Международный экономический форум 2013

Зинченко А.Б., Батурина Е.С.

НМ-решение кооперативной игры с целочисленными побочными платежами

Южный федеральный университет. Россия

НМ-решение кооперативной игры с целочисленными

побочными платежами

Классическая кооперативная модель  , где  - конечное множество,  - функция множества, предполагает возможность произвольного распределения между игроками полезности , которую может получить коалиция . Игра  называется игрой с трансферабельной полезностью, ТП-игрой или игрой с побочными платежами. Основные концепции решения игры  являются подмножествами множества дележей . Для сравнения дележей используется отношение доминирования. Дележ  доминирует  (dom), если существует такая коалиция , что , , и . D-ядро  игры  состоит из всех недоминируемых дележей. C-ядро  выделяет дележи, удовлетворяющие минимальным требованиям всех собственных коалиций. НМ–решение  определяется условиями: из  следует ¬domи ¬dom; для каждого  существует такой дележ , что dom. НМ-решение отражает норму поведения экономических агентов, но его трудно вычислить.

Предположение о трансферабельной полезности подходит не для всех экономических ситуаций, т.к. полезность (или ее денежный эквивалент) может состоять из неделимых единиц. В этом случае значения , , и дележи должны быть целыми числами. Кооперативная игра  с множеством дележей , где - целочисленная решетка, и целочисленной характеристической функцией  называется дискретной. Семейство дискретных игр с множеством агентов  обозначим через . Примеры ситуаций, порождающих игры , приведены в [1]-[4]. С-ядро дискретной игры есть пересечение С-ядра соответствующей ТП-игры  и целочисленной решетки . D-ядро  и НМ–решение  игры  определяются с помощью отношения доминирования на множестве целочисленных дележей . Множество всех НМ-решений игры  обозначим через .

Игры  менее изучены, чем ТП-игры. Ссылки на работы по дискретным играм можно найти в [3]. Они, в основном, посвящены ядрам игры . В данной заметке описаны свойства НМ-решений.

Из определения игры  следует, что она имеет конечное множество НМ-решений, каждое из которых содержит конечное множество дележей. Все НМ-решения дискретной игры находятся алгоритмами выделения ядер в графе доминирования , множество вершин которого состоит из дележей  игры , а  тогда и только тогда, когда дележ  доминирует дележ . В дискретных аналогах некоторых ТП-игр, имеющих многочисленные семейства НМ-решений (монополистические ситуации), граф доминирования не содержит циклов, т.е. НМ-решение единственное. Из определений, результатов для ТП-игр и [1]-[4] следует:

- если игра  несущественная (), то НМ-решение единственное и состоит из одного дележа ;

- если характеристическая функция  простая (, , ), то семейство НМ-решений игры  состоит из (возможно пустого) множества дележей ;

- если НМ-решение ТП-игры содержит только целочисленные дележи, то оно является НМ-решением соответствующей дискретной игры;

- если игра  имеет D-ядро и НМ-решения, то D-ядро содержится в любом НМ-решении;

- если D-ядро игры  является ее НМ-решением, то НМ-решение единственное;

- если  в игре  существует С-ядро и НМ-решение, то D-ядро непустое, С-ядро содержится в D-ядре и в любом НМ-решении.

Пример 1. Дана кооперативная игра трех лиц с супераддитивной целочисленной характеристической функцией:

, (1)

В ТП-игре  нет С-ядра и D-ядра, но существует НМ-решение . Соответствующая дискретная игра имеет непустое D-ядро , совпадающее со значением Шепли и N-ядром ТП-игры, но не имеет С-ядра и НМ-решений. Игра (1) является 0-формой игры, известной под названием "Мусор" [5]. Предполагается, что каждый из игроков имеет мешок с мусором, который он должен выбросить во дворе другого игрока. Нужно выяснить, смогут ли игроки договориться о размещении мусора. Согласно постановке, это дискретная игра и естественно было бы считать, что  равно количеству мешков, принесенных игроками из  во дворы участников коалиции . Однако в [5] вес коалиции  рассматривается как трансферабельная "полезность" мешков, полученных агентами из  ("полезность" одного мешка равна (-1)). Интерпретация целочисленных решений игры (1) не вызывает затруднений. Но дробные дележи, содержащиеся в НМ-решении, не согласуются с постановкой проблемы.

-->

Чтобы обойти трудности, связанные с дискретностью, при построении кооперативной модели в форме характеристической функции иногда вводят фиктивные делимости [6].

Особый интерес представляют кооперативные игры, в которых С-ядро является НМ-решением. Тогда оно доминирует все остальные дележи . Нерешенная до сих пор проблема классической кооперативной теории – каким условиям должна удовлетворять характеристическая функция, чтобы -ядро совпадало с НМ-решением – для дискретной игры (как показывает следующая теорема) разрешается просто, но такие игры не имеют практического значения.

Теорема 1. С-ядро дискретной игры является НМ-решением тогда и только тогда, когда оно совпадает с множеством всех дележей .

Пример 2. Дана дискретная игра трех лиц 0-редуцированной форме:

, ,  nZ(1,3)=nZ(2,3)=nZ(N)=3. (2)

Она не имеет С-ядра, D-ядро состоит из трех дележей . НМ-решение является расширением D-ядра . Два дополнительных дележа доминируются дележами, не принадлежащими НМ-решению ((0,2,1)dom(2,1,0), (2,0,1)dom(1,2,0)), что снижает ценность этой концепции решения для игры (2).

Теорема 1 и пример 2 порождают новую проблему: при каких условиях D-ядро дискретной игры совпадает с НМ-решением?  В следующей теореме сформулировано достаточное условие, при котором .

Теорема 2. Пусть  - выпуклая функция, тогда D-ядро дискретной игры  является ее единственным НМ-решением.

Известно, что в выпуклой ТП-игре С-ядро и D-ядро совпадают, поэтому теорема 2 аналогична результату, полученному для игр с трансферабельной полезностью. Заметим, что некоторые другие свойства выпуклой ТП-игры не переносятся на ее дискретный аналог. Например, равенство , справедливое даже для более широких, чем выпуклые, классов ТП-игр, в дискретной игре с выпуклой функцией  выполняется только при совпадении С-ядра с множеством всех дележей [2].

Проведенные исследования показывают, что условия существования  решений кооперативной игры, их свойства, сложность вычисления, соотношения между решениями могут сильно меняться при добавлении условия целочисленности дележей. В частности, проблема проверки существования С-ядра усложняется, а НМ-решения находятся проще.

Литература:

1. Зинченко А.Б., Мермельштейн Г.Г. Модель экономических ситуаций с дискретными платежами // Terra economicus. 2011. Т.9. №.3. С. 7-11.

2. Зинченко А.Б. Свойства ядер дискретной кооперативной игры. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2009. № 2. С. 5-7.

3. Зинченко А.Б., Мермельштейн Г.Г. Сбалансированные и двойственно сбалансированные дискретные кооперативные игры // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1. C. 109-115.

4. Zinchenko A.B., Oganjan L.S., Mermelshtejn G.G. Cooperative Side Payments Games with Restricted Transferability // Contributions to game theory and management. Collected papers of the Third International Conference «Game Theory and Management». 2010. V. III. P. 458-467.

5. Shapley L. S., Shubik M. On the core of an economic system with externalities // Amer. Econ. Rev. 1969. V. 59. P. 678-684.

6. Ju Y., Ruys P.H.M., Borm P. Compensating losses and sharing surpluses in project-allocation situations // Discussion paper. № 2004-37. university. P. 1-17.