История государства и права зарубежных стран (Чибиряев С.А., 2002)

Китай в Средние века

Государство Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.)

Как было отмечено в главе 4 Древний Китай, циньская монархия пала в результате народных восстаний. Основателем новой династии стал сельский староста Лю Бан. Он отменил суровое законодательство циньского времени, грозившее рабством свободному крестьянину за малейшее правонарушение.

Лю Бану удалось привлечь сочувствие широких народных слоев государства, что позволило ему принять императорский титул. Основанная им династия получила название Хань, и правление этой династии распадается на два периода: ранний Хань с 206 г. до н. э. до 24 г. н. э. (до восстания «краснобровых») и поздний Хань - с 25 г. до 220 г. н. э.

Ханьская империя закрепила объединение ранее разрозненных царств, осуществленное Цинь Ши-хуанди.

Длительное существование единого государства Хань положило начало образованию китайской народности, сопровождаемое смешением различных этносов. Между прочим, в самом названии китайцев - «ханьжэнь» (люди Хань) прослеживается значение времени Хань.

Политика первых императоров Хань была направлена на всестороннее укрепление государства и восстановление разрушенного хозяйства. Уменьшено налоговое бремя. Крестьяне стали платить 1/15, а позднее 1/30 часть урожая, солдаты освобождались от налога на 12 лет. Смягчена уголовная политика. Между императором и местными властями был заключен договор, по которому только за убийство, ранение и разбой предусматривалась смерть виновному.

По окончании войны с соперниками Лю Бан распустил часть армии, разрешил бывшим воинам заняться сельским хозяйством и ремеслом. Одновременно была отпущена на свободу часть подневольных людей (государственные и частные рабы). Император отдал народу поля и угодья, объявленные императорскими при Цинь Ши-хуанди.

Быстрыми темпами восстанавливалась ирригационная система Китая. Данное мероприятие способствовало освоению новых земельных массивов. Купля-продажа и захват земель знатью, привели к образованию «сильных домов» - хозяйств феодального типа, базирующихся на труде зависимых крестьян-арендаторов.

Император Вэнь-ди (179-155 гг. до н. э.) разрешил населению свободно заниматься добычей соли и железа. Развитию ремесла способствовали создаваемые казной железоплавильные мастерские. Торговля и ремесла делают большие успехи.

Годы правления императора Уди (140-86 гг. до н. э.) - вершина могущества Ханьской империи. При нем резко усиливается власть централизованного государства. Введена государственная монополия на добычу соли и железной руды и установлен запрет частным лицам чеканить монету.

Хозяйственный подъем страны сопровождался активной внешней политикой. Были завоеваны Маньчжурия и Вьетнам. Устанавливаются связи с центрами мировой культуры. Был открыт торговый путь Древнего мира, известный под названием «великого шелкового пути», который соединил Китай с Римской империей, Индией и Парфией. По этому пути из Китая вывозились шелк, железо, лаковые изделия, слоновая кость, меха.

Непомерная роскошь императорского двора и агрессивная внешняя политика привела к усилению налогового гнета и разорению крестьянства. Многочисленные налоги «съедали» половину урожая. Участившиеся восстания крестьян были первыми признаками назревания социального кризиса.

Правительство попыталось предотвратить взрыв народного гнева частными реформами. Была установлена предельная норма землевладения.

Более радикальную попытку вывести государство из кризиса предпринял Ван Мин. Свергнув десятилетнего императора Ин Ди, он в 9 г. н. э. объявил себя императором Поднебесной. По указу Ван Мина вся земля была объявлена государственной. В этом наблюдается попытка перейти к феодальным методам эксплуатации. Закон наделял землей всех безземельных.

Государственный аппарат резко увеличен. Конфуцианство становилось государственной идеологией. Для занятия должностей в государстве следовало сдавать экзамены. Соискатели должностей должны были в совершенстве знать учение Конфуция. Запрещена купля-продажа рабов, отменялось частное рабовладение.

Реформа встретила отчаянное сопротивление господствующего класса, вскоре от нее пришлось отказаться. За неудачей реформ последовало огромное восстание крестьян и рабов. Крестьяне были организованы в отряды «краснобровых», называвшие себя так потому, что красили брови в красный цвет. Ван Мин в 23 году был убит повстанцами.

В ходе борьбы с восставшими земледельческая аристократия обосновала новую династию. Восстание «краснобровых» было потоплено в крови.

После великой смуты экономика страны стала стабилизироваться. Часть пахотных земель крупных собственников перешла крестьянам. Были снижены налоги.

Со временем, укрепив свое господство, господствующие классы отобрали все данное крестьянам. «Сильные дома», т. е. феодалы сосредоточили в своих руках огромные земельные наделы, обрабатывавшиеся зависимыми крестьянами.

В 25 году Лю Сю (25-58 гг.) принял титул императора, положив начало Восточной Ханьской династии. Восточной она называлась потому, что столица была перенесена с запада - из города Чанань - на восток, в город Лоян.

Разложение государственного аппарата и разорение крестьян привело к мощному крестьянскому восстанию желтых повязок, начавшемуся в 184 году в Шаньдуне. Вождем восставших был проповедник Чжан Цзяо, призывавший к уничтожению существующего порядка и установлению справедливого устройства.

Восставшие освобождали рабов, убивали ненавистных чиновников. Это восстание длилось почти четверть века и с трудом было подавлено.

Империя Хань рухнула, отчистив дорогу феодальным отношениям.

Проблема социально-экономического строя империи Хань не может считаться решенной. С одной стороны в ней консервировалось изжившее себя рабовладение. В источниках находятся данные, говорящие о тысячах рабов. Рабский труд находит применение всюду. Так, усыпальницу Цинь Ши-хуанди в течение 37 лет строили 720 тысяч рабов. Часты упоминания о восстаниях рабов. С другой стороны, императоры Ханьской империи раздавали своим родственникам и чиновникам огромные земельные наделы с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение. В китайском обществе активно идет процесс феодализации. 

Государство различных эпох и династий

С падением Ханьской династии единое китайское государство распалось на три самостоятельные царства: Вэй, У и Шу. Наступила эпоха «троецарствия». Длительные войны между царствами привели к победе северного царства Вэй.

Император Сыма Янь в 265 г. основал новую династию Цзинь.

Опираясь на идеи конфуцианства, новый император пытался реформировать разрушенное хозяйство. Земельная реформа Сыма Яня заключалась в ведении императорской (государственной) собственности на землю и надельной системы землепользования. Все крестьяне объявлялись податными держателями государственных земельных наделов первого и второго разрядов. Первый разряд состоял из крестьян в возрасте от 16 до 60 лет и получал «наделы в пользование» и «наделы для подати». «Надел в пользование» составлял 70 му (1 му равен 1/16 га) земли для мужчин и 30 му для женщин, а «надел для подати» - 50 му и 30 соответственно. Второй разряд, состоявший из крестьян в возрасте от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получал 50 % земли от земельного надела крестьян первого разряда.

С первого надела крестьяне кормились сами, а урожай полученный со второго надела шел в казну. Кроме того, крестьяне несли разнообразные повинности и вносили в казну шелк.

Государственные чиновники получали наделы в соответствии с рангом. Их наделы не облагались налогом и повинностями. Концентрация земель в руках чиновников приводила к их экономическому и политическому усилению.

В конце III века в Северный Китай вторглись кочевые племена. В результате вторжения гуннов на территории Китая появляются новые династии: Северная Вэй, Восточная Вэй, Западная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу, Южная Сун, Поздняя Лян.

Кочевые племена растворились среди коренного населения, восприняли государственно-правовую культуру Китая. Вторжение способствовало миграции части китайского населения на юг. В целом традиционные устои Китая не претерпели кардинальных изменений.

Во время правления династии Суй и Тан (581-907 гг.) начинается разложение государственной надельной системы. Это было вызвано серьезными изменениями в экономической жизни. Быстро развивается сельское хозяйство, совершенствуются способы обработки земли, расширяется поливное земледелие. Большие успехи достигнуты в ремесленном производстве, в городах начинает складываться цеховая организация. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. Рост товарного производства приводит к расслоению общества по имущественному признаку. В 755 г. число надельных крестьян, облагавшихся податями и повинностями составляло 60 %, а к 780 г. 4-5 % от общего числа хозяйств в стране. Реальная власть в государстве переходит к владельцам феодальных поместий. Вводится единый налог с имущества, который взимался два раза в год. Обложению подлежали все лица, имеющие земли, в том числе и владельцы поместий. Следовательно, в законодательном порядке была официально признана земельная собственность, находившаяся в руках отдельных феодалов, государство больше не ограничивало размеров землевладения.

Высшее и центральное управление. Главой государства являлся император. Он обладал неограниченными полномочиями в законодательной, исполнительной, судебной, военной сферах. «Сын неба» обожествлялся, власть его передавалась по наследству.

Исполнительную власть китайский император осуществлял через двух цзайсянов. Левый цзайсян (старший) руководил деятельностью трех ведомств: чинов (назначение и подбор кадров), обрядов (пропаганда идей конфуцианства, организация праздников, охрана общественного порядка), налогов (ведение земельных кадастров, взимание налогов и податей). Правый цзайсян координировал деятельность других трех ведомств: военного (содержание оборонительных сооружений, комплектование армии), наказаний (контроль за судебной системой и судопроизводством, тюрьмами и приведением приговоров в исполнение), общественных работ (надзор за осуществлением строительных работ, поддержанием ирригационных сооружений, дорог, мостов).

При императоре существовал законосовещательный орган - Государственный совет из числа высокопоставленных чиновников. Важную роль в государственном аппарате Китая занимали палата по подготовке императорских указов и протоколов и управление по делам императора.

Местное управление. Территория Китая делилась на провинции, области, уезды, селения. Во главе территориальных единиц стояли назначаемые двором чиновники, за исключением старост, которых избирало сельское население.

Ликвидация надельной системы и разложения государственной собственности на землю в период Танской империи привели к ослаблению центральной власти. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. По мере усиления своего могущества наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него. В 755 г. Ань y-шань выступил против императора и даже изгнал его из столицы. Восстание было подавленно, но восстановить былую силу Танской династии не удалось. В конце правления династии Тан местные феодалы полностью вышли из-под контроля центральной власти. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях. Сами назначали военных и гражданских чиновников, взимали налоги и подати, вступали в междоусобицы, заключали союзы. Их власть в большинстве случаев передавалась по наследству.

Основными податными единицами выступали объединения пяти и десяти дворов. Старосты объединений выполняли административные функции, рассматривали мелкие гражданские и уголовные споры, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Во времена династии Тан воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились на своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты в свои деревни. В структурном плане армия состояла из пехоты, кавалерии, императорской гвардии, наемных тюркских отрядов. Имелся речной и морской флот. 

Право

Основными источниками права являлись законы и императорские указы. В эпоху средневековья правовые обычаи находили применение в меньшем объеме, чем в древние века. В конце XVII в. появились уставы торгово-ремесленного сословия.

Почти каждая династия при вступлении на престол стремилась упорядочить и обновить действующие законы. Работы по систематизации, обновлению и кодификации законодательства проводились практически всеми средневековыми китайскими династиями.

Своды китайских законов и уложений были необычайно велики по объему, насчитывали десятка книг и томов. Например, свод законов династии Цзинь 268 г. насчитывал 60 глав и 2926 статей.

В Китае на долгие годы устанавливается специфическая классификация законов. Законы делились на ши (положение о применении законов), люй (уголовные законы), лин (административные законы), ay (дополнения и изменения к люй и лин).

С развитием торговли и ремесла складываются особые нормы права, регулирующие поведение торгово-ремесленного сословия. В качестве источника права начинают выступать уставы цеховых организаций и купеческих гильдий.

В конце XVII в. уставы стали оформляться письменно. Они определяли ценовую политику, меры веса и объема, качество и количество производимого, продаваемого товара, порядок вступления в цеховую организацию, обязанности и права мастеров, подмастерьев, учеников. Нарушение этих правил влекло за собой наказание: денежный штраф в пользу цеха, штраф в размере стоимости одного театрального представления и угощения на восемьдесят человек, исключение из цеха и запрещение в дальнейшем заниматься ремеслом.

Вещное право. В средневековом Китае император традиционно признавался собственником земли. Данное положение сохранялось и в период правления маньчжурской династии Цин (1644- 1911 гг.). Указ императора Жэньцзуна 1800 г. гласил: «Ныне собственно Китай и его окраины представляют единую семью и все земли в Поднебесной принадлежат императору».

Государство передавало земельные наделы в пользование крестьянам. В случае достижения крестьянином преклонного возраста или его смерти, земельный надел возвращался в казну.

Параллельно с этой формой земельного держания развивалось владение отдельных феодалов. Земельный надел феодала представлял собой условную, ограниченную собственность. Степень ее условности была различной и зависела от ранга, должности и семейной принадлежности к правящему роду. Наиболее ограниченной была собственность чиновников в форме надела, пожалованного за службу. Продать надел, передать его по наследству не разрешалось. Чиновник мог только пользоваться своим земельным владением, а при оставлении должности - утрачивал его.

Наследственными правами обладали владельцы земель, полученных в порядке императорского пожалования. Категория земель, «присвоенных по титулу» являлась практически неограниченной собственностью феодальной власти.

Держатели земли выступали перед государственной казной, как налогоплательщики. Землю обрабатывали крестьяне и рабы.

В период развитого феодализма земельный фонд страны был представлен нескольким категориями: государственные поля, частные поля, земли религиозных общин.

В эпоху Минской династии в категории государственных земель включались императорские поместья, должностные наделы чиновников, казенные, конфискованные, пригородные земли, пастбища и луга.

Остальные земельные владения находились в частной собственности феодальной знати, купцов и зажиточного крестьянства. Государственные земли составляли 1/7 часть от частновладельческих полей.

Обязательственное право. Обязательственные отношения в Китае возникали из договоров и деликтов. Особое место занимал договор продаж. Объектом ее выступали движимые и недвижимые вещи. В раннефеодальный период купля-продажа земли ограничивалась. В дальнейшем с установлением государственной надельной системы земля считалась изъятой из оборота.

Развитой феодализм создал основу для широкого распространения купли-продажи земли. Во времена династии Цин собственник получал возможность свободно распоряжаться своим земельным участком. Он имел право его продать, подарить, сдать в аренду, заложить.

Широкое распространение в китайской империи получил договор займа. Объектом договора могли быть деньги, вещи, зерно. Проценты по займам были необычайно высоки, это приводило к разорению должников и потери государством налогоплательщиков. В 10 году н.э. был установлен процент, не превышающий 10% в год, а при займе для совершения жертвоприношений или похорон проценты взимать запрещалось. Китайское феодальное право активно защищало интересы кредиторов, ростовщиков, устанавливая наказания за неуплату долгов.

Способами обеспечения обязательств в Китае выступали: залог и поручительство. Принимались в залог свободные лица и рабы, земля и дома, семейное имущество и орудия труда, сады и мельницы. В случае невозвращения долга в срок заложенное имущество переходило к кредитору. Кроме того с IV в. можно было закладывать самые разнообразные вещи в храмах. В эпоху династии Тан появились ломбарды, число которых непрерывно возрастало. В XVII веке залоговые отношения приводили к массовому разорению крестьянских хозяйств. Поручительство, как способ обеспечения обязательств, предполагало уплату третьим лицом долга, лежавшего на должнике.

Особое значение приобрел в Китае договор земельной аренды. В аренду сдавались государственные и частновладельческие земли. При династии Мин сдача земли в аренду становится главной формой эксплуатации крестьянства. Договор аренды заключался на определенный срок, пожизненно или с правом передачи по наследству. Законодательство запрещало феодалам отбирать земельные наделы у своих постоянных арендаторов. В начале арендная палата взималась продуктами и составляла 50-80 % от собранного урожая. Затем появляется денежная арендная плата, причем землевладельцы часто требовали внесения арендной платы за год вперед.

С развитием товарно-денежных отношений все большее значение получает договор личного найма. Труд наемных работников использовался в казенных частных мастерских, мануфактурном производстве, при обработке частных земельных угодий. Оплата труда производилась в зависимости от выполненной работы или затраченного времени.

Китайское средневековое право отдавало приоритет письменной форме договоров, хотя допускало и устную форму. При заключении сделок с недвижимостью или с большими денежными суммами требовалось наличие свидетелей.

Брачно-семейное право. Целью средневекового брака китайское общество признавало воспроизводство мужского потомства. Брак считался долгом и его исполнение должно соответствовать культу предков. Глава семьи - мужчина мог наказывать и продавать своих детей, полностью распоряжаться домом и хозяйством.

Браку предшествовала помолвка. Был установлен брачный возраст: мужчины - 15 лет, женщины - 14 лет.

Китайское законодательство запрещало заключать браки между свободными и рабами, между однофамильцами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства. Запрещалось вступать в брак при живой жене. Муж мог иметь наложниц. Их число определялось его материальным состоянием.

Брак в Китае заключался посредством покупки жены и оформлялся письменным договором. Брак расторгался в результате развод или смерти одного из супругов.

Развод достигался по обоюдному согласию сторон или отказом от брачных уз со стороны мужа. Муж имел право на развод, если докажет склонность жены к воровству, непочтение к мужу и его родителям, бесплодие жены, застарелый недуг. Распутство, порочная болтливость, завистливый и подозрительный характер жены также были основаниями к разводу.

Жена могла требовать развода, если муж отсутствовал дома более трех месяцев и принуждал ее к нарушению норм морали и религии, продавал в рабство. Если замужняя женщина оставляла дом и семью, то ее подвергали телесному наказанию или продавали в рабство. Если жена, сбежав от мужа, повторно вступала в брачные отношения, то к ней применяли смертную казнь.

Наследственное право. Наследование носило характер общего правопреемства. Наследники отвечали по долгам умершего. К наследованию допускались лица мужского и женского пола (за исключением замужних дочерей). Приоритет при наследовании получали нисходящие родственники по мужской линии. Кроме имущественной массы в установленных законом случаях наследованию подлежали чин, титул, должность. Они могли быть унаследованы только старшим сыном. Сыновья получали равные доли наследственной массы, незамужние дочери - половину наследства сыновей. При отсутствии детей наследство получали усыновленные дети. Отец имел право лишать сыновей наследства, увеличивать долю одного сына за счет другого. По китайскому праву запрещалось завещание земли храмам.

Уголовное право. В основе уголовного права Китая лежали принципы ортодоксального конфуцианства. Правопорядок в государстве обеспечивался как нормами морали так и нормами права. Нормы уголовного права носили расплывчатый характер. Учение о форме вины отличалось непоследовательностью. Смягчающими вину обстоятельствами признавались возраст («старый и малый»), инвалидность. Допускалось объективное вменение и коллективная ответственность. В уголовном праве существовали понятия о предумышленном преступлении (составление плана деяния, предварительный сговор лиц), о необходимой обороне (освобождение от ответственности за убийство человека при защите родственников от нападения, либо исполнении приказа господина или начальника).

В свете конфуцианской морали выделяли «10 зол»: заговор о мятеже против императора, великое непокорство, заговор и измена, неподчинение, выражение великого непочтения, выражение сыновней непочтительности, кровосмесительные половые связи и др.

Основной целью наказания признавалось устрашение. При определении наказания учитывался социальный статус преступника и потерпевшего. Для чиновников, имеющих титулы и ранги, допускалось «погашение» наказания за их счет. В случае нехватки титулов и рангов оставшаяся часть наказания гасилась уплатой штрафа. На основании конфуцианской теории из-под юрисдикции обычных судов выводились лица,, имеющие высокий социальный статус, ученые, полководцы. Их преступные деяния рассматривал император. Исследуя правовые памятники Китая, можно выделить следующие виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, каторжные работы, тюремное заключение, ссылка, штрафы, конфискация имущества, обращение в рабство. В эпоху Суй и Тан установилась пятичленчатая классификация наказаний: битье малой и большой бамбуковой палкой, ссылка на определенный срок, соединенная с работами, пожизненная ссылка или смертная казнь.

Смертная казнь осуществлялась удавлением, разрезанием осужденного пополам, разрыванием на части, отрубанием головы с выставлением ее на показ и оставлением трупа на месте казни в течение трех дней.

Судопроизводство. В Китае эпохи средневековья отсутствовало строгое разграничение между гражданским и уголовным процессом, предварительным следствием и судебным разбирательством. Процесс носил инквизиционный характер. Стороны были лишены процессуальных гарантий. Обоснования приговора фактами не требовалось. Судьи при разрешении дела руководствовались уложением, решениями своих предшественников и апелляционных инстанций. Большое значение при вынесении приговора или решения играло внутреннее убеждение судьи. Судебный чиновник выносил приговор и решение единолично и не был связан определенным порядком судопроизводства. Все это приводило к процветанию взяточничества. Преступники из высших сословий могли откупиться, а большая часть трудового населения этого сделать не могла и испытывала всю мощь уголовной репрессии.

Во время судебного разбирательства судья допрашивал стороны и исследовал доказательства. Потерпевший (истец) и обвиняемый (ответчик) адвокатов не имели. По усмотрению судьи для получения признания к сторонам в процессе могли быть применены пытки. Освобождались от допроса под пыткой старики и малолетние, а также лица, имеющие право на смягчение наказания.

Стороны имели право подать апелляционную жалобу. Если жалоба отсутствовала, то приговор о телесном наказании приводился в исполнение через три дня. Приговоры о смертной казни утверждались императором. Казнь производилась в осеннее время, публично. Тайно казнили родственников императора и титулованную знать. Допускалось казнить труп умершего преступника.