История государства и права зарубежных стран (Чибиряев С.А., 2002)

Древний Китай

Государство Шан-Инь

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые следы человеческой деятельности на территории Китая относятся

к 30-му тысячелетию до н.э. Однако переход первобытных племен к земледелию и оседлому образу жизни произошел лишь на рубеже VI-V тысячелетия до н.э. Около середины II тысячелетия до н.э. Китай вступил в эпоху бронзы, появились первые протогосударственные образования, возникла письменность, благодаря которой историю Китая даже столь отдаленных эпох можно изучать по письменным памятникам.

Легендарный период «пяти справедливых» мифологических императоров сменился правлением воинственного племени ся, которое занимало главенствующее положение до 1766 г. до н.э. и было оттеснено племенем шан, сумевшим создать устойчивое государственное объединение и оставить свое имя в истории, дав название первому раннерабовладельческому государству на территории Китая.

К XIV в. до н.э. союз племен инь завершил завоевание обширных территорий Северного Китая и поглотил, но не разрушил государство- Шан, земледельцы которого уже обладали достаточной культурой, чтобы с помощью построенной ими единой системы ирригационных сооружений - дамб, плотин, водоотводных каналов - успешно бороться со стихийными бедствиями, то и дело обрушивающимися на низовья рек Хуанхэ и Янцзы - районы с плодородной лёссовой почвой, но подверженные всем негативным последствиям принадлежности к зоне муссонов.

Произошло слияние двух племен с сохранением всей ранее сложившейся в государстве Шан социальной структуры, что позволяет говорить не о смене одного государственного образования другим, а лишь об изменении названия. Согласно китайской историографической традиции, его именуют Шан-Инь. Столица первого китайского государства, город Шан, находилась в районе современного города Аньяна, в среднем течении реки Хуанхэ.

Общественный строй. Государство Шан-Инь было рабовладельческим. Господствующим классом была слившаяся воедино родоплеменная и жреческая знать племен шан и инь. Замкнутый клан составляли родственники и приближенные царя, местные правители, главы родовых кланов. Каждый приближенный к царю получал соответствующий титул и привилегии.

Основными кормильцами в государстве были крестьяне-общинники. Длительное время сельская община была собственником земли. Однако царь (вай) мог изъять общинную землю. «Во всей Поднебесной нет такой земли, которая не принадлежала бы вану», - гласит закон рассматриваемого периода. Крестьяне- общинники обрабатывали не только свои наделы, но и общественное поле, урожай с которого отправлялся вану.

Значительную категорию свободного населения составляли ремесленники и торговцы.

Постоянные войны требовали содержания многочисленной армии, которая рекрутировалась в основном из крестьян- общинников.

Источниками рабства являлись военный плен, долговая кабала, наказание за совершение преступлений. Первоначально рабство в Древнем Китае носило патриархальный характер. В эпоху Шан-Инь появляется государственное рабовладение. Царь жаловал рабов своим подданным. Купля-продажа рабов была запрещена. Со временем развивается частное рабовладение. Количество частных рабов увеличивается.

Государственный строй в эпоху раннего Шан-Инь представлял собой военную демократию. Органами власти были народное собрание вооруженных воинов, совет старейшин и вождь.

В эпоху позднего Шан-Инь верховная власть сосредоточилась в руках вана и передавалась по наследству старшему сыну. На престол могли претендовать братья и племянники правителя. Складывается практика назначения регента для малолетнего правителя. Персона вана обожествляется, утверждается верховная собственность вана на землю. Складывается дворцовая система управления. Ван опирался на разветвленный чиновничий аппарат: высших администраторов-сановинков, низших чиновников- распорядителей, должностных лиц, отвечающих за военную подготовку и охоту, гадателей, прорицателей, стольников, оружейников, конюших, писарей, надсмотрщиков и т.д.

Местное управление в эпоху Шан-Инь не представляло собой иерархически соподчиненную структуру. Имелось большое количество владений со своими вождями-правителями {чжухоу), которые подразделялись на 8 рангов. В Древнем Китае сложилась специфическая система управления по зонам. В центральной зоне (столица и определенная область вокруг нее) господствовал ван й его администрация. В средней зоне (в нее входили области, примыкавшие к центральной зоне) управление осуществлялось родственниками вана (как мужчинами, так и женщинами) или местными титулованными правителями. В периферийных зонах власть принадлежала вождям племен, признававших власть центра.

Чжухоу (местные вожди, правители), признав власть центра, обязывались исполнять приказы вана, регулярно прибывать ко двору и присылать дань. Они могли рассчитывать на военную помощь вана в случае вторжения врага на их территорию.

Сведения о судебной организации эпохи Шань-Инь достаточно отрывочны. Из китайских источников следует, что суд не был отделен от администрации. Судебными полномочиями обладали ван, чжухоу, многочисленные чиновники и сельские старосты.

Военная организация в период Шань-Инь была представлена разнообразными воинскими контингентами. Верховным главнокомандующим являлся ван. Чжухоу поставляли отряды численностью от 3000 до 10000 человек. Непосредственное руководство ополчением могло быть возложено на избранного военачальника. Войска структурно делились на пехоту, всадников, боевые колесницы. Воины были вооружены мечами, копьями, луками и стрелами.

Государство Чжоу (1122-221 гг. до н.э.)

На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй осели земледельческие племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь.

Со второй половины II тысячелетия до н.э. племена чжоу начинают сотрудничать с государством Шань-Инь. Шан-иньский ван обращался к гуну (вождю племен чжоу) за военной поддержкой для отражения набегов северо-западных соседей-кочевников, платя ему за это рабами и нефритом, а начальникам его дружин - лошадьми и земельными наделами.

Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»), определяющий их подчиненное положение от династии Шан-Инь. В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, выращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материальной культуры неумолимо приходило в противоречие с реальностями политической соподчиненности.

Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен и в 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе разбили шан-иньское войско и государство Шан-Инь.

История государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.).

Победа племен Чжоу под предводительством У-вана над государством Шан-Инь привела к становлению в Древнем Китае новой династии - Западное Чжоу. Столицей рабовладельческого государства стал город Хао (современный Сиань).

Общественный строй. Рабовладельческая аристократия во главе с царем (ваном) занимала господствующее положение. В ее состав влилась и частично сохранившаяся иньская племенная знать.

Общинное землепользование осуществлялось по системе так называемых «колодезных полей», или цзинтянь. Термин произошел от конфигурации самой схемы нарезания общинной земли, рисунок которой напоминает иероглиф со значением «колодец». Философ Мэн-цзы (372-239 гг. до н.э.) так описывал цзинтянь: «... В деревнях, отдаленных от городов, земля делилась на девять одинаковых квадратных наделов. Один из них (средний) обрабатывался сообща для снабжения общественных чиновников. Ни смерть, ни путешествия не должны были вывести этих крестьян из их поселения. Восемь семей сообща обрабатывали общественное поле. Когда общинные работы бывали окончены, семьи могли взяться за свои личные дела». Совместно обрабатываемое поле, с которого шел урожай вану и чиновникам, называлось гунтянь. Другие восемь полей именовались сытянь. Передел общинной земли проводился 1 раз в 3 года. По свидетельству того же Мэн- цзы, система цзинтянь практиковалась еще в эпоху Инь.

С течением времени аристократия захватывает лучшие земли, происходит нарушение принципа распределения наделов и разрушение системы «колодезных полей». Для рытья каналов, сооружений плотин и дамб, устройства запруд привлекались значительные людские ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую повинность.

Труд рабов использовался на строительстве дворцов, царских усыпальниц, оборонительных сооружений. Рабский труд активно применялся в домах знати.

Государственный строй. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы(«сын неба»). Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником.

Центральное управление было более сложным, нежели в шан-иньской эпохе. Существовала четкая иерархическая лестница среди высших чиновников, на ее вершине находился главный управитель (сял) - глашатай воли вана. Бывало, что должность сяна становилась наследственной. Он наблюдал за состоянием храмов, посвященных предкам вана.

Следом за управителем шли советники - три гуна. Они руководили соответственно тремя ведомствами: финансовым, военным и общественных работ. В некоторых источниках их называют по титулам «великий наставник», «великий учитель», «великий покровитель».

Военное ведомство возглавлял советник, носивший звание «великий начальник лошадей и войск царских поместий». Он руководил набором рекрутов в армию, их обучением, обеспечивал снабжение армии.

Финансовое ведомство возглавлял другой советник. Он обеспечивал сбор налогов, которые взимались натурой. Существовала подушная подать - уплата одного мешка зерна с каждого взрослого члена семьи. Взрослое население отрабатывало 20 дней в году в пользу вана.

Ведомство общественных (земледельческих) работ возглавлял советник, имевший титул «Начальник множества, охраняющий народ». В трактате «Чжоу-ли» значилось, что ведомство земледелия должно «считать население и давать ему поля, проверять его вооружение, обучать его сеять и жать». Кроме того, чиновники ведомства вели земельные кадастры, учет скота, контролировали работы на «дом царя» и землепользование рядовых общинников в целях взимания с них податей. В 594 г. до н.э. был введен налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными семьями с правом наследования.

В дворцовой системе управления функционировали хранитель сокровищ царя, чиновник по вопросам суда и наказаний (сыкоу), начальник архива, главный писец и чиновник по ритуалам и др. В услужении каждого чиновника находились слуги-рабы. Так, при начальнике управления скотом их насчитывалось 120 человек, а руководителя арсенала - 80. Особое место в дворцовой системе управления занимали верховный жрец и великий гадатель.

Местное управление. Территория западночжоуского Китая делилась на 70 уделов, возглавляемых удельными правителями - чжухоу. Следует отметить, что в 55 уделах власть принадлежала родственникам вана. Под началом чжухоу состоял чиновничий аппарат подобный центральному. Низшей и основной административно-хозяйственной единицей Китая была соседская община. В общине избирался староста и совет старейшин. Община состояла из восьми дворов. Четыре общины составляли деревню. Четыре деревни составляли село. Четыре села составляли волость (округ).

Судебная система не была представлена отдельными органами, осуществляющими правосудие. Судебные полномочия принадлежали вану, чжухоу, многочисленным чиновникам, по мелким уголовным и гражданским делам - сельским старостам.

Регулярные войны приводят к изменению комплектования армии. Соседская община выставляла одного воина, провиант и фураж, боевую или обозную колесницу. Село поставляло одного коня и трех волов. Волость (округ) - четырех коней, двенадцать волов, трех обученных воинов, семьдесят два необученных пехотинца. Если война носила длительный характер, то проводились дополнительные наборы воинов, сборы продовольствия, фуража и поставки скота.

В состав чжоуской армии входили подразделения пехоты, кавалерии, боевых колесниц, обозы. Император Китая имел люц-зюнь (шесть армий - 75000 человек). Удельные князья с титулом гун (называвшиеся дагд) имели право формировать саньцзюнь (три армии - 37500 человек). Удельные князья с титулами хоу и бо (называвшиеся чжунго) формировали эрцзюнь (две армии - 25000 человек). Удельные князья с титулами цзы и нань (называвшиеся сяого) формировали цзюнь (одну армию - 12500 человек). Армия делилась на более мелкие подразделения: ши - 2500 человек, люй 500, цзу - 100, лян - 25, у - 5 человек.

Период Восточного Чжоу характеризуется сильными центробежными тенденциями в обособляющихся удельных княжествах, ослаблением центральной власти. Единого государства практически не существовало. Этот период ознаменован созданием всевозможных княжеских союзов, которые скреплялись «клятвенными договорами». Страна состояла из множества различных по своим размерам царств, владений, наделов. Государство распалось на ряд самостоятельных единиц. Происходят существенные изменения в общественном строе, более четко оформляются социальные группы. Выделяются неоднородные по составу сословия «благородных», «простонародья», «подлых». Сословие благородной знати состояло из трех уровней - высший слой {ван, чжухоу), средний слой (даф)), низший слой (ши).

«Простонародье» включало в себя слои свободных ремесленников и крестьян. Разорение, долги, потеря земли привели к складыванию слоя полузависимых наемных работников и арендаторов- издолыциков. К «подлым» относились рабы, оброчные невольники, крепостные.

В сельских общинах сохранялось местное самоуправление. Жители общины избирали старейшин (фулао), а из их среды выбирался староста {личжей).

Существенные изменения происходят в военной организации. Наблюдается тенденция перехода к постоянному войску. Армейскими подразделениями управляли командиры отрядов и младшие военноначальники. Упраздняются подразделения колесниц, ударной силой армии становится кавалерия. Пехота к V в. до н.э. получает железное оружие и доспехи. Отношения между офицерским и рядовым составом строятся на основах конфуцианской морали, т.е. как между строгим отцом и детьми. Воинская дисциплина поддерживается жесткими мерами (телесными наказаниями, оставлением без пищи, смертной казнью). Огромное внимание уделялось своевременному снабжению войск оружием, лошадьми, продовольствием, фуражом. В качестве самостоятельной части армии выделяется обоз. При ведении наступательных войн применялись осадные приспособления (лестницы, тараны, стенобитные орудия). Успешно развивалась военно-инженерная мысль. Строились города-крепости, дороги, мосты.

Процесс ослабления центральной власти привел к созданию семи «могущественных царств»: Вэй, Хань, Ци, Цинь, Чжао, Чу, Янь. Эти княжества стали самостоятельными государствами. Центробежные тенденции объясняются экономическим развитием отдельно взятых княжеств, разложением сельской общины, образованием крупного землевладения.

Период с начала V по III вв. до н.э. именуют периодом Чжаньго («воюющие царства»). Междоусобные войны привели к окончательному крушению единого государства.

Государство Цинь

Возрождение единого сильного централизованного государства на базе царства Цинь прежде всего связано с приверженцем идей конфуцианства, реформатором Шан Яном (358-348 гг. до н.э.). Его реформаторская деятельность в должности министра приходится на время правления царя Сяо-Гуна. К этому историческому моменту царство Цинь уже выделялось среди прочих «воюющих царств» своим богатством, созданным за счет торговли с северными соседями - кочевыми племенами южной Маньчжурии. По величине сконцентрированного в их руках богатства купцы и ростовщики далеко превзошли старую родовую землевладельческую аристократию, при этом по-прежнему оставались в бесправном положении. По существу, Шан Ян с его реформами оказался выразителем интересов «новой знати», хотя и принадлежал к приближенным царствующего дома.

Шан Ян сумел прежде всего провести в 350 г. до н.э. земельную реформу, окончательно уничтожившую систему «колодезных полей».

Земельная реформа была сведена к упразднению общинной земли и допускала свободную куплю-продажу земли. Пахотная земля немедленно начала концентрироваться в руках «новой знати», а обезземеливающиеся общинники вынуждены были заняться подъемом целины, что в итоге способствовало введению обширных новых площадей в хозяйственный оборот страны. Вводилась система круговой поруки. В этих целях крупные патриархальные семьи принудительно дробились, и создавалась система соседских общин - пятидворок. За неуплату налога и другие провинности одного крестьянского двора отвечали все пять. За нарушение законов одним из членов семьи следовало рабство для всех ее членов.

Вводился поземельный налог в зависимости от размеров земельной площади. До реформы налог (« vetgt;) взимался с урожая, в размере одной десятой части, независимо от размеров землевладения. Новая система налогообложения позволила государству получать стабильный ежегодный доход, строго фиксированный по величине и независимый от урожая.

Шан Ян предписал для сельскохозяйственных нужд строить новые каналы и другие ирригационные сооружения.

В военной сфере Шан Ян провел реорганизацию и перевооружение армии, повышая престижность военной службы. В армии вводился принцип круговой поруки, воины объединялись в пятерки и десятки. Перевооружение армии сводилось к замене бронзового оружия железным. Лица, добросовестно исполнявшие воинские обязанности, получали награды и социальные ранги. Чем выше ранг, тем больше льгот и привилегий. Царство Цинь стало привлекать на военную службу и наемную конницу кочевников.

Шан Ян боролся с привилегиями старой родовой аристократии, но вместе с тем поставил под жесткий контроль государства и разбогатевших собственников из числа купечества. Под угрозой наказания владельцам ремесленных мастерских и торговцам предлагалось приобретать у правительства социальные ранги за плату. Излишние, по мнению чиновников, накопления экспроприировались в пользу казны.

Шан Ян ввел новое территориально-административное деление. Страна была поделена на 41 уезд во главе с подконтрольными центральной власти начальниками. Основой нового деления была все та же «пятидворка», связанная круговой порукой. Пять семей составляли общину (линь), 5 общин - деревню (ля), 5 деревень - клан (цзу), 5 кланов - клановую группу {дан), 5 клановых групп - округ (чжоу), 5 округов - уезд (сяй). Государственная власть стремилась опираться на служилых людей (ши) и войско. Реформой был нанесен ощутимый удар по родовой аристократии.

Немаловажное значение имело введение единой системы мер и весов, единой денежной системы, унификация иероглифического написания.

К середине III в до н.э. царство Цинь присоединило одно за другим соседние царства. Последним непокоренным южным княжеством оставалось Чу в долине среднего течения реки Янцзы. Благодаря умелой политике, правитель Ин Чжэн (будущий император Цинь Ши-хуанди) завершил объединение Китая под своей властью. В состав централизованной империи Цинь входили обширные территории от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуандуна. На востоке ее границы простирались до Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников с севера была сооружена Великая китайская стена, простирающаяся от Ляодунского залива до границ современной провинции Ганьсу, одно из грандиознейших сооружений на Земле.

В 221 г. до н.э. Ин Чжэн принял титул «хуанди» (владыка, император). Перед молодым императором стоял ряд задач по укреплению государства. Реформированию подверглись административная, финансовая, сельскохозяйственная и военная сферы.

Надпись на стеле 219 г. до н.э. гласила: «Он навел порядок в стране, ввел единое законоположение и единую, новую систему управления страной».

Общественный и государственный строй. В руках императора была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная власть. Хуанди являлся верховным главнокомандующим, его персона священна и неприкосновенна. Императорская власть переходила по наследству старшему сыну.

Ближайшими помощниками императора являлись три гуна (чэнсян, таив эй и юйши дафу). Чэнсян возглавлял работу аппарата управления и осуществлял все указания императора. Тайвэй выполнял функции главнокомандующего вооруженными силами Китая. Юйши дафу и его помощники осуществляли надзор и контроль за многочисленной армией чиновников. Особые чиновники выполняли важнейшие поручения императора, расследовали заговоры, преступления, направленные против императора, контролировали деятельность местной администрации.

Особую роль в государстве играл верховный жрец. Он вел наблюдение за совершением жертвенных обрядов. В его ведении были музыканты, государственные гадатели, а также многочисленные советники императора.

Для государственных служащих вводилось 20 рангов. Чиновники, обладающие рангами, получали за службу натуральное государственное довольствие. Ранг чиновника не всегда совпадал с должностью. Восемь низших рангов были доступны выходцам из простого народа, которые могли их заслужить или купить. Высшие ранги присваивались за безупречную службу императору на чиновничьих должностях. Чиновники 19 и 20 ранга имели дополнительное право на получение доли налогов с выделенной им территории (при этом административной власти над ней они не получали).

Местное управление. Полному уничтожению подвергались государственные организации мелких царств, были физически истреблены царские семьи в покоренных государственных образованиях, распущены их войска, запрещено употреблять старые наименования царств. Все жители Поднебесной должны были называться «черными головами» и забыть о старых местных обозначениях. Всех свободных разделили на «благородных» и «простонародье», а все титулы были уничтожены. Не родовитое происхождение, а личное богатство и государственные заслуги стали главным мерилом благородства. Около 120 тыс. знатных семей были переселены в столицу.

Вся разросшаяся территория империи была по образцу административной реформы Шан Яна разделена на 36 округов. После завоеваний на юге Китая было образовано еще 4 округа. Округа делились на уезды, те в свою очередь - на волости. Более мелкой административной единицей являлись тины; и, наконец, иерархию завершали сельские территориальные общины.

Во главе административных единиц были поставлены императорские чиновники. Они не являлись родственниками императора, как ранее. Чиновники назначались и смещались по воле императора.

Благодаря проведенной административной реформе пресекались сепаратистские устремления аристократии и сохранялось единство государства.

Судебная система. Суд не был в полной мере отделен от администрации. Судебные полномочия принадлежали государственным чиновникам. Верховным судьей государства являлся император. Он мог рассматривать любую категорию дел. Решения императора обжалованию не подлежали. В эпоху Цинь выделяется судебное ведомство. Возглавлял ведомство тинвэй, который с двумя помощниками рассматривал уголовные и гражданские дела. Судебные споры разбирали окружной судья, начальники волостей, уездов, тин. Окружному судье подчинялся чиновник, ведающий местными тюрьмами. На уровне территориальной сельской общины мелкие споры разрешали фулао и личжэн.

Военная организация. Императорская власть реформировала военное дело. Было приказано собрать все оружие, какое есть в стране, а затем перелить его (оно было бронзовым) на колокола и статуи. Заставив подданных покоренных областей сдать оружие, император тем самым обезоруживал своих противников. Кроме того, провинциальной знати было запрещено иметь свои войска и осуществлять публично-правовые функции.

Реорганизация армии была проведена по образцу военной реформы Шан Яна. Армия формировалась на основе воинской повинности. Комплектование воинских подразделений проводилось путем мобилизации мужчин, достигших 23-летнего возраста. Новобранцы проходили годичную воинскую подготовку. Служба подразделялась на месячную в ополчении по месту жительства, годичную в войске (гарнизоне) и службу по охране границ. На охрану границ направлялись провинившиеся чиновники, бродячие торговцы, преступники, лица, попавшие в долговую кабалу.

Вооруженные силы насчитывали 10-12 армий (около 13 тыс. человек в каждой). Постоянная армия получила железное оружие, была усилена конница. В построении армии была достигнута значительная централизация. Допускалось откупиться от службы в армии или предоставить замену.

Император являлся верховным главнокомандующим.

В интересах развития торговли была установлена единая для всей страны монетная система (в обращение введены золотая и медная монеты), единые меры веса и длины. Императорскими указами были установлены единообразная ширина колеи для повозок, единые стандарты для изготовления обрядовой утвари и оружия. Завершено строительство Великой китайской стены.

Была реформирована письменность. Упрощено начертание иероглифов. Единообразная для всей страны письменность позволила большему кругу лиц обучаться грамоте. За отступление от новых правил письма люди сурово наказывались.

Проводимые в китайском государстве реформы, с одной стороны, усилили центральную власть, а с другой стороны, приводили к обострению социально-экономических и политических противоречий. Против реформ в 213 г. до н.э. выступили конфуцианцы. Их постигла жестокая кара. 460 человек были заживо похоронены. Большая часть философских трактатов Конфуция и его учеников была уничтожена. Преследованию и физическому уничтожению подвергались инакомыслящие из разных слоев населения.

Захват земель знатью, многочисленные сделки с землей разоряли крестьян. Частые войны, крупные строительные работы отвлекали население от ремесленных и сельскохозяйственных работ, приводили к гибели сотен тысяч людей. К концу правления Циньской династии страна оказалась разоренной дотла. Китайский историк Сыма Цянь (примерно 145-86 гг. до н. э.) писал: «Хань, придя к власти после Цинь, наследовали страшное разрушение. Мужчины находились в войсках, полевые работы и перевозку зерна выполняли старики и слабосильные. Заниматься какой бы то ни было деятельностью было чрезвычайно трудно. Хозяйство истощилось. Для выезда императора невозможно было подобрать лошадей одной масти, а чиновники зачастую ездили в повозках, запряженных быками».

Рост недовольства в народе, обострение классовых противоречий приводили к восстаниям на всей территории империи. В этих восстаниях участвовали оторванные от земли крестьяне, ремесленники, рабы из осужденных, свободные люди. В 210 г до н. э. умер Цинь Ши-хуанди. В 209 г. до н. э. началось крупное восстание в Хэнани под руководством крестьян Чэнь Шэна и У Гуана. Затем восстание перекинулось в долину Янцзы, на восток и север страны. Преемник Цинь Ши-хуанди не смог подавить восстание. В стране началась междоусобная война. В различных регионах Китая создавались военные отряды, которые вступали в борьбу между собой, правительственными войсками, повстанцами. Победителем из кровопролитной войны вышел волостной начальник Лю Бан. Он основал династию Хань, просуществовавшую более 400 лет.

Право Древнего Китая

Древнекитайское право выражало интересы господствующих слоев, что обеспечивало возможность эксплуатации рабов, крестьян-общинников и ремесленников. Нормами права закреплялись особые льготы и привилегии для рабовладельческой знати. В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. этап (XIV-VI вв. до н.э.). В рассматриваемый период главенствующую роль в регулировании общественных отношений играли обычаи (ли). Правовые нормы еще не выделялись из общего массива религиозно-этических норм. В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. В нем правовым нормам {фа) отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами морали (ли). Средством поддержания общественного порядка у конфуцианцев является не закон, а моральные нормы. этап (V-Ш вв. до н.э.). Произошло оживление законотворческой деятельности. Усилилась роль права. На политическую арену в противовес конфуцианству, делавшему упор на патриархальные традиции и исконные обычаи, выступила школа легистов (фацзя). Они особо подчеркивали важную роль государственных законов. Представители школы фацзя требовали установления закона, обязательного для всех. В III в. до н.э. легизм в его крайней форме стал официальной идеологией империи Цинь. Учёные-конфуцианцы подвергались гонениям, многие были физически уничтожены. Философские книги сжигались.

III этап (III в. до н.э. - III в. н.э.). Произошло слияние легизма и конфуцианства. Появилось новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство. Оно не отвергало закона и предполагало взаимодействие строгости и снисхождения. Произошло слияние морально-правовых норм с запретительными нормами, нарушение которых влекло кару (фа). Нормы конфуцианской морали отныне должны были насаждаться силой, карой закона. Отсюда формула - «там, где недостает «ли», следует применить «фа».

Источники права. К источникам права Древнего Китая следует отнести правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику.

До нашего времени подлинные тексты законов Древнего Китая дошли в неполном объеме. Первые писаные законы и даже сборники законов появились в эпоху Шан-Инь. В X в. до н.э. правитель династии Чжоу - Му Ван (947-928 гг. до н.э.) составил уголовный кодекс, он насчитывал около 3000 статей. Кодекс являлся записью отдельных судебных решений и закреплял прежде всего нормы обычного права.

В царстве Вэй сановник Ли Куй (424-387 гг. до н. э.) составил достаточно полное собрание законов всех царств. Кодификация получила название Фацзин («Книга законов»). В структурном плане «Книга законов» состояла из 6 глав: Законы о ворах, Законы о разбойниках, Законы об аресте, Законы о поимке преступников, Законы разные, Законы об определении наказания. Следует отметить несовершенство кодификационной техники и противоречивость в систематизации материала. Тем не менее, уголовно-процессуальное уложение Ли Куя явилось основой дальнейших работ по систематизации китайского права. Опыт Ли Куя был воспринят и развит сановником Шан Яном из царства Цинь. Была сохранена прежняя система распределения правового материала.

К III в. до н.э. в отдельных царствах появляются сборники законов, закреплявших рабовладельческие отношения. При объединении страны под властью Цинь правовые различия территорий были ликвидированы.

Вещное право. В рабовладельческом Китае длительное время собственником земли являлась община. С течением времени концентрация управленческих функций в руках вана и аристократии привела к появлению «азиатского способа производства», основанного на государственной собственности на землю. Общины и должностные лица объявлялись владельцами и пользователями земель, но не получили возможности ими распоряжаться. Ван мог в любой момент изъять землю у одного пользователя и передать ее другому.

В эпоху распада единого Китая (VII-V вв. до н.э.) на отдельные царства право верховной собственности на землю фактически переходит из рук чжоуского вана в руки различных правителей, которые приобрели возможность наделять землей своих приближенных. Подданные получили лишь право «кормления» со своих земельных владений. Без санкции правителя такие владения нельзя было отчуждать.

В период Чжоу происходил процесс превращения владений в частную земельную собственность, о чем свидетельствуют разнообразные операции с землей (аренда, залог, купля-продажа, мена).

В царстве Цинь частнособственническое землевладение устанавливается к IV в. до н.э. С возрастанием роли военачальников и гражданских чиновников, купцов и торговцев начинается процесс концентрации земель в их руках. Сосредоточение земель происходило за счет императорских пожалований, скупки и захвата общинных земель, исполнения залоговых договоров.

Обязательственное право. Наиболее ранней формой договорных отношений был договор мены. Данная сделка являлась двусторонней. Она возникала по поводу эквивалентного обмена вещей. Что касается договоров купли-продажи, то их заключение государство поставило под свой контроль. В IV—III вв. до н. э. особый чиновник регистрировал данную категорию сделок. Например, договор купли-продажи рабов оформлялся посредством письменного документа - даньшу («красный документ»). Даньшу регистрировался государственным чиновником и хранился у хозяина раба.

Контракт оформлялся в письменной и устной форме при наличии свидетелей. При заключении контракта о купле-продажи земли необходимо было присутствие представителей общины. Их имена вносились в купчую. При заключении сделки уплачивалась государственная пошлина. Договор заключался по поводу вещей, не изъятых из оборота, как движимых, так и недвижимых.

В эпоху позднего Чжоу широкое распространение получает договор займа. Непосредственно с договором займа развиваются залоговые, ростовщические, кабальные отношения. Договор займа оформлялся долговой распиской, объектом договора могли быть деньги, зерно, иные потребляемые и не потребляемые вещи. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Невозможность уплатить кредитору порождала у должника обязанность закладывать или продавать зе

мельный участок, продавать в рабство членов своей семьи, а часто и самого себя. В Китае протекало формирование слоя рантье, живущих на проценты от кредитных операций. Ростовщиками часто становились купцы, торговцы, а также крупные государственные чиновники. Они обогащались за счет взимания процентов по займу от 5 до 20% в год.

В период правления династии Цинь нужда заставляла глав семей отдавать в залог своих подраставших сыновей. «Заложники» использовались на любых работах. В течение 3 лет их можно было выкупить. По истечении этого срока заложник обращался в раба. Кредитор имел право усыновить долгового раба или женить на своей дочери. После заключения брака «заложник» назывался чжуйсюй, т.е. «заложенный зять».

Договор найма в Китае был представлен двумя видами: найм земли (аренда) и найм рабочей силы (личный найм).

Во времена Цинь собственник в качестве арендной платы получал 50% урожая. Кроме этого, арендатор платил государственные налоги, выполнял разнообразные повинности (военную, строительную, гужевую).

Разорение крестьян-общинников и ремесленников приводило к необходимости продажи своей рабочей силы третьим лицам на определенный срок за вознаграждение. Труд наемных работников применялся в сельском хозяйстве, торговле, ремесле, на строительстве и ремонте различных сооружений. Вознаграждение за труд выдавалось в денежной или натуральной форме (зерно, овощи, материя).

Брачно-семейное право. В эпоху Шан-Инь сохранялись элементы матриархата, допускались браки между родственниками, совершались богатые и торжественные жертвоприношения в честь предков-мужчин и предков-женщин. В государстве Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами. Способом заключения брака являлся религиозный обряд с соблюдением ритуала сватовства. Условием вступления в брачные отношения признавались согласие между родителями жениха и невесты, достижение брачного возраста (мужчиной 16-30 лет, женщиной 14-20 лет), отсутствие принадлежности к одному роду. Препятствием к заключению брака были ношение траура по мужу или родственникам, совершение преступления, разное сословное состояние. Развод инициировался мужем или членами патриархальной семьи. Основания для развода считались достаточными, если муж утверждал, что жена непочтительна к старшим родственникам мужа, распутна, бесплодна, тяжело больна, болтлива, завистлива, тайно и корыстно распоряжается семейным имуществом.

В богатых домах широкое распространение получило многоженство и гаремы с наложницами-рабынями. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Главной женой становилась старшая сестра. Остальные женщины объявлялись младшими женами или наложницами. Главная жена занимала привилегированное положение, распоряжалась женской половиной дома, ее должны были почитать и слушаться все младшие жены и наложницы мужа. В то же время среди простолюдинов очень часто мужчины и женщины оказывались без семьи.

После заключения брака женщина теряла связь со своей прежней семьей. Власть мужа над ней и ее детьми была безгранична. Жена не имела собственности, не могла совершать сделки, выступать в суде. Приданым и всем семейным имуществом управлял муж. Жена должна была пребывать до конца своей жизни в затворничестве, находясь в особой половине дома. Она считалась большой грешницей, если покидала дом мужа. В одном трактате говорилось, что «если женщина не умерла в своей комнате, то табличку ее духа не следует помещать рядом с табличкой ее мужа». Глава семьи нес ответственность за проступки членов своей семьи. Он имел право наказывать подвластных. Допускалось нанесение побоев вплоть до смерти младшим сыновьям, невесткам, внукам. Как правило, отец не наказывался в уголовном порядке за эти «воспитательные» меры. Домовладыка имел право отдавать членов семьи в долговую кабалу, за исключением старшего сына.

Наследственное право. На наиболее ранних стадиях развития китайского общества наследником семейного достояния являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь наследственные правоотношения изменяются. Постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Этот порядок был официально признан в период Чжоу. Кроме того, при отсутствии сыновей и родственников к наследованию призывалась вдова умершего. У чжоуских аристократов дети законных жен наследовали власть отца, а дети наложниц не имели такого права.

Преступления и наказания. На становление и развитие уголовного права оказала влияние идеология конфуцианской и легистской школ. Понятие преступления связывалось с проявлением преступной воли человека, его низости. Мера виновности и тяжесть наказания определялась характером духовного состояния виновного. Выделялись следующие виды преступлений: предумышленные и преднамеренные; преступления, совершенные с умыслом и без умысла; преступления, совершенные по ошибке. Формировалась концепция о стадиях преступления: покушение

или оконченное преступление. Китайские правоведы различали организатора преступления и его соучастников. В уголовном праве смягчающие и отягчающие вину обстоятельства определялись конфуцианским учением, требовавшим оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к детям, беременным женщинам и т.д.

Преступления. В период династии Шан-Инь классифицировалось 10 видов преступлений: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебрежение к указаниям императора, сопротивление откровенным и искренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными.

В период правления династии Цинь устанавливается четкая классификация преступлений. К государственным преступлениям относились заговор против вана, мятеж, неподчинение императорским приказам, высказывания против правителя, хранение запрещенной конфуцианской литературы.

Древнекитайское право знало преступления против личности: убийство, нанесение ранений, клевета. Убийство раба, прелюбодействующей жены и ее любовника, подвластных членов семьи в «воспитательных» целях не наказывались. Если рабовладелец убивал чужого раба, то возникала лишь обязанность возместить материальный ущерб.

Серьезное внимание уделялось преступлениям против собственности. К данной группе преступлений относили кражу (имущества из храма, различных документов, деревьев в саду), грабеж, убой чужого скота и т.п.

Особое место занимали преступления против нравственности и семейных устоев: непочтительное отношение к отцу или старшему в семье, нарушение сроков ношения траура, прелюбодеяние со стороны жены, расторжение брака без законных оснований и т.д.

В самостоятельную группу можно выделить воинские преступления. К ним относились дезертирство, переход на сторону врага, трусость, неисполнение приказа начальника, непочтение к начальнику, неявка к установленному сроку на место сбора, езда галопом в расположении войск, шум в строю, неповиновение команде, ходьба не в такт барабанной дроби и т.д.

Наказания. Санкции государства за противоправное деяние, проступок отличались суровостью. Наказания имели своей целью причинить физические мучения виновному. По мере обострения классовой борьбы увеличивалось число наказаний и усиливалась их репрессивность. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем слабее уголовное наказание. В конечном итоге уголовная политика стала сводиться к каре виновных, устрашению поданных и отчасти к пополнению казны.

Согласно исторической традиции сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. В период правления императора У-вана вводится клеймение за 10 видов преступлений. В X в. до н. э. государственная власть стала прибегать к замене смертной казни и членовредительных наказаний денежными штрафами. В эпоху Цинь для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности. Освобождались от телесных наказаний дети в возрасте до 8 лет и старики старше 70 лет. Во времена династии Цинь чиновники, обладающие рангом, имели право на смягчение наказания, а по достижении 56 лет освобождались от него совсем.

Процесс. В Древнем Китае суд не был еще отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение.

В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В дальнейшем в связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс находит все более широкое применение. Государство активно вмешивается в розыск и наказание преступников, чаще по собственной инициативе возбуждает преследование.

Следует выделять стадии процесса: подача потерпевшим заявления или жалобы, расследование обстоятельств дела чиновником - линыии, судебное разбирательство и вынесение решения (приговора). В качестве доказательств использовались личное признание, свидетельские показания, вещественные доказательства, доказательства, полученные под пыткой, клятва.