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену духовной инвеституры, т. е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т. е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от Церкви «провинившегося» монарха. Самой радикальной мерой было предание монарха анафеме.
Средневековые города также сыграли свою роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев - и за экономическую автономию. Учитывая быстрорастущий экономический и политический потенциал городов, европейские монархи, особенно в XI—XIII вв., искали у них политическую поддержку и финансовую помощь. Интересы короля и городов во многом совпадали. Король хотел единства страны и ограничения власти вассалов. Того же хотели города. Политическая автономия городов в Средние века достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. абсолютного суверенитета.