Международный экономический форум 2015

Кан.экон.наук   Махмуд М.Р.

Ph.D., доцент Абилдаев С.Т.

В статье рассматриваются исламская финансовая  система, ее сущность и элементы, анализируются формы, методы  и инструменты финансирования бизнеса в исламской экономике .

Ключевые слова: исламская экономика, исламская экономическая система, риба, закят, мудараба, мушарака, салям

Исламская модель финансирование бизнеса может стать альтернативой традиционной системы, и она имеет потенциальную возможность ограничить,  и даже устранить, источники, вызывающие финансовые проблемы и кризисы.

В этой статье мы рассмотрим теорию  финансирования хозяйственной деятельности в исламской экономике или финансирование в соответствии с принципами Шариата.

Финансирование в соответствии с нормами Шариаты - один из самых быстрорастущих и динамичных сегментов мировых финансов. Привлекательность финансовых услуг предоставлены исламскими финансовыми институтами неуклонно растет в связи с их способностью и выносливостью переживать финансо-экономические кризисы.                      Стабильность является одной из характерных черт исламского финансирования.             К преимуществам исламского финансирования также можно отнести, и содействие малому бизнесу как важнейшему элементу экономики исламских стран, позволяющему гармонично развиваться всей экономике.  

Важным аспектом исламских финансовых институтов является социальная ответственность и благотворительность как обязательные атрибуты  их деятельности.            Исламское финансирование имеет внутреннюю способность к воспроизводству благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг, что объясняет их жизнеспособность.

Вышеизложенное предопределил актуальность изучение теории финансирования бизнеса в исламской экономике. Теория  финансирования согласно Шариату - отражает отношения между членами общества по поводу финансирования хозяйственной деятельности и является объектом изучения микроэкономики. Запрет ссудных операций и взимания процента фиксирован в Коране.  Корни и основные положения по вопросам финансирования бизнеса изложены в разделе мусульманской юриспруденции, называемого Фикх Муамалата, рассматривающего деловые и хозяйственные вопросы с позиции Шариата.

Финансирование хозяйственной деятельности первоначально получила свое развитие в трудах мусульманских факихов - правоведов различных правовых школ - Мазхабов.

Так, например, Шарика (партнерство, компания)- это соглашение или договор между двумя и более людей, предметом которого является осуществление производственного или коммерческого проекта, где они участвуют в нем своими капиталами и своим трудом.

Мудараба похоже на партнерство (Шарика),но в данной форме финансирования бизнеса один из партнеров предоставляет капитал и не участвует в управлении, а другой партнер предоставляет свой управленческий труд. Цель мудараба - получение прибыли от осуществления проекта коммерческого, производственного или сельскохозяйственного характера. Прибыль распределяется в соответствии  с договоренностью сторон зафиксированной в договоре.

А что касается Бую или коммерческие сделки,  то финансирование происходит путем предоставления товарного кредита, при котором цена товара может быть выше, чем при оплате наличными.

Другим методом финансирования с помощью коммерческих сделок с отсрочкой платежа  (Бую) является Салям при котором кредит предоставляет покупатель в виде предварительной оплаты. Суть этого метода финансирования заключается в том, что покупатель оплачивает стоимость товара авансом, а получение его происходит позже.     Другой метод финансирования производителя, который похож на Салям – это договор истысна (изготовление по договору).

Предметом договора Иджара (аренда, лизинг) может быть машины и оборудование; земля и труд. Финансирование с помощью Иджара происходит следующим образом: кто-то покупает машину и сдает ее в аренду, а арендатор оплачивает арендную плату.

Второе правило в исламском финансировании - это реалистичность, которая предполагает в свою очередь два подправило:

А) Собственность или обладаемая вещь  должна быть способна – по своей природе - к росту. Б) Существует тесная связь между тем, что получает собственник или владелец и наличию реального прироста в обладаемой вещи. Иначе говоря, если существует реальный, настоящий прирост (прибыль) то тогда собственник его заслуживает, и если не было роста то он не заслуживает ничего, а если  убавилась собственность, то он терпит убыток.

Третье правило в исламском финансировании, где финансирующая сторона стремится к получению прибыли, заключается в том, что любая операция по финансированию должна проходит через товары и услуги. Так, например при партнерстве - Шарика  осуществляется производственное  финансирование, а Мудараба рассматривается как форма финансирования промышленных проектов, а Мурабаха как форма коммерческого финансирования, а также Иджара при аренде.   Сравнение исламского финансирования с процентным финансированием. После того как дали определение и ознакомили с принципами исламского финансирования, необходимо провести быстрое сравнение между ним и финансированием в рыночной экономике.

Можно фиксировать пять моментов различающие исламского  от рыночного процентного финансирования, они:

1)  Риба (взимание процентов)- это прирост или прибавление  в долге (кредите),  которому по своей природе не свойственна расти, в отличие от прибавления и прироста в исламском финансировании, которое может быть только в  приросте в обладаемой вещи, которая по своей природе способна расти;

2) Кредитор при процентных отношениях не гарантирует  и не отвечает по результатам деятельности, и не несет никакой убыток, а в случае с исламским финансированием гарантирует, и может нести  убыток при в случае неудачи;

3) Прирост в процентных кредитах предположительный, самовластный произвольный, а прирост в  исламском финансировании – если он есть- то это реальный, действительный прирост;

4) Процентное финансирование в основе своей опирается только на платежеспособности, и она может быть использована как  для финансирования промышленного проекта, или для погашения прошлых долгов или даже потрачена на азартные игры, а исламское  финансирование может использоваться только для производства и обращения  товаров и услуг;

5) Процентное традиционное финансирование позволяет банковским структурам предоставлять друг другу займы и кредиты, оборот долгов,  а в исламском финансировании не разрешается оборот долгов между банками, потому что оборот долгов основывается на идее учет векселей во времени – это и есть Риба.          

Для лучшего понимания сути исламского финансирования, целесообразно

сравнить его с традиционным процентным финансированием.

Традиционное финансирование  основывается на предоставлении платного кредита по определенной процентной ставкой как вознаграждение. Процентная ставка может быть изменчиво в зависимости от какого-то фактора как например размер официальной процентной ставки на межбанковские кредиты в Лондон(LIBOR).   

Таблица 1-Сравнительная характеристика традиционного и исламского финансирования

Традиционное финансирование

(процентное)

Исламское финансирование

(беспроцентное)

1.Процент взимается

1.Процент не взимается

2. Кредитор не гарантирует, не несет никакой убыток

2. Кредитор гарантирует, несет убыток

3. Прирост предположительный, самовластный произвольный

3. Прирост если он есть- то это реальный, действительный прирост.

4. В основе своей опирается только на платежеспособности

4.Может использоваться только для производства и обращения  товаров и услуг,

5. Разрешает банковским структурам предоставляет друг другу займы и кредиты и обороте долгов

5. Не разрешается оборот долгов между банками, оборот долгов основывается на идее учет   векселей во времени – это и есть Риба.

Можно отметить следующие пункты, различающие исламского финансирования от рыночного процентного финансирования, они:

1) Риба (взимание процентов). В исламском финансировании запрещается «риба» (излишек), под которой понимается любое неоправданное приращение капитала при займе или при осуществлении торговой  сделки.

2) Разделение  риска. Кредитор при традиционных процентных отношениях не несет ответственность по результатам деятельности финансируемой компании, значит, не несет никакой убыток, а в случае с исламским финансированием собственник  финансового  капитала  и  предприниматель разделяют риски.

3) Традиционное процентное  финансирование в основе своей опирается только на платежеспособности клиента, а сам кредит  может использоваться как для промышленного или коммерческого проекта, так и  для погашение прошлых долгов или даже на азартные игры, тогда как  в исламском  финансировании финансовые ресурсы предоставленные бизнесу могут  использоваться только для производства и обращения  товаров и услуг.

4) При традиционном процентном финансировании  банковские структуры могут предоставлять друг другу займы и кредиты, а также  доступен  и оборот долгов, между ними,  а в исламском финансировании не разрешается оборот долгов между банками, потому что оборот долгов основывается на принципе учета  векселей во времени – это и есть Риба.

Исламское финансирование бизнеса представлена  широкий спектр различных финансовых инструментов для осуществления  финансовых операций. Основные финансовые методы и инструменты финансирования, на которых базируется исламская финансовая система, описаны ниже:

К методам исламского финансирования можно отнести (см.табл.2.)

Финансирование методом соучастия(см табл.3). Принцип соучастия-  древний, известный, содержит  по своей контрактной форме  соучастие несколько людей в проекте с целью получения прибыли. Это происходит путем  объединения их капиталов и трудовых усилий  в компании. И реализация и осуществление принципа соучастия в финансировании бизнеса  принимает несколько видов: Мушарака (партнерство); Мудараба; Соучастие в производстве  ; Партнерство, с последующим владением.                             

Финансирование путем соучастия заключается в том, что финансирующая сторона передает другому лицу в совей компании, или фирме сумму денег  на определенный согласованный срок, в конце которого, обе стороны делят между собой результаты деятельности, прибыль распределяется согласно договоренности, а что касается убыток- то распределяется между сторонами в  зависимости от доли каждый из сторонн в капитале компании ( по удельному весу в капитале).

Таблица 2-Методы исламского финансирования

Метод финансирования

Инструменты финансирования

Финансирование путем соучастия

Мушарака, Мудараба,….

Финансирование путем Продажи (Бую)

С помощью сделок купли-продажи

Финансирование путем аренды (Иджара).

Аренда, Наем

Формы, полученные из смешивания трех указанных

-

Контрактная природа партнерства (компании) позволяет финансирующей стороне участвовать в управлении и быть в курсе ее дел, а также участие в принятии управленческих решений и  занимать место в совете директоров. Все перечисленное дает возможность эффективно контролировать и способствует в защите интересов финансирующей стороны, путем слежения за деятельность копании и вмешательства при необходимости.

Финансирование путем Мудараба. Мудараба - операция по финансированию бизнеса и она заключается в предоставлении одной стороной  сумму денег другой стороне без права участия  в управлении, в остальном она похоже на компанию(Шарика) в вопросах распределения прибыли по договоренности, а  убытки несет только владелец денег.

Таблица 3- Финансирование методом соучастия

Форма финансирования

Краткая характеристика

1.Мушарака

Партнёрское соглашение, по которому две и более стороны вступают в отношении делового партнёрства с заранее определённым капиталом и они разделяют прибыли и убытки.

2.Мудараба

Партнёрское соглашение, в котором одна сторона (раббуль мал) предоставляет капитал, а другая (мудариб) использует его в деловых целях; по условиям соглашения, прибыль будет распределяться между сторонами, а убытки, в случае их возникновения, будут покрываться за счёт средств раббал мала, если только они не были вызваны нарушениями контракта со стороны мудариба.

3.Участие в производстве

(Output sharing financing)

Согласно этой форме  финансирующая сторона владеет основными средствами проекта и предоставляет их инвестору для эксплуатации. Валовой доход или само производство распределяется согласно договору.

4.Мушарака, с последующей

передачи в собственности

одной из сторон

одна из видов компаний ( Шарика), который сопровождается обещание со стороны финансирующей стороны продать свою долю - постепенно - другому партнеру (другой стороне).

Современные исследования по вопросам фикха большое внимание уделяли двум вопросам, которые оказали большое влияние на возникновение исламских банков. Первый из них это возможность перемешивания капиталов разных лиц при инвестировании. Второй- это разрешение перемешивать деньги (капитал) Мудариб с деньгами (капиталами) владельцев денежных сумм в Мудараба. Идея Мудараба оказалось весьма успешной в привлечении финансовых ресурсов в исламские банки, из-за большого доверия к исламскому банку, источником такого доверия послужили  четкость организации и строгость шариатского и правительственного контроля.  

Исламские банки смогли применять Мудараба как идеальной формы для привлечения финансовых ресурсов как от больших и мелких вкладчиков  и их    аккумуляции для осуществления разнообразных инвестиционных проектов.

Но, в плане инвестирования и применения этих  финансовых ресурсов исламские банки  испытывали трудности, связанные с сложностью установления стопроцентных доверительных отношений с инвесторами.

Недоверие связанно со следующими причинами:

Но перечисленные трудности не мешали исламским банкам применять другие формы в финансировании промышленности, торговли и других сфер экономики.   

Финансирование путем соучастие в производстве. Согласно этой форме  финансирующая сторона владеет основными средствами проекта и предоставляет их инвестору для эксплуатации. Валовой доход или само производство распределяется согласно договору.

Финансирование путем Продажи (Бую). Финансирование путем Продажи основывается на покупке определенного товара исламским банком с последующей его продажей другой стороне, но с отсрочкой платежа. Здесь  финансирование на срок отсрочки, потому что исламский банк платит за товар наличными при его покупке.

Таблица 4- Бую’ (С помощью сделок купли-продажи)

1.Мурабаха

Финансирование торговли

2.Бай’ Салям

Сделка купли-продажи, в которой покупатель платит согласованную цену за тот или иной товар в качестве предоплаты, товар затем доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем.

3. истысна’

Истысна — финансирование банком производства специализированного оборудования или продукции при вкладе, сделанном клиентом на базе согласованной цены.

Финансирование путем Продажи (Бую) принимает три вида:

1.Продажа Мурабаха для приказывающий о покупке;

2.Продажа Саляма;

3. Продажа истысна. 

В продаже Мурабаха для приказывающий о покупке клиент просит у исламского банка покупать определенный товар у третей стороны (поставщик) по наличной цене (наличными) и обещает, что он купить его по отсроченной цене, что даст банку  определенную прибыль и долю по договоренности. И после покупки товара исламским банком и его получение, снова заключают сделку (банк и клиент) по продаже этого товара клиенту по  цене, гарантирующая банку прибыль и с отсрочкой платежа.     

При продаже Саляма стоимость товара платится наличными, а товар передается покупателю позже. Это финансирование покупателем продавца. При продаже Саляма характеристики товара, срок и место передачи  определены точно. Данный вид финансирования используется исламскими банками для финансирования фермеров, в частности, когда государство или компании по переработке обязуются покупать продукцию при сборе урожая. Исламский банк финансирует фермеров путем покупки Саляма и потом при получении продукции продает по более высокой цене и выиграет разницу.

Договор Салям может принимать метод Салям и параленный Салям, где исламский банк покупает определенное количество конкретного  товара, который он получит в будущем и после этого он продает аналогичное количество самого же товара с передачой в такой же срок. Его прибыль составляет разница в цене в момент покупки и момент продажи.

Продажа истысна похоже на Салям , но он связан с изготовлением стандартизированных предметов или нестандартизированных как строительство дома или выпуск станок. В истысна не ставится условие предварительной оплаты при подписании договора, поэтому он пригоден для финансирования продавца до передачи  и для финансирования покупателя, если платеж будет происходить после передачи изделия.

Финансирование путем аренды (Иджара). Финансирование с помощью аренды предполагает, что арендатор использует машины и оборудование без их покупки.          Таким образом, существуют разные альтернативы в исламском финансировании  хозяйственной деятельности участников рынка, каждый из них выбирает ту форму, которая соответствует его потребностям и экономическим  и финансовым условиям, доминирующие в его среде.

Литература

شوقي احمد دنيا- نطرات اقتصادية في القران الكريم.جدة-2007.1

  • 1585;كز أبحاث الاقتصاد الإسلامي ، جدة ، ط1 ، 1995م منذر قحف ، النصوص الاقتصادية من القرآن والسنة 2 منذر قحف جدة ، 1991م - مفهوم التمويل في الإقتصاد الإسلامي - منذر قحف 3

    4. Коран. Перевод смыслов и комментарий Э. Р.Кулиева. - М., 2003г.

    5.Кахф.М. Исламская экономика.  Амман– Йордания.1998. - .