Экономическая история (Поляк Г.Б., 2016)

Экономика средневековой Германии

Развитие феодальных отношений в Германии происходило неравномерно и медленнее, чем в романизированных странах. Это было обусловлено климатическими условиями, рельефом местности, низким уровнем развития производительных сил, наличием большого количества свободных земель, высокой степенью устойчивости и приспособляемости общины-марки, переросшей к началу феодальной эпохи из родо-племенной в сельскую, территориальную, и другими факторами.

Сказалось и то, что здесь не было рабства, рабовладельческой формации, за исключением лишь западной части страны, которая на рубеже нашей эры попала под власть римлян. Поэтому для Германии характерен не синтезный путь развития феодализма, сочетающий античные и варварские элементы, а переход к феодальному способу производства непосредственно от разложения первобытно-общинного строя. Закрепощение свободных общинников было более затруднительным, чем превращение бывших рабов в крепостных, что наблюдалось в романизированных странах.

Введение германскими завоевателями на этих территориях общинного строя не только замедлило закрепощение, но в некоторой мере и смягчило трудности этого процесса. Как писал К. Маркс, «новая община, в которой пахотная земля является частной собственностью земледельцев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще общей собственностью, была введена германцами во всех покоренных странах. Благодаря характерным особенностям, позаимствованным у ее прототипа, она на протяжении всего Средневековья была единственным очагом свободы и народной жизни».

Равновесие римских и германских начал в Галлии обеспечило утверждение феодальных отношений в VlII—IX вв.

Эпоха раннего феодализма (V—X вв.)

На территории Германии формирование предпосылок будущего феодального строя происходило на основе расслоения общины— марки, дифференциации свободных общинников и постепенного подчинения их родовой и служилой знати. К концу I в, н.э. у германских племен продолжала сохраняться коллективная собственность на землю, но она находилась в пользовании отдельных «больших семей», состоявших обычно из трех поколений родственников. Периодически производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля, на которой стоял дом общинника, видимо, уже являлась его собственностью.

В последующие века процесс дифференциации родо-племенной общины углубляется. На базе значительных племенных групп возникают более или менее крупные народы.

Заключительным этапом превращения родо-племенной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было.возникновение амода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общины-марки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель. О подобном развитии процесса, происходящего в разных германских землях с разной скоростью, свидетельствуют многочисленные германские «Правды» — записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв., а также исследования ученых, в том числе работы Ф. Энгельса «Марка», «К истории древних германцев», «Франкский период». В частности, в одном из ценнейших памятников VI-VIII вв., в «Баварской Правде», еще просматриваются кровнородственные связи, особая система родства и другие институты родового строя.

Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дариться. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто. Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов имелись бедняки и «худшие люди». Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений в целях продажи в рабство, а также на основе заклад-ничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.

Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Церковь могла превратить общинника в крепостного (серва) за повторное нарушение запрета работать в воскресенье. Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной и постройки господских дворов, хлевов, амбаров, сеновалов и т.д.). Крестьяне платили натуральные оброки зерном, льном, медом и т.д. Крестьянин вносил особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина на церковной земле составляла три дня в неделю, т.е. 50% рабочей недели. Кроме того, в 779 г. во Франкском государстве была введена большая десятина -налог (подать) в пользу церкви в размере 1/10 урожая.

После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. «Саксонская Правда», записанная на рубеже IX в., свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать. Документ сообщает о наличии знати (нобили, или эделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лац-ци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобилям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, видимо, чаще вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.

В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном, частично по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это восточнофранкское государство и стало называться «страной тевтонов».

В 962 г. Оттон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Это событие стали называть «Восстановлением Священной Римской империи». Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетании с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии.

Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение — ускорило его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии и прикрывала ужесточение крепостничества. IX в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев — общинников южных районов Германии. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными — хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгене), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. В XI в. появилось обобщенное понятие «крестьянин» — Bauer.

Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии. Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны — оброки, т.е. рента продуктами, ремесленными изделиями и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная - полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора и т.д.

Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор — передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на «свободных» крестьян.

В период становления феодализма в Германии господствовало натуральное хозяйство. Урожаи были невысокими. Во времена Каролингов появились водяные мельницы, на которых мололи пшеницу, а также ветряные мельницы, ставшие обязательной принадлежностью сельского ландшафта. Изредка применявшаяся трехпольная система в XII-XIII вв. становится господствующей. Производительные силы оставались низкими, основанными на рутинной технике, но формирующийся феодализм обеспечил более высокую производительность труда, чем рабовладельческий строй, о чем наглядно свидетельствуют отделение ремесла от сельского хозяйства и начавшийся процесс дополнения военных, административных и культовых функций городов функциями ремесленного товарного производства и торговли.

Эпоха расцвета феодализма (XI - конец XV в.)

«Порядок щитов» к концу XI - началу XII в. немецкая деревня стала в целом феодальной. Население разделилось на свободных и феодально зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных «благородного» происхождения господ и на свободных, но «неблагородных лиц шеффенского сословия». К первой сословной группе относились духовные и светские князья, графы, рыцари, т.е. крупные феодальные земельные собственники. Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы — шеффены, чиншевики, ландзассы (поселенцы), свободные от всяких крестьянских повинностей или платившие так называемый свободный чинш и судебный налог и именуемые лицами шеффенского сословия, так как были подсудны шеффенскому суду, а также обязывались и допускались к исполнению функций присяжных заседателей. Отсюда и название: Die Schoffen — присяжные.

Сложившаяся в предыдущий период феодальная иерархия к началу XIII в. получила официальное закрепление в «порядке щитов». Всего было установлено семь военных щитов. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть леном.

Возглавлял феодальную лестницу король (император), считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, «судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого». Лены различались по рангу и назначению. В лен могли отдаваться не только земли, но и сан, должности, взимание десятины, пошлин, чеканка монеты и т.д. Наряду с ленами, находящимися во владении «благородных» феодалов, существовала категория «неблагородных ленов» — лены сельских старост и даже «крестьянские лены», держание которых было связано с определенными повинностями. Леном признавалось лишь то, что феодал получал в качестве вассала. Ленная система в Германии сложилась в полной мере и стала государственной системой земельных отношений уже в XII в. В наследственные лены превратились графства. Феодальное землевладение приняло характер ленной системы, сформировалось ленное законодательство. Ленное право регулировало все стороны отношений собственников и держателей ленов, организации сельскохозяйственных работ на ленных территориях, определяло устройство общественной жизни страны. Ттщательно ленное право разграничивало, что и в какие сроки надлежало получать собственникам и держателям лена.

Середина XIII в. стала временем решительного поворота к лучшему в жизни немецкого народа, особенно в положении крестьянства. Значительные массы крестьянства получали личную свободу либо в связи с крестовыми походами, либо откупившись от господина. Некоторые феодалы, уходя в поход, отпускали своих крестьян на свободу; сотни дворянских родов исчезли, а их крестьяне добились свободы. В восточной части Германии, в захваченных за Лабой славянских землях, немецкие крестьяне-переселенцы были освобождены от барщины и платежей на ряд лет. В этих условиях феодалам пришлось дать личную свободу зависимым крестьянам всей Северной Германии. В Саксонии и соседних северо-западных областях с ХIII в. создавалось мелковотчинное феодальное хозяйство, развивалась майерская аренда (майер - управляющий).

Немецкие города. Ремесленники и цеха Немногие города Германии были римского происхождения. Огромное большинство немецких городов возникло в XI—XIII вв. В XII в. в Германии насчитывались сотни городов, а в XIII—XIV вв. возникло около 700 новых городов. Средним считался город с населением 10— 15 тыс., крупным - 25-35 тыс., мелким - 1-5 тыс. Первоначально население городов составляли крепостные, бежавшие от своих господ. Они принесли в города начала маркового строя и древнего народоправства в виде городского веча (бурдига). Но город стоял на земле духовного или светского сеньора, который осуществлял в нем правосудие, взимал поборы, требовал от горожан явки в поход. Постепенно власть сеньора подавила народные собрания. Горожане боролись за сокращение феодальных поборов, торговые привилегии, право на городское самоуправление. Эта борьба горожан проходила в форме коммунальных революций. К началу XIV в. большинство городов добилось независимости от сеньоров, но власть оказалась в руках городской аристократии — крупных купцов, домовладельцев, ростовщиков и землевладельцев, так называемых аусбюргеров. В XV в. этот верхушечный слой города стал называться патрициатом.

Основой жизни города было товарное производство — ремесло и продажа изделий. Как и везде в феодальной Европе, формой организации ремесленного производства был цех. Первые дошедшие до нас уставы немецких цехов относятся к XIV—XV вв., хотя цехи возникли значительно раньше, в XI—XII вв. В ремесленных мастерских было занято два—четыре человека, считая и мастера. Уставы регламентировали отношения мастеров, подмастерьев и учеников, сроки и условия ученичества; определяли количество, объем и качество производимой продукции, ее внешний вид, упаковку и т.д. Одновременно цехи выполняли функции касс взаимопомощи, заботились о вдовах и сиротах, несли охранную и пожарную службу, защищали стены родного города, активно участвовали в религиозной жизни. Многие владельцы мастерских были кустарями и работали на мастера-предпринимателя, снабжавшего их сырьем и обеспечивавшего сбыт готовой продукции. В текстильном (шерстоткацком) и металлическом производствах нередко к работе подключали сельских и иногородних кустарей. В XIV—XV вв. в немецких городах появились децентрализованные мануфактуры.

Документы свидетельствуют о происходящей дифференциации городского, в том числе ремесленного, населения. Имелись цехи богатые и бедные, цехи, пользующиеся уважением, и цехи «презренные». Особенно незавидным было положение многочисленных подмастерьев и учеников, составляющих 55—60% городского населения.

В XIII-XV вв. во многих городах (Кёльне, Вормсе, Ульме, Гамбурге и др.) происходили цеховые восстания — цеховые революции против патрициата. Но лишь в редких случаях (Кёльн, 1396) цехам удавалось захватить магистрат. Иногда цехи вынуждали патрициат разделить власть с цеховой верхушкой.

В конце XIV — начале XV в. возникает категория «вечных подмастерьев» - одна из составных частей формировавшегося пред-пролетариата. Защищая свои экономические права, подмастерья создавали тайные братства, проводили забастовки. Подмастерьев секли плетьми, клеймили, бросали в тюрьмы, увечили. Мастера применяли локауты', систему «черных списков».

Союзы городов В смутную эпоху междуцарствия и «кулачного права» для защиты жизни и имущества создаются союзы городов. В 1254 г. возник Рейнский союз городов (Майнц, Вормс и др.). Через два года он объединил до 100 городов и более 30 князей, но внутренние противоречия вскоре привели к распаду союза. Он возродится вновь почти через сто лет вопреки «Золотой булле»^, которая запретила городам объединяться в союзы, ив 1381 г. сольется с возникшим в 1376 г. Швабским союзом городов. Швабско-Рейнский союз, созданный для борьбы с налоговыми притеснениями во времена Карла IV, объединил свыше 80 немецких и швейцарских городов. Против объединения городов выступили рыцарские союзы и поддерживающие их князья во главе с императором. В 1388 г. Швабско-Рейнский союз городов потерпел военное поражение у Вормса и распался.

Одновременно с городскими союзами в Южной Германии складывались союзы по защите торговли в Северной Германии. В состав союза северных городов входило более 90 городских общин. Это была знаменитая Великая немецкая Ганза (первоначальное значение готского слова «ганза» — толпа, впоследствии — союз купцов за фаницей). Организационно-политическое оформление союза состоялось в середине XIV в. В состав Ганзы входили города, расположенные на побережьях Северного и Балтийского морей, и ряд городов на реках, впадающих в эти моря.

Торговля Ганзы была посреднической: из славянских и Скандинавских стран в Западную Европу вывозились сельскохозяйственное сырье, лес, пушнина, деготь, соль. Ганзейцы жестоко эксплуатировали датских и норвежских рыбаков, снабжая сельдью почти всю Европу. Но Ганза была не только торговым союзом, она имела и признаки государства — вела войны за сохранение и утверждение своих торговых прав и привилегий. Столицей Ганзы был Любек. Здесь собирались съезды — ганзтаги; решения, принимавшиеся большинством голосов, скреплялись печатью Любека. Рост экономической и политической мощи Англии, Дании, Швеции, Русского государства, отчасти Польши довольно быстро привел к упадку Ганзы, а экономические последствия Великих географических открытий, резко ослабившие значение средиземноморской торговли и соответственно торговли южногерманских городов, окончательно погубили Ганзу. Последний ганзтаг состоялся в 1669 г. Наследницей Ганзы в балтийской и северноморской торговле стала Голландия.

Аграрные отношения Состоявшиеся к середине XIV в. расцвет торговли и экономический подъем городов заставили духовных и светских феодалов искать новые денежные источники, что обусловило новый натиск на права общины-марки и стало началом переворота в аграрных отношениях, который продолжится и в первые десятилетия XVI в. Предметом первоочередной заботы феодала стала борьба за получение от марки права преимущественного пользования общинными лесами, лесными и другими пастбищами, а затем и полный их захват.

Община постоянно заботилась об охране и восстановлении общинных лесов и лесных пастбищ, устанавливала нормы выпаса. «Полным правом» обладали зажиточные крестьяне, «половинным» — беднота, «четвертным» — не член марки. Крестьянин мог продать свое право на недостающее количество скота. Свиноводством занимались преимущественно крестьянские хозяйства. Хищническая вырубка лесов, замена дубовых и буковых лесов (желуди и орешки для свиней) хвойными заставила крестьян отказаться от пастбищного и \ перейти к более трудоемкому стойловому содержанию свиней в > хлевах, заменить свиней прежней, полудикой, породы новой породой — «белоснежной». Вплоть до появления в XVIII в. новых эффективных кормов (картофеля и кукурузы) свиноводство перестало быть ведущей отраслью скотоводства.

Параллельно с захватом общинных лесов и лесных пастбищ феодалы развернули наступление на общинные пастбища для крупного скота. Право на строительство овчарни и на выделение пастбищ для овец довольно рано стало привилегией территориальных князей. Овцеводство быстро приобрело товарный характер. Не случайно весеннюю стрижку овец называли первым урожаем в году. Развитие овцеводства потребовало появления арендатора-овчара, который фактически стал издольщиком, первым представителем предпринимательского капитала в деревне.

Наступление феодалов и овчаров-арендаторов на общинные пастбища в конечном счете привело к возникновению луговодства, а также к распространению пастьбы по жнитве и внедрению четырехполья. Вошла в практику торговля сеном, которое продавали уже не возами, а в кубических измерениях. Богатые крестьяне вынуждены были покупать у своих односельчан навоз.

Развитие городов обусловило в XIV-XVI вв. качественный рост огородничества и садоводства, приобретших товарный характер. Во Франкфурте-на-Майне, Ауибурге и Нюрнберге преобладало выращивание цветов и цветочных семян для рынка.

«Второе издание» крепостничества

Реформация — массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Закономерно, что родиной Реформации стала Германия - страна уже начавшегося, но задержанного и затруднительного раннекапиталистического развития. Реформация противопоставила национальную государственность космополитической организации католицизма.

В последней четверти XV — начале XVI в. в стране отмечались ощутимые элементы хозяйственного прогресса, обусловленные развитием рынка. В деревне продолжался аграрный переворот, начавшийся во второй половине XIV в. и нацеленный на утверждение товарного овцеводства, огородничества, садоводства.

Товарно-денежные отношения, вторгаясь в полупатриархальный быт, порождали не только торгово-промышленное предпринимательство, но и видоизменения традиционных способов эксплуатации. Во многих районах Германии восстанавливалась личная крепостная зависимость крестьян от феодалов. Луга, леса и водоемы изымались из общинного пользования. Сочетая грубое насилие с юридическими и ростовщическими хитростями, феодалы захватывали общинные земли, дробили их и тут же продавали в рассрочку ими же ограбленным крестьянам.

В условиях разложения феодализма и зарождения элементов раннего капитализма духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося серьезный ущерб другим слоям, в том числе и предпринимательским. Города наводнили разорившиеся и изгнанные с мест крестьяне, которых не могли принять маломощные ремесленно-мануфактурные производства.

С XII в. началась торговля индульгенциями, которая служила средством обогащения духовенства. Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виггенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Выступление Лютера против индульгенций всколыхнуло всю Германию. В рамках Реформации началась Великая крестьянская война (1524—1526), ставшая ответом крестьянских масс на усиление феодального гнета.

Единства антипапистского движения не было, что подтверждается наличием бюргерско-умеренных, бюргерско-радикальных, дворянских и крестьянско-плебейских программ. Наиболее радикальные требования выдвигал вождь народного движения Томас Мюнцер, автор «Статейного письма», требовавший полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях, установления народовластия. Мюнцер считал, что «все должно быть общим достоянием».

Более умеренная программа «12 статей» швабско-шварцвальдских крестьян предлагала сократить барщину и оброк, отменить личную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья, дать каждой крестьянской общине выборного священника, ликвидировать малую церковную десятину, а большую десятину расходовать на общественные нужды и жалованье священнику, отменить посмертный побор.

Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и она требовала освобождения крестьян от личной крепостной зависимости, конфискации церковных имений, введения единства монеты, мер и веса.

Крестьянская война была жестоко подавлена. За несколько недель мая 1525 г. в сражениях и расправах было убито более 100 тыс. крестьян.

Поражение восставших означало победу сеньориальной реакции и усиление крепостничества. Секуляризированные церковные земли перешли к князьям. На восточных землях расширялась господская запашка и увеличивалась барщина. На западе и юго-западе страны сохранялись мелкие хозяйства крестьян и преобладала оброчная эксплуатация. Положение крестьянских масс усугубила Тридцатилетняя война (1618-1648). Разоренные крестьяне сами вынуждены были искать покровительства у помещиков. Ф. Энгельс отмечал, что после Тридцатилетней войны «свободный крестьянин стал такой же редкостью, как белая ворона».

В XVII-XVIII вв. крепостное право в Германии стало принимать особенно тяжелые формы. Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было проиграть в карты и продать, заложить и отдать внаем. В XVIII в. барщина увеличилась до пяти-шести дней в неделю; крестьянину оставалась для работы на себя только ночь. Особенно тяжелой была барщина в Пруссии, где были заложены основы будущего прусского пути развития капитализма.