Международный экономический форум 2009

Авраменко У.А.,

Человеческий капитал в истории развития экономической мысли

Развитие мировой экономической мысли обусловливается различием взгля­дов на человеческую составляющую и человеческие отношения в производственной деятельности. Поэтому рассмотрение эволюции развития человеческих отношений и труда человека актуально и связано с поиском положительных сдвигов в мировой экономической мысли.

Целью статьи является историческое исследование понятия "человеческий капитал", что дает наиболее полное представление о понятии в современной его интерпретации.

Как ро­доначальник классической политэкономии У. Петти определял зарплату в качестве сто­имости, созданной землей и трудом, которая сводится к средним физиологическим потребностям взрослого человека. Рабочая сила, по его определению, - главный фак­тор, двигающий процесс производства, а общественное воспроизводство в народно­хозяйственном понимании - не только возобновление производства товаров, но и вос­производство самой рабочей силы. То есть носитель и собственник рабочей силы - рабочий - впервые рассматривается не только как потребитель благ (хотя и на минимальном уровне), но также как носитель стоимости рабочей силы в ее капитализированной форме [2].

Значительный вклад в теорию "человека трудящегося" внесли: Белинский (1811-1848 гг.), Герцен (1812-1870 гг.), Шевченко (1814-1861 гг.), Чернышевский (1828-1889 гг.), Франко (1856-1916 гг.) и многие другие.

Т. Шевченко широко известен не только как украинский поэт, писатель, художник, но и как прогрессивный мыслитель. В поэмах "Сон" (1844 г.), "Кавказ" (1845 г.) он гневно противопоставил самодержавие, призвал народы России к общечеловеческому братству, прославлял личность крепостного интеллигента. Т. Шев­ченко в философии своей поэзии был близок к теории и практике "натуральных школ".

Н. Чернышевский полагал, что современное производство требует новых стиму­лов, то есть нужно, чтобы вознаграждение за добросовестный труд уклады­валось в самом продукте труда, а не в плате за него.                     Н. Чернышевский на мно­гочисленных примерах показал рост роли высококвалифицированного живого труда по сравнению с овеществленным. То есть он приблизился к рассмотрению и оценке живого труда с позиций инвестиции в человеческий капитал.

И. Франко был одухотворен социалистической идеей свободы и справедливости, находящей свое выражение в защите прав крестьян, рабочих, интеллигенции (повести "Борислав смеется" - 1882 г., "Захар Беркут" - 1883 г.).

Исследование эволюции взглядов на труд человека связывают с трудовой теорией стоимости А. Смита (1723-1790 гг.), с его работой «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), где он впервые дает осно­вы понимания "человека экономического", с его эгоистическими стремлениями создать собственное благосостояние, который, благодаря "невидимой руке" рынка обеспечивает расцвет страны и населяющих ее народов.

А. Смит считал, что основной капитал состоит не только из средств труда, но и из полезных способностей всех жителей или членов общества. Эти способ­ности становятся частью богат­ства всего общества, к которому она принадлежит. Кроме того, А. Смит в своем одним из первых начал изучать проблему мотивации труда. Главным мотивом человеческого труда он считал экономический интерес, стремление к максимальной экономической выгоде, естественное желание человека улучшить свое благосостояние [2].

Д. Рикардо в "Началах политической экономии и налогообложения" открывает формулу стоимости капитала, которая зависит от количества и качества труда [2].

Дальше всех в развитии понятия "человека трудящегося" пошел              К. Маркс. Он различает простой и сложный труд. Сравнительно сложный труд выступает в сто­имости товаров как умноженный простой труд, то есть меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого.

В отличие от А. Смита, который сравнивал высококачественные способности ра­ботника с эффектом высокопроизводительной машины,              К. Маркс подошел непосредственно к понятию человеческого капитала.

Творцы трудовой теории стоимости - А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, - последовательно развивая ее концептуальные положения, не только вводят в научное обращение основное понятие "человека экономического", но и транс­формируют его в понятие "человека трудящегося", что существенно приближает его к современной категории человеческого труда.

Анализируя различные взгляды в развитии мировой экономической мысли, можно сделать вывод, что "человеческий капитал" - социально-экономическая категория, производная от таких категорий, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий фактор" и "человеческие ресурсы". Эти категории в своей совокупности отражают эволюцию развития представлений о месте и роли человека в производстве и общественной жизни.

В Украине цивилизованное осознание роли человека в производстве и обществе сейчас не наблюдается. В настоящее время существуют социально-экономические проблемы незрелой рыночной экономики: без­работица, низкий жизненный уровень, ненадлежащее внимание к работнику с трудо­вым опытом, квалификацией, профессиональными знаниями и навыками, а главное - недостаточный уровень социальной защиты наемных работников. Как следствие, в Ук­раине происходят деформация трудовых ценностей, массовое ухудшение качества тру­дового потенциала, что отражается в данных статистики и научных исследований про­фессионально-качественных характеристик современного работника, оценке его тру­довых ориентации, мотивации и способности к производительному труду [1].

В современных условиях человека следует рассматривать не просто как рабочую силу, расходы на которую необходимо минимизировать, а как человеческий ресурс, трудовой потенциал которого необходимо наращивать, мобилизовать и разви­вать, что требует инвестиций в обмен на соответствующую отдачу.

1. Мочерный С. Проблемы человека в экономической теории. "Экономика Украины" № 1, 1999. с. 72-80.

2. Петти У., Смит А., Рикардо Д.: Антология экономической классики М., "Эконов." - "Ключ", 1993, с. 165, 311-312.