История политических и правовых учений (Баталина В.В., 2008)

Возрождение, реформация и политико-правовые идеалы гуманизма

Эразм Роттердамский (1469–1536) – нидерландский гуманист, он сыграл важную роль в подготовке Реформации как критик церкви и ученый-библеист. Эразм считал основополагающим в христианстве стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость, что подразумевает способность человека стремиться, а значит, свободу его воли. В концепции Эразма проявилась оптимистическая вера в неколебимость человеческой природы, созданной по образу Бога.

Для Эразма характерна резкая критика современных ему общественного порядка и доминирующих мировоззренческих установок.

Мартин Лютер (1483–1546) – немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии. Его главные работы – «Лекции о послании к римлянам», «Девяносто пять тезисов», «О светской власти, в какой мере мы обязаны ей повиноваться» и др.

По Лютеру, человек предстает в двух ипостасях: евангельской и правовой (гражданской).

Вся беда человечества в том, что истинных христиан по сравнению с другими ничтожно мало. Отсюда проистекает Божественное разделение власти на духовную и светскую. Первая предназначена для истинно верующих, вторая призвана сдерживать чуждых добродетели людей.

Настоящий христианин не нуждается ни в принуждении, ни в насилии. Он сам заботится о людях, уважает ближнего и власть. Лютер стоит на позиции утверждения светского характера власти. Она может касаться только тела человека и его имущества, но не его души. Лютер выступает за самостоятельность светской власти, за ее независимость от церкви. Он исходит из духовной автономии индивида. Не священник – посредник между человеком и Богом, но исключительно сам верующий общается с Богом. Истинная вера – это не показное молебствование в церкви, а доверие к Христу в сердце. Лютер выступает и против привилегий представителей католического духовенства. Священники должны направлять верующих по пути блага и истины, а не стяжать власть, стремясь превзойти в своем могуществе государство. На этом основывается позиция основателя движения за обновление Церкви, за независимость светской власти от духовной.

Представитель швейцарской Реформации – Жан Кальвин (1509–1564). В своей работе «Наставление в христианской вере» он описывает общину верующих, управляемую выборными духовными лицами. В центре учения Кальвина – идея об абсолютном предопределении. Судьба каждого человека определена Богом. Причем Божественный замысел не может быть изменен. Можно лишь постигнуть его. Если человек угоден Богу, значит, он преуспевает. Религиозные идеи кальвинистов: бережливость, максимальное трудолюбие, результаты труда должны использоваться ради приумножения богатства. Такая идеология соответствовала нарождающимся буржуазным социально-экономическим отношениям.