Международный экономический форум 2015

Зейнуллина Н.Б., маг. ст. преп. – Омарова А.Т.

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Казахстан

Исламское финансирование в Казахстане

В  нашей республике исламский банкинг находится на так называемой первоначальной стадии развития. Достаточно отметить, что в стране действует единственный финансовый институт – АО «Исламский банк Al Hilal», являющийся первым исламским банком в республике, который начал свою деятельность в марте 2010 года.

Интерес  к исламскому финансированию  в Казахстане образовался ещё до провозглашения независимости страны, 1 января 1991 года президентом страны был подписан указ о создании международного банка «Аль Барака Казахстан» для осуществления международных расчетов, привлечения и обслуживания иностранных инвестиций в нашу экономику. В 1997 году Исламский банк развития (IDB) открыл свой региональный офис вАлматы. Другой исламский институт – Лариба Банк – обзавелся казахстанским представительством в 1994 году. В 1997 году в южной столице появилось региональное отделение Исламского банка развития, а в 2010 году Исламский банк Al Hilal стал первым полноценным исламским банком в стране.

В канун последнего кризиса на международные рынки исламского финансирования начали выходить казахстанские банки. «Банк ЦентрКредит» и «Альянс Банк» в 2006-2007 годах заключили соглашения по схеме «мурабаха» по торговому финансированию, «Банк Туран Алем» — по схеме «вакала». Этими банками в общей сложности было привлечено тогда по линии исламского финансирования около $440 млн.

В 2009 Казахстан первым из стран СНГ разработал законодательство, регулирующее исламское финансирование в соответствии с Законом  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», в котором установлено, что исламский банк создается в качестве банка второго уровня на основании специальной лицензии и обязательно наличие совета по принципам исламского финансирования при каждом исламском банке.

2. Принципы исламского финансирования.

Основными принципами исламского финансирования в соответствии с исламским правом являются следующие принципы, которые показаны на рисунке №1.

Ислам запрещает процентную ставку (риба), т.к. ссуда обеспечивает для кредитора фиксированный возврат независимо от результатов предприятия заемщика (денежная прибыль на деньги). В переводе с арабского «риба» означает приращение. В тоже время ислам поощряет торговлю и мотивацию к прибыли, т.к. в торговле всегда есть риск потери или низкой доходности. Запрет на использование процентной ставки приводит к тому, что исламские финансовые институты должны генерировать прибыль, являясь долевым участником, полностью разделяя риски, доходы или убытки партнера, либо занимаясь торговой деятельностью, извлекая наценку с перепродажи.

Операции, основывающиеся на случае или спекуляции (известные как майсир), где доход, возникший из случайного стечения обстоятельств, а не полученный в результате сложения труда или капитала, считаются шариатом недействительными. В переводе с арабского означает «азартная игра, получение прибыли без усилий». Однако шариат не запрещает обычные биржевые игры или принятие риска, в таких целях были разработаны решения в соответствии с принципами шариата по операциям по хеджированию, т.к. имеются различия между инструментами, стремящиеся достигнуть исключения риска основополагающих коммерческих операциях, а также в тех операциях, которые проводятся из чисто спекулятивных целей.

Накопление денег строго осуждается Кораном, т.к. деньги воспринимаются лишь как служебный (технический) инструмент, не имеющий самостоятельной стоимости, представляющий собой только средство обмена или механизм обслуживания хозяйственных потребностей общества. Исламская экономическая мысль проводит различие между деньгами и капиталом: деньги рассматриваются как потенциальный капитал, однако их преобразование в капитал требует активного участия владельца денежного ресурса.

Шариат не признает тех сделок, где хотя бы одна из сторон получает прибыль без вложения труда или капитала. Принцип разделения  прибыли и убытка подразумевает партнерское финансирование, когда каждая из сторон принимает на себя определенный риск, соответствующий их участию.

Операции, связанные с определенными видами продуктов, включающие свинину, табачную и алкогольную продукцию, наркотики, оружие, азартные игры, религиозную атрибутику, не имеющие отношение к  исламу (амулеты, обереги), запрещаются и считаются харамом, что в переводе с арабского означает «запрещенное, недозволенное».

Одной из особенностей исламского финансирования является закят (обязательная милостыня), в переводе с арабского – «очищение», «благодать» (баракят), «чистота». Главной особенностью каждого правоверного мусульманина является обязательная уплата закята – обязательного общегосударственного сбора с доходов всех обеспеченных мусульман в пользу бедняков.

3. Исламские банковские продукты.

Рисунок № 2. Инструменты исламского банкинга.

Как показано на рисунке 2,  основными исламскими продуктами являются:

Принимая во внимание, что70%населения Казахстана составляют мусульмане, но  стране еще предстоит продемонстрировать свой потенциал в качестве рынка исламского финансирования. Насколько мы понимаем, регулирующий орган пока не провел исследования с целью изучения потенциала услуг по исламскому финансированию в стране, а действующее законодательство недостаточно для стимулирования предложения исламских финансовых продуктов. По нашему мнению, потенциал исламского финансирования будет в значительной степени зависеть от способности банков предлагать продукты, которые могут конкурировать с традиционными финансовыми продуктами.

Однако в связи с растущим интересом к исламскому банкингу, власти Казахстана утвердили Дорожную карту по развитию исламского финансирования до 2020 года который представляет документ, предусматривающий реализацию комплекса мер по внедрению исламского банкинга на финансовый рынок республики.

Программа определяет направления и порядок действий госорганов и бизнеса в данном вопросе, предполагает создание условий для стабильного развития индустрии исламских финансовых услуг, содействие созданию исламской массы эмитентов, инвесторов, и участников рынка. Основное направление - совершенствование законодательства. Это нужно, потому что возникают правовые пробелы, споры, как правильно отрегулировать взаимоотношения, которые находятся на стыке традиционного финансирования с исламским финансированием. Казахстан - светская страна при этом объем финансовых услуг у нас очень большой, и нахождение правильного компромисса между этими продуктами основная задача – регулятор отношений. Таким образом,  исламский банкинг станет альтернативным финансовым продуктом, а не заменой традиционного метода финансирования бизнеса.

Следовательно, реализация предлагаемых правительственных мер позволит исламскому банкингу развиваться быстрыми темпами. На сегодняшний день для Казахстана развитие исламского финансирования дает целый ряд существенных потенциальных преимуществ:

1) Справедливое распределение рисков.

2) Стабильность системы финансовых институтов.

3) Отсутствие интегрированного рынка долговых обязательств.

4) Устойчивость исламского банкинга.

4. Вывод.

Исходя из всего вышеизложенного, по нашему мнению, для успешного развития исламского финансирования на конкретном рынке необходимы следующие условия:

Литература:

1. Учебник - Деньги, кредит, банки – Сейткасимов и др., 2012

2. www.banker.kz – Первый Банковский сайт

3. http://islamic-finance.ru  Сайт исламского бизнеса и финансов

4. http://kapital.kz  Новости Казахстана