Основы рекламы (Антипов К.В., 2020)

Средства распространения рекламы. Медийное планирование

Реклама появляется в соответствующих интересам целевого потребителя средствах массовой информации, руководствуясь различными подходами. Весьма затратный и в современных условиях не всегда эффективный первый подход, когда рекламные цели устанавливаются как достижение конкретного процента населения конкретным количеством показов рекламы в единицу времени (неделя, месяц, три месяца и т. д.). Такой подход, по определению, не может быть эффективен для большинства продуктов. Вероятно, он оправдан для редких “универсальных” (т. е. не обладающих особыми, уникальными реальными свойствами, ориентирующимися на очень широкую, огромную аудиторию) продуктов, обладающих огромными финансовыми ресурсами, для таких, как “Coca Cola” или соки “J7”. Второй подход можно назвать “методом непрерывности”.

Он представляет собой по сути разновидность все того же подхода “досягаемость — частота”. В его основе лежит идея: если вы хотите, чтобы люди что-то покупали, вы должны буквально докучать им каждый день. Здесь мерой измерения выступает частота появления рекламы.

Однако когда в основе того или иного отношения, а значит, первопричиной того или иного поведения относительно конкретного товара является устоявшийся потребительский стереотип, идея, владеющая сознанием большинства потребительской аудитории, уповать просто на частоту, назойливость контактов — дело бесперспективное. В условиях нарастания скорости инноваций в большинстве случаев стереотипы не являются вашими союзниками. Поэтому наряду с количеством и частотой контактов, особенно для компаний со скромным бюджетом, важнейшим фактором, влияющим на эффективность коммуникации, является содержание и место размещения рекламы. Что вы должны говорить, где и в какое время — суть не менее важные для успеха факторы, чем количество контактов или количество людей, которым вы говорите. Необходимо через правильную медийную и творческую стратегию превращать получателя вашей информации в активного союзника вашего продукта, а не удовлетворяться пассивным созерцанием вашей рекламы сотнями тысяч или миллионов пар глаз, прикованных к экранам телевизоров. Чем больше тех, кто столкнулся с вашей рекламой, станут ретранслировать ваше обращение через собственный стандарт поведения или хотя бы устно, тем больший экономический эффект в конечном итоге вы получите.

Кроме основных средств рекламы, которыми являются средства вещания (телевидение и радио), печать (газеты и журналы), наружная реклама (самых разнообразных типов и форматов), в последние годы в России активно развиваются такие рекламные площадки, как Интернет, кинотеатры и продакт плейсмент. Прежде чем приступить к рассказу о разработке медийной тактики коммуникации, кратко остановимся на особенностях основных каналов распространения рекламной информации.

Реклама и телевидение

Телевидение в России практически по всем показателям является безусловным лидером в рекламе. Доля телевидения в рекламных расходах чрезвычайно велика — почти 50% всех средств, затрачиваемых рекламодателями. Кроме того, это один из самых динамично растущих сегментов. С 2000 по 2004 г. объем телевизионных рекламных бюджетов вырос почти в 5 раз, в то время как рекламные бюджеты в прессе и на радио выросли за этот период лишь в 2,2-2,3 раза. Следует сказать, что проводить время у телевизора — одно из любимейших занятий наших соотечественников. Очевидно, это происходит потому, что до сих пор телевидение является самым доступным и популярным способом развлечения самых широких слоев населения. Ежедневно в среднем около 3, 5 часов каждый россиянин смотрит на экран телеприемника1. Читаем газеты, ходим в кино, слушаем радио мы значительно меньше. Об Интернете здесь мы и не упоминаем, пока он вовсе не конкурент “голубому” экрану. Вряд ли какойлибо из информационных каналов в ближайшее время сможет соперничать с телевидением в охвате аудитории.

Отметим еще одну особенность телевидения. Из информационного потока, который захлестывает телезрителя, он не только узнает о событиях, явлениях, персоналиях, но и составляет мнение о них, перерабатывая те оценки и воспринимая те акценты, которые расставляет “телевизор”. На этом во многом базируется психологическая эффективность “воздействия экрана”.

Вышеизложенное позволяет с уверенностью утверждать, что телевидение — абсолютно необходимый и самый эффективный инструмент для вывода нового товара широкого спроса на общенациональный рынок, формирования имиджа, поддержания или строительства брендов различных масштабов — от региональных до национальных. На телевидении используются самые совершенные системы измерения аудитории, передовые технологии продажи и размещения рекламы; на него ориентируются другие носители рекламы — при определении стоимостных показателей, при организации продаж рекламных возможностей.

Товаром, который телевидение предлагает рекламному рынку, является его аудитория. Соответственно, наибольшие доходы от продажи рекламных возможностей получает тот телеканал, у которого наибольшее количество этого товара (наибольшая аудитория) и он “хорошего” качества (состав аудитории по социально-демографическим и потребительским характеристикам). Именно поэтому необходима надежная система измерения аудитории. Основным показателем такой системы является рейтинг. Собственно, рейтинги покупаются — продаются на медийном рынке. Рейтинг — это и есть объем аудитории вещателя в процентах от всей потенциальной аудитории (всего населения или определенной его части, отдельной целевой группы — целевой рейтинг и т. п.).

Существуют и иные определения. Например, с точки зрения понимания задач медийного планирования наиболее удачным представляется следующее. Рейтинг (Rating) — отношение числа ответивших положительно на вопрос о потреблении данного СМИ в данный момент времени к общему числу опрошенных.

Итак, чем больше рекламных рейтингов (Gross Rating Points, GRP) телевещатель может выставить на продажу, тем выше будет его доход. Понятно, что увеличить доход можно либо увеличив аудиторию, либо разместив больше рекламы за период времени (возможность повышения цены за единицу рейтинга мы не обсуждаем). Увеличить аудиторию можно путем количественных и качественных изменений. Соответственно, либо расширив территорию вещания, либо соответствующим образом изменив “контент” канала. И первое и второе не всегда возможно, поскольку требует огромных затрат и иных ресурсов. Таким образом, в большинстве случаев, борясь за деньги рекламодателей, каналы балансируют между двумя возможностями — увеличение аудитории и увеличение рекламного времени. Подробнее остановимся на этих двух основных характеристиках.

Нет необходимости убеждать читателя в том, что за последние 10 лет суммарные объемы рекламы в совокупном телеэфире год от года росли. По данным Российского рекламного ежегодника за 2004 г. за этот период времени они увеличились в 9 раз.

О современной емкости телевидения как транслятора рекламных сообщений красноречиво свидетельствуют следующие показатели за 2003 г. Количество выходов рекламных роликов 2 465 065; рекламное время — 15 392 часа; среднее количество выходов в день — 6754; средняя продолжительность рекламного времени на телевидении в день — 42,17 часа.

Характерной чертой российского рынка телевизионной рекламы является то, что около 80% всех телевизионных рекламных бюджетов, по экспертным оценкам, приходится на “золотую шестерку” — на шесть крупнейших общенациональных каналов: Первый, Россия, НТВ, СТС, Рен ТВ, ТНТ. Вместе с тем в последние годы произошло некоторое перераспределение зрителей между каналами. Если совсем недавно ОРТ, РТР и НТВ собирало у своих экранов около 70% аудитории, то сегодня образовались три группы по два канала, внутри которых и происходит основная борьба за зрителя. Конфигурацию современного телевизионного пространства России характеризуют следующие цифры. На “Первый” и “Россию” приходится около 47% аудитории телевидения. При этом лидирует с небольшим отрывом в несколько процентов “Первый”. На пару “НТВ” и “СТС” приходится чуть более 20% аудитории. В этой паре с минимальным отрывом лидирует НТВ, СТС стремительно сокращает этот разрыв. И третья пара гигантов — “ТНТ” и “Ren TV”, которые владеют вниманием примерно 11-12% зрителей.

Здесь лидер с отрывом в 1-1,5% — канал “ТНТ”. Таким образом, на эти три пары приходится около 80% всей телевизионной аудитории. Оставшийся кусочек в 20% делят между собой все остальные. Каждый из аутсайдеров собирает от 0,5% до 2,5% аудитории.

Разумеется, каналы отличаются не только по объему, но и по качеству (составу) своей аудитории. Существующая система медиаизмерений позволяет отчетливо определить половозрастные различия. Рисунок 12 отражает позиционирование телеканалов относительно общей аудитории телевидения и друг друга по таким характеристикам, как “пол” и “возраст”.

“Пол-возраст” телеканалов

Группа из четырех каналов: “Первый”, “Россия”, “ТВЦ”, “Культура” — более интересна женщинам и зрителям старшего возраста. “НТВ” по сравнению с ними более “мужской”. Каналы “СТС” и “ТНТ” — наиболее “молодые”. “СТС” можно вообще назвать “юным”. Канал “Ren TV” имеет “мужской” профиль, он постарше, чем СТС, но моложе, чем аудитория телевидения в целом.

Поскольку рекламодатель покупает на телевидении не время, а аудиторию, причем не какую-нибудь, не “все, что под руку попадет”, а целевую аудиторию, необходима единица измерения, к которой привязываются стоимостные показатели.

Такой единицей является один пункт рейтинга. Сумма всех пунктов рейтинга, набранных каналом в рекламных объемах за определенный период времени, и есть тот объем “товара”, который он может предложить купить. Основные российские каналы выставляют на продажу порядка 1,5 миллионов GRP.

Рейтинги, которые представляет рынку компания TNS Gallup AdFact — пожалуй, самый авторитетный в России медиаизмеритель, — получают путем опроса некой группы телезрителей (выборки). Эта группа отбирается с помощью некоего алгоритма, обеспечивающего основной принцип — случайность попадания в выборку. Авторы методики утверждают, что группа опрашиваемых по сути является микромоделью российского общества.

Такие опросы проводятся с применением приборов, так называемых “пиплметров”, которые устанавливаются в выбранных домохозяйствах или семьях. Приборы автоматически фиксируют, какой канал включен в тот или иной момент времени. При всех изъянах этого метода, например в летний период, значительная часть участников выборки перемещается за город, а дачные телевизоры не подключены к пиплметру, на сегодняшний день это единственный источник более-менее достоверных сведений об аудитории телеканалов.

Кроме того, проводятся телефонные опросы телезрителей, в ходе которого выясняют, какую передачу и сколько именно человек сейчас смотрят в домах у участников опроса. Таким образом, “снимается” мгновенная информация о “телепросмотре”.

Такие исследования практикуют сами телеканалы.

Итак, телевизионные рейтинги — это маркетинговая информация, дающая ответ на два вопроса: сколько людей смотрят конкретные передачи в конкретное время и кто они с точки зрения демографических характеристик. Можно сказать, что за рейтинги каналы борются и друг с другом, и с кинотеатрами, театрами, ресторанами, с воспитанием детей, работой и всем прочим, что “отвлекает человека от телевизора”. Но есть показатель, за который каналы борются лишь друг с другом — это доля аудитории. Доля — это процент от тех, кто смотрел телевизор, т. е. часть всей аудитории, которая приходится на конкретный канал. Задача канала состоит, во-первых, в том, чтобы заполучить возможно большую долю зрителей и, во-вторых, получить одинаковое число зрителей по доле в течение всего дня, не допускать “провалов” в смотрении себя.

Реклама и радио

Радио значительно отстает от телевидения по объему рекламных затрат. Так, по сведениям Zenith Optimedia, к середине 2004 г. доля радиорекламы в общем объеме рекламных затрат не превышала 4,4%. При этом абсолютное большинство рекламодателей на радио (в среднем 90% от общего радийного рекламного бюджета) — это отечественные предприятия.

Среди преимуществ рекламы на радио называют в частности то, что в отличие от любой визуальной рекламы, радио не навязывает “картинку”. Оно “позволяет” потребителю самостоятельно “рисовать рекламную картинку” в своем воображении. По мнению некоторых специалистов, это создает особую атмосферу доверия между слушателем и “радиоволной”. Кроме того, радио обладает возможностью быстрого и оперативного диалога со слушателем (участие в прямом эфире с обратной связью).

Следует отметить, что сегодня российское радиовещательное поле довольно многообразно, и это теоретически позволяет рекламодателю выбрать нужную аудиторию через выбор формата радиостанции. Реклама на радио может быть весьма уместна при проведении тактических мероприятий по интенсификации сбыта, привлечения внимания к тому или иному событию или персоне, но никак не при реализации стратегий формирования долгосрочных отношений продукт — потребитель. То, что принято называть “имиджевой” рекламой, вряд ли уместно на радио, за редким исключением тех случаев, когда “имидж” связан с постоянным навязыванием “новых выгодных предложений”.

Формы рекламы на радио могут быть разными. Как правило — это ролик, хронометражем 30 с. Он может быть информационным, т. е. подавать аудитории прямой “message”, информацией в чистом виде, практически сухим информационным объявлением. Часто используют “игровые” ролики, минирадиоспектакли со своими персонажами, узнаваемой мелодией или фразой. Весьма распространено спонсорство передач, участие представителя спонсора в тематических или аналитических передачах. В последнее время весьма популярными стали всевозможные конкурсы или викторины. Иногда реклама имеет вид “репортажа”.

Российский рынок радиорекламы можно условно поделить на три сегмента. Первый: реклама, которая заказывается централизованно и транслируется одновременно по всей сети радиостанции. Здесь хозяйничают национальные бренды или мультинациональные компании. Второй сегмент: рынок локального или местного вещания — вотчина местного бизнеса. Третий — радиореклама, которая заказывается централизованно, а распространяется с учетом региональных потребностей рекламодателя (рекламируемого продукта). Именно третий сегмент, по мнению экспертов, наиболее востребован в современной России.

Это легко объяснить. Российская Федерация — целый континент, который пересекает множество часовых поясов, населен множеством этносов, уникальных по своей культуре. Кроме того, уровень жизни и качество потребления далеко не однородны на разных территориях. Иначе говоря, миллионы россиян потребляют универсальные продукты, но при этом нуждаются в “родном”, понятном им радио. Радио в отличие от телевидения в большей степени является “сегментированным”, т. е. адаптированным к локальным условиям средств массовой коммуникации. По оценкам АКАР (Ассоциации коммуникативных агентств России), на региональную радиорекламу приходится около 30% от общих радийных рекламных бюджетов и темпы их ежегодного роста достаточно высоки (например, в 2003 г. они составили 40%).

На сегодняшний день в эфире Москвы работает порядка 40 радиостанций. Около 50% общего рекламного бюджета приходится на три крупнейших из восьми существующих радиохолдингов: “Русская Медиагруппа”, “Европа плюс”, “Проф-Медиа”.

Эти три конгломерата владеют более чем половиной московских коммерческих радиостанций.

Измерением радийной аудитории занимаются в основном две компании: “TNS Gallup Media” и “КОМКОН-Медиа”. Как и на крупнейших рекламных рынках мира для изучения предпочтений российских слушателей используются дневниковые опросы. Респонденты, вошедшие в выборку, получают для заполнения дневник, в котором им предлагают ответить на множество вопросов: в какое время суток, как часто, где, как долго и какие радиостанции они слушают. Разумеется, такой метод исследования аудитории в сравнении с телевизионными измерениями страдает серьезными недостатками, одним из которых является так называемый “человеческий фактор”. Респонденту может надоесть вдумчиво заполнять дневник или он может отнестись к этой процедуре без должной ответственности, все эти “человеческие слабости”, разумеется, не могут не отразиться на качестве результатов исследований. Тем не менее, никто пока не в состоянии предложить рынку более “продвинутые” технологии.

Однако большинство рекламодателей это мало заботит и радийные рейтинги, как собственно и телевизионные, принимаются ими как некая данность и не подвергаются обсуждению, разве только как параметры медийного планирования.

Названные исследователи предоставляют сведения об аудитории радиостанций по нескольким десяткам российских городов. Кроме того, они проводят отдельные исследования в Москве и Санкт-Петербурге.

Реклама и пресса

На долю печатной рекламы, включая специализированные печатные издания, в России приходится около 30% рекламных затрат. Это весьма объемный рынок. Не менее впечатляет и его разнообразие. К печатной рекламе относят и “классифайд” — рекламу в специализированных изданиях типа “Из рук в руки” и в гламурных глянцевых журналах.

Основную часть рекламных денег поглощают следующие издательские дома: “Independent media”, “7 Дней”, “Коммерсант”, “Burda”, “Проф-Медиа”, “HFP”, “Конде Наст”, “МК”, “АиФ”, “За рулем”. При этом распределение рекламных бюджетов по отдельным сегментам газетно-журнального рынка примерно следующее: 40% всех бюджетов осваивают журналы и по 30% — газеты и рекламные издания.

Один известный практик российской рекламы любит задавать вопрос студентам на экзаменах: чем отличается газета от журнала? Правильный ответ на него удивительно прост: ничем, просто газету назвали газетой, а журнал — журналом.

Этот вопрос, конечно, шутка. Тех, кто планирует рекламную коммуникацию, будут интересовать совсем иные характеристики печатных изданий. Все множество этих характеристик можно разбить на две группы: качественные характеристики и количественные.

К качественным характеристикам можно отнести, в частности, “направленность” издания. Образ жизни, мода, бульварное чтиво, экономика, бизнес, финансы, справочная информация, развлекательное и познавательное чтение — вот далеко не полный список “направлений”, на одно из которых может ориентироваться конкретное издание. Кроме того, издание может быть мужским, женским или “универсальным”, детским, подростковым (для “тинэйджеров”), ориентированным на взрослую аудиторию. Все чаще встречаются теперь издания “по интересам”, например, издания для любителей путешествий или для любителей истории, любителей фантастики и т. п. При всем многообразии качественных характеристик печатных СМИ, их разнонаправленности можно утверждать, что российская пресса тем не менее пишет об одном и том же. Вот примерный список тем (в алфавитном порядке), из которого произвольный выбор позволит вам “сверстать” практически любое из известных многотиражных изданий:

  • автомобили;
  • войны;
  • деньги;
  • дети;
  • животные;
  • жизнь ближайших соседей;
  • катастрофы /криминал;
  • мода;
  • политика;
  • предсказания / прогнозы;
  • продукты питания / комфорта;
  • профессиональные знания / жизнь;
  • развлечения / возможности отдыха;
  • секс;
  • скандалы;
  • спорт;
  • стиль жизни авторитетов;
  • юмор / сатира.

В изданиях разной направленности любая из названных тем раскрывается со специфического ракурса, в присущей тому или иному направлению интонации, не говоря уже о различиях в уникальных “редакционных” стилях отдельных изданий.

Теперь несколько слов о количественных характеристиках.

Первая из них — тираж. Тиражами гордятся, их подтверждают в авторитетных изданиях. Безусловно, объем тиража — важный показатель “успешности”. Но вместе с тем к нему следует относиться как к косвенному “индексу успеха”. По сути, количество экземпляров — всего лишь более или менее объективная констатация того, сколько именно экземпляров вышло из типографии.

Совсем иное дело — сколько экземпляров раскуплено и сколько из них прочитано и кем. В рекламном планировании нас больше интересует не тираж как таковой, а объем и характеристики читательской аудитории. Вторая характеристика — периодичность выхода и география распространения издания.

Исследования аудитории печатных СМИ, как и в случае с телевидением и радио, проводят выборочно (на базе статистической выборки населения) методом интервью. В Москве, например, читателей интервьюируют по телефону. На всемирной конференции по исследованиям прессы во Флоренции в 1999 г. было проанализировано 62 исследования прессы по различным характеристикам. Выяснилось, что “рейтинги” применяемых методов следующие: 50 исследований (80%) используют личные интервью для сбора данных по читательской аудитории, 9 (15%) — используют телефонный опрос, 5 — используют анкеты для самостоятельного заполнения, высылаемые по почте. Видно, что face-to-face интервью применяется чаще других методов.

Суть этого метода в том, что опрос респондентов проводится при личной беседе, в отсутствии посторонних лиц, не участвующих в анкетировании. В основу метода положен принцип day after recall (воспоминания вчерашнего дня), который был разработан еще в 60-х годах прошлого столетия корпорацией “Procter & Gamble”. Разумеется, в реальном интервью у респондента могут поинтересоваться о событиях не только вчерашней, но и более давней истории. Личное интервью чаще всего проводится по одной из двух измерительных техник. Они различаются по принципу определения рейтинга: недавность чтения (recent reading) и частотность чтения (reading frequency).

По принципу “недавности” рейтинг определяется по результатам ответов на вопрос “читал/не читал за последний период публикации?”. Разумеется, период публикации обозначается так: для ежедневных изданий — вчера, для еженедельных — на прошлой неделе, для ежемесячных — в прошлом месяце. Измерения аудитории прессы проводятся “волнами”. Волна проходит около двух недель. Следовательно, в нее попадают вопросы о двух-трех номерах еженедельных газет и журналов, а для ежемесячных изданий рейтинг, определенный по недавности, по сути является рейтингом одного конкретного номера. При определении рейтинга по частотности респонденту предлагают ответить на вопрос “сколько из последних (указывается количество номеров) вы читали?”. Респондент должен напрячь свою память, порою, напрячь сильно. Это приводит к утомлению, и он начинает ошибаться. Поэтому, опросную анкету стараются сделать короче, применять разнообразные способы, облегчающие заполнение, интервьюер должен внимательно следить за правильностью заполнения анкеты. Эта техника позволяет охватить значительный период времени, который никак не привязан к времени появления издания в продаже или в почтовом ящике.

Одним из самых “популярных” методов измерения аудитории прессы является телефонный опрос CATI (Computer Assisted Telephone Interview). Он проводится с помощью единой многотерминальной системы сбора информации с использованием общей программы сбора данных (Research Machine) специально подготовленными интервьюерами. Телефонный номер опрашиваемого читателя выбирается случайным образом. Его ответы сразу вводятся в компьютер. Информация подвергается статистической обработке и анализу. Этот метод позволяет исследовать большую выборку за относительно малое время.

Кроме того, этот метод относительно дешев. Основным недостатком является то, что интервьюер должен зачитывать список из нескольких десятков, а то и сотен изданий. Это, как минимум, затрудняет идентификацию названия изданий респондентом на слух. В связи с этим наиболее высокую степень вспоминания получают наиболее известные газеты и журналы и те издания, которые называются при проведении интервью в начале длинного списка. Таким образом, информация, получаемая при личном интервью, более точна, но вместе с тем достается она значительно дороже.

Наружная реклама

Сегодня улицы крупнейших российских городов трудно представить без вездесущей “наружки”. На ее долю приходится около 20% всех рекламных затрат. По 50 городам нашей Родины разбросано более 112 000 рекламных плоскостей самых разнообразных форматов. Самыми крупными “владельцами” являются Москва и Санкт-Петербург. На них приходится, соответственно, порядка 40 000 и 15 000 поверхностей. Среди рекламных носителей безусловным лидером являются щиты 3 х 6 м, в общей массе рекламных носителей их около 70%.

Чем хороша наружная реклама? Можно отметить следующие достоинства. Во-первых, мимо нее, что называется, не проедешь. В отличие от прессы или электронных средств распространения информации, исключить наружную рекламу из поля зрения можно, лишь закрыв глаза. Во-вторых, применительно к целям и задачам рекламных кампаний, это своего рода “универсальный” информационный канал, который равно пригоден как для кампаний запуска торговой марки, так и для поддерживающих марку мероприятий, как для имиджевой рекламы, так и для поддержки акций по продвижению специальных предложений и т. п. Кроме того, теоретически через этот канал можно осуществлять кампании практически любого масштаба — от самого скромного, локального, до национального.

Недостатки наружной рекламы, собственно, являются продолжением ее достоинств. Конечно же, чрезмерная перегруженность городских улиц наружной рекламой приводит к снижению ее эффективности. При формировании программы размещения наружной рекламы любой специалист столкнется с необходимостью таргетирования аудитории, а в случае с “наружкой” целевая аудитория превращается в весьма условное, относительное понятие. Действительно, если основные характеристики тех, кто проживает в той или иной части города, можно с достаточной степенью достоверности описать, то сделать то же самое для тех, кто проходит — проезжает по улицам этого района, является куда более сложной задачей. Во всяком случае, принимая во внимание тот факт, что горожане, как правило, изо дня в день перемещаются по одним и тем же маршрутам, можно утверждать, что аудитория конкретного рекламного обращения, размещенного по конкретному адресу, практически постоянна в течение всего времени экспонирования. То есть для обеспечения максимального охвата аудитории и большего числа контактов вам необходимо либо тратиться на покупку огромного числа рекламных мест, либо позаботиться о периодической ротации ограниченного числа мест.

“Наружка” — это дорогое локальное действие.

Оценку эффективности наружной рекламы осуществляют с помощью замера пассажиропотоков. Исследователи утверждают, что таким образом можно получить следующую информацию: какое число людей могут увидеть рекламу в данном месте (OTS — opportunity to see), значение OTS в местах размещения, среднее значение OTS для различных типов установок наружной рекламы. Такая информация дает возможность определить среднее значение OTS для различных типов установок наружной рекламы, понять, какие типы установок более “смотрибельны” в пересчете на OTS, оценить эффективность размещения (CPT — Cost Per Thousand) и т. д. Кроме того, существуют критерии оценки качественных показателей поверхности — Visibility Adjusted Impact (приведенная эффективность). Однако результаты таких оценок эффективности выглядят слишком оптимистичными.

Например, получается, что 25-30 сторон щитов формата 3 х 6 м могут обеспечить охват порядка 90% населения Москвы. Дело в том, что аудитория щитов дублируется (одни и те же люди проходят и проезжают мимо конкретного щита изо дня в день).

Необходимо знать размер продублированной аудитории. Кроме того, избыток и даже некоторая перегруженность наружной рекламой, в частности московских улиц, безусловно, вносит свой серьезный вклад в уменьшение теоретически рассчитанного OTS. Вероятно, это те причины, по которым операторы рынка наружной рекламы продают свои конструкции сетями.

Реклама и Интернет

На рекламу в Интернете в России приходится до 1% от общей суммы рекламных расходов. В 2004 г. рекордная суточная аудитория Рунета достигала примерно 4,2 млн человек1. Согласно Rambler’s 100, русскоязычные сайты в России каждый день просматривают в среднем 4 млн человек.

Аудитория сети растет быстро, однако, методики точной оценки аудитории не существует. Например, одной из серьезных проблем, предопределяющей неточность оценок, является то, что Интернетом с одного и того же компьютера может пользоваться множество людей. Тем не менее попробуем дать самую общую характеристику этого информационного пространства.

Агентство МАСМИ провело в апреле-мае 2004 г. очередное исследование “ОнЛайнМонитор” количественных и качественных характеристик аудитории Рунета. Результаты оказались следующими. Доля городского населения, имеющего доступ в сеть, составляет 14,2%, между тем 13,1% городских жителей практически не пользуются Интернетом, а 30,2% проводят в сети только один день в неделю. Доля женщин среди пользователей — около 40%. Средний возраст пользователей 28,6 лет. Интересы аудитории распределились примерно следующим образом: ищут информацию в сети — около 85%, читают новости — 64%, загружают программное обеспечение — около 40%, совершают покупки — примерно 14%, а используют электронную почту — 86,4% аудитории.

Обобщая эти данные и сравнивая их с результатами более ранних исследований, эксперты делают вывод о том, что аудитория российского Интернета молодеет, глупеет и начинает больше общаться.

Наиболее известными сетевыми ресурсами среди порталов и поисковиков лидируют “Яндекс” (91,6%), Rambler (89,6%), Mail.ru (81,3%). Среди новостных сайтов со значительным отрывом лидируют Lenta.ru (54,5%) и Gazeta.ru (49,7%).

Информационный портал www.10ru.ru , посвященный 10-летию российского Интернета и созданный при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, так характеризует рунет-аудиторию и информационную “толчею” в этом пространстве (рис. 13 и 14, соответственно).

Как видим, число доменов в зоне RU приближается к четверти миллиона. Действительно, “толчея” — огромная информационная “толкучка”, предлагающая информацию из самых разных источников самого разнообразного калибра и качества.

Аудитория Рунета

Рост числа доменов в зоне RU

Если переводить разговор о Рунете на “личности” и “явления” сети, то совсем недавно самой стабильной и высокой популярностью у интернет-аудитории пользовались Гарри Поттер и Масяня. Может показаться странным, но даже в период выборов Рунет сохраняет относительное равнодушие к политическим фигурам — популярность политиков не идет ни в какое сравнение с интересом к Масяне.

Отметим два важнейших аспекта, характеризующие сеть как пространство, в котором развиваются, в частности, маркетинговые инструменты новой экономики. Первый из них — возможность сознательного управления вниманием пользователей, второй можно условно обозначить как “информационную сверхпроводимость”: Интернет делает возможным инициацию значительного информационного резонанса и резонанса “внимания” слабым “входным” импульсом.

Специалисты отмечают важную особенность распределения внимания интернет-аудитории — цикличность или “пульсацию внимания”. Например, дважды в год — в период летней и зимней сессий — запрос “рефераты” становится самым популярным в поисковой системе Rambler. У сайтов разных категорий наблюдается своя динамика пользовательского внимания, свой ритм.

География аудитории Рунета понемногу расширяется.

В последние годы наблюдался опережающий рост числа пользователей в регионах. В качестве меры интереса жителей региона к какой-либо тематике используется доля жителей этого региона в аудитории того или иного сектора Рунета.

Самые крупные категории сети, удовлетворяющие базовые потребности пользователей — новости, почта, поиск и навигация — нужны всем. Поэтому в географическом распределении пользователей этих категорий нет какой-либо специфики.

Базовые информационные потребности у всех одни и те же, а вот интересы у каждого свои, и география может накладывать на них свой отпечаток.

География аудитории Рунета

В абсолютном большинстве случаев реклама в Интернете имеет двухступенчатый характер1. Первым звеном воздействия является внешняя реклама. Пользователь контактирует с ней, посещая сайт веб-издателя. Наиболее популярным видом внешней рекламы в Сети является баннерная реклама. Хотя это далеко не единственный вид. Реклама может размещаться в виде текстовых блоков, rich-media баннеров (Flash, Java, Html, Cgi), байриков, рекламных вставок (interstitials), мини-сайтов, коллажей. Сюда же можно отнести рекламу с помощью поисковых систем и каталогов, рекламу в списках рассылки, публикации на новостных сайтах. Вторым рекламным звеном является вебсайт, т. е. то, что пользователь получает после взаимодействия с рекламой. Пользователь может или попадать через рекламный баннер на веб-сайт рекламодателя, или баннер может раскрыться, превратившись в мини-сайт. При использовании Cgi-, Java- или Flash-технологии пользователь может ответить на вопросы или подписаться на список рассылки. В любом из этих случаев действие пользователя было вызвано непосредственно реакцией на пассивную рекламу (первое звено), а демонстрация второго рекламного звена (веб-сайта) произошла по его воле и под его контролем.

Как оценивают результат кампаний в Интернете?

Оценка проводится путем контроля фаз взаимодействия с пользователями: осведомленность, привлечение, контакт, действие, повторение. Каждая из стадий оценивается по степени решения соответствующих задач: осведомление пользователей, клики (реакция пользователей), посещение сайта, покупка, повторное участие.

Осведомленность более-менее точно характеризуют следующие показатели: количество показов рекламы (AD exposure), количество показов рекламы уникальным пользователям (AD reach), среднее количество показов рекламы уникальному пользователю (AD frequency). Например, если согласно показаниям счетчика Rambler страницу сервера “Х” с размещенным на ней банером пользователи загружают 10 000 раз в день, из них 5000 обращений сделано уникальными пользователями (постоянными посетителями страницы), то за этот день AD exposure равен 10 000; AD reach равен 5000; AD frequency равен 2.

К сожалению, существует целый ряд серьезных погрешностей, которые влияют на точность определения этих параметров.

Например, показы, о которых рапортуют веб-издатели — Adim-pressions — свидетельствуют не о самих показах рекламы пользователю , а о факте загрузки рекламы в браузер пользователя, т. е. лишь о возможности эту рекламу увидеть. Иначе говоря, необходимо считаться с научным фактом — измерить сформированную размещением рекламы осведомленность в настоящий момент невозможно. Но можно оценить факторы, существенно влияющие на осведомленность (охват и частотность — AD reach и AD frequency — место и формат размещения, тематику ресурса).

Наиболее распространенной характеристикой по привлечению посетителей является CTR — отношение количества пользователей, которые “кликнули” на рекламу, к общему числу пользователей, которым она была продемонстрирована.

Этот показатель является основным критерием при сравнении эффективности работы рекламных носителей, мест и схем размещения. Однако CTR является лишь количественным критерием, не дающим ни малейшего представления о качестве привлеченной аудитории. Об этом показателе также рапортует веб-издатель. Этот показатель равен отношению количества кликов на рекламу к количеству показов рекламы. О нем также рапортует веб-издатель.

“Эффективность контакта” CON = посетители /клики. Этот показатель можно определить, получив данные веб-издателя о кликах и сведения, полученные от своего сервера о посетителях (счетчики или логи).

Упоминанием этих показателей мы и ограничимся.