Международный экономический форум 2015

Кан.экон.наук   Махмуд М.Р.

Абилдаев С.Т. Ph.D., доцент

В статье исследуются принципы и правила, определяющие и направляющие экономическое поведение человека согласно Корану. Анализируются  положительное и отрицательно экономическое поведения рассматриваются типы и образцы поведения, упомянутые в Коране.

Экономика и религия: ценностно-нормативная регуляция экономического поведения в исламской экономике

Связь между религией и экономикой  существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает влияние  на экономическое поведение верующих в сфере экономики и, на их отношение к труду.

В связи с углублением процессов социализации экономики, на наш взгляд весьма актуальным является рассмотрение вопросов ценностно-нормативной регуляции экономического поведения, этические основы и принципы исламской экономики. Термин исламская экономика появился в первой половине двадцатого века и утвердился в семидесятых годов 20-века. Однако все больше ученых экономистов обращают свой научный взор на рассмотрение основных методологических подходов исламской экономической системы. Этому явлению есть ряд объяснений и самым главным является морально-этические нормы, заложенные в принципах исламской экономики. 

Принципы и правила, определяющие и направляющие экономическое поведение человека согласно Корану:

1.Первым и фундаментальным принципом, определяющий и направляющий экономического поведения человека является то, что человек создан для поклонения Всевышнему и жизнь дана человеку в качестве испытания и проверки, как указывает на это следующий аят:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Рассеивающие (51:56)

Согласно кораническому представлению о месте и роли человека в мирской жизни определяется истинная цель, которая должна стать пределом усилий и устремлений человека в этом мире. Эта цель заключается в «стремлении человека к лику Всевышнего Аллаха и получению Его благосклонности». Это именно тот критерий, по которому поведение и действие оцениваются как  хорошие или плохие.

2. Согласно Корану человек в этом мире занимает место наместника Всевышнего Аллаха, то есть он замещает Аллаха в управлении его земным царством, действуя только в рамках его заместительства и дарованных ему Аллахом полномочий.  «Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле». Ангелы(35:39).

Вышеизложенное предполагает:

Настоящий хозяин и владелец - это  Аллах; Человек должен  распоряжаться собственностью Всевышнего  лишь в соответствии с его распоряжениями и инструкциями;   Доверительный  управляющий (наместник) – человек должен подчиняться и повиноваться настоящему хозяину– Аллах и не должен переступать границ дозволенного ему в своей деятельности;  Управляющий должен  выполнять  приказы и указы хозяина, а не то, чего хочет он.

3. Коран определяет решающим образом, что ислам – это путь, охватывающий все аспекты и стороны человеческой жизни.

У мусульманина только одна цель, одно направление, по которому он идет, один план жизни, которым он руководствуется. Он - воплощение предания всего себя Аллаху и подчинения Его воле. Это восхваление Единственности Аллаха и полное предание себя ему. Здесь соединены молитва, религиозные обряды, жизнь и даже смерть, клятва в верности и искренности; здесь посвящение себя только Аллаху, Господину миров - и все в одном «исламе» который не допускает ни в душе, ни в жизни тени неповиновения Аллаху.

Экономика как совокупности  хозяйственных отношений между людьми существует столько, сколько существует человеческое общество. В священных книгах разных религий содержались некоторые экономические взгляды и мысли, правила по регламентации хозяйственной жизни общества.  

1. Коран демонстрирует большое влияние экономического фактора на поведение человека, об этом свидетельствуют многочисленные аяты с экономическим содержанием;

2. Почти во всех  сурах и меканского и мединского периодов затрагиваются хозяйственно-экономические вопросы и проблемы;

3. Экономическая сторона жизни человека широко освящается в Коране  как качественно, так и количественно по сравнению с другими аспектами жизни.

4. Наличие в нем большого количества терминов, часто повторяющихся, и обладающих экономическим смыслом и оттенком.

Как поведение человека в целом, так и его экономическое поведение как совокупность поступков, действий людей, совершаемых в процессе их экономической и хозяйственной деятельности,  в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в Коране отводится значительное внимание.

Ниже приводятся некоторые образцы экономического поведения:

1.Разумное экономическое поведение является одной из основ счастья человека в этом и потусторонних мирах.

Внимательное рассмотрение приведенных  ниже Аятов, показывает, что Коран при описании богобоязненных людей не упускает из виду их экономическую характеристику, их экономическое качество. Так, какими экономическими характеристиками должны обладать богобоязненные люди по Корану? Какое у них экономическое поведение?   

Перечисляя качества богобоязненных людей, Коран упоминает и их экономическую характеристику, которая заключается в том, что они расходуют из того, что наделил их Всевышний на содержание и обеспечение своей семьи, выплаты закята, а также совершают добровольные  пожертвования в благотворительных целях. Он должен раздавать пожертвования из своего имущества, несмотря на свою любовь к нему. Под имуществом здесь подразумевается любая собственность, независимо от того, много ее или мало. Из этого откровения также следует, что любовь к богатству присуща каждому человеку настолько, что он готов никогда не расставаться с ним. Если же он раздает пожертвования из своего имущества в надежде приблизиться к Всевышнему Аллаху, несмотря на свою любовь к мирскому богатству, то это свидетельствует о его вере. Одним из лучших пожертвований является пожертвование бедняка, поскольку в таком положении человек не хочет расставаться со своим имуществом, опасаясь полной нищеты. То же самое можно сказать о человеке, который жертвует своим лучшим имуществом или тем, что ему любо и дорого. В аяте (2:177) также указаны категории людей, которые имеют право получать из этих пожертвований. Они  полагаются: Родственникам; Сиротам; беднякам; путникам; тем, кто вынужден просить о помощи; расходовать на освобождение рабов. Наряду с этим они выплачивают закят.

Даже раздавая обязательную и необязательную милостыню, они не расточитель­ствуют, не пренебрегают своими первостепенными обязанностями и не скупятся. Они следуют прямым путем, по одну сторону которого находится расточительство, а по другую сторону – алчность.

Богобоязненность (благочестивость) по Корану это и есть определяющее качество человека, являющееся основой его поведения, направления деятельности.Для характеристики верующего человека, познания его сущностных качеств можно использовать понятие богобоязненный человек как альтернативы изживший себя (модель) экономического человека.   Это, пожалуй, правомерно исходя из того, что, это качество  связано с духовной жизнью как детерминирующим доминирующим фактором, обусловливающим формирование философии его жизни— ценностной ориентации, стиля мышления, мотива поведения, отношения к другим людям и обществу, к истории, современности и перспективе, к природе.

2. Негативное экономическое поведение – одна из губительных характеристик.

Таким же образом, мы находим Коран, когда перечисляет губительные качества человека, также не игнорируется экономическая характеристика, о чем свидетельствуют  аяты(74:42-46).

У нечестивых людей отсутствует не только искренняя вера, но и  благие дела, и пожертвования в пользу нуждающихся.

Алчность, эгоизм и другие моральные пороки характерно для нечестивых людей. По причине своей жестокосердности они отгоняют сирот и не проявляют к ним сострадания. Они не побуждают людей кормить бедняков и тем более не делают этого сами. Они  лишены сострадания и склонны к показухе и лицемерию. Они отказывают людям даже в самом малом подаянии, пожертвовав которое они не окажутся в убытке. Они не желают подарить или дать взаймы даже миску, ведро или топор – все то, что люди обычно дают друг другу безвозмездно. Из-за своей непомерной алчности они отказывают в самом малом подаянии. Что же говорить тогда о тех вещах, которые представляют собой какую-либо ценность? Всякий, кто скупится делать добро, заслуживает самого сурового осуждения.  

Далее  Коран в одной короткой суре (92.1-20) упоминает два типа экономического поведения  положительное и отрицательное, разъясняя при этом, что у каждого типа экономического поведения есть свои последствия в этой и потусторонней жизни.

Человек первого типа  выплачивает закят, делает пожертвования, раздает искупительную ми­лостыню, расходует средства на благие цели и тем самым поклоняется Аллаху посредством своего имущества.

Второй тип не раздает обязательных и добровольных пожертвований, в отличие от первого типа второй не соблюдает предписания религии, поэтому Аллах делает его жизнь тяжкой, а качества – порочными. Именно богатство заставило его преступить запреты Аллаха, стать скупым и пове­рить  в  то, что он не нуждается в Господе. Однако богатство ничем не поможет ему, когда он умрет или погибнет.

3. Религия и экономика. Коран указывает на тот факт, что божественное вознаграждение и наказание часто проявлялись через экономику.

Увеличение вашего богатства, благодаря которому вы обеспечиваете свое существование и увеличение вашей численности, и дарение вас многочисленными детьми,  устройство  для вас сады и реки – самые прекрасные и самые желанные из мирских услад, все перечисленное выше будет возможно только при чистой вере во Всевышнего.

Неповиновение Аллаху привлекло за собой утраты экономического благополучия и безопасности на чем  указывает  аят Коран (16:112).

Коран демонстрирует историю одного города -Мекка, которая во времена невежества была безопасным и спокойным городом.  Никто не совершал в этом городе насилия, потому что язычники почитали его. И если человек встречал в Мекке убийцу своего отца или брата, то не нападал на него, несмотря на вспыльчивость и честолюбие арабов. Благодаря этому в Мекке царила полная безопасность. А наряду с этим жители города не испытывали никакой нужды. И хотя мекканская земля не пригодна для выращи­вания злаков или фруктов, всевышний Аллах позаботился о том, чтобы обитатели этой земли обретали мирской удел в изобилии отовсюду. А затем всевышний Аллах отправил к ним посланника из их среды, который был известен своей надежностью и правдивостью. Он повелел им совершать только праведные деяния и остерегаться только отвратительных грехов, однако они отвергли его и неблагодарностью ответили на многочисленные щедроты своего Господа. Тогда Аллах лишил их мирского благополучия и облачил в одеяния голода и страха. Прежде они не знали такого, потому что жили в достатке и безопасности, и причиной тому стали их злодеяния, неверие и неблагодарность.

Экономическими невзгодами, неурожайностью и засухой были поражены  и наказаны египетские  Фараоны, о чем свидетельствует (7.130) аят:

В воспитательных целях был подвергнут испытанию, бедой и напастями, которые поразили род Фараона в последний период их противостояния с Мусой. Таким образом Аллах поступал со всеми народами, дабы они смирились перед своим Господом. Для египтян наступили засушливые годы, дабы они осознали, что постигшее их несчастье является порицанием Всемогущего Аллаха, и раскаялись в неверии. Однако это не принесло им никакой пользы, и они продолжали творить несправедливость и распространять нечестие. Аналогичную участь постигла сабейцев об этом сообщает аяты (34.15-16).

Таким образом, можно заключить, что наказание Аллаха принимало форму  экономических потрясений, разного рода невзгод, засухой и неурожайности. Услышав подобные истории, напрашивается вывод о том, что подобное наказание угрожает каждому, кто пойдет по их стопам. А также, что благодарность всевышнему Господу позволяет людям сохранить благополучие и уберечься от несчастий, что посланники Аллаха говорили только сущую правду и что воздаяние Аллаха неизбежно, о чем свидетельствуют многочисленные события, происшедшие с древними народами, некогда жившими на земле.

4. Богатство (имущество) является основой жизнедеятельности, на чем указывает (4.5)аят Корана.  Из данного аята можно заключить:

1.Важность богатства для устройства жизни общества;

2.Богатство не должно находиться в руках неразумных людей, которые не умеют его управлять.

Осуждается и бессмысленная трата денег. Лицо, транжирящее деньги, может быть признано сафихом, т.е. не осознающим в полной мере, что делает, то есть по логике исламского мира оно не рационально.

5. Какой ценностью обладает размер богатства согласно Корану.

Необходимо отметить тот факт, хотя  Коран придает экономическому поведению большое значение, но вместе с тем сам размер имущества  не добавляет к богатству дополнительную ценность, богатство не дает своему владельцу особые привилегии. Главное, это отношение к богатству и поведение человека в связи с его зарабатыванием и расходованием.   Кораническое руководство по этому вопросу достаточно ясно.

Согласно Корану(8:28) богатство и дети являются испытанием для человека, любовь к ним может заставить его отдать предпочтение собственным желаниям перед выполнением своих обязанностей.

Богатство во всех ее проявлениях является всего лишь украшением мирской жизни. Аллах сотворил их для искушения и испытания людей, дабы выявить тех, кто станет совершать искренние и правильные деяния.

Но согласно Корану придет время, и тогда все мирские блага исчезнут, а земля превратится в сухую бесплодную равнину. Прекратятся земные удовольствия, высохнут ручьи и исчезнут былые прелести.

Различия по имущественному положению между людьми предопределены Всевышним для того, чтобы подвергнуть вас испытанию и увидеть, как вы будете поступать. Само богатство не дает никакое преимущество, о чем гласит коранический аят(6:165).

Не богатство и не его размер не имеют никакого значения перед Всевышним, только благодаря твердой вере во все, что проповедовали Божьи посланники, и праведным деяниям человек может приблизиться к Аллаху.

6. Структура экономического поведения. Некоторые отрицательные типы поведения, осуждаемые Кораном:

Структура экономического поведения может определяться в соответствии с его социально-психологической составляющей. Социально-психологическая составляющая предполагает выделение экономического поведения личности, малых, больших групп, в том числе отдельных социальных слоев населения, экономическое поведение на уровне целого народа. Ниже приводятся образцы экономического поведения, упомянутые в Коране:   

А. Накопление золота и серебра.

Бесцельное накопление богатства в исламе запрещается:

«..И тем, которые копят золото и серебро и не жертвуют на пути Аллаха - им возвести наказание мучительное». Покаяние (9:34)

Коран осуждает накопительство и образование сокровищ как одно из форм проявления эгоизма, а также бездействие финансовых ресурсов, которое наносит большой экономический вред. Современные экономисты пришли к такому же выводу, что изымать денег из оборота может привести к снижению потребления и занятость.

Если люди накапливают золото и серебро и не расходуют его на благие цели для того, чтобы приблизиться к Аллаху, то их богатство можно назвать недозволенным сокровищем. Оно становится таким, когда люди не выплачивают обязательных пожертвований, к которым относятся закят, обязательные пожертвования в пользу жен и некоторых близких родственников, а также другие обязательные пожертвования на пути Аллаха.

Б. Обман при заключении торговых сделок. Коран приводит пример Мадьяниты, как образец обмана при заключении торговых сделок.

В. Карун. История Каруна - одна из самих ярких коранических историй о злоупотреблении собственностью и крайнем отрицательном поведении, в том числе и экономическом. Карун был соплеменником  пророка Мусы, и не был  похож на своих соплеменников. Он был несправедлив к людям и поступал, таким образом, потому что ему было даровано великое богатство, которое зачастую вводит людей в заблуждение.

7. Какое отношение имеет религия к нашей хозяйственной жизни. Религия и экономическое поведение. Религия и вопросы вероубеждения имеют непосредственное отношение к экономике и труду, о чем свидетельствует  аят (11:87).

Ислам не отделяет «поклонение Аллаху» и «сакральные действия», с одной стороны, от «повседневных поступков»  или «светские действия» с другой.   

8. Условия хозяйственно-экономической деятельности. Распределение ограниченного времени между хозяйственной деятельностью и поклонением.

Экономика, бизнес, имущество, собственность, доходы и прибыли, дети  сильно притягивают и поглощают  человека, они имеют силу магнита, Человеческой душе присуща любовь к детям и богатству, но всякий, кто ставит ее превыше любви к Аллаху, несет чудовищный урон.  

9. Трудовая этика по Корану.

Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.Так какой коранический взгляд на труд?

Несомненно, Коран рассматривает экономическую деятельность как похвальную, точнее обязательную и необходимую. Он одобряет и поощряет материально-экономический прогресс и считает добывание разнообразных благ, пропитания и средств к жизни обязанностью.

Ислам требует от людей, способных трудиться, разойтись по всем концам земли в поисках пропитания, посланного им Аллахом. Двумя наиболее богоугодными способами получения дохода являются труд и торговля.

Человеческая деятельность в этом материальном мире, не является отклонение от довольства всевышнего Аллаха, а считается подчинение Ему.

Труд и  вся человеческая деятельность – это путь к достижению довольства Аллаха. 

И вместе с этим, Ислам не считает человеческую экономическую деятельность главной проблемой, а экономический прогресс – смыслом человеческой жизни.          В исламской экономике добывание средств к жизни - не главная проблема человека, а экономическое развитие –не конечная цель человеческой жизни, хотя эти вещи могут быть необходимыми и обязательными, но не являются истиной целью. Таким образом, в Коране встречается такие предписания «Ищи милости Аллаха» (62:10) или одобрительные выражения типа «милость Аллаха» относительно торговли и коммерции, « блага» (100:8;38:32) и т.д. «Имущество, которое Аллаха устроил вами для поддержки» (4:4), « Украшение Аллаха»(7:31) для одежды, и «Утварь» (16:80) для дома.Здесь важно отметить, что Ислам, рассматривает поведение человека, который не эксплуатирует ресурсы, возможности и способности, энергии как греховное поведение. Поэтому Ислам, считает такие виды человеческой экономической деятельности как производство, распределение, обмен и потребление как часть поклонения.

Можно заключить, что:

  • Кораническое руководство ставит хозяйственно-экономическую сторону жизни человека  на своем месте без пренебрежения или преувеличения ее значимости, а отводит ей  разумное место. Хозяйственная  сторона не является господствующим доминирующим над другими сторонами жизни человека, а занимает подчиненное место. В то же время пренебрежение к труду и хозяйственной деятельности со стороны мусульманина и  отказ от добывания средств к существованию  считается грехом и неповиновению Аллаху, а  отказ  от всяких жизненных благ и придерживать аскетический  образ жизни является неприемлемым поведением.

    Литература

    شوقي احمد دنيا- نطرات اقتصادية في القران الكريم.جدة-2007.1  الإعجاز الاقتصادي للقرآن الكريم- ، دار القلم ، دمشق ، ط1 ، 2005 2 رفيق يونس المصري

    مركز أبحاث الاقتصاد الإسلامي ، جدة ، ط1 ، 1995م منذر قحف ، النصوص الاقتصادية من القرآن والسنة 3 منذر قحف ،

    4. Коран. Перевод смыслов и комментарий Э. Р.Кулиева. - М., 2003г.