Международный экономический форум 2013

Щербаков Виктор Николаевич

Социально-экономические аспекты регулирования общественного производства

В статье рассмотрены основополагающие  принципы регулирования социально-экономических отношений, ценностные характеристики перспективного развития общественного производства обоснована эффективность не антагонистического ведения хозяйства с использованием методов неценового регулирования. Достижение гармоничности системы возможно при переориентации со стоимостных характеристик к потребительским  ценностям.

Теоретической основой могут служить базовые принципы нравственно-ценностной регуляции социально-экономических отношений. как средство формирования общества потребного будущего, где идеи ценности выступают главным системообразующим фактором, соединяющим в единое органическое целое всю порадигму отношений. Данный подход является ключом к осмыслению феноменальных аспектов всего общественного уклада. В этом смысле ценностная ориентация выступает в качестве методологии познания неантагонистического пути развития.

Основой такого подхода выступают категории «ценности» и «полезности», раскрывающие совокупный потенциал отношений эндогенного уровня самого человека включая совокупность внутренней его природы. Сущность состоит в том, что он позволяет раскрыть новый уровень саморегуляции отношений в обществе, определить нравственно-этическую природу формирования процесса развития на принципиально новой основе, где доминирующую роль отводится полезностной форме отношении на уровне организации всего общества, мораль, нравственность, духовность выступают главным функционалом и связующим звеном всего общественного устройства.

Взаимодействие целевых установок развития, с нравственностью и моралью расширяют границы наших представлений об неантогонистическом устройстве общества и способствуют плодотворному развитию всей системы отношений. Нравственность и ценность снимают первостепенное значение стоимостного «универсального» развития, способствуя установлению гармоничных отношений.

Не антагонистичность включает морально-нравственно-психологический, нравственно-этический и нравственно-ценностной аспекты, как составные части деятельностного подхода к построению высокоэффективных отношений в обществе. Неантагонистическое развитие должно базироваться на нравственно-этических принципах, при которых ценность и полезность формируют особый уклад жизни.

Важная роль и значимость такого подхода заключается в том, что он преодолевает принципиальные противоречия в развитии, характерные для современного периода, определяя пути развития общества в русле ценностных форм и переориентации к новой гармонии социально-экономических отношений. Подтверждением тому может служить тот факт, что в современную эпоху делаются попытки переустройства отношений в обществе, причем эти попытки носят глобальный характер и затрагивают практически все стороны жизнедеятельности общества.

Гармоничное, неантагонистическое развитие, имеет законосообразный характер - оно проистекает по особым типам социально-экономических отношений, где главным конституирующим фактором выступает нравственно- ценностная основа. При этом на каждый новой ступени развития, «нравственность» и «ценность» обладает более высокими потенциальными возможностями как в области создания полезности так и в области раскрытия человека, его природной гармонии, самобытной культуры, традиций и менталитета. Именно в раскрытии человека состоит основной смысл принципа гармоничности, его движущий, побудительный мотив к неантагонистическому пути. По этому поводу известный русский мыслитель С.Н. Булгаков писал: «Освобождение личности есть создание условий автономно нравственной жизни. Эта этическая аксиома придаёт аксиоматическую непреложность, ставит выше всякого сомнения законность и обязательность стремлений к политической и экономической демократии, даёт им этическую санкцию, поднимает поэтому от простой борьбы за существование степень исполнения нравственного закона»[1].

Неантагонистическая основа, как раз и состоит в том, чтобы придать нравственный аспект всему процессу развития, свободной от игры противоречивых интересов, чувств и инстинктов. По этому поводу М.И. Туган-Барановский писал: «Становясь на точку зрения этики, мы получаем, следовательно, возможность возвыситься над противоположностью интересов и находим практический интерес, общеобязательный для всех людей с нормальным нравственным сознанием. Центральной идеей современного этического сознания является сформулированная Кантом идея верховной ценности и, как вывод отсюда, равноценность человеческой личности. Всякая человеческая личность есть верховная цель в себе, почему все люди равны, как носители святыни человеческой личности. Это и определяет верховный практический интерес, с точки зрения которого может быть построена новая система отношений, где интерес не рабочего, капиталиста или землевладельца, а человека вообще, выступает независимо от принадлежности к тому или иному типу»[2].

Сущность развития состоит в познании эндогенного уровня человека, его прошлого, настоящего и будущего - это положение о человеческой природе как самоцели исторического развития даёт возможность представить человека во всём богатстве его общественных проявлений, а тем самым оценить и степень гармоничности тех или иных общественных форм. Эндогенный уровень человеческой природы настолько сложен, что его раскрытие происходит в самых различных направлениях, определяемых средой общественного устройства. Содержание человеческой природы – это вся совокупность общественных отношений, а их характер бывает не только консервативным, но прямо ведёт иногда к процессам и действиям, несовместимым с принципами человеческой морали и нравственности.

Историческая эволюция социальных ориентиров показывает, что достижение высоких и эффективных форм развития возможно лишь при строгом соблюдении нравственного закона, требующего новых критериев оценки результатов деятельности. Повод к сомнению подаёт тот факт, что архаичные приёмы бесчеловечного обращения с людьми и игнорирование ценностных форм очень долго остаются не изжитыми, возвращаясь с особой силой в периоды застоя и упадка.

Избежать потерь, неоправданных срывов и социальных катастроф, возможно на основе разработки новых принципов регулирования отношений, которые хотя и формировались на протяжении длительного времени, но ещё очень далеки от завершения. Они требует учёта не только всего комплекса факторов, но и нравственно-психологической оценки результатов деятельности.

Неантагонистическая форма социально-экономических отношений призвана учитывать «конструктивные потенции» всех известных социально-экономических регулятивов, находить в них дееспособные инструменты управления в соответствии с основным нравственным законом. Последний весьма многообразен и действует с разной силой не только в конкретно исторических условиях, но и в каждой отдельной стране. Неантагонистическое ведении хозяйства учитывает переплетение требований всех экономических законов – всеобщих, общих и специфических - и вырабатывает собственные методы их использования в хозяйственной практике, руководствуясь при этом собственными принципами и методами исследования, отличительной особенностью которых является системный подход, метод структурных уровней, генетический, целевой и ценностной подходы к рассмотрению сложных динамических систем. Особое значение придаётся ценностным методам, без которых невозможно построение неантагонистических социально-экономических отношений, а следовательно и всего процесса развития.

Рассмотрение неценовых методов регулирования связано с принципом системности, что позволяет в комплексе рассмотреть все конструктивные элементы, выявить их взаимодействие и взаимосвязь, а также механизмы саморегуляции социально-экономического процесса. С таких позиций метод регулирования позволяет рассмотреть действие принципов и законов не только на глобальном уровне, но и на отдельных микроэкономических сегментах хозяйственного образования, а также проследить принципы поведения каждого участника на микроуровне – в рамках отдельной фирмы или предприятия со всеми его производственными звеньями и трудовыми взаимоотношениями и его отношениями с другими предприятиями и внешней средой. Такой подход позволяет не только проследить процесс становления новых форм отношений и их отдельных конструктивных элементов, но и даёт возможность предсказать поведение в будущем. Это особенно важно в условиях меняющейся экономической среды и наличия стохастических, вероятностных процессов в экономике, обусловленными стоимостными формами управления и регулирования отношений.

Особое значение при этом отводится целевому подходу, ибо цель – главный структурный элемент в развитии, объединяющий отдельные звенья в единое целое и придающий устойчивость в процессе её поступательного развития. Решающую роль имеет самоцель развитии всего богатства человеческой природы. Самоцель определяет и общую цель производства как такового, независимо от его конкретных форм создания разнообразных потребительных ценностей, с одной стороны, а с другой - в развитии производительных способностей человека. Вот почему человек и богатство его природы есть самый главный элемент познания, независимо от того, какую конкретную цель преследует сама система.

От свойств целевой функции зависит и система целевых ориентиров, которыми руководствуются люди в своей повседневной жизни. В общей системе ценностей, господствующей в обществе, особенно выделяются экономические ценности, которые представляют собой те критерии оценки, которые и определяют характер отношений в общественном устройстве. Важнейшим принципом неантагонистического пути развития является установление тесной связи субстанции экономической ценности с целью производства, и, как следствие, новой формы социально-экономических отношений. Этот принцип можно выразить следующим образом: какова цель производства, такова и субстанция социально-экономического развития отношений. Если цель выражается в стоимостной форме, то субстанцией ценности выступает стоимость. Если же целью производства выступает достижение максимальной общественной полезности, то субстанцией экономической ценности выступает дифференциальная (предельная) полезность. При этом верховной ценностью является сам человек и от его поведения зависит реализация всей системы ценностей, да и самого нравственного закона, лежащего в основе гармоничного развития.

Неантагонистическая концепция развития социально-экономических процессов должна привести к гармонии отношений, возрождению принципов регулирования по полезностно-ценностному варианту.

Самоцель производства получает всё более широкое применение, а потому необходимо четко сформулировать принципы гармоничности развития. Поскольку самоцель состоит в росте потребительных стоимостей и их многообразия, то самым главным становится потребительно-ценностной механизм хозяйствования, ибо потребительная ценность – главный конституирующий фактор хозяйственной деятельности.

Гармоничность хозяйства предполагает такую реализацию самоцели производства, когда потребительные ценности занимают доминирующее положение, когда оценка потребительной ценности выступает на первый план. В гармоничной системе хозяйствования стоимость отступает на второй план, ибо затратные принципы отношений между хозяйственными звеньями неизбежно ведут к росту затрат, а затратный механизм не способен обеспечить гармоничный рост производства и воспроизводства человека. Что же касается реализации нравственного закона, то он возможен только при сохранении заданности ценностной функции хозяйствующему субъекту, что в свою очередь определяется потенциалом человеческих возможностей и мотивационным механизмом экономического поведения.

Неантагонистическая система хозяйствования есть потребительно-ценностная система, предполагающая рост многообразия потребительных ценностей, возрастание производительных способностей человечества, достижение коренного принципа гармоничности развития и получения максимальной полезности и ценности. Максимум потребительных ценностей во всём их многообразии при минимальных издержках - таков непреложный закон гармоничной системы и коренной принцип неантагонистического развития.

Таким образом, гармоничность системы, её реализация как самоцели производства достижима лишь при условии, что принципы развития должны предусматривать новую критериальную оценку деятельности, в которой стоимостные её формы переходят на второй план, уступая качественным показателям, отражающим уровень полезности и ценности. Многообразие форм собственности и форм ведения хозяйства не влияют на процесс реализации стоимостных принципов управления производством и не отражают уровень эффективности используемого потенциала.

Поэтому переход к потребительно-ценностной системе хозяйствования делает самоцелью человеческую личность и приводит к реализации нравственного закона – воплощению человека как подлинной святыни исторического развития. Самоцель пронизывает все стороны хозяйственной деятельности от низших форм до самих высоких. Историческое движение делает самоцелью целостность развития личности, ведёт к повышению организованности в экономическом развитии, снижает уровень непредсказуемых процессов. Несмотря на попятные движения в истории законосообразный и целенаправленный характер его не может подвергаться сомнению - весь опыт человечества свидетельствует об этом.

Литература:

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990

2. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - СПб, 1911

3. Мизес, Людвиг фон Человеческая деятельности: трактат по экономической теории / пер. с англ. изд. А.В. Куряева. – Челябинск: Социум, 2005

[1] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990, с. 207.

[2] Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - СПб, 1911, с. 26.