Международный экономический форум 2011

Антонова В.Г.

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Исследование рынка антиквариата

Анализ рынка антиквариата показал, что в 2009 году главной стратегией аукционных домов являлось резкое сокращение «топовой» части рынка современного искусства, считающейся «новой» в начале тысячелетия. Кризис также переориентировал аукционы и коллекционеров с количества на качество, что дало толчок к поиску «художественных ценностей», а не «модных тенденций».

До наступления 2008 года спекуляции на арт-рынке достигли своего максимума. Цены на предметы искусства вышли за пределы разумных рамок, и стали значительно выше уровней, достигнутых в предыдущий пик рынка в 1990 году. Рост цен был особенно значительным в США, где они выросли на 88% в период между 1990 и 2007 годом.

В октябре 2008 года рынок начал резкое торможение. Однако аукционы еще не успевали скорректировать ценовые оценки в своих каталогах. В начале 2009 года началась адаптация показателей к рыночным реалиям.

Чтобы свести к минимуму свои потери в 2009 году, аукционные дома приняли ряд мер, включая сокращение численности персонала (к примеру, в Christie's было уволено около 20% работников). Помимо внутренних мер, аукционы начали политику снижения резервных цен (в декабре 2008 года дом Christie's объявил о сокращении резервных цен как минимум на 10%). Продавцы начали пересматривать свои ценовые диапазоны, что привело к сокращению их каталогов в количественном и ценовом отношении. Также значительно снизились ценовые гарантии. В связи с этим дома Sotheby's и Christie's начали испытывать трудности с клиентами, поставляющими им исключительные шедевры.

Резкое сокращение «топовых» продаж предметов искусства по сравнению с 2006, 2007 годами привело к тому, что в 2008 году началось значительное сокращение доходов аукционов во всем мире. Общемировой доход от продажи изобразительного искусства в 2009 году сократился на 3,7 млрд. долларов США по сравнению с 2008 годом и составил лишь половину дохода от продаж 2007 года (9,3 млрд. долларов).

Наиболее пострадавшими рынками являются: Великобритания – потери 1,9 млрд. долларов по сравнению с 2008 годом, США – 1,6 млрд. долларов. Для сравнения, при предыдущем крахе рынка произведений искусства, произошедшем в период с 1990 по 1992 год, цены на рынке снизились в среднем на 44% и в 1998 году вернулись к устойчивому росту.

Во втором и третьем кварталах 2009 года цены начали стабилизироваться, и после октября на рынке возникло умеренное оживление.

В период между 2002 и началом 2008 года доля современного искусства для работ выше 100 тыс. долларов увеличилась с 4 до 20%. Однако после кризиса эти тенденции обратились вспять.

В 2009 году современное искусство представлено лишь 12% рынка, цены в данном сегменте упали 40% за 2008–2009 годы. Аукционы решили действовать осторожно, ограничив количество предлагаемых лотов. Также они стали стремиться к ограничению рисков от возможных потерь, неизбежно возникающих при спекулятивной продаже.

Рынок современного искусства, таким образом, вернулся к состоянию 2004 года. При этом в 2009 году количество произведений, проданных в пределах 5 тыс. долларов, возросло на 13% в два года и составило почти 74% данного рынка.

С продажами в 1,3 млрд. долларов в 2009 году Соединенные Штаты по-прежнему занимают ведущее место на рынке изобразительного искусства, несмотря на спад в 55% по сравнению с 2008 годом. Великобритания сохранила второе место с доходом 1 млрд. долларов, спад составил 65% по сравнению с предыдущим годом. Сокращения англо-американских рынков (на которые приходится 49% мировых аукционных продаж) в значительной степени обусловлены мерами, принятыми домами Christie's и Sotheby's. Численность предметов искусства, предлагаемых этими двумя лидерами рынка, сократилась на 34% и 47% соответственно, по сравнению с 2007 годом. Это отразилось на их годовых доходах в 2008 году: Christie's получил на 57% меньше, чем в 2007 году, и Sotheby's также потерял 60%. Вместе эти два гиганта рынка формируют 60% от общей мировой выручки и всего лишь 10% от общего объема сделок в мире. При этом аукционные продажи Китая увеличились на 25% в 2009 году (до 830 млн. долларов). Китай в настоящее время отстает на 170 млн. долларов от Великобритании. В настоящее время его доля составляет 17,4% от мирового дохода на аукционах против 7,7% в 2008 году. Франция является четвертым по величине рынком в мире, ее доходы в 2009 году равны лишь 40% по сравнению с предыдущим годом (265 млн. долларов и 665 млн. долларов).

Между 2005 и 2008 годами на мировом арт-рынке наметилась тенденция, при которой богатые коллекционеры вкладывали все больше средств в работы русских художников. Это было вызвано тем, что художники русской школы составили относительно более дешевый сегмент по сравнению с необычайно завышенными ценами на европейское искусство.

Наибольшей популярностью пользовалось русское искусство XIX века. После роста в 473% за период 1998– 2008 годов в последующий период, с января 2008 по январь 2010 года, цены упали в среднем на 37%.

В 2009 году в Christie's в результате продажи русского искусства выручка составила 43,9 млн. долларов. Наиболее востребованным стал фарфор императорского происхождения. Количество лотов, приобретенных русскими клиентами, возросло на 13% по сравнению с 2008 годом. Однако выручка от русских продаж снизилась на 25% . В то же самое время по нашим оценкам в 2009 году выручка Sotheby’s от продажи русского искусства составила 35,7 млн. долларов.

Во время своих русских торгов в апреле 2010 года аукционные дома Christie's и Sotheby's решили предложить более широкий спектр работ известных художников с низким эстимейтом (не более 400 тыс. долларов).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мировой экономический кризис, безусловно, повлиял на антикварный рынок всего мира, что выразилось, главным образом, в уменьшении доходов различных стран, а также в сокращении персонала крупнейших аукционных домов мира. Однако, по нашему мнению, наметилась и положительная тенденция – в послекризисный период рынок антиквариата стал формировать спрос, а не предложение, что определяет ориентацию на качество предметов искусства, а не на их количество.

Литература:

1. http://auction-house.ru/antikvar

2. http://artinvestment.ru/invest/analytics/