История экономических учений (Татарников Е.А., 2010)

Учения Ксенофонта - История экономических учений (Татарников Е.А.)

Ксенофонт (444–356 гг. до н. э.) – греческий мыслитель, современник Платона, предшественник Аристотеля. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии. В небольшом сочинении «Лакедемонское государство» Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты – программы действий для греческих рабовладельцев.

Экономические взгляды нашли отражение в «Домострое» («Экономикос»). Именно от названия этой работы произошло название науки – экономика (от гр. oiKonomikc – «искусство домохозяйства»), хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства.

Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физиче-;кий труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами, как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело разделение профессий.

Ксенофонт – идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости – с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.