История государства и права зарубежных стран (Альмухаметова М.Ш., 2014)

Государство и право античных Афин

  1. Особенности образования греческих государств
  2. Этапы государствообразования в Афинах
  3. Общественный строй Афин в V-IV вв. до н. э.
  4. Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э.
  5. Основные черты правовой системы Афин в V-IV вв. до н. э.

Экономической основой государства и права Афинского полиса был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины. Расширяется участие рядовых граждан в делах государства. В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственноправовых институтов.

Античная Греция, развивавшаяся в тесном соприкосновении с древнейшими цивилизациями Востока, внесла выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области права, философии и искусства, составило одну из основ европейской цивилизации.

Особенности образования греческих государств

Государства в греческом мире образовывались и долгое время существовали в виде полисов — небольших по размеру городов- государств (Афины — один из самых мощных греческих полисов вдоль границ можно было обойти за день). Отсутствие политического единства, небольшие размеры греческих полисов могут быть объяснены следующими факторами:

  1. государства сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных отношений в сравнительно небольших коллективах людей;
  2. отсутствовали экономические предпосылки объединения — в отличие от древневосточных государств, огромные размеры которых зачастую были обусловлены единой ирригационной системой, в греческом мире не было крупных рек, пригодных для ирригации;
  3. ориентация торговли греческих полисов на внешний рынок, что препятствовало созданию единого экономического пространства;
  4. природа Греции (труднопроходимые горы) способствовала разобщению ее народов.

Греческие полисы (их было несколько сотен) были расположены не только на территории материковой Греции, но и на островах, а также в Италии, Крыму, Малой Азии. Пожалуй, наибольшую роль в греческой античной истории сыграли Афины, до сих пор являющиеся столицей Греции.

Этапы государствообразования в Афинах

Начало афинской государственности принято связывать с деятельностью полулегендарного героя-царя Тезея (около XII-XI вв. до н. э.), который провел ряд реформ, целью которых было создание более централизованного государства:

1) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);

2) разделение населения на три группы по профессиональному признаку:

  • на эвпатридов («благородных», владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),
  • демиургов (ремесленников, торговцев),
  • геоморов-крестьян;

3) административно-территориальное деление на 48 округов — навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) и фискальное значение.

Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам — по преданию, именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ граждан (демос).

После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей-басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н. э. пал в битве с дорийцами). В итоге в Афинах устанавливается олигархия. Высшая власть — Ареопаг (совет Аресова холма) и коллегия девяти архонтов (архонт — жрец, архонт — военачальник, архонт — глава гражданских дел, шесть архонтов — хранители судебных правил). Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.

Период афинской истории с XI по VII вв. до н. э. — «темные века», так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.

Следующим важным этапом укрепления афинской государственности стали реформы, проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н. э.).

Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиление противоречий между богатыми, но политически бесправными купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская«буржуазия») и эвпатридами-землевладельцами, нередко обедневшими, однако обладавшими монополией на управление государством.

В рамках реформ (которые, возможно, растянулись на десятилетия) были проведены следующие мероприятия:

  1. отмена долгового рабства (сисахфия), запрет обращать в рабство за долги, выкуп за государственный счет рабов-должников;
  2. единовременная отмена долгов, возвращение заложенной за долги земли (появляется частная собственность на землю);
  3. цензовая реформа, разделившая население не по родовому, а по имущественному признаку на четыре группы с различным объемом политических прав, с различным отношением к военной службе (как самые богатые, так и самые бедные в армии могли не служить);
  4. реформа государственных учреждений — провозглашение народного собрания (экклесии) высшим органом власти, создание Совета 400 (избираемого от 4 племен — фил) и суда присяжных — гелиэи; создание механизма принятия законов, при котором законопроект первоначально рассматривает Совет 400, затем принимает экклесия, окончательное заключение о его «конституционности» (соответствие всей совокупности афинских законов) дает гелиэя;
  5. создание «Конституции» — свода афинских законов, которые, по преданию, были написаны на досках — кирбах и выставлены на всеобщее обозрение, дабы никто не мог ссылаться на незнание законов.

Данные реформы существенно укрепили афинскую государственность и создали предпосылки для возникновения в Афинах демократической республики: критерием политической правоспособности становится не происхождение, а богатство.

С 560-527 гг. до н. э. в Афинах правил Писистрат — устанавливается тирания, при которой, однако, демократические институты не были полностью ликвидированы. Именно в этот период в Афинах начинается строительство военно-морского флота, городских укреплений, проводится социально ориентированная политика занятости населения, но сыновья тирана не сумели продолжить политику своего отца, они увеличили налоги на богачей. В 510 г. до н. э. при поддержке спартанцев тирания была свергнута.

Под руководством Клисфена произведен следующий комплекс реформ, главными целями которых было укрепление демократических институтов, установка прочного барьера против тирании:

  1. административно-территориальная реформа, перемешавшая население и окончательно подорвавшая позиции родовой аристократии. Создается три территориальных округа, каждый округ состоял из 10 триттий (всего 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу и, таким образом, было создано 10 территориальных фил, около 100 демов (городской или сельский квартал);
  2. создание Совета 500 (булэ) — правительства Афинской республики, ежегодно избираемого по жребию по 50 представителей от каждого округа;
  3. введена процедура «остракизма» («суд черепков») — изгнание на 10 лет за пределы Афин потенциально опасных политиков, способных установить тиранию (решение принималось народным собранием, где должно было присутствовать не менее 6 тыс. человек — пятая часть всех граждан);
  4. создание коллегии стратегов — верховное руководство и командование всеми вооруженными силами республики.

Данные мероприятия способствовали формированию в Афинах демократической республики — одной из первых известных истории. В V в. до н. э. реформами Перикла и Эфиальта вводилась плата государственным должностным лицам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен политических функций, превратившись в судебный орган. В V-IV вв. до н. э. Афины достигают наивысшего уровня своего развития — военного, экономического и культурного.

Общественный строй Афин в V-IV вв. до н. э.

Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.

Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:

  1. право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным — на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);
  2. широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости — только граждане могли быть земельными собственниками;
  3. право на помощь со стороны государства в случае нужды — неимущие граждане, имеющие трех и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и билеты на разного рода увеселительные мероприятия.

Помимо прав у граждан были и следующие обязанности:

  • защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной службе, только воины могли занимать государственные должности);
  • уважение законов и правителей;
  • уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги — литургии, т.е. строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);
  • вступление в брак, воспитание детей (право, одновременно являющееся и обязанностью, только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные должности).

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метэков).

Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

  1. им было запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (что способствовало развитию договоров аренды);
  2. каждый иностранец обязан был иметь покровителя — простата — из числа граждан: этот покровитель представлял интересы метэка в суде (естественно, не бескорыстно);
  3. уплата особого налога — метэкиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковалось);
  4. обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) — народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
  5. полное отсутствие политических прав.

При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их, возможно, объяснялось следующими причинами:

  • Афины, будучи мировым центром ремесел, торговли и культуры, открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
  • военная мощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;
  • афиняне весьма терпимо относились к религиям метэков — свобода вероисповедания (немыслимая в тех государствах, выходцами из которых были метэки);
  • если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам — имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производилась рабами,

Источниками пополнения рабства были:

  • военный плен;
  • покупка рабов на международных рынках;
  • естественное воспроизводство (рождение от рабыни);
  • обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные

рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме («Servi res sunt»): «рабы — это вещи», однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни возникновения бунта).

Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин существовала следующая форма государства:

  1. форма правленияреспублика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);
  2. форма государственного устройства — полис (т.е. унитарное государство);
  3. политический режим — демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).

В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Между тем в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста.

Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1—2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, на народное собрание ходила городская часть населения как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги — особая категория полупрофессиональных политиков.

Функции народного собрания были следующие:

  1. законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелиэей);
  2. избрание высших должностных лиц республики — стратегов;
  3. объявление войны и заключение мира;
  4. решение вопросов продовольственного снабжения (остро стоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);
  5. прием и отправление послов;
  6. дарование гражданства и многое другое.

В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией и имела властные полномочия во всех жизненных сферах.

Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:

  • выборность (либо по жребию, либо путем голосования);
  • сменяемость (повторное занятие одной и той же должности в течение двух сроков за исключением стратегов не допускалось);
  • срочность (обычно 1 год);
  • коллегиальность (страх перед тиранией);
  • подотчетность (должностные лица по истечении срока своих полномочий отчитывались перед народным собранием, либо перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);
  • возмездность (все должностные лица, за исключением стратегов, получали жалование; даже присутствие на народном собрании было оплачиваемым).

Совет 500 (булэ) ежегодно выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах по 50 человек (из числа граждан, достигших 30-летнего возраста) от каждой.

Избрание по жеребьевке афиняне считали ярким проявлением демократизма своего государства — граждане, даже самые бедные, потенциально были достойны занять самые высшие государственные должности. К тому же жеребьевка как бы выражала волю богов, которые незримо присутствовали при ней, избирая самых достойных. Вновь избранные члены Совета проходили докимассию — проверку гражданских и личных качеств, призванную отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками (граждан было немного, скрыть что-либо от бдительного ока сограждан было достаточно сложно). Афиняне, проводя докимассию, подтверждали значение русской пословицы: «На Бога надейся и сам не плошай». В связи с тем, что 500 человек, одновременно собравшиеся вместе, не могли эффективно осуществлять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, и каждую десятую часть года 50 членов находились у власти (ежедневно избирая председателя, который в течение суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народном собрании).

Основными функциями булэ были следующие:

  • предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народное собрание;
  • исполнение законов, принятых народным собранием;
  • контроль за деятельностью должностных лиц;
  • исполнение бюджета и ряд других функций.

Коллегию 10 стратегов, ежегодно избираемую из наиболее уважаемых афинских граждан, можно назвать «военным штабом республики».

В обязанности стратегов входило:

  • командование армией и флотом;
  • представительство страны на международной арене;
  • сбор чрезвычайных военных налогов;
  • председательствование на внеочередных, чрезвычайных собраниях булэ и экклесии.

Высшая судебная власть вручалась гелиэе (от греч. «гелиос» — солнце, так, например, в отличие от ареопага, заседавшего ночью, гелиэя вершила суд днем). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Ежегодный состав гелиэи — 6 тысяч человек (5 тысяч судей и 1 тысяча запасных). С момента создания гелиэи в 594 г. до н. э. в ее деятельности могли принимать участие все граждане (даже батраки — феты). Так же, как и в случае с булэ, год делился на 10 частей, в течение которых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:

  • суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц;
  • высшая апелляционная инстанция;
  • конституционный надзор» (право отвергать законопроекты, принятые экклесией, на основании их несоответствия афинской «конституции»).

Помимо вышеперечисленных в Афинах существовало множество других должностей и органов (особенно в сфере исполнительной и судебной власти), но именно экклесия, булэ, коллегия из 10 стратегов и гелиэя были самыми важными, определяющими всю политику Афинской республики. Нужно отметить, что определенной иерархии государственных органов и должностей в Афинах не существовало. Хотя бы формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга. Это обстоятельство, по мнению афинян, должно было препятствовать установлению тирании одного лица или одного государственного органа.

Основные черты правовой системы Афин в V-IV вв. до н. э.

Право Древней Греции следует рассматривать на примере Афин, имевших наиболее развитую по сравнению с другими полисами правовую систему.

Основными источники права были обычаи, религиозные нормы, судебные прецеденты, законы (постановления народного собрания, концентрирванная воля большинства граждан).

Гражданское право. Лфинское право подразделяло собственность следующим образом:

  • движимая (рабы, утварь, украшения) и недвижимая (земля, строения), владение которой было правом привилегии граждан, недоступной иностранцам — метэкам;
  • видимая и невидимая. Отнесение денег и драгоценностей к невидимой собственности объясняется тем, что в Афинах наиболее распространенными были штрафы и конфискация имущества и собственно деньги и украшения (в отличие от земли) было проще утаить, сделать «невидимыми». Отнесение денег к невидимой собственности связано также с тем, что деньги могут находиться в торговом ростовщическом обороте, функционировать в виде долговых расписок (хирографов).

Особенностью афинского права было раннее развитие частной собственности на землю с широкими возможностями владеть, распоряжаться, извлекать доход (в отличие от правовых систем Древнего Востока, где частная собственность на основные средства производства была развита слабо, носила подчиненный характер и доминировала государственная, храмовая, общинная собственность).

В Афинах раннее развитие частной собственности на землю может быть объяснено следующими факторами:

  • отсутствие необходимости в широкомасштабной ирригации;
  • торгово-промышленный характер афинского полиса; земледелие (будучи формально самым почетным занятием) — лишь вспомогательный сектор экономики;
  • малоплодородная почва нуждалась в очень добросовестном уходе, который мог обеспечить лишь собственник земли.

Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Об этом может свидетельствовать многообразие конкретных типов договоров, известных афинянам — купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда (Афины в V—IV вв. до н.э. — центр международной торговли, науки и культуры).

Условием действительности договоров являлось:

Рассмотрим основные способы обеспечения договоров.

Особым видом залога, возникшим именно в Афинах, является ипотека — залог недвижимости (например, земли), при котором заложенная вещь кредитору не передается, оставаясь во временном пользовании у должника.

Ипотека (впоследствии воспринятая и римским правом, и гражданским правом современных государств) — яркий показатель развития отношений собственности и договоров, т. к. только при наличии частной собственности на землю возможен такой способ обеспечения исполнения обязательств.

В противоположность древневосточному праву, которое в качестве важнейшего условия действительности договора ставило наличие свидетелей (любая тайная сделка считалась противоправной), афинское право (как и современное) на первое место ставит согласие сторон и отдает предпочтение письменной форме заключения договора, что в свою очередь может быть объяснено грамотностью большинства афинского населения.

Брак и семья — важнейшие институты гражданского права в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же, как и на Древнем Востоке, женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема — «вещь для работы по хозяйству» — так называли афиняне своих жен. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанного убийства жены, которую муж застал с любовником — все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Существовало два типа наследования — по закону и по завещанию. Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников — детей не было. Нет сомнений в том, что позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников — сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак).

Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками — дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой. Такие кровосмесительные браки объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан, а также желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.

Уголовное право и процесс. В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

  1. основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);
  2. смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);
  3. приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикута, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение:
  4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;
  5. широко применялась атимия (бесчестие) — лишение политических прав (вид наказания, неизвестный древневосточному праву);

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

  1. сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества — не богатые, но и не бедные);
  2. высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
  3. граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;
  4. граждане сами устанавливали для себя законы, в том числе и уголовные.

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н. э. («драконовские меры»), карающие смертью за кражу овощей на рынке и праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, даже неодушевленных предметов (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права жестокость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

Виды преступлений, известные уголовному праву Афин:

  • против государства (измена, обман народа);
  • против личности (убийство, оскорбление);
  • против собственности (кража, грабеж);
  • против семьи (похищение девушки, измена жены).

Основными типами наказаний были — штраф, конфискация имущества, бесчестие, изгнание, смертная казнь, телесные наказания (для рабов и метэков), продажа в рабство (для метэков).

В IV в. до н. э. Афины попадают под власть Македонии, а во II в. до н. э. становятся одной из провинций Римской империи.