Гражданское право (особенная часть) (Молчанов А.А., 2019)

Авторское право

Общие сведения о генезисе авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой комплекс норм, которые регулируют отношения, появляющиеся по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Применительно к системе гражданского права авторское право является институтом, обособленным от остальных предметом своего правового регулирования.

Структурно авторское право входит в систему прав на результаты интеллектуальной деятельности, является самостоятельным институтом гражданского права, авторские правоотношения регулируются нормами гл. 70 ГК РФ.

Обращаясь к предпосылкам возникновения авторского права, следует отметить, что зарождение его отмечалось уже на наиболее ранних этапах истории человечества в Китае, Индии, Египте, а затем в Древней Греции и Риме. Зарождение авторского права в древнерусском государстве наблюдалось еще на первоначальных этапах развития Киевской Руси и связано со временем принятия христианства и основанием братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки, что положило начало приобщению Древней Руси к книжной культуре, получившей широкое распространение. В период правления Алексея Михайловича значительное влияние на формирование российского авторского права оказало дальнейшее развитие книгопечатания, введение мощных новаций, затрагивающих указание авторства, применение маркировки книг для охраны «промышленных интересов издателей», что позволяло установить лицо, которому принадлежало произведение. В этот период в 1649 г. был опубликован первый в России закон одательный акт — Соборное уложение — и введен запрет печатания бесчестных воровских книг (плагиат); служащим Посольского приказа было дозволено выступать в качестве издателей произведения, поскольку они были обязаны распространять, например, «лицевые (иллюстрированные) исторические и переводные сочинения.

Во времена правления Петра I широко развивалось типографское дело, которое напрямую оказывало влияние на становление авторского права; повсеместно внедрялся новый гражданский шрифт, была организована выдача привилегий на печатание русских книг в Амстердаме и распространение их через продажу уже непосредственно в России.

Большое влияние на развитие авторских прав в эпоху правления Николая I оказал принятый им 22.04.1828 Устав о цензуре, в частности приложение к § 135-139 в виде Положения о правах сочинителей, прямо урегулирующего проблемы в отношении литературной собственности.

В эпоху правления Николая II было утверждено Положение об авторском праве 1911 г., регулирующее авторское право в этот период. Нормы об авторском праве содержались в ч. I т. X Свода законов Российской империи в главе о праве собственности. Проект Гражданского уложения также содержал отдельный разд. VII «Авторское право», состоящий из 4 глав, объединяющих 66 статей (1264-1329).

В советский период ГК 1922 г. не содержал норм об авторском праве; их регламентация была проведена позднее в Основах авторского права 1925 г. Значимые изменения российского авторского законодательства произошли с принятием Основ авторского права 1928 г.

В дальнейшем нормы об авторском праве вошли в том или ином объеме в следующие кодифицированные акты: ОГЗ 1961 г. в количестве 11 статей (96-106) отдельного разд. IV, ГК РСФСР 1964 г. в количестве 42 статей (475-516), также в отдельном одноименном разд. IV. Кроме того, действовали и подзаконные акты, в основном урегулирующие вопросы авторских договоров и ставок авторского вознаграждения. Законодательство об авторском праве подверглось существенным изменениям в связи с тем, что в мае 1973 г. наша страна присоединилась к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.

Вырабатыванию законодательства в части, регламентирующей авторские права, в постсоветский период содействовало принятие ОГЗ 1991 г., отдельный разд. IV которых состоял из 10 статей (134-143).

Особый интерес представлял закон Российской Федерации от 09.06.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». С принятием этих нормативных актов была восстановлена традиция регулирования авторского права на основе признания исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства.

Общие основы правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, относятся к ведению Российской Федерации. В соответствии с нормами ст. 44 Конституции Российской Федерации законодатель относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности.

Важным этапом усовершенствования правового регулирования законодательства применительно к авторскому праву, следует считать принятие и введение в действие ч. 4 ГК РФ, где соответствующие нормы включены в отдельную одноименную гл. 70.

Объекты авторского права

Нормами гл. 70 ГК регулируются отношения, которые возникают по поводу таких результатов интеллектуальной деятельности, как произведения. Сфера охраняемых законом произведений довольно широка и многообразна. Произведения отличаются формой, способом их воспроизведения, степенью независимости, видом использования и иным основаниям. Любое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.

Соответственно ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав отнесены произведения науки, литературы и искусства вне зависимости от их достоинства, назначения и способа выражения: речь идет о литературных произведениях; драматических и музыкально-драматических произведениях, сценарных произведениях; хореографических произведениях и пантомимах; музыкальных произведениях с текстом или без него; аудиовизуальных произведениях; произведениях живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказах, комиксах и других произведениях изобразительного искусства; произведениях декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведениях архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (проекты, чертежи, изображения и макеты); фотографических произведениях и произведениях, которые получены способами, подобными фотографии; географических и других картах, планах, эскизах и пластических произведениях, которые относятся к географии и к иным наукам; других произведениях.

Законодателем выделен специфичный объект авторского права — программы для ЭВМ, охраняемые в качестве литературных произведений. Дефиниция программ для ЭВМ приведена в ст. 1261 ГК РФ.

Авторские права распространяются на произведения, которые были обнародованы, и на те, которые не были обнародованы, главное, чтобы они нашли свое выражение в любой объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Правовая охрана распространена на отдельную часть произведения, его наименование и персонаж, если их можно признать независимым результатом творческой деятельности автора и выразить в любой объективной форме (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Персонаж в качестве охраняемой части произведения введен в ГК РФ впервые. Под персонажем понимают часть произведения, которая содержит отображение одного из действующих лиц в форме, свойственной произведению: например, в книге — словесная обрисовка литературного героя и т. д.

Некоторые виды произведений обладают значительными особенностями в сравнении с иными объектами авторских прав. Это относится к производным и составным произведениям (ст. 1260 ГК РФ), имеющим вторичный характер, потому что созданы на основе иных произведений.

Немалое практическое значение в объеме авторских правомочий и режиме применения произведения имеет признание его служебным.

К служебным относятся произведения, которые создают в границах определённых для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Так, можно считать, что произведение создано в порядке исполнения служебного задания лишь в тех случаях, когда содержанием этого задания было собственно создание произведения. Часто признаком служебного произведения выступает причисление его к плановой работе соответствующего научно-исследовательского учреждения или вуза. Кроме того, служебным нередко признается произведение, которое было создано в порядке исполнения служебных обязанностей штатным сотрудником редакции газеты и журнала, киностудии, радиовещательной организации и т. д. Если же произведение штатного сотрудника было выполнено не в связи с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является.

Особенный правовой режим имеют произведения, которые создаются по государственному или муниципальному контракту. Соответственно ст. 1298 ГК РФ, исключительное право на подобное произведение принадлежит исполнителю, который является его автором либо иным лицом, которое выполняет этот контракт. В то же время, в самом контракте может быть предусмотрено, что исключительное право должно принадлежать Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, от чьего имени действует заказчик, либо исключительным правом будут совместно владеть исполнитель и один из перечисленных субъектов. Выдача безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного по такому контракту произведения осуществляется исполнителем любому лицу, которое укажет заказчик.

Законодателем предопределен перечень объектов, не относящихся к объектам авторских прав (п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Первые два объекта — официальные документы, которые издают государственные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований, международные организации и их официальные переводы; государственная символика.

Авторские права в отношении фольклорных произведений не появляются из-за того, что их автор безызвестен, поэтому в отношении них субъективные авторские права возникнуть не могут. Относительно сообщений, имеющих единственно информационный характер, авторское право не возникает, потому что содержащаяся в них информация не является результатом творческой деятельности.

Кроме того, не могут пользоваться правовой охраной произведения, чей срок охраны закончился.

Срок действия имущественного права на произведение приравнен к продолжительности жизни автора и еще 70 лет после его смерти.

Сокращенный срок действия имущественного права введен для произведений, которые были обнародованы анонимно или под псевдонимом, такой срок начинает течь с 1 января года, следующего за годом, когда произведение было правомерно обнародовано, и истекает через 70 лет после этого.

Когда срок действия исключительного права на произведение истекает, оно должно перейти в общественное достояние, и с этого времени любое лицо может его без затруднений использовать, не испрашивая согласия или разрешения и не выплачивая авторское вознаграждение. Наряду с этим авторство, имя автора и неприкосновенность произведения продолжают охраняться.

Субъекты авторского права

К субъектам авторского права относятся лица, обладающие субъективным авторским правом в отношении произведения. К их числу следует отнести российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства, их наследников и иных правопреемников. Право на произведение для всех категорий субъектов появляется на основании различных юридических фактов — создание произведения, переход авторских прав по наследству, авторскому договору и т. д.

Самый важный субъект авторского права — это автор произведения науки, литературы или искусства:

  • гражданин, чьим творческим трудом данное произведение создавалось (п. 1 ст. 1228 и ст. 1257 ГК РФ);
  • лицо, которое указывают как автора на оригинале или экземпляре произведения, если это не опровергнуто (ст. 1257 ГК РФ).

Например, в качестве автора аудиовизуального произведения называют режиссера-постановщика, автора сценария и композитора (ст. 1263 ГК РФ).

Возникновение авторских прав у создателя произведения происходит незамедлительно, лишь только достигнутый созидательный результат становится облечен в объективную форму, которая обеспечивает его восприятие другими людьми. Для превращения абстрактной вероятности в определенное субъективное право нужен юридический факт. Роль подобного факта осуществляет создание произведения, т. е. юридическое действие, но не сделка. В связи с тем, что юридические действия доступны и для недееспособных лиц, определенные субъективные авторские права появляются вне зависимости от того, каков возраст и состояние дееспособности их совершающего. Согласно современному российскому законодательству, авторами произведений могут быть признаны исключительно физические лица.

ГК РФ предусмотрено два случая, когда автором произведения может считаться не гражданин, творческим трудом которого создано произведение, а иное лицо:

  • предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению, созданному за рубежом (п. 3 ст. 1256 ГК РФ);
  • в отношении отдельных категорий произведений, созданных до 03.08.1993.

Допускается создание произведения коллективным созидательным трудом двух и более граждан, т. е. в соавторстве. Права на произведение, созданное в соавторстве, принадлежат соавторам совместно (п. 4 ст. 1228 ГК РФ): они осуществляют совместное использование произведения и совместное распоряжение исключительным правом на произведение (п. 2 и 3 ст. 1258 ГК РФ).

Так, все соавторы обязаны совместно, на основе единогласия принимать решение о заключении лицензионного договора о предоставлении права использования созданного ими произведения либо об отчуждении исключительного права на него. Распределение доходов от использования такого произведения осуществляется между соавторами поровну.

Введение нового правила п. 4 ст. 1258 ГК РФ, согласно которому каждый из соавторов может независимо принимать меры по защите своих прав (даже если созданное в соавторстве произведение формирует нераздельное целое), по идее, не должно усложнить в подобных случаях процедуру по обращению в суд и применение таких действий, которые направлены на защиту нарушенных прав, поскольку для этого не потребуется участие всех соавторов произведения.

Как отмечалось ранее, субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Регулирование вопросов перехода исключительного права на произведение по наследству происходит в соответствии со ст. 1283 ГК РФ, напрямую связанной с общими положениями ГК РФ: имущественные права, принадлежавшие наследодателю, входят в состав наследства (ст. 1112), а исключительное право прямо называется имущественным (ст. 1126). Договоры по поводу применения исключительных прав, в которых одной из сторон был наследодатель, не утрачивают свою силу. Наследник в них занимает место наследодателя; к наследнику переходят права и обязанности, вытекающие из договора.

Наравне с наследниками авторские права могут перейти к иным правопреемникам, к которым не переходят такие личные неимущественные права, как право на авторство, право на имя. Иными правопреемниками могут стать издательства, театры, киностудии и другие юридические лица, занимающиеся использованием произведений.

Они приобретают авторские права на основании заключаемых с авторами и наследниками авторских договоров.

Права авторов произведений науки, литературы и искусства

К числу авторских прав отнесены исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ).

В предусмотренных ГК РФ случаях автору, кроме того, могут принадлежать иные права, например: право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Следовательно, авторские права разделяются на две группы:

  • в основную включаются права, принадлежащие авторам всех произведений без изъятий,
  • в другую — права тех авторов, которые или распространяются только в отношении установленных видов произведений (служебные, произведения изобразительного искусства или архитектуры), или, напротив, не распространяются на некоторые виды произведений (право на отзыв).

Таким образом, систематизация субъективных авторских прав в ст. 1255 ГК РФ осуществляется, в отличие от классификации интеллектуальных прав в ст. 1226 ГК РФ, без разделения на имущественные и личные неимущественные права. Это не упраздняет действие ст. 1226 ГК РФ при оценке правовой природы тех или иных авторских прав.

К личным неимущественным правам автора причисляют:

  • право авторства — право признаваться автором произведения
  • право автора на имя — право использовать самому или разрешать другим использовать произведение под собственным или вымышленным именем (псевдонимом), или не указывая имя вовсе (анонимно).

Названные права неотчуждаемы и непередаваемы. За автором они сохраняются в случае предоставления права использования произведения иному лицу (лицензионный договор для изданий) и при переходе исключительного права на произведение к иному лицу (договор об отчуждении исключительного права). Отказ автора от этих прав ничтожен (ст. 1265 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ).

Содержание названного права заключается в том, что, не имея согласия автора, недопустимо привносить в его произведение изменения, сокращать и пополнять его, оформлять произведение при его использовании иллюстрациями, преамбулой, послесловием, комментариями или какими-нибудь разъяснениями.

Право на неприкосновенность произведения обладает личным неимущественным характером, поэтому оно неотчуждаемо и н епередаваемо.

Право на обнародование произведения предоставляет автору независимо исполнить действие или дать согласие на него, что впервые сделает произведение доступным для всеобщего сведения через его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и т. д. (п. 1 ст. 1268 ГК РФ).

Автор, передавший по договору другому лицу прежде не обнародованное произведение для использования, считается согласившимся на обнародование данного произведения. Помимо этого, в отношении произведений, которые не были обнародованы при жизни автора, прямо предусматривается возможность их обнародовать после его смерти лицом, которое будет обладать исключительным правом на произведение, если подобное обнародование подтверждает воля автора, определенно выраженная им письменно в завещании, письме, дневнике и т. п. (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).

Право на отзыв — это право автора отказаться от прежде принятого решения обнародовать произведение (ст. 1269 ГК РФ):

  • обладает самостоятельным характером, так как располагает более узкой сферой действия и более близкой связью с личностью автора;
  • не применяется к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, которые вошли в сложный объект (ст. 1240 ГК РФ);
  • не допускается его передача автором иным лицам; оно не передается по наследству.

Исключительное право на произведение — это имущественное право, суть которого заключается в праве использования автором или иным правообладателем произведения в произвольной форме и любым способом, который не противоречит закону (п. 1 ст. 1270 ГК РФ).

Обладателю исключительного права предоставлено право по собственному усмотрению разрешить (или запретить) иным лицам использовать произведение. В п. 2 ст. 1270 ГК РФ определен перечень способов использования произведения, т. е. перечень действий, для совершения которых нужно получить разрешение у правообладателя вне зависимости от того, были они совершены с целью извлечения прибыли или с иной целью. Данный перечень, несмотря на его объемность, не является исчерпывающим. В нем перечислены 11 способов использования объектов авторского права, которые могут быть применены ко всем либо только к отдельным видам произведений.

Самое значимое правомочие автора — это право на воспроизведение произведения, под которым понимают возможность изготовления одного и более экземпляра произведения или его части в произвольной материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Само воспроизведение представляет собой запись произведения на любом электронном носителе (в т. ч. в па мяти ЭВМ), исключение составляют случаи, где подобная запись временна и является неотъемлемой и существенной частью технологического процесса, имеющего единственной целью законное применение записи или законное доведение произведения до всеобщего сведения.

К числу имущественных правомочий авторов относят также: право на распространение посредством продажи или другого отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; прокат; публичное исполнение; сообщение в эфир; перевод или иная переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения.

С исключительным правом на произведение близко связано право доступа (ст. 1292 ГК РФ), которое состоит в праве автора произведения изобразительного искусства (художника, скульптора) требовать, чтобы собственник оригинала созданного им произведения предоставил возможность осуществлять его воспроизведение для реализации собственного исключительного права (дополнилось правом архитектора потребовать от собственника оригинала произведения архитектуры предоставления возможности осуществить его фото- и видеосъемку, если другое не предусматривает договор).

Предназначение права следования состоит в содействии получению авторами произведений изобразительного искусства дополнительных доходов в виде процентных отчислений от сумм, которые выручены третьими лицами от перепродажи созданных и ранее отчужденных авторами произведений (ст. 1293 ГК РФ).

Для соответствия российского законодательства ст. 14 Бернской конвенции право следования распространяется, кроме оригиналов произведений изобразительного искусства, также на авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений (п. 2 ст. 1293 ГК РФ).

Праву следования не только присущ имущественный характер, но оно тесно связано с личностью автора. Это объясняет его неотчуждаемость и возможность перехода к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК РФ).

Договоры о передаче авторских прав

Передача исключительного права на произведение осуществляется автором или иным правообладателем по договору.

По авторскому договору автор произведения литературы, науки и искусства или другой правообладатель, с одной стороны, передает иной стороне, пользователю, права на использование произведения в пределах и на условиях, которые согласованы сторонами, за установленное вознаграждение или безвозмездно.

Авторский договор — консенсуальный, возмездный и взаимный.

Стороны договора — автор или другой правообладатель (обычно — физическое лицо) и приобретатель (пользователь) авторских прав, обычно — юридические лица (индивидуальные предприниматели), важнейший функцией которых выступает реализация издательской, театральнозрелищной, выставочной или иной аналогичной деятельности.

Предмет договора — имущественные права, целиком уступаемые правообладателем пользователю (договор об отчуждении исключительного права) или права (разрешение) на использование произведения определенными в договоре способами (авторский лицензионный договор).

Срок договора — по согласованию сторон, если в лицензионном договоре не определено условие о сроке, на который предоставлено право, договор считают заключенным на 5 лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

Цена договора — авторское вознаграждение, которое приобретатель авторских прав или пользователь должны выплатить автору за приобретаемые по договору права или предоставленные права на использование произведения в форме зафиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в другой форме (п. 4 ст. 1286 ГК РФ).

Форма договора — письменная; государственной регистрации подлежит переход исключительного права по договору (п. 3 ст. 1234, п. 2 ст. 1235 ГК РФ).

Содержание договора. В обязанности автора входит:

  • создание и передача пользователю произведения, соответствующего условиям заключенного договора;
  • личное выполнение работы, которая ему заказана;
  • предоставление заказанного ему произведения в определенный договором срок в готовом для применения виде, соответствующим образом оформленного;
  • доработка произведения по требованиям заказчика;
  • принятие участия в процессе подготовки произведения к использованию;
  • в течение всего срока действия авторского лицензионного договора, по которому выдана исключительная лицензия, автор не вправе передавать третьим лицам права на использование произведения тем же способом и в пределах, которые определены договором.

В обязанности приобретателя имущественных авторских прав и пользователя произведения входит:

  • принятие и рассмотрение представленного автором произведения по существу в определенный в договоре срок; в течение данного срока автор должен быть письменно уведомлен либо о том, что произведение одобрено, либо что оно отклонено по основаниям, которые предусмотрены договором, либо о необходимости внести в произведение корректировки с точной установкой существа нужных исправлений в пределах условий договора;
  • обеспечение соблюдения всех личных неимущественных прав автора;
  • привлечение автора к работе по подготовке произведения к использованию;
  • выплата автору вознаграждения, размер, форма, сроки и порядок выплаты которого определяют сами стороны.

Разновидности авторских договоров:

1. Авторские договоры об отчуждении имущественных прав и авторские лицензионные договоры. По такому договору автор или другой правообладатель передает или берет на себя обязательство передать исключительное право на произведение, которое ему принадлежит, в полном объеме приобретателю данного права (ст. 1285 ГК РФ).

2. Лицензионный договор. По лицензионному договору одна сторона (автор) или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо берет на себя обязательство предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в определённых договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Лицензиат вправе применять произведение только в пределах прав и способами, предусмотренными в лицензионном договоре. Лицензионный договор может предусмотреть предоставление лицензиату права использования произведения: с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам; без сохранения такого права (ст. 1236 ГК РФ). В соответствии с этим выделяют два вида лицензий — простую (неисключительную) и исключительную.

3. Авторские договоры заказа (ст. 1288 ГК РФ) и авторские договоры на готовое произведение. Различие этих договоров в том, что выступает их предметом уже готовое произведение или произведение, которое еще только нужно создать.

4. Издательский договор. В рамках этого договора реализовывается издание и переиздание различных произведений, которые можно зафиксировать на бумаге, т. е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т. п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т. д. (ст. 1287 ГК РФ).

5. Постановочный договор заключается в тех случаях, когда важнейшим способом использования произведения обнаруживается его публичное исполнение. Он заключается в отношении драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических и иных произведений, используемых театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т. д.) посредством постановки на сцене.

6. Сценарный договор — это договор, регламентирующий отношения, которые связаны с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т. д.

7. Договор о депонировании рукописи урегулирует условия и последовательность обнародования и дальнейшего использования научного произведения, которое помещают на хранение в особый информационный орган.

8. Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства для публичной демонстрации.

9. Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства имеет задачу урегулировать вопросы, возникающие в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства.

10. Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщении для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) позволяет использовать литературные, музыкальные, драматические и другие произведения, исполняя их, показывая или передавая для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как прямо, так и используя различные технические средства.

Итак, авторские права — это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Приведите определение института авторского права.
  2. В чем состоят важнейшие задачи (функции) авторского права?
  3. Какие принципы авторского права вы знаете; в чем состоит их назначение? Каково содержание основных принципов?
  4. Как определяется понятие «произведение», и каково содержание признаков, позволяющих признать его объектом авторского права?
  5. Какие элементы произведения относятся к юридически значимым, а какие к юридически безразличным; каково значение их выделения?
  6. Какие виды охраняемых произведений выделяются законодателем?
  7. Какие произведения относятся к числу объектов, не охраняемых авторским правом?
  8. Какие лица относятся к субъектам авторского права?
  9. Каковы виды соавторства и условия их возникновения?
  10. Какие права авторов произведений науки, литературы и искусства законодатель причисляет к личным неимущественным правам?
  11. Какие права авторов произведений науки, литературы и искусства относятся к имущественным правам?
  12. В чем состоят особенности правового регулирования авторского договора как особого вида гражданско-правового договора?