История государства и права зарубежных стран (Иванов А.А., 2012)

История государства и права Древнего Вавилона

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона

На месте образования Древневавилонского государства за много веков до него находилось одно из богатейших древневосточных государств — Шумер. История этого государства длилась с V тыс. до н.э. и до XXIV в. до н.э. Потомки шумеров жили небольшими городами-государствами, объединяющими несколько общин по 40— 50 тыс. человек (Ур, Эриду, Лагаш, Ларса, Киши др.). В III тыс. до н.э., начались войны между ними. Затем, в начале II тыс. до н.э. в этой местности в Месопотамии на реке Евфрат (90 км от современного Багдада) возник Вавилон (Врата бога). Наибольшего расцвета государство достигло при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) — оно простиралось от Персидского залива до Сирии. В 689 г. до н.э. ассирийцами Вавилон был разрушен до основания.

История Вавилона прошла несколько периодов:

  1. Старовавилонское царство (1894—1518 гг. до н.э.);
  2. Касситский период (1518—1204 гг. до н.э.);
  3. период политического ослабления Вавилонии (1204—626 гг. до н.э.);
  4. Нововавилонское царство (626—538 гг. до н.э.).

Как и во всяком древнейшем обществе, население Вавилона было разделено на четкие социальные группы: свободных и рабов.

К свободным общинникам относились полноправные авилум (мужи) и неполноправные мушкенум (покорные). Эти категории населения были экономически равны, но авилум находились в более привилегированном положении.

Вардум (рабы) были собственностью хозяина, хотя могли иметь семью и имущество. При этом после смерти раба имущество делилось поровну между его детьми и бывшем хозяином. Часто рабы включались в общину на правах ее младших членов, становились свободными со второго поколения. В рабство, кроме традиционного плена, могли попасть неоплатные должники (кредитные, ростовщические отношения), которые находились в состоянии невольничества в течение трех лет.

Государственный строй Вавилонии представлял собой типичную деспотическую монархию. Во главе государства стоял царь. Первоначально правитель Вавилона (лугаль), избирался на общем собрании всех свободных общинников-воинов. Важную роль в бюрократическом аппарате выполняли управитель дворца (нубанда), чиновник, отвечающий за ирригационные работы (управитель реки). Значительными полномочиями обладали жрецы, составлявшие многочисленные корпорации и военачальники.

Бюрократический аппарат и постоянная армия в Старовавилонском царстве были организованы на основе раздачи царских земель в качестве неотчуждаемых служебных земельных наделов (илку). Купля-продажа земельного участка воина была строго запрещена. Взрослый сын воина сохранял за собой участок отца, только если сам становился воином.

На местном уровне управление осуществлялось царскими наместниками, правителями областей и главами родоплеменных общин (рабианум). Основными их функциями была организация работ населения по поддержанию оросительных каналов в надлежащем состоянии и сбор налогов в пользу царя. Кроме того, на них были возложены полицейские и судебные функции, а также обязанности по созыву и командованию местным ополчением. Низшими единицами были общинные советы во главе с назначаемыми царем рабианумами и старосты.

Особенности права Древнего Вавилона

Основным источником права являлись Законы царя Хаммурапи, созданные около 1750 г. до н.э. (282 статьи). Они были обнаружены в 1901 г. в районе г. Сузы (современный Ирак). Текст начинался с уведомления о том, что законы были даны богом Шамашем царю для утверждения в стране справедливости, мира и благополучия.

Несмотря на отсутствие системы, в Законах довольно четко выделяется комплекс норм, посвященных: охране собственности царя, храмов, населения; установлению статуса имущества, полученного от царя (илку); операциям с недвижимостью; торговле; брачно-семейным отношениям; регламентированию вопросов преступления и наказания.

Положения права собственности занимают значительный объем. Например, для сделки купли-продажи устанавливались четкие условия: имущество не должно быть изъятым из товарооборота, как, например, наделы, пожалованные царем за службу или иные особые заслуги, особенно наделы воинов («Если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он лишается своего серебра»); продавец должен был быть собственником вещи, иначе — смерть. При заключении сделки были обязательны свидетели.

Подробно регулировались отношения аренды, залога, кредита, ростовщичества и др.: «Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи» (п. 42); «Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле или наводнение унесет его жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать … также проценты за этот год он может не отдавать» (п. 46).

Особое внимание уделялось договору займа, при котором закон давал должнику максимальные шансы. Например, при неурожае долг откладывался. Кредитор нес ответственность за раба («Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного отношения взятый в залог — сын человека, то должно убить его сына; если раб человека, то он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все данное в долг».

Нормы семейного права говорят о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых считались свободными. Брачный возраст формально определен не был. Приданое жены принадлежало детям.

В области уголовного права Законы закрепляли очень строгие наказания, повсеместно встречаются слова «смерть» и «убить». Имелось немало составов, наказываемых денежным штрафом. Допускались наказание по принципу талиона и кровная месть. Вина никакой роли не играла, важен был объективный вред: «Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и закопать» (п. 21); «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить» (п. 22), если не схвачен, то ущерб возмещает община (п. 23); «Если приемный сын скажет отцу, вырастившему его или матери: «Ты не мой отец», или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (п. 194); «Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить ему глаз» (п. 196); «Если врач сделает человеку тяжелый надрез ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человеку и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра» (п. 215); «Если врач сделает человеку тяжелый надрез ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человеку и повредит глаз человеку, то ему должно отрезать пальцы» (п. 218); «Если строитель построит дом и дом упадет и убьет хозяина дома, то должно убить строителя» (п. 229), если сына хозяина — то — сына строителя (п. 230).

Что касается судебного процесса, то дело возбуждалось только по инициативе частного лица, т.е. по жалобе истца. Писец докладывал суду заявления и ответы сторон (истца, ответчика). Судья оценивал доказательства, заслушивал стороны. В случае необходимости применялись ордалии (судебный приговор). Судебное решение выдавалось на табличке с печатью. Пересмотреть дело мог только царь.