Международный экономический форум 2013

Власов Д.В.

Понятие в современной научной парадигме

Понятие в современной научной парадигме

-->

Одним из главных элементов научного познания, рационального понимания мира, языка, общения – является такая важная категория, как понятие. С помощью понятий человек мыслит, передает свои мысли, формулирует их. На протяжении всей истории развития науки теория понятия широко исследовалась различными учеными, главным образом философами, логиками и методологами науки.

Значительный вклад в понимание того, что такое понятие, внесли античные философы, представители немецкой классической школы, философы направления постнеклассического рационализма, логические позитивисты, представители современной логики. Если обобщить их выводы в отношении понятия, то к настоящему моменту можно сформулировать некий «общий знаменатель», к которому сводится определение того, что является понятием – это мысль, форма мысли, идеальная структура, абстракция, которая выделяет предмет (или класс предметов) из универсума на основании наличия или отсутствия у этого предмета (класса предметов) определенных признаков, именуемых существенными, которые присущи только этому предмету (классу предметов).

Проблему выделения существенных признаков понятий очень глубоко исследовал выдающийся отечественный логик Е.К. Войшвилло. Именно в середине прошлого столетия им была сформулирована концепция понятия как формы мысли [1], которая до настоящего времени была инвариантна, непротиворечива и составляла отдельный раздел логики под названием «теория понятия».

Однако современная познавательная ситуация требует переосмысление сущности понятия. В рамках логической теории понятию «становится уже тесно». Так, логический подход интерпретации понятия не отвечает на вопросы, как формируются понятия в мышлении, как соотносится понятие с рациональным и иррациональным мышлением, каким образом понятие превращается в концепт, как используются понятия в языке, культуре, обществе.

Современную эпоху часто называют информационной. Лавинообразный рост информации породил новые требования к формулировке и использованию понятий. Все чаще понятие стало заменяться концептом. При этом, концепт –это не калька с английского (от англ. сoncept – понятие), а некое новое идеальное образование, нечто среднее между понятием, представлением и культурным образом. Концептами являются «окультуренные» понятия, несущие в себе дополнительный устоявшийся в обществе и культуре смысл.

Культурологическая составляющая концепта усилена в подходе Ю.С. Степанова, который, разграничивая категории понятия и концепта, определяет первое как «мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений»[2, С. 383-385], а второй как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [3, С.40], а также как «то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [там же]. Тем самым Ю.С.Степанов разносит понятие и концепт по различным областям знания, относя понятие к сфере логике и философии, а концепт к сфере культурологии. Однако наряду с этим Степанов считает, что понятие «концепт» имеет место в категориальном аппарате математической логики, обозначая смысл имени. Однако с точки зрения современной теории понятия, понятие есть не что иное, как смысл общего имени.

Понятие в рамках современной научной парадигмы уже не может рассматриваться просто как смысл общего имени, языковое выражение, мысль. Проблема понятия гораздо глубже и серьезней. В современной познавательной ситуации необходимо изучить соотношение понятия с рациональным и иррациональным мышлением, определить и классифицировать признаки понятий и их информационную природу, провести исследование о зависимости способов образования (концептуализации) понятий от предметной области и сферы их употребления. Только тогда можно построить современную концепцию понятия, отвечающую всем требованиям нового времени, эпохи информации и знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

2. Степанов Ю.С. Понятие //Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990.

3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Языки русской культуры, 1997.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. –  М.: Педагогика, 1982

5. Власов Д.В. Понятие как форма рационального познания. – М.: Издательство ОВЛ, 2008.