История государства и права зарубежных стран (Вениосов А.В., 2012)

Государство и право Древнего Вавилона

Причины и конкретный процесс зарождения государства в Древнем Вавилоне

Обширная низменность, расположенная между Тигром и Ефратом, в южной ее части издавна бала заселена племенами, занимавшимися орошаемым земледелием. Эту территорию древние греки называли Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем).

В результате развития земледелия усложняется ирригационная система, объективно способствующая объединению разрозненных общин земледельцев. Как и у других народов Древнего Востока, процесс объединения был очень длительным, и только в конце IV тысячелетия до н.э. появились первые города-государства, возникшие у народов, называвшимися шумерами и аккадянами. Между городами-государствами шла постоянная борьба за первенство, в связи с чем в различные периоды развития Двуречья возвышался тот или иной город-государство. Среди последних в III тысячелетии до н.э. большую роль в истории Месопотамии играли города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и другие.

Все вопросы, связанные с развитием государства и права в Месопотамии, будут рассмотрены на примере Вавилонского царства в связи с тем, что, во-первых, став в конце XIX в. до н.э. крупным независимым государством, в XVIII в. оно превратилось в империю, подчинив не только южную часть Месопотамии, но и всю территорию от Персидского залива до Сирии; во-вторых, Вавилонское царство длительное время (триста лет) удерживало первенство и сыграло большую роль в истории Двуречья; в-третьих, именно правовой памятник данного государства (Законы Хаммурапи) сохранился до наших дней, хорошо изучен учеными, что позволяет с большей достоверностью говорить о государственно-правовых явлениях, касающихся истории развития вавилонского общества, государства и права.

Возникновение Древнего Вавилона как города-государства произошло, как и Древнего Египта, под воздействием целого ряда причин, сложившихся в ходе объективного исторического развития населения, издавна проживавшего на территории северной части Месопотамии. И главными из этих причин являются экономические, ибо в условиях сухого и горячего климата занятие земледелием без использования орошения было бесперспективным. Именно необходимость строительства системы орошения с целью сохранения воды и ее экономного расходования до следующего весеннего половодья заставляет земледельческие общины объединяться.

Таким образом, возникновение Древнего Вавилона как города-государства имеет те же особенности, что и возникновение Древнего Египта, т.е. Древний Вавилон возникает главным образом под воздействием остро проявившейся одной главной причины – экономической, тогда как другие причины – социальные и политические – должным образом еще не сложились.

Древний Вавилов как городгосударство возник еще в III тысячелетии до н.э., но не имел самостоятельности, подчиняясь аккадским царям. И только в XIX в. до н.э. Вавилон становится независимым государством и крупным политическим центром Месопотамии.

Существуя с III тысячелетия, до VI в. до н.э. Древний Вавилон в своем развитии прошел несколько периодов. Но, к сожалению, проблема периодизации истории Вавилова как города-государства еще менее изучена, чем аналогичная проблема в отношении Древнего Египта. Исследователи выделяют от 3 до 6 этапов развития Древнего Вавилона, при этом не всегда четко определяя их хронологические рамки.

Таким образом, Вавилонское государство, возникшее под воздействием объективной экономической причины в III тысячелетии до н.э., существовало длительное время и прошло в своем развитии несколько этапов, изменяя правящие династии, название и территорию.

Общественный строй Древнего Вавилона

Классы и социальные группы населения. Их правовое положение. Как и в Древнем Египте, социальная структура общества Древнего Вавилона формировалась под воздействием многоукладного характера экономики и была весьма сложной. Основой экономики было орошаемое земледелие. Для обработки полей использовали плуг, сошник, борону. Значительную роль играло скотоводство, а также была хорошо развита торговля., захваченные и присоединенные к Древнему Вавилову в различное время.

Сложность социальной структуры общества Древнего Вавилона проявлялась, во-первых, в том, что процесс образования классов не был завершен; во-вторых, свободное население по правовому статусу было разделено на две социальные группы – авилум и мушкенум; в-третьих, в обществе как в среде свободных людей, так и в среде рабов было много категорий населения, которые выделялись по различным основаниям (экономическому положению, знатности, наличию власти, виду деятельности, принадлежности и др.). И эту сложность социальной структуры общества Древнего Вавилона, и ее особенности можно объяснить тем, что в Вавилоне очень рано сложился относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений.

До настоящего времени вопрос о социальной структуре древневавилонского общества остается не до конца изученным. Особенно это касается таких социальных групп свободных людей, как авилумчеловек») и мушкенум. Однако анализ статей Законов Хаммурапи позволяет утверждать, что мушкенумы относятся к свободной части населения. Так, согласно ст. 176 мушкенум может иметь раба; за побои, нанесенные дочери мушкенума и повлекшие выкидыш уплачивалось 5 сиклей серебра (ст. 211) в то время, как за аналогичные действия и последствия в отношении рабыни уплачивалось только 2 сикля серебра (ст. 213). Но мушкенум по правовому статусу отличается от авилума («человека»), ибо за побои, нанесенные дочери человека и повлекшие выкидыш, уплачивалось 10 сиклей серебра (ст. 209), т.е. в два раза больше, чем за подобные действия в отношении дочери мушкенума. Более того, если выкололи глаз авилуму, то и виновному в качестве наказания должны были выколоть глаз (ст. 196), но если то же самое будет совершено против мушкенума, то виновный уплачивал одну мину серебра (ст. 198), т.е. за увечье мушкенума назначалось не телесное членовредительное наказание, а имущественное наказание.

Правовой статус человека зависел не только от принадлежности к авилумам или мушкенумам, но и от рода занятий, должности, пола и даже принадлежности к церкви.

По роду занятий выделялись воины, жрецы, купцы, ремесленники (ткач, гравер, кузнец, сапожник, плотник и др.), строители, лекари, цирюльники, лодочники, погонщики, пастухи, пахари (землепашцы) и т.д.

Как и в Древнем Египте, особое положение в обществе занимали жрецы, которые являлись проводниками существовавшей идеологии и владели большим богатством в виде храмов, земли, храмовых рабов, скота и другого имущества. Жрецы были обязаны выполнять ритуальные службы в храмах, осуществлять суд, содействовать возвращению воинов из плена и другие обязанности.

Рабы в Древнем Вавилоне никогда не составляли большинства населения страны. Среди рабов выделялись три категории: царские, храмовые и частные рабы. Рабы могли иметь свою семью и имущество. Законом разрешались даже браки между свободными и рабами (ст. 175 Законов Хаммурапи). При этом в любом случае дети, рожденные от такого смешанного брака, всегда считались свободными, а не рабами. Правовой статус раба в обществе был самым низким, ибо его жизнь, телесная неприкосновенность и имущество защищались самыми низкими мерами наказания.

Завершая рассмотрение вопроса, можно отметить, что общественный строй Древнего Вавилона, имея общие черты, свойственные всем странам Древнего Востока, имеет и свои особенности, обусловленные конкретными обстоятельствами, имевшими место в данном государстве.

Государственный строй Древнего Вавилона

За длительную историю существования Древнего Вавилона его государственный строй претерпел большие изменения. Так, если в период Древнего царства по государственному устройству это был город-государство, то уже в период Старого царства это была империя, меньшую часть территории которой составлял город Вавилон, а большую ее часть – присоединенные территории покоренных народов от Персидского залива до Сирии. Вся территория империи была разделена на административные области и округа, во главе которых стояли назначаемые царем сановники.

По форме правления Вавилонское государство во все времена было монархией, но по мере развития экономики, общества и государства сущность монархии и ее правовой статус настолько изменились, что позволяет говорить о наличии ограниченной монархии в Древний период и установлении абсолютной монархии в период Старого царства и ее существовании вплоть до гибели государства.

В последний период правовое положение монарха было значительно выше, чем в предыдущие периоды. Он единолично принимал законы, назначал должностных лиц, проводил административно-территориальную реформу, определял права и обязанности подданных, устанавливал налоги и повинности, совершал воен ные походы, назначал проведение переписи населения и имущества и решал другие важные вопросы в области управления обществом и государством. Абсолютная монархия Древневавилонского государства несколько отличается от абсолютной монархии Древнего Египта. Здесь наряду с сильной царской властью в обществе продолжают функционировать народные собрания, общинные органы управления, осуществляя значительно уменьшенные по объему хозяйственные, административные и судебные функции.

Таким образом, правовой статус монарха Древнего Вавилона несколько иной, чем монархов Древнего Египта. Во-первых, он не само высшее божество, а поставленный последним управлять страной «для блага народа», сам почитающий богов и «любимец богини Телитум»; во-вторых, одновременно с деятельностью большого чиновничье-бюрократического аппарата существовали и общинные органы, которые постоянно разрешали пусть и незначительные по своей важности текущие вопросы в различных сферах жизни общин. При таком положении монарха вряд ли можно без определенных оговорок вести речь о его деспотической власти и деспотическом режиме. Скорее следует говорить об особой разновидности восточной деспотии как форме правления и об особой разновидности деспотического режима в Древневавилонском государстве, при котором сам монарх обязан был соблюдать им же принятые законы.

Монархи Древнего Вавилона осуществляли свою власть с помощью большого по численности центрального чиновничье-бюрократического аппарата, который возглавлял наиболее приближенный к монарху вельможа, именуемый термином «нубанда». Он считался управителем царского дворца и фактически осуществлял текущее управление страной. Назначаемый царем и ответственный перед ним нубанда практически мог решать любые вопросы, кроме принятия законов. В его ведении были вопросы строительства и поддержания в надлежащем порядке всей ирригационной системы; вопросы состояния и пополнения государственной казны; вопросы охраны общественного порядка как во дворце, так и во всем государстве; вопросы строительства и содержания храмов, дворцов, укреплений (рвов, мостов, стен и т.д.); вопросы снабжения армии и подготовки к военным походам и многие другие важные вопросы.

В непосредственном ведении нубанды находились отраслевые центральные органы, основанные на принципах назначения и единоначалия. Лицо, возглавлявшее тот или иной центральный орган в Древнем Вавилоне, называлось «управитель», «распорядитель». Например, «управитель реки», т.е. водного хозяйства страны; «распорядитель царского имущества», т.е. государственный казначей и другие.

Местный государственный аппарат создавался с учетом административно-территориального деления страны на области, округа и общины. Во главе каждой области стоял назначенный царем сановник, который решал вопросы сбора податей и ополчения, обороны, охраны общественного порядка и осуществлял текущий контроль за нижестоящими должностными лицами округа и общины.

Округа учреждались как в самом городе Вавилоне, так и в любом другом подчиненном городе. Округа, как правило, именовались по названию канала, например, округ канала Син. Управитель округа назначался царем и фактически рассматривал те же вопросы, что и управитель области, но только на меньшей по размеру территории. При этом необходимо указать на наличие в округе и других должностных лиц (писцов, надсмотрщиков, контролеров и др.), которые выполняли поручения управителя округа и были ему подконтрольны.

В общине главным должностным лицом был назначаемый чиновник-рабианум, который отвечал за положение дел в общине, осуществляя управление с помощью народного собрания и через избираемых свободным населением общины старейшин. Старейшины общины и народное собрание общины решали не только хозяйственные, финансовые, военные, но и судебные вопросы.

Определенную роль в государственном управлении на местах играли и храмы, которые не только проводили идеологическую работу, связанную с религиозными праздниками и культовыми обрядами, но решали хозяйственные, финансовые и судебные вопросы.

Подводя итог, можно отметить, что государственному строю Древнего Вавилона присущи как общие черты, свойственные всем государствам Древнего Востока, так и некоторые особенности.

Законы Хаммурапи – древнейший памятник права

Основным источником права Древнего Вавилона считаются Законы царя Хаммурапи, принятые в XVIII в. до н.э. Причина их принятия лежит в сфере экономических и социальных противоречий, приведших богатые и бедные слои общества к противостоянию.

Совокупность указанных причин и вызвала необходимость разработать и принять новый крупный нормативный акт, который бы, во-первых, несколько уменьшил социальную напряженность в обществе; во-вторых, укрепил общественный порядок, в том числе и правопорядок, с учетом новых экономических и социальных процессов; в-третьих, содействовал в конечном итоге более действенной правовой защите существующего государственно-политического режима.

До настоящего времени нет сведений, позволяющих проследить историю разработки и принятия Законов Хаммурапи. Можно лишь предположить, что, как и любой памятник права, он готовился в течение относительно длительного времени, а не подготовлен в одночасье. При подготовке проекта Законов Хаммурапи его составители использовали различные источники права: правовые обычаи, традиции, нормативные акты текущего законодательства, правовые прецеденты и религиозные писания. Непосредственное влияние по следнего источника слабо отражено в основной части памятника права.

В силу сравнительно низкого уровня развития законодательной техники по структуре Законы Хаммурапи несовершенны: его текст не разделен на части (главы, разделы) и статьи (параграфы), да и изложение правовых норм дается в казуистической форме, а не абстрактной. Условно в Законах Хаммурапи можно выделить три части: введение, основная часть и заключение. Во введении в описательной манере указываются некоторые причины и цели принятия Законов Хаммурапи, их божественный характер. В основной части излагаются конкретные нормы (правовые предписания) различных отраслей права и ответственность за их нарушение. В заключении вновь подчеркивается божественный характер законов, которые должны соблюдаться всеми.

Законы Хаммурапи обнаружили французские археологи в 1901 г., и первым его переводчиком был французский ученый В. Шейл, который для удобства научного изучения текста и пользования им выделил в нем 282 статьи. Текст Законов был высечен на базальтовой стеле, вверху которой; был изображен бог солнца Шамаш и коленопреклоненный царь Хаммурапи, а затем шел текст самих законов.

Законы Хаммурапи как сборник действующих правовых норм в Вавилоне богат по содержанию. Он охватывает большой круг общественных отношений и содержит правовые предписания (нормы, положения), относящиеся к государственному (конституционному) праву, уголовному, гражданскому, брачно-семейному, процессуальному. При этом следует иметь в виду, что в период действия Законов Хаммурапи древневавилонское право не знало такого понятия как отрасли права, выделение которых и их название введены учеными для лучшего изучения правовых положений памятника права с учетом современной системы права и правовой терминологии.

Гражданское право по Законам Хаммурапи. К основным институтам гражданского права относятся лица, собственность, вещи, обязательства, договоры и др. Они в той или иной мере отражены в Законах Хаммурапи. Лицами в гражданско-правовых отношениях древнего Вавилона в ХVIII в. до н.э. признавались как физические (человек), так и юридические лица (церковь, община, дворец царя). Физическим лицом признавался, как правило, свободный человек (воин, тамкар, ремесленник, надитум и т.д.) независимо от своей социальной принадлежности.

В Законах Хаммурапи не указан возраст гражданской дееспособности. Этот вопрос решался в каждом конкретном случае судьей на основе правового обычая или правового прецедента. Нет отдельной статьи, в которой бы определялся объем правоспособности в зависимости от пола (женщина, мужчина), физического состояния (здоровый или сумасшедший). Только анализ различных норм позволяет сделать общий вывод, что и женщина, хотя и не в полном объеме, наравне с мужчиной обладала гражданской правоспособностью и дееспособностью. Например, в ст. 40 речь идет одновременно о правах тамкара (купца) и надитум (жрицы) на продажу дома, поля и сада; в ст. 109 – о доме женщины-корчемницы. Правоспособность женщины зависела и от того, была ли женщина замужем или нет, была ли она светской женщиной или жрицей и ряда других обстоятельств.

Большое внимание в памятнике права уделено и такому важному институту гражданского права, как собственность. В собственности могло быть как движимое (зерно, раб, лодка, оружие, драгоценности и т.п.), так и недвижимое имущество (дом, поле, сад и др.). Любое посягательство на имущество наказывалось, но тяжесть наказания зависела от формы собственности (дворцовое или частное), от вида имущества и многих других обстоятельств, при которых совершено посягательство на имущество.

Анализ статей 6 и 8 дает основание утверждать, что законодатель различал три формы собственности: дворцовую (государственную), храмовую (церковную) и частную. Способами приобретения собственности по Законам Хаммурапи были наследование (ст. 168), дарение (ст. 150), завещание (ст. 165), договор (ст. 278). Такие способы приобретения собственности, как царская служба и военная добыча, которые имели широкое применение на практике, прямо не указаны в законах.

В Законах Хаммурапи большое внимание уделено такому институту гражданского права, как договор. Следует заметить, что в силу несовершенства законодательной техники в памятнике права нет общего понятия договора, основных условий его законности, но, касаясь того или иного вида договора, указываются отдельные обязательные условия, которые должны соблюдаться сторонами при его заключении. Из анализа статей, посвященных договорам, усматривается, что по способу заключения договоры были и устные (ст.ст. 7, 106, 124), и письменные (ст.ст. 7, 165).

По содержанию в Законах Хаммурапи речь идет о договорах купли-продажи (ст.ст. 9, 40 и др.), найме (лица и имущества) (ст.ст. 78, 228, 257, 273, и др.), залога (ст. 114, 115), аренды (ст.ст. 42, 45, 46 и др.), хранения (ст. 124), займа (ст.ст. 48, 50, 51 и др.), дарения (ст. 165).

Брачно-семейное право по Законам Хаммурапи. Ему посвящена четвертая часть всех статей Законов Хаммурапи. Это свидетельствует о том, что брачно-семейные отношения имели большое значение и основные его институты регулировались в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э. светским нормативным актом. Брак должен был заключаться на основе специального брачного договора, а не договора купли-продажи, как было ранее. Брачный договор обязательно под страхом его недействительности должен был заключаться в письменной форме. Так, ст. 128 гласит: «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена».

Устанавливая новую форму заключения брака, законодатель, безусловно, использовал и некоторые положения прежних правовых обычаев, сложившихся в сфере брачно-семейных отношений. Ст. 159 предусматривала, что жених при заключении брачного договора должен был принести в дом тестя брачный дар родителям невесты и выкуп за нее, а невеста – в дом жениха приданое.

В Законах Хаммурапи, несмотря на большое количество статей, некоторые весьма существенные положения, касающиеся заключения брачного договора, не нашли отражения (не указан возраст брачующихся, требуется ли их согласие на брак, кем определяется содержание брачного договора, от чего зависит размер брачного дара, выкупа и приданого). Также нет ни одной статьи, содержащей общее положение о неравенстве женщин в браке, но анализ конкретных его норм в области брачно-семейных отношений определенно указывает на то, что брак носил патриархальный характер, хотя и в несколько измененном виде, т.е. приспособленном к новым реалиям XVIII в. до н.э.

Интересно отметить, что при наличии такого источника, как религиозные догмы, Законы Хаммурапи допускают расторжение брака не только в связи со смертью одного из супругов, но и в результате развода. При этом инициатива в расторжении брака признавалась как за мужем, так и за женой. Более того, для мужа развод даже тогда, когда жена не рождала ему детей, влек негативные последствия: «Он должен отдать ей серебро в сумме ее выкупа, в также восполнить ей приданное, принесенное ею из дома ее отца» (ст. 138). Но и при разводе в силу патриархального характера семьи больше прав у мужа, чем у жены, да и последствия за развод по одной и той же причине для жены значительно суровее.

Взаимоотношения родителей и детей также получили отражение в Законах Хаммурапи. В ст. 135 четко определен главный принцип этих взаимоотношений: «дети следуют за их отцами», – это означает, что при расторжении брака дети всегда остаются с отцами.

Дети должны проявлять послушание и уважение и не совершать «тяжкого греха» в отношении отца (ст. 169). Анализ статей позволяет утверждать, что равенства детей в семье не было. Сыновья имели больше прав, чем дочери, а среди сыновей мог быть «приятный» сын, которого выделял по своему усмотрению отец (ст. 165). Разные права имели родные и усыновленные дети.

Уголовное право по Законам Хаммурапи. Как и любая другая отрасль права, уголовное право в Законах Хаммурапи содержит и новые положения, вызванные к жизни изменившейся обстановкой, и прежние, уже устаревшие, но еще признаваемые и соблюдаемые в вавилонском обществе уголовно-правовые предписания. Так, кровная месть отменена, что означало шаг вперед в развитии как общества в целом, так и уголовного права в частности. Но в то же время сохранялся и широко использовался в Законах Хаммурапи принцип талиона – «равное за равное». Сохранялся и такой архаичный институт, как ответственность общины за преступление, которое совершено на ее территории, но преступник не найден (ст.ст. 23, 24), т.е. законодатель использовал в карательной политике принцип коллективной ответственности и ответственности без вины. Применял законодатель в XVIII в. до н.э. и такой древний вид наказания, который корнями уходит в родовой строй, как изгнание из «поселения» или «дома отца» за кровосмесительство (ст.ст. 154, 158).

Уголовное право, отраженное в Законах Хаммурапи, не является совершенным: в нем нет общего понятия преступления и его термина, не указаны некоторые виды преступлений, имевшие место в реальной жизни, например государственные преступления. Из анализа статей памятника права усматривается, что любое действие (бездействие), нарушающее закон или причинившее вред (моральный, материальный или физический) считалось правонарушением и наказывалось. Законодатель еще не делает различий между преступлением и проступком, между уголовным правонарушением и гражданским правонарушением, но он, определяя то или иное наказание за совершенное правонарушение, уже различал две группы правонарушений: особо опасные и менее опасные. К особо опасным правонарушениям относились такие деяния, как ложное обвинение в убийстве, колдовстве (ст.ст. 1, 3, 2); кража имущества дворца или бога, кража малолетнего сына, рабов дворца или мушкенума, кража во время пожара (ст.ст. 6, 14, 15, 25); грабеж (ст. 22), некоторые должностные правонарушения (ст. 35, 34), недоносительство о преступниках (ст. 109) и другие подобные правонарушения, которые, как правило, влекли за собой высшую меру наказания – смертную казнь. За менее опасные правонарушения (оскорбление, нанесение телесных повреждений, простая кража и т.п.) применялись другие наказания.

В Законах Хаммурапи можно выделить четыре вида преступлений: против личности, против собственности (имущества), против семьи (семейных устоев) и должностные.

К преступлениям против личности относились: убийство (ст.ст. 153, 229–231), нанесение телесных повреждений (ст.ст. 196–198 и др.), оскорбление (ст.ст. 203–205), ложные обвинения (ст.ст. 1, 3, 11 и др.).

К преступлениям против собственности (имущества) относились, прежде всего, кража имущества (скота, рабов, «пожитков» и др. вещей) (ст.ст. 6–8, 15 и др.); грабеж (ст.ст. 22, 23); повреждение чужого имущества (ст.ст. 53, 55, 57, 59); мошенничество (ст. 108).

К преступлениям против семейных устоев (семьи) относились кровосмесительство (ст.ст. 154, 157), безнравственное поведение жены, мужа, жениха или отца невесты, сына по отношению к отцу и другие подобные действия (ст.ст. 143, 160, 161, 169, 172), а также похищение ребенка (ст. 14) или его подмена (ст. 194).

Должностным преступлениям посвящено небольшое количество статей, в которых идет речь о неправомерных действиях судьи (ст. 5), воинских начальников по отношению к своим подчиненным (ст. 34), об уклонении воина от участия в царском походе путем неявки или отправки вместо себя наемника (ст. 26).

Если проанализировать содержание статей Законов Хаммурапи, то можно заметить, что законодатель много внимания уделяет такому понятию уголовного права, как состав преступления, хотя самого этого термина и не употребляет. Определяя наказание за то или иное преступление, законодатель особо выделяет тот элемент состава преступления, которому по сравнению с другими элементами придается большее значение. Низкая законодательная техника обусловила и то, что в большинстве статей отсутствует тот или иной элемент состава преступления, установить который можно только путем систематического толкования норм Законов Хаммурапи. Кроме того, уровень развития общества обусловил и то, что по многим преступлениям законодатель не указывает субъективную их сторону, т.е. ему безразлично, умышленно или по неосторожности совершено преступление. Примером может служить ст. 209, в которой речь идет о нанесении телесных повреждений. Безразлично относясь к субъективной стороне, законодатель уделяет большое внимание объективной стороне преступления – действию и последствиям («ударит... и причинит выкидыш»).

Важным элементом состава преступления является субъект преступления, которым по Законам Хаммурапи признавался и свободный человек, и раб. Классовый характер уголовного права проявлялся в том, что при совершении одного и того же преступления, например против личности, раб как субъект права нес бульшую уголовную ответственность. Так, по ст. 205, «если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо», т.е. к нему применялось телесное членовредительское наказание. За подобное преступление к свободному человеку применялось имущественное наказание, размер которого зависел от последствий и от того, кем был потерпевший (ст.ст. 203, 204), и только тогда, когда потерпевший был свободным, но «бульшим по положению», чем свободный человекпреступник, то к последнему применялось телесное наказание. Можно предполагать, что законодатель XVIII в. до н.э. отличал общий субъект права от специального субъекта права, так как весьма часто использует термины «судья», «редум», «корчемница», «врач» и т.п., т.е. при определении наказания за некоторые преступления предписывалось узнавать занимаемую должность, профессию (ст.ст. 5, 34, 109, 215 и др.).

Говоря о субъекте права, необходимо отметить, что в Законах Хаммурапи нашло отражение и такое понятие, как соучастие в форме пособничества (ст.ст. 153, 226), укрывательства (ст.ст. 6, 18, 19), недоносительства (ст. 109).

Как уже отмечалось, зная субъективную сторону преступления, законодатель либо не учитывал ее при назначении наказаний, либо особо выделял именно этот элемент преступления, который и определял вид и форму наказания. Так, ст. 206 гласит: «Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться: Я ударил его не умышленно», а также оплатить врача. Именно субъективная сторона принималась во внимание при определении меры ответственности цирюльника за то, что он сбрил «с раба знак»: если умышленно, его «должно убить и зарыть в его воротах», а если неумышленно, то он должен «быть свободным от ответственности» (ст. 227).

Поскольку Законы Хаммурапи не являлись всеохватывающим памятником права и не единственным источником права в то время, то в нем указаны не все объекты преступления, а лишь некоторые, т.е. не все общественные отношения, предметы материального мира и блага личности, находившиеся под защитой государства в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне. Однако перечень объектов довольно широк: отношения между частными лицами, к чужому имуществу, к должностным обязанностям, между членами семьи; жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, честь и многие другие.

Наиболее обстоятельно в Законах Хаммурапи отражена объективная сторона преступления: действие (ударил, украл, обманул, построил и т.д.); бездействие (не схватит, не приведет), место совершения преступления (корчма, на земле общины, в доме), способ совершения преступного посягательства (сделает пролом), последствия (причинит вред, повредит глаз, выбьет зуб, выведет за городские ворота). Такое многообразие обстоятельств, характеризующих объективную сторону, свидетельствует о том, что преступления в древневавилонском обществе были довольно распространенным социальным явлением, и законодатель того времени с целью поддержания стабильного общественного порядка и защиты существовавшего строя с помощью норм права стремится регулировать общественные отношения и наказывать лиц, совершивших неправомерные деяния.

Завершая рассмотрение вопроса о преступлении, его видах и составе, необходимо отметить, что известны законодателю и такие понятия, как рецидив, т.е. неоднократно совершенное преступление одним и тем же лицом, и отягчающие и смягчающие вину обстоятельства (ст.ст. 169, 25, 153, 206, 227 и др.). Представляет интерес то обстоятельство, что о рецидиве говорится только в одной статье, предусматривающей ответственность за неправомерные действия в области брачно-семейных отношений (ст. 169). Это, видимо, можно объяснить тем, что законодатель считал весьма опасными для общества и государства все другие виды преступлений, совершенные даже в первый раз, так как они не носят такого частного, личного характера, как взаимоотношения сына и отца.

Соответственно эпохе в Законах Хаммурапи отражена и система наказаний (виды, формы, цели и принципы). В целом для системы наказаний древневавилонского права характерны принципы классовости, неравенства свободных людей, талиона, неопределенности и множественности.

Принцип талиона («око за око, зуб за зуб») широко применялся в древнем праве при назначении наказания. Исследователи указывают на три разновидности данного принципа: типичный талион, применяемый тогда, когда обе стороны по делу занимали равное социальное положение в обществе; символический талион, по которому виновный утрачивал ту часть тела, посредством которой совершено правонарушение (ст. 195 – сыну, ударившему отца, отрезали пальцы; ст. 192 – приемному сыну, отрекшемуся от вырастивших его родителей, отрезали язык; ст. 128 – врачу, неудачно сделавшему операцию, отрезали пальцы); и зеркальный талион (ст.ст. 229, 230, 231 – строитель подлежал смертной казни, если построенный им дом обрушился и причинил смерть хозяину дома; сын строителя лишался жизни, если в подобном случае погиб сын хозяина дома; строитель должен был отдать своего раба, если в подобном случае был убит раб хозяина).

Определяя систему наказаний, законодатель стремился, как правило, к тому, чтобы четко указывать вид, форму наказания, а если это имущественное наказание, то и его размер. Так, по ст. 8, кража скота или ладьи, принадлежащих дворцу или богу, влекла за собой имущественную ответственность в форме штрафа «в 30-кратном размере». Наряду с тем есть и статьи, которым присущ принцип неопределенности в некоторой степени, например ст. 6, в которой указан только вид наказания («убить»), а форма не определена, тогда как в других статьях четко указывается форма смертной казни (ст. 25 – «бросить в этот огонь», ст. 129 – «связать и бросить в воду», ст. 153 – «посадить на кол»).

В Законах Хаммурапи предусмотрены следующие виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, отстранение от должности, изгнание (из общины, поселения, отцовского дома), позорящие наказания. Из перечисленных видов наказаний наиболее широко применялись три вида: смертная казнь, телесные и имущественные наказания. Это было обусловлено теми многочисленными целями, которые преследовал законодатель, определяя карательную политику: устрашение, возмездие, возмещение вреда, пополнение казны, общее и частное предупреждение. Исходя из этого перечня целей, законодатель и указывал виды и форму наказания с учетом состава преступления.

Смертная казнь применялась в простой (менее мучительной) форме и квалифицированной (мучительной) форме. Последняя форма смертной казни осуществлялась различными способами с целью устрашения («разорвать его на этом поле с помощью скота» – ст. 157; «сжечь» – ст. 157; «посадить на кол» – ст. 153 и др.).

Имущественное наказание было предусмотрено в трех формах: штраф, возвращение вещи, материальная компенсация за причиненный вред. Что касается телесных наказаний, то они применялись по Законам Хаммурапи в двух формах: болезненное телесное наказание (ст. 202 – «ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи») и членовредительское телесное наказание (ст. 193 – «вырвать глаз», ст. 194 – «отрезать грудь» и др.). Позорящее наказание упомянуто в Законах Хаммурапи только в одной статье 127: «повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски». Так же редко применялось такое наказание, как отстранение от должности, которое указано только в одной ст. 5. Судья за совершенное им должностное преступление «должен быть поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде». Суровым и применяемым в древнее время наказанием было изгнание, которое по Законам Хаммурапи предусматривалось в различных формах: изгнание из общины, изгнание из поселения и изгнание из дома отца (ст.ст. 154, 158).

Таким образом, основные институты уголовного права, исходя из уровня развития древневавилонского общества, государства и правовой мысли, нашли довольно широкое отражение в Законах Хаммурапи. Реализация норм уголовного права, которому была присуща такая черта, как жестокость, в процессе осуществления карательной политики содействовала укреплению существовавшего в Древнем Вавилоне государственно-политического режима и правопорядка.

Процессуальное право по Законам Хаммурапи. На важность данной отрасли права даже в то далекое время указывает то обстоятельство, что именно в первых статьях памятника права речь идет об ответственности за неправомерные действия, совершенные в ходе рассмотрения дела в суде (ст.ст. 1–5).

Анализ текста Законов Хаммурапи свидетельствует о том, что судебный процесс велся специально назначенными должностными лицами – судьями, которые в своей деятельности должны были руководствоваться установленными для ведения судебного процесса правилами (ст.ст. 5, 13). Нарушение последних влекло довольно тяжкие последствия для судьи: отстранение от должности и уплата штрафа в 12-кратном размере от цены иска. По существовавшей в то время идеологии считалось, что суд осуществлялся по воле царя и всегда справедлив. К сожалению, не все институты процессуального права нашли отражение в Законах Хаммурапи (судебные инстанции, стадии процесса, исполнение приговора и др.) Но сведения, которые имеются в памятнике права, позволяют утверждать, что дело могло рассматриваться как несколькими судьями, так и одним судьей, а процесс в основном был обвинительно-состязательным, который применялся как по большинству уголовных дел, так и по гражданским делам. Следует отметить, что процесс в целом велся устно, но решения судьи должны были оформляться письменно и скрепляться печатью.

Как и уголовное право, процессуальное право несет на себе печать обычаев родового строя и его морали. Это проявляется в том, что процесс начинался, как правило, по инициативе заинтересованной стороны, обе стороны сами должны предъявлять доказательства своей невиновности (ст.ст. 9–11, 112, 116), в ходе процесса использовались такие доказательства, как ордалия (испытание водой) и клятва (ст.ст. 2, 20, 106, 131).