История государства и права зарубежных стран (Вениосов А.В., 2012)

Государство и право франков

Государство и право средних веков. Периоды его развития

Падение главного оплота рабства – Римской империи – сделало возможным выход на политическую арену Западной Европы многих этносов и народов. На смену рабовладельческому строю приходил феодальный.

Система феодальных отношений возникала в различных исторических условиях. В одних случаях она складывалась в недрах самого рабовладельческого общества при его разложении, как, например, в древнем Риме, в других – при разложении родового строя.

Экономическую основу феодального государства составляли собственность феодалов на землю и другие средства производства, частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия, безвоздмездный труд крестьянина на феодала. Монополия феодалов на землю создавала экономическую зависимость крестьянина, ведущего свое хозяйство на их земле. Экономическая зависимость была основой и личной зависимости от феодалов.

История средневековья, прошедшая под флагом феодализма, насчитывает более тысячи лет. Формой правления в феодальных государствах (за редким исключением) была монархия, которая на протяжении тысячелетия развивалась. В основу периодизации феодализма и будет положена эволюция этой формы правления. Поэтому все государственно-правовые институты стран, рассматриваемых в данном учебнике, будут исследоваться через призму раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.

Образование Франкского государства и его особенности

Первые упоминания о франках в исторических памятниках появились в III в. Их предки назывались по разному: хамавы, сикамбры, батавы и др. Уже при Цезаре отдельные германские племена стремились переселиться в Галлию – богатую римскую провинцию, находившуюся в центре Западной Европы, по словам Тацита, «меняя свои болота и леса на весьма плодородную землю». Германские племена в произведениях римских историков назывались франками. Название «франк» (его переводят как «отважный», «вольный») было собирательным для целой группы нижнерейнских и среднерейнских германских племен. Позднее франки разделились на две большие ветви – приморские (салические) и прибрежные (рипуанские).

Римляне использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах с целью охраны рубежей. Начиная с 276 г. франки приходят в Римскую Галлию вначале как пленные, затем как союзники римлян. Франки находились на стадии ранне-классового общества. Соседская община-марка являлась основой их социальной жизни. Ее устойчивость держалась на праве коллективной земельной собственности и равноправии членов марки – свободных крестьян-воинов. Этот фактор сыграл важную роль в превосходстве франков над всеми остальными германскими племенами.

После падения Римской империи в V в. франки захватывают Северо-Восточную Галлию. Это была значительная часть территории Римской империи. Завоеванные владения попали под власть прежних франкских вождей. Среди них известен Меровей, от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Наиболее известный представитель рода Меровингов – король Хлодвиг (481–511 гг.), который являлся королем салических франков. В 486 г. он захватывает Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии) с центром в Париже.

В 496 г. Хлодвиг вместе с тремя тысячами дружинников принимает христианство. Это имело очень серьезные политические последствия. Дело в том, что другие германские племена, которые тоже пытались поживиться остатками Римской империи, были арианами, отрицавшими догматы римской церкви. Теперь Хлодвиг получил поддержку церкви в борьбе с ними. К 510 г. Хлодвиг создает обширное королевство от среднего течения Рейна до Пиринеев. Интерес представляет тот факт, что на захваченной территории Хлодвиг провозглашает себя представителем римского императора, ибо номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения особых прав, и становится правителем единого, уже не племенного, а территориального королевства.

На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами, забирая пустовавшие земли, а также участки бывшей римской казны и местного населения. Однако в главном отношение франков с галло-римским населением было миролюбивым. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.

Франкское государство просуществовало свыше трех с половиной столетий. Имеются разные подходы к периодизации истории франкского государства. В. Г. Графский, например, в своем учебнике приводит хронологию Стефана Любека, в которой выделяются: шестой, седьмой и восьмой века.

О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова выделяют в истории франкского государства два периода: I – с конца V до VII в.; II – с VII по середину IX в. Рубеж, разделявший эти периоды, характеризовался не только сменой правивших династий. Он стал началом нового этапа глубокой экономической и социально-политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство.

В основу изложения материала данного учебника положена вторая периодизация.

На первом этапе, как уже отмечалось, шел процесс захвата земель и образования раннеклассового франкского государства.

В конце VI – начале VII в. оформились четыре части Франкского государства. В каждой из них выделились знатные фамилии, обладавшие всей полнотой власти – королевские майордомы. Власть королей оказалась в их руках. Этот период получил название «эпоха ленивых королей».

Второй этап истории Франкского государства – становление, расцвет и падение династии Каролингов.

Расцвет династии Каролингов приходится на правление Карла Великого (сына Пипина Короткого), который правил с 768 по 814 г.

В результате целого ряда войн (всего при Карле было совершено около 50 военных походов) ему удалось создать огромную, не имевшую себе равных в Западной Европе империю. Она включала в себя помимо франков множество других племен и народов.

В 800 г. папа Лев III короновал Карла императорской короной. Здесь уместно заметить, что Карл провозглашался не императором франков, а императором римлян. Это показывает, какое огромное влияние на людей IX в. все еще оказывала римская традиция.

Империя Карла Великого просуществовала 20 лет. После его смерти империю сначала поделили между собой его наследники, а затем она окончательно распалась на три части. Этот распад был оформлен договором, заключенным между внуками Карла Великого в 843 г.

Таким образом, Франкское государство было образовано непосредственно путем завоевания части Римской империи. Благодаря хорошей внутренней самоорганизации франкам удалось одержать верх над другими претендентами на «римское наследство». Здесь уместно подчеркнуть тот факт, что франки, находившиеся на более низкой, чем римляне, ступени развития, не стали закабалять и уничтожать галло-римское население. Более того, они стали перенимать более совершенные методы как хозяйствования, так и управления. Именно эта тенденция, направленная на сохранение римских порядков, и привела к укреплению франкского государства.

Особенностью франкского государства является тот факт, что оно не прошло в своем развитии все три стадии, присущие феодализму. Его зарождение, расцвет и распад произошли в период ранне-феодальной монархии. Однако его роль в формировании государств Западной Европы огромна. Распад франкского государства повлек за собой возникновение новых самостоятельных государств – Франции, Германии и др.

Общественный строй франков

Основой экономики Франкского государства являлись земледелие и домашнее животноводство. Это видно из анализа статей Салической правды – основного памятника права франков, принятого в правление Хлодвига (от 486 до 510 гг.). Его изучение дает возможность познакомиться со многими сторонами жизни и быта франков, ярко представить их хозяйственный и общественный строй, проследить постепенное изменение у них социальных отношений.

Салическая правда указывает на наличие пережитков родового строя у свободных франков. Родственные связи еще имели большое значение в их жизни. Однако уже наметились тенденции его разложения. Об этом свидетельствует титул 58 «О горсти земли». В нем видно наметившееся имущественное неравенство среди франков, стремление более зажиточных выйти из родового союза, чтобы не платить штрафы за своих бедных родственников. Титул 60 «О желающих отказаться от родства» одним своим названием подчеркивает такую возможность для франка.

Салическая правда свидетельствует о наличии у франков раннеклассового общества с сохранением еще общинных родовых связей. Однако в V–VI вв. уже наметился процесс формирования франкской служилой знати, значительно укрепившейся в ходе завоевательных походов Хлодвига. Здесь можно выделить несколько социальных групп: на севере страны проживали свободные франки-общинники, служилая знать, графы, лица, состоявшие на королевской службе, литы – полусвободное население, находившееся в личной или материальной зависимости от своего господина. По мере укрепления государства важным фактором, влиявшим на правовой статус личности, являлась принадлежность к королевской службе и складывавшемуся государственному аппарату. Это наиболее ярко выражалось в системе денежных штрафов за посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность, имущественные и иные права лиц, имевших разный правовой статус в обществе.

В переходный период от родоплеменного строя к раннефеодальному служилая знать еще не прибегала к труду свободных франков – общинников. Каждый свободный общинник имел земельный участок и пользовался общинными угодьями, где он пас свой скот и делал заимки. К правам свободных членов общины относилось участие в сельских сходах, в сотенных или окружных судебных собраниях в качестве судебных заседателей, свидетелей и приносящих клятву соприсяжников, а также право ношения оружия и участия в народных собраниях. Существенной особенностью этой совокупности прав свободных общинников является то, что каждое из них в то же время являлось и их обязанностью, но не по отношению к государственной или вотчинной власти. Это обязанность – по отношению к самой общине, к входящим в нее кровнородственным союзам. Так, например, право ношения оружия предполагало в то же время обязанность каждого соплеменника выступать в качестве участника народного ополчения; неявка на окружное судебное собрание, как и отказ выполнять функции судебных заседателей, свидетелей и соприсяжников, очень строго карались нормами обычного права.

К полусвободным относились литы. Их правовое положение было весьма специфическим. Они обладали земельными наделами, самостоятельно вели свое хозяйство, принимали участие в военных походах, судебных собраниях, могли частично распоряжаться своим имуществом и заключать сделки с другими лицами.

Их жизнь охранялась вергельдом, который был в два раза ниже, чем вергельд, назначавшийся за жизнь свободного общинника.

Социальные различия наглядно проявлялись в правовом положении рабов. Это была самая угнетенная категория населения Франкского государства. С точки зрения обычного права раб рассматривался как вещь и приравнивался к животному. Их труд использовался в качестве подсобной рабочей силы в хозяйствах свободных франков и служилой знати. Однако в отличие от рабов Афин и Рима франкские рабы обладали движимым имуществом, что явствует из уплаты ими штрафов в размере шести солидов (стоимость двух здоровых коров). Это также говорит о том, что они обладали некоторой правоспособностью.

В южной части франкского государства проживало галло-римское население: римляне – королевские сотрапезники, римляне – земледельцы, римляне, платившие налоги. 41 глава Салической правды говорит об ответственности за лишение жизни этих категорий населения.

Государственный строй Франкского государства на первом этапе (V–VII вв.)

Становление государственного строя происходит путем перерождения органов племенной демократии франков в органы государственной власти. Огромные завоеванные территории потребовали особой организации управления и их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превратился в монарха, уничтожая всех, кто стоял на его пути. Важным моментом в укреплении позиций Франкского государства послужило принятие Хлодвигом христианства. Пошел процесс складывания раннефеодальной монархии. Глава государствакороль в это время стал прежде всего военным предводителем, главными заботами которого являлись охрана общественного спокойствия и усмирение лиц, выходивших из повиновения. Государственный аппарат еще только создавался, не было четкого разграничения полномочий королевских чиновников. Управление государством сосредоточивалось в руках королевских слуг и приближенных. Зарождалась так называемая дворцово-вотчинная система управления. Среди приближенных короля выделялись: дворцовый граф, выполнявший судебные функции; референдарий – хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством короля; камерарий – следивший за поступлениями в казну и сохранностью имущества дворца.

Формирование местных органов власти происходило под влиянием позднеримских порядков. Так, вся территория государства была поделена на округа, которые возглавлялись назначаемыми королем графами. Они осуществляли полицейские, военные и судебные функции. Графства делились на сотни.

В VIII в. управление государством усложнилось. В 800 г. франкское государство было провозглашено империей.

Королевская власть приобрела особый характер и свои полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные и судебные права короля. Однако, как и ранее, государственный аппарат сосредоточивался при дворе.

Местная администрация была организована следующим образом. Королевство делилось на округа – паги. Во главе каждого из них стоял граф, назначавшийся королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял административные, судебные, военные и фискальные полномочия. Паги, в свою очередь, делились на сотни. Во главе каждой из них стоял сотник, представитель графа в низшем суде. В некоторых областях (обычно пограничных) короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств (от 2 до 12). Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа; его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны.

Право Франкского государства

Важнейшими источниками права во франкской монархии являлись так называемые варварские правды – записи обычного права варварских (германских) племен. Такие записи обычного права в конце V – начале VI в. появились у многих племен, расселившихся на территории бывшей Римской империи. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (Судебник короля Эрика), несколько позднее – запись обычного права бургундов, Бургундская правда. Алеманы имели свою Алеманскую Правду, бавары – Баварскую, саксы – Саксонскую и т.д. При этом господствовал «национальный», а не территориальный принцип действия права, так что в государстве франков помимо своего законодательства применялись и варварские правды. Другими источниками являлись также акты королей, которые именовались эдиктами, декретами, капитуляриями. Они начинают появляться еще при Хлодвиге, но их число значительно увеличивается при Каролингах. Особый интерес среди актов короля представляют капитулярии, которые восполняли пробелы варварских правд, их нормы распространялись на всю территорию страны и на всех ее жителей, не взирая на национальность.

Важнейшее значение в качестве источника права имела и Салическая правда, принятая во времена короля Хлодвига (от 486 до 510 г.). Она впитала в себя прежде всего обычаи, которые являлись продуктом общинного творчества, и основывалась на таких понятиях, как честь, клятва, коллективная ответственность и т.д. Она является очень интересным памятником права, показывающим процесс перехода франков от раннеклассового общества к феодальному, и несла на себе печать старых родоплеменных отношений. Здесь особый интерес представляет то, что личность еще не была отделена от коллектива, а правоспособность человека определялась принадлежностью к роду, общине. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, семьи было одним из самых тяжелых наказаний.

Первоначальный текст этой правды до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относят ко времени Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). Этот первоначальный текст дополнялся при королях Хильдеберте I и Хлотаре I (VI в.).

Салическая правда была написана на латыни и распространяла свое действие в основном на севере страны. На юге действовал кодекс Аллариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Гражданское право. В период правления династии Меровингов у франков еще сохранялась общинная собственность на землю. Титул LIX Салической правды определял, что земля (аллод) принадлежит всей родовой общине, в совместном пользовании которой находились леса, пустоши, выгоны, болота, дороги, неподеленные луга. Франки распоряжались этими угодьями на равных правах. В то же время Салическая правда указывает на то, что полем, садом или огородом франки пользовались раздельно. Они огораживали свои земельные участки изгородью, разрушение которой влекло наказание по Салической правде (титул XXXIV).

Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности – бенефиций – условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. В дальнейшем этот вид собственности становится основным.

Обязательственное право. За исключением земли все другое имущество могло быть предметом купли-продажи, займа, мены, дарения. Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, т.е. неформальной передачи вещи, которая следовала за договорами. Признавалась также и приобретательная давность, у франков она была очень короткой – один год.

Особой защитой по Салической правде обеспечивались займовые обязательства, где в титулах 50 и 52 тщательно регламентируется порядок истребования долга.

Наследственное право. Женщины первоначально не могли наследовать землю. Это право они получили только в VII в. Наследования по завещанию не было. Однако у франков практиковалась так называемая аффатомия, являвшаяся особым способом передачи имущества после смерти хозяина. Титул 46 довольно подробно определял порядок такой передачи.

Семейное право. Салическая правда не указывает на порядок заключения брака. Однако анализ ст. 3 ХХV главы позволяет сделать вывод о том, что брак без согласия родителей не заключался. Браки свободных с рабами не одобрялись, в противном случае они теряли свободу. Семейное право франков характеризуется господством мужа над женой, отца над детьми. Однако следует отметить, что власть мужа и отца у них не была такой неограниченной, как в Древнем Риме. Его власть над сыновьями прекращалась с достижением ими совершеннолетия (12 лет). Относительно дочерей он сохранял свою власть до вступления их в брак. Специфическим являлось положение жены, которая находилась под опекой мужа. Развод для нее признавался недопустимым. Если же муж решил развестись с женой, которая не была уличена в прелюбодеянии, а также в совершении преступления, он должен был оставить ей и детям все имущество. При заключении брака жених выделял невесте определенное имущество – в размере ее приданого, обычно в него входило движимое имущество (скот, оружие, деньги). Позднее в качестве приданого передавалась и недвижимость. Поэтому в случае смерти мужа в руках вдов иногда оказывалось значительное имущество. Поэтому было установлено, что лицо, вступившее в брак с вдовой, должно было предварительно уплатить родным первого мужа сумму в размере трех солидов и одного динария. Эта плата вносилась ближайшему родственнику первого мужа. Если его не оказывалось, она поступала в королевскую казну.

Уголовное право. Большая часть статей Салической правды относится к уголовному праву, нормы которого выражены в казуистичной форме, т.е. налицо отсутствие обобщающих и абстрактных понятий – «вина», «преступление», «умысел», «неосторожность» и т.д. Из анализа этих статей можно сделать вывод, что преступлением по ней является действие, наносящее физический, материальный или моральный ущерб конкретному лицу. В силу этого Салическая правда больше внимания уделяет двум видам преступлений: против личности и против имущества. К первым из них относятся все действия, связанные с нанесением телесных повреждений, убийством, оскорблением и т.д. Ко второму – все посягательства на собственность. Третьему виду – против порядка управления – посвящено лишь несколько статей.

Субъект преступления. Из текста Салической правды следует, что субъектами права являлись все слои населения. Но это не означает, что все они несли одинаковую ответственность. Наказания для раба определялись более жестокие, например смертная казнь, которая не применялась в отношении свободных франков.

Даже при рассмотрении дел о краже учитывалась принадлежность субъекта к рабам или свободным (титул 40, § 1, 5). За преступление, совершенное рабом, хозяин отвечал только в том случае, если он отказывался выдать раба на пытку. Причем ответственность для хозяина устанавливалась такая же, как если бы преступление совершил свободный человек (титул 40, § 9).

В Салической правде есть указания и на групповой субъект. Так, например, в титуле «Об убийстве скопищем» ответственность устанавливалась в зависимости от степени активности его участников. Но вместе с тем Салическая правда еще признавала в некоторых случаях равную ответственность для всех совершивших преступление (титул ХIV, § 6). Все указанное выше подтверждает тезис о том, что в обществе еще не сложилась его классовая структура.

Объективная сторона. Салическая правда признавала наказуемым только действие, бездействие было ненаказуемо. Франки уже различали такие способы хищения имущества, как кража и грабеж. Более того, принимались во внимание не только сумма похищенного, но и каким способом совершено преступление (взлом, подбор ключа и т.д.) – титул XI, § 2, 5.

Субъективная сторона. Салическая правда предусматривала ответственность только за умышленные преступления. Других форм вины она еще не знала.

Объектом преступления являлись, как правило, только те общественные отношения, которые регулировали охрану жизни, здоровья и чести человека, а также его собственности. Но были отдельные статьи, которые регулировали некоторые аспекты общественных отношений в сфере порядка управления (титул 51, § 2).

Рассмотрение состава правонарушения по Салической правде позволяет сделать вывод, что право было, как само общество и государство, несовершенным, имея признаки как родового, так и государственного строя.

Наказание. Целями его по Салической правде являлись: общее и частное предупреждение, возмездие, однако основная цель – возмещение ущерба. Салическая правда, как уже отмечалось, предусматривала различные наказания для свободных и рабов. Так, если для свободных франков наказания были преимущественно имущественными, то для рабов помимо штрафов применялись телесные наказания и даже смертная казнь (правда, лишь в исключительных случаях за тяжкие преступления) – титул 40, § 5.

Штрафы по Салической правде были очень большими. Самый маленький из них равнялся трем солидам, а это – стоимость коровы, «здоровой, рогатой и зрячей».

Штраф за убийство назывался «вира», «вергельд» (стоимость жизни). Он зависел от личности убитого. Если это епископ, то платили 900 солидов, граф – 600 и т.д. Здесь интерес представляет тот факт, что за убийство женщин платили, как за убийство человека, находившегося на королевской службе, – 600 солидов. Вполне понятно, что такие высокие штрафы были не по плечу простым франкам. В связи с этим представляет интерес титул 58 «О горсти земли», который регламентирует порядок выплаты вергельда сородичами убийцы.

Суд и процесс. В период родового строя судебные функции принадлежали собранию рода. В эпоху Салической правды судебным органом стал суд сотни – малюс, периодически собиравшийся в определенные сроки и состоявший из семи выборных рахинбургов, которые решали дела под председательством выборного тунгина. Рахинбургами выбирали обычно зажиточных людей, однако на судебных собраниях обязаны были присутствовать свободные жители сотни. Рахинбурги были обязаны судить по закону, и истец вправе был напомнить им об этой обязанности. Если же они и после этого откажут в рассмотрении дела, то они присуждаются к уплате штрафа в три солида, а если будут судить не по закону – присуждаются к уплате 15 солидов (титул 57, ст. 1–2).

С возвышением власти короля и его агентов на местах судебные функции сотни стали осуществлять графы, герцоги. Короли также стали рассматривать судебные дела. В эпоху «ленивых королей» майордомы получили право судить от имени короля вместе с некоторыми должностными лицами двора. Карл Великий предпринял важную реформу суда: отменил обязанность свободных жителей являться на все судебные собрания и заменил выборных рахинбургов назначенными королем членами суда – скабинами.

Скабинов назначали посланцы короля из числа местных земле-владельцев. Они состояли на службе у короля и судили под председательством графа. При Карле Великом появились и церковные суды для духовных лиц, а также и для мирян со смешанным составом судей по некоторой категории дел.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего. Салическая правда устанавливала суровую ответственность за неявку в суд ответчика (титул 56), а также свидетелей, показания которых необходимы истцу (титул 49). Кстати, за ложные показания Салическая правда предусматривала штраф в 15 солидов (титул 43).

Что касается розыска украденной вещи, то он регламентировался 37 титулом и назывался преследованием по следам. В ходе его проведения определялось одно важное обстоятельство: в течение какого времени была найдена украденная вещь. Если до истечения трех суток, то истец через третьи лица должен был доказать, что эта вещь его. А если после кражи прошло трое суток, то тогда тот, у кого ее нашли, должен доказать добросовестность ее приобретения. Титул 47 «О розыске» определял порядок доказывания своих прав на спорные вещи. Здесь интерес представляет срок для назначения судебного разбирательства – 40 дней для тех, кто живет по одну сторону реки Луары, и 80 суток – по другую сторону.

Суд рассматривал дело в присутствии свидетелей, показания которых являлись основными видами доказательств и давались под клятвой. Количество свидетелей по закону могло быть различным в зависимости от категории дел (от 3 до 12 человек). Когда не удавалось выяснить истину с помощью свидетелей, прибегали к ордалиям, которые осуществлялись путем погружения руки обвиняемого в котелок с кипящей водой. Испытуемый должен был опустить свою руку туда и держать до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Обожженную руку завязывали и через некоторое время вновь осматривали на суде. Если рана на руке заживала к тому времени, испытуемый признавался невиновным, если нет – его наказывали. Однако от этой процедуры можно было откупиться, но только при наличии согласия потерпевшего (титул 53).

Таким образом, Салическая правда и в процессе предусматривала некоторые преимущества для богатых.

Приговоры местного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.