Всеобщая история государства и права (Батыр К.И., 1999)

Древняя Греция

Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Многочисленные поселения греков были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна. Рабовладельческие государства здесь образовывались как города - государства (полисы). Они состояли из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие государства возникли на базе бывших родоплеменных общин.

Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.

Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксин- ского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.

В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов- государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики. От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан.

На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии.

Гомеровская Греция

Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства.

Долгое время события, описываемые в поэмах считались вымыслом, красивыми легендами, не имевшими под собой никакой реальности. И только после находки Генрихом Шлиманом Трои, то что считалось фантазией поэта, оказалось на самом деле действительностью. Ему удалось найти и сокровища троянского царя Приама. Золотой клад одного из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами, пролежавший под руинами сожженной греками Трои более 3 тысяч лет, появился на свет нового дня. События, описанные в поэмах, относятся к концу II - началу I тысячелетия до н. э.

Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось на роды (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.

Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.

Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).

В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья. Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей.

Понятие «права» греки еще не знают. Греки руководствуются обычаями, справедливостью в их понимании. В полной мере сохраняется обычай кровной мести. Споры разбираются вождем племени- базилевсом.

Особые социальные группы (общинники, аристократы, рабы) еще не сложились в определенные классы. Нет еще и государства. Власть осуществляется советами старейшин, народными собраниями, бази- левсами - племенными вождями.

Совет старейшин (булэ) являлся постоянным органом власти в данном племени или союзе племен, и состоял он из старейшин родов. Совет вступал в переговоры с другими племенами, участвовал в суде. Совет старейшин у Гомера уже не совет стариков, каким он был раньше в условиях первобытного общества, а совет наиболее видных и богатых представителей родовой знати.

Народное собрание (агора) собиралось для решения важнейших вопросов. Его участниками были вооруженные лица мужского пола, достигшие совершеннолетия. Основную роль в собрании играли знатные мужи, хотя каждый мог высказаться. Голосования в собрании не проводилось, все решения принимались криком. При таких условиях старейшины и базилевсы могли принять любое нужное для них решение.

Базилевс, как родоплеменной вождь, не имел неограниченной власти. Он был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Он был первым среди равных, т.к. власть его носила отеческий характер. Должность базилевса была выборной. Однако при ее замещении предпочтение стали отдавать сыну умершего базилевса, что привело к наследственному ее замещению. На войне власть царя-базилевса была шире. Ему принадлежало право жизни или смерти над каждым воином. На войне он получал значительную часть добычи.

Говоря словами Ф. Энгельса, «мы видим, таким образом, в греческом строе героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем, уже и начало подрыва ее». Развивается рабство, войны превращаются в постоянное средство грабежа. Греческое общество представляет собой в описываемое время военную демократию. Она подготовила образование государства как учреждения, призванного закрепить имущественное неравенство и право одних эксплуатировать других. 

Образование Афинского государства

Афины представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без всякого вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике, малоплодородной долине, которую во время великого переселения народов заняли ионические племена. Одному легендарному герою Тезею удалось объединить несколько племенных поселений с центром в Афинах, где и образовалось центральное правление. Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе: на благородных (эвпатридов) - родовую знать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ремесленников. Замещение всех должностей было только из эвпатридов.

Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешалась, родоплеменные структуры им стали тесны.

Со временем должность базилевса ликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии. Наряду с должностью базилевса появляется новая должность - архонта. Сначала он избирался пожизненно. Однако афиняне не желали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет, а с 683 г. до н.э. избирается 9 архонтов. Первый стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением и у него бы- ' ли судебные полномочия по семейным делам. Базилевс стал вторым архонтом, он отправлял жреческие функции, а также отправлял суд по религиозным делам. К третьему архонту - полемарху отошло военное командование. Остальные шесть членов - фесмофеты - выполняли судебные функции.

Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.

Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность.

Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.

В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.

В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

Свою реформу Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.

Отмена долговых обязательств по-гречески называлась сисахфия - стряхивание бремени. Заложенные крестьянами участки земли были возвращены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участках, велено сбросить, а проданных за неуплату долга афинян выкупить за счет государства и вернуть семьям.

Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Солон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Солон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем.

Законы Солона установили и новое государственное устройство в Афинах. Все граждане были разделены на четыре разряда в зависимости от получаемого дохода. А доходы в Аттике измерялись медимнами - мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел, т.к. деньги еще не получили распространения. Один медимн равнялся 52 литрам.

Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачислялись в первый разряд и назывались пятисотмерникамщ получавшие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками те, чей доход был до 200 медимнов назывались зевгитами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами.

Замещение всех руководящих должностей должно было производиться из представителей первых двух разрядов, а должности архонтов и казначея Афин могли занимать только те, кто принадлежал к первому разряду. Следует отметить, что все должности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они занимались людьми богатыми. Так в Афинах стало править не родство, а богатство. Если зевгиты могли еще надеяться на получение какой-либо незначительной должности, то фетам это было прямо запрещено. Исключенные из сферы управления феты не были лишены возможности участвовать наряду со всеми другими разрядами в народном собрании и суде присяжных.

В результате реформы Солона войско в Афинах теперь стало строиться не по родам, фратриям и филам, как было раньше, а по имущественному признаку. Граждане первых двух разрядов стали служить в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты - подразделения легковооруженных воинов и команды военных кораблей.

Деление граждан по имущественному цензу нанесло удар по родоплеменным традициям, которые еще были сильны. В основу деления граждан была положена частная собственность. Знатность происхождения уже не играла серьезной роли.

Солон создал новый государственный орган - Совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждой филы (а их было четыре). Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромисного характера всех реформ Солона, т.к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг - оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Совет 400 и ареопаг, по словам Солона, должны были выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов.

Совет 400 избирался филами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племен было четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 человек.

Солон создал еще суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судейской власти приобретет позднее большое политическое значение как орган законодательной власти и контролирующий избрание должностных лиц. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов. Гелиэя была создана как противовес народному собранию с ее широким составом участников (6 000 человек), а также ареопагу, продолжавшему оставаться оплотом аристократии. Гелиэе принадлежало право утверждения и отмены законов, принятых народным собранием. За ней оставалось последнее слово - быть или не быть закону.

В основе реформы Солона лежала политика компромисса - «золотой середины» для «благородных» и «худых». При всем стремлении реформатора «не раскачивать корабль» нововведения подорвали господство родовой аристократии и усилили политическое значение демоса.

Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос. Крестьяне выступали за передел земли и расширения своих наделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон ограничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. В перспективе малоземельного крестьянина ждала такая же участь. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, где родовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять на выбор своих представителей в Совет 400.

Реформированное Солоном афинское общество не успокоилось. Борьба между демосом и эвпатридами продолжалась. Опираясь на вооруженную силу и, пользуясь поддержкой крестьян, представитель богатого рода Писистрат захватил государственную власть и стал единоличным правителем в Афинах - тираном.

Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждения были сохранены: выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех должностях в государстве были их люди. Они смягчили налоги крестьян, ввели разъездные суды. При содействии спартанского царя афинянам удалось изгнать последнего писистратида Гиппия и положить конец тирании. Власть была передана Клисфену.

Реформа Клисфена 509 г. до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Клисфен ввел территориальное деление населения и уничтожил политическое значение старых четырех фил. Все население было разделено на 10 территориальных фил. В основу деления было положено постоянное местожительство граждан. Образовано 30 тритий (округ) из них 10- в Афинах; 10- в пригороде; 10 - в прибрежной полосе. В филу входила трития от города, трития от окрестной территории и трития от побережной полосы. Таким образом, в каждой филе 2/з оказывались за городским населением и населением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, торговцы) и только % - за населением сельским. Большинство в каждой филе оказалось за городским населением в ущерб деревне, где влияние родовой знати было всего сильней.

Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему.

Совет 400 был заменен Советом 500, состоявший из представителей i0 территориальных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5 представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.

Реформа не затронула ареопаг - оплот консервативных элементов. Вскоре коллегия архонтов утратила свое прежнее значение вследствие образования коллегии 10 стратегов (см. ниже).

Клисфен знаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд черепков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всего хотел обезопасить государство от новых попыток захватить власть. На одном народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6 ООО), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался человек по ложному обвинению или недомыслию.

В первой половине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать несколько вторжений могущественной Персии. Кровопролитные войны на суше и на море закончились поражением Персии. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, сыгравших самую решающую роль в победе над персами. Афины стали во главе образовавшегося во время войны морского союза греческих государств. Защита всех членов союза была поручена Афинам, а другие государства Балканского полуострова стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Афинский морской союз был не чем иным как господством Афин над всеми союзными греческими городами-полисами.

Как результатом победы над Персией стала демократизация государственного строя в Афинах в V в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал на большее участие в политических делах. Архонты стали избираться посредством жребия, а право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса получили также и всадники.

Реформы Эфиальта и Перикла значительно расширили права афинских граждан в управлении государством. После многочисленных попыток Эфиальту удалось в 462 г. до н.э. принять закон, по которому у ареопага отнималось право veto на постановления народного собрания, и оно было передано гелиэе. Сокращена и судебная компетенция ареопага - оставлены лишь дела по обвинению в убийстве и религиозные дела. При Перикле была введена плата за исполнение должностей, что дало возможность малообеспеченным гражданам занимать государственные должности. Значительно повысилась роль народного собрания. 

Общественный и государственный строй

Афины оставались рабовладельческим государством. Основную массу людей труда составляли рабы. Что касается свободного населения, то имущественное расслоение в нем было значительным. В Афинах проживала огромная масса свободной бедноты. Это ремесленники, земледельцы, люмпен - пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среде наблюдается деление на землевладельческую аристократию и торгово-промышленные круги (судовладельцы, хозяева мастерских, рудников, купцы и т.п.).

Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.

Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.

Метэки - это чужеземцы, проживающие в Афинах продолжительное время. Как правило, это граждане других греческих городов. Правом гражданства они не пользовались. Они не участвовали в народном собрании, суде, не занимали государственные должности. Их браки с афинянами не считались законными. Метэки выполняли все повинности, облагались налогами, и привлекались к военной службе. Многие метэки обладали значительным состоянием.

По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.

Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источнйками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от.рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.

Афины были городом - государством (полисом) и были весьма небольшими по своей территории. Высшими органами государственной власти были: Совет - булэ; народное собрание; выборные должностные лица (стратеги, архонты); ареопаг и гелиэя.

Булэ состоял из 500 членов - булевтов. Они избирались жребием в каждой филе (по 50 членов от каждой). Все избранные лица подвергались докимасии, т.е. своеобразному экзамену, где выявлялся образ жизни и поведения булевта. По окончанию срока каждый член Совета держал отчет о своей работе в своей филе.

На Совет возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.

Совет занимался международными делами. На нем лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, о государственных постройках. Совет имел право требовать отчеты от должностных лиц.

Естественно, вести оперативные дела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэтому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 представителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.

Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и проходило на главной площади. Посещать его имели право только полноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Реальную возможность посещать собрание имели жители самого города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сельхозработами, посещали собрание крайне редко. Поэтому для принятия исключительно важных решений был установлен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявлялась заранее. Одно собрание было посвящено проверке деятельности должностных лиц, на других обсуждались вопросы состояния урожая, обороны, продовольственного снабжения, заслушивания заявлений граждан и т.д. В главном собрании шестой притании ставился вопрос о необходимости подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимости созывали чрезвычайные собрания.

Самым основным делом народного собрания было законодательство. Формально каждый гражданин имел право предложить законопроект с трибуны собрания, которой служил большой камень. Собрание открытым голосованием решало, считает ли оно необходимым вносить изменения в действующее законодательство. Если автора законопроекта поддержало собрание, он имел возможность представить свой законопроект в Совет пятисот, который и давал свое заключение на проект. Одновременно текст нового законопроекта выставлялся на площади для всеобщего обозрения. При положительной оценке проекта Советом, он возвращался в народное собрание, которое назначало пять защитников старого закона. После всего этого процесса проект передавался в суд присяжных (гелиэю), где дело разбиралось в форме судебного процесса: предлагавший новый закон выступал в роли обвинителя старых законов, а 5 представителей собрания - в роли их защитников. В случае одобрения законопроекта гелиэей он становился законом.

Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи признавали обвинение

правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедура по прохождению закона называлась «графэ параномом». Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредь лишался права вносить какие-либо предложения в народные собрания.

Дискуссии в народном собрании принимали часто весьма острые формы. Аристократическая и демократическая партии заранее готовили своих ораторов, применяли разнообразные формы воздействия на массы - подкуп, лесть, обман, шантаж и т.п.

Тон в собрании задавали богатые, экономически независимые люди. Не имея утвержденного регламента, тем не менее существовали следующие требования к ораторам: а) не касаться вопросов к делу не относящихся; б) не повторяться; в) не позволять оскорбительных выпадов. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.

Гелиэя - суд присяжных по своей значимости следовала за народным собранием. Между этими органами были поделены функции законодателя. Последнее же слово принадлежало гелиэе. Как было отмечено выше, она состояла из 6 000 членов и делилась на 10 секций (дискастерий) в составе 600 членов каждая. Каждая дискастерия избиралась по жребию в каждой из 10 фил. Круг дел, подлежащих рассмотрению, определялся утром того дня, когда должно было проходить заседание суда. После этого по жребию определялась одна из 10 секций, которая и должна была рассматривать дела этого дня.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ей принадлежало право окончательного утверждения решений народного собрания.

Должностные лица. Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиозных обрядов.

Как единая коллегия архонты выступали в качестве коллективного председателя в народном собрании, когда решался вопрос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.

Первый архонт назывался архонтом - эпонимом. В его компетенцию входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного решения в суд (дела о дурном обхождении детей с родителями, о плохом обращении с сиротами, с наследницей, о расточительстве и др.). На нем лежала забота о проведении ряда празднеств.

Второй архонт - базилевс осуществлял надзор за религиозным культом. Он председательствовал в ареопаге.

Полемарх - преемник военного вождя. От его былых функций предводителя греческого ополчения остались лишь воспоминания. Он совершал жертвоприношения и устраивал надгробные состязания в честь павших воинов.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось одному из них, опять же по выбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и богатые люди.

В основу деятельности должностных лиц были положены принципы выборности, подотчетности и коллегиальности.

Судебные органы. Древнейшим судебным органом был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были и специальные суды, предназначенные для отдельных категорий дел.

О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов рассматривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях и дела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступления, убийство любовника жены и др.

Коллегии одиннадцати были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан. Имущественные споры слушались в суде «сорока мужей».

Кризис афинской демократии. В 431 г. началась Пелопонесская война - междоусобная борьба Афинского морского союза со Спартой, которая была во главе Пелопонесского союза. Война шла с переменным успехом. Аристократы в Афинах всячески поддерживали Спарту. В самый критический момент для армии афинян в 411 г. до н.э. в Афинах был совершен олигархический переворот. Вся власть перешла к новому органу - Совету четырехсот. Начались аресты, казни. Однако этот строй продержался около четырех месяцев. Поднялось недовольство народа и армии. Последовало восстановление демократии в ее прежнем виде. Участники правительства четырехсот были привлечены к судебной ответственности.

Пелопонесская война привела в конечном счете к поражению Афин, чему способствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В 404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир на кабальных для себя условиях. Все демократические институты были уничтожены, а власть оказалась у «коллегии тридцати». Ее правление ознаменовалось неслыханным террором. Казнены тысячи людей. По

литическими правами была наделена всего одна тысяча человек, наиболее богатых. Из их числа формировался совет из 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактически же управляла небольшая группа членов «тридцати» во главе с реакционером Критием.

Крушение демократии было не только результатом военного поражения. Само это поражение было результатом тех методов, с помощью которых Афины управляли своими союзниками. Здесь сказалось и недовольство простого народа, который беднел на фоне огромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себе пропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войска, особенно в странах Востока, где их охотно приглашали на службу.

В Афинах резко сократилась возможность денежных раздач, что не могло не усилить недовольство широких масс народа, лишенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд.

«Не демократия, - писал Ф. Энгельс, - привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным».

Во второй половине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большую силу наиболее отсталая из всех государств Македония. В 338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армия одержала победу над греческими войсками, и было положено начало господству македонской монархии над всей Элладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.

Всякое покоящееся на рабстве производство и всякое основывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия. Разрешение его дается насильственным покорением гибнущего общества другим, более сильным (Греция покорена-Македонией, а позже Римом). Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс повторяется на более высокой стадии, пока, наконец, не происходит завоевание таким народом, который вместо рабства вводит новый способ производства. 

Основные черты афинского права

Как и у других народов древнейшим источником права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался древними обычаями, идущими еще от первобытного общества.

Первая кодификация законов относится к 621 г. до н.э. Она принадлежит архонту Драконту. Это были первые писанные нормы права.

Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались нормами государственного устройства (см. выше), но и содержали в себе нормы и гражданского, и уголовного права.

С V-IV вв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точнее, единственным источником права.

Право собственности. В Афинах не сложилось четкого определения собственности подобно римскому dominium. Там еще не сложилось представление о правах частного собственника. Но право собственности ревностно защищалось несколькими исками. Институт частной собственности получил в Афинах полное развитие. Собственник имел право пользоваться и распоряжаться вещью во всех дозволенных законом формах. Право частной собственности позволило накопить огромные богатства в руках немногих граждан. Государство контролировало совокупное имущество каждого гражданина, что и позволяло распределить афинян по имущественным разрядам. В зависимости от имущественного положения определялась и сумма налога гражданина. Богатые граждане обязаны были устраивать на свои средства шествия, празднества, жертвоприношения и пр. Эти обязательства богатых назывались литургией. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которое по его мнению было богаче его, а если тот отказывался, то предлагал ему обменяться имуществом.

Частная собственность защищалась суровыми мерами. Добросовестное владение также строго охранялось.

В Афинах существовала и государственная собственность, включающая в себя рудники, шахты, военный флот и т.д.

Обязательственное право. Всякое соглашение могло быть основанием договорного обязательства. Неисполнение договорных обязательств до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.

После отмены долговой кабалы в качестве средств обеспечения договорных обязательств становятся задаток, залог и поручительство. За неисполнение обязательства иногда предусматривались штрафы.

Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору и в случае неуплаты долга они становились собственностью займодателя.

В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (hipotheka), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, оказал заметное влияние в дальнейшем на римское право.

Распространенными договорами были договор купли-продажи, договоры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества.

Всякий вред, причиненный личности или имуществу, давал основание для предъявления иска. В этих случаях возникали обязательства из деликтов, т.е. правонарушений.

Семейное право. В Афинах вступление в брак было обязательным. Безбрачие рассматривалось как несчастье и как нечестие, т.к. такое состояние приводило к утрате культа предков. Раньше, в гомеровский период, брак заключался в форме купли-продажи невесты. Женщина в брачном договоре не играла существенной роли. Она- объект договора, а не сторона. Жених заключал договор с ее отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит.

Муж лишь управлял имуществом, полученным в приданое. Жена в семье занимала подчиненное положение. Муж пользовался услугами рабынь. Широкое распространение получала проституция, как первая профессия, находившаяся под покровительством государства. Связи мужчины с другими женщинами не порождали никаких юридических последствий. На жену смотрели как на вещь, необходимую для работы по хозяйству, и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой.

Развод для мужчины был свободен. Он был обязан лишь вернуть ей приданое, если развод не был вызван изменой жены.

Разводу по инициативе жены предшествовало ее письменное обращение к архонту, в котором она излагала мотивы развода.

Сначала отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. Он мог продавать их в рабство.

Со временем отцовская власть уменьшилась. Отец мог отречься от ребенка, если считал его не своим. Он мог выдать свою дочь замуж за любого мужчину и даже мог свою волю выразить в завещании. Сын обязан был содержать родителей впавших в бедность.

Наследственное право. Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. Порядок первого был следующим. В первую очередь наследуют сыновья умершего. Дочери получали приданое. Сыновья наследство делили поровну. Внебрачные дети не наследовали. Если не было прямых наследников, их место занимали боковые родственники умершего (братья, сестры, дяди, тетки, племянники, двоюродные братья и их дети и т.д.).

Наследование по завещанию появилось после реформы Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать женщины и несовершеннолетние. Если у завещателя была одна дочь, то он мог завещать постороннему все свое состояние при условии, если последний женится на ней. Если по завещанию к единственной дочери не был назначен жених, то мужа ей подыскивал архонт.

Уголовное право сохраняло немало пережитков первобытного строя. Так, убийство рассматривалось как дело самих родственников убитого, а не государства. По договоренности родственники убитого от убийца могли получить вознаграждение. Такая же сделка была возможна между мужем и соблазнителем его жены. К делам частного обвинения афинское право относило почти все преступления, причинившие вред личности или его имуществу.

Оскорбленный муж имел право убить любовника жены, застигнутого на месте преступления.

Всякое обвинение возбуждалось и поддерживалось потерпевшим. Преступления, наносившие вред общественному интересу, преследовались государством и частными лицами. Здесь имелись в виду также преступления как государственная измена, заговор против демократии, подкуп должностных лиц, притеснения сирот, находившихся под опекой государства и т.д. Предание суду за указанные выше преступления, равно как и за преступления против религии, относились к компетенции народного собрания, Совета 500, высших должностных лиц.

Ложный донос и лжесвидетельство в суде наказывались смертной казнью. Наиболее распространенными наказаниями были: смертная казнь, конфискация имущества, изгнание из страны, лишение гражданских прав.

Если вор был застигнут на месте преступления, его можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора можно было убить.

Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).

Судопроизводство. Рассмотрению дела в суде предшествовало предварительное расследование. По государственным преступлениям создавались специальные комиссии, в остальных случаях следствие вели архонты и другие должностные лица. Обвинитель и обвиняемый использовали все возможные доказательства, в том числе и свидетельские.

По окончании предварительного следствия все добытые по делу доказательства (документы, протоколы допросов и т.д.) запечатывались в глиняные сосуды и направлялись в суд, где они и зачитывались.

Суд допрашивал свидетелей. Обвинитель и обвиняемый произносили свои речи, обращая внимание судей на имеющиеся в сосуде доказательства. Стороны в своих выступлениях старались эмоционально воздействовать на судей. Этому искусству в Афинах основательно учились. Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были заучивать написанные речи наизусть. Стороны в суде для произнесения речей получали одинаковое время и считалось особым достоинством и даже признаком правоты, если сторона досрочно заканчивала речь, а оставшееся время представляла своему противнику.

Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания. На судебное решение допускалась аппеляция к гелиэе. 

Государство Спарта

В IX в. до н.э. в долину реки Эврот вторглись с севера дорийские племена, покорив местное население и превратив его в угнетенное сословие - илотов. Жители горных территорий оказались тоже в зависимом состоянии. Они получили наименование периэков. Сравнительно небольшая область, захваченная дорийцами, получила название Спарта. В VIII в. до н.э. Спарта расширяет свою территорию на запад. Овладев Мессинией, дорийцы превратили ее земли в свою общую собственность.

Становление государственного строя связывают с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывают издание особого документа - ретры (договора). Этот документ появился в условиях острой борьбы в спартанском обществе. Имущественное неравенство разрушило первобытнообщинные устои и привело к образованию классов и государства.

Спарта представляла собой также как и Афины государство- город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.

Общественный строй долгое время сохранял значительные остатки первобытнообщинного строя. Общинная собственность на землю сохраняется. Производство развивается слабо. Основное занятие - земледелие.

С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как называли себя спартиаты.

Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Ликург запретил спартиатам заниматься торговлей, введена тяжелая железная монета, которую перевозили на волах.

Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю.

Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа «равных» и переводились в разряд «опустившихся» (гипомейенов).

Всюду и во всем был единый порядок, строгая дисциплина. Воспитание молодежи было делом государственным. Мальчики в семилетием возрасте отбирались у семьи и они проходили обязательное обучение под руководством педоменов - должностных лиц. В основе обучения было физическое воспитание. Спарте нужны были стойкие, храбрые, выносливые и дисциплинированные воины. Все довольствовались простой пищей, одевались в грубую одежду. С 20 до 60 лет каждый спартиат был военнообязанным. Жениться разрешалось в 30 лет, т.к. в этом возрасте мужчина признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.

Илоты отличались от рабов античного мира, т.к. Спарта не знала домашнего рабства и крепостные илоты жили обособленно на земельных участках, которыми владели спартиаты. Илоты находились в собственности государства, но любой спартиат, во владении которого находился илот, мог его, однако, убить, продать, наказать. Илот своей земли не имел. Он работал на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илот имел свое хозяйство и орудия труда. Половину собранного урожая илот обязан был отдать своему господину. Последний мог использовать илота в домашнем хозяйстве. Во время боевых действий илоты превращались в легковооруженных воинов и их бросали первыми в бой.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Государственный строй. Спарта была рабовладельческой аристократической республикой. В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти: два царя; совет старейшин - герусия; народное собрание (апелла) и эфоры.

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные.

Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Герусия - совет старейшин в классовом обществе уже состоял из виднейших представителей господствующего классов в количестве 28 членов. Оба царя также входили в герусию.

Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу. Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства.

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам!

Эфоры выносили решение по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год.

Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек. Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV—III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.