Экономическая теория (2012)

Экономические воззрения в традиционных обществах

Экономическая мысль Древнего Востока

История развития экономической мысли берет начало с тех времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами добывания благ, их распределением и обменом между собой. Письменные памятники первых цивилизаций дают нам возможность достоверно узнать об экономических воззрениях наших предков. Для большинства памятников Древнего Востока характерна простая фиксация событий хозяйственной жизни. Это переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности, юридические акты, оформлявшие имущественные отношения (покупку скота, наем работников и т.д.). Характерной чертой древневосточной литературы являлся ее государственно-нормативный характер. Чаще всего повествование велось от имени царей, фараонов, крупных чиновников.

Поэтому действительность в письменных источниках изображалась с позиций этих высокопоставленных особ и отражала проблемы, связанные с организацией государственного хозяйства и управлением им. Таковы «Гуань-цзы» — сводный памятник древнекитайской научной мысли, объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н.э., «Артхашастра» — древнеиндийский трактат о науке и государстве (конец IV в. до н.э. — I в. н.э.), «Свод законов вавилонского царя Хаммурапи» (около 1760 г. до н.э.).

Трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в истории общественной мысли Китая. В начале IV в. до н.э. ученые китайской академии написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием «Гуань-цзы». В дошедших до нас сочинениях рассматривалась проблема защиты хозяйства от рыночной стихии. Перед государством ставились задачи регулирования цен по всей стране, соблюдения принципа «уравновешивания хозяйства». Правитель должен был управлять средствами потребления своих подданных, держа у себя то, что у народа было в избытке, и пуская в обращение то, в чем люди испытывали недостаток. Авторы трактата открыли противоположное движение цены товаров и денег и предлагали для стабилизации хозяйства применять нормируемую эмиссию денежных знаков.

Знаменитый трактат «Артхашастра» является основным источником для изучения хозяйства, социальной жизни и экономической мысли Древней Индии. Трактат состоит из 15 книг, в которых даются предписания относительно образа жизни царя, руководителей государственных ведомств, рассматриваются методы ведения внешней политики, организации армии, деятельности судов и т.п. Как следует из названия, трактат посвящен артхе — материальной выгоде, которую должна принести государству царская власть. Для царя артхой является приобретение земель, населенных людьми.

Захват территорий приводит к пополнению казны. Казна позволяет содержать значительное войско, опираясь на которое царь продолжает завоевательную политику, пока не станет «владыкой мира». Предписания трактата содержат конкретные рекомендации для пополнения царской казны. Среди них: введение многочисленных налогов, в том числе за торговлю алкогольными напитками, казнь преступников с конфискацией имущества, сбор денег с доверчивых паломников за демонстрацию чудес в храмах. Предметом особой заботы государства была борьба с казнокрадством.

В трактате с сожалением говорится, что легче угадать полет птиц, чем уловки хитроумных чиновников. Поэтому рекомендовалось чаще менять чиновников, чтобы они не освоили способов злоупотребления своим положением.

Памятником социально-экономических отношений Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные рекомендации по укреплению экономической власти государства. В числе важнейших из них — защита собственности граждан Вавилона, в первую очередь государственных служащих и воинов. Ряд законов направлен против произвола ростовщиков: четко определялась ставка процента в денежной и натуральной формах, в случае неурожая давалось разрешение на продление срока погашения долга, срок долгового рабства был ограничен тремя годами, за плохое обращение с должниками было предусмотрено наказание ростовщиков.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом трех категорий населения: полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. За один и тот же проступок для этих категорий были установлены разные меры наказания: наименьшие — для свободных, наибольшие — для рабов. Большое внимание в законах уделялось регулированию отношений найма. В то же время авторы не проводили различий между наймом людей и наймом имущества.

В центре внимания древнеегипетской литературы находились вопросы управления. Среди них особое место занимали «Поучения» — сочинения, в которых отражались вопросы государственного управления на разных его уровнях. В «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мери-кара» особое внимание уделялось укреплению чиновничьего аппарата.

В «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца. В многочисленных школьных поучениях также говорилось о привилегиях писца и давались рекомендации, как следует разговаривать с начальством, с подчиненными, как вести себя на службе и в домашней обстановке. Из литературных источников мы узнаем о высочайшей централизации управления в Древнем Египте, где главным было не столько разделение на гражданские и военные чины, сколько приближение к центральной власти.

В произведениях Древнего Востока проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач. В то же время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлению государством, контролю за экономической деятельностью граждан.

Экономические воззрения в античном обществе

Экономическая мысль Древней Греции нашла свое отражение в работах выдающихся мыслителей — Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Они первыми подвергли анализу экономические явления и попытались выявить закономерности развития общества. Объектом специальных исследований в их работах стали экономические проблемы расцвета и кризиса рабовладельческого строя: институт частной собственности на средства производства, развитие товарно-денежных отношений, проблемы разделения труда.

Известным представителем экономической мысли Античности является древнегреческий философ, ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.). Наибольшую известность по проблемам экономического характера получили два его сочинения: «Государство» и «Законы». В первом сформулированы принципы идеального государственного устройства, во втором — идеи создания государства, более близкого к реальной действительности.

Возникновение государства Платон связывал с необходимостью удовлетворения повседневных интересов людей и с обменом.

Государство может существовать длительное время, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Основой государственного устройства Платон считал идею справедливости: справедливым он называл такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему приспособлен в наибольшей степени.

Развивая свою мысль, Платон исследовал три основные добродетели человека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Мудрость есть способность дать правильный совет не только в частном деле, но и при решении государственных проблем. Те, кто обладает таким даром, должны править, но их очень немного. Мужество, согласно Платону, есть способность оставаться храбрым даже при осознании грозящей смертельной опасности. Те, кто обладает этим даром, даже если это женщины, должны защищать государство — быть воинами. Сдерживающая мера — это способность понимания необходимости подчинения законам. Такой способностью обладают многие люди; они достойны быть свободными гражданами.

Если они не являются правителями или воинами, то, скорее всего, будут крестьянами и ремесленниками. Наконец, те, кто не обладает ни одной из этих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое общество должно состоять из четырех различных классов: 1) правителей, 2) воинов, 3) свободных крестьян и ремесленников, 4) рабов. Правители и воины, по мысли Платона, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена происходит приведение товаров к соразмерности и единообразию. У Платона были догадки о том, что деньги выполняют не только функции средства обращения и накопления сокровищ, но и функцию меры стоимости. Одним из первых в истории античной мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Другим известным представителем древнегреческой экономической мысли был историк и философ Ксенофонт (ок. 430—355/354 до н.э.), написавший руководство по управлению домашним хозяйством эпохи рабовладения. Название этого труда — «Экономикос» — можно перевести как «О домашнем хозяйстве» (или другой вариант русского перевода — «Домострой»). От этого труда и пошло название экономической науки.

По определению Ксенофонта, экономия — наука, при помощи которой можно обогащать хозяйство. Предметом этой науки являются домоводство и сельское хозяйство, которое Ксенофонт считал основой хозяйственной деятельности людей. Занятия ремеслом и торговлей он осуждал. Рабство рассматривалось им как естественное явление, однако, сознавая низкую производительность труда рабов, Ксенофонт рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы по отношению к тем, кто отличался усердием в выполнении работ. Он учил рабовладельцев, что для обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов.

Заслугой Ксенофонта является то, что, говоря о «ценности» товара, он рассматривал ценность как в смысле потребительной стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Фактически Ксенофонт был одним из первых, кто поставил вопрос об этих двух сторонах товара. При всем отрицательном отношении Ксенофонта к торговле и денежному хозяйству он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Ксенофонт полагал, что деньги являются специфическим товаром, поскольку денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, в то время как приобретение других товаров имеет предел.

Вместе с тем он осуждал ростовщичество и, следовательно, использование денег в качестве ссудного капитала.

Самые гениальные экономические прозрения среди античных мыслителей принадлежат ученику Платона философу Аристотелю (384—322 до н.э.). Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами того времени — эффективным использованием имущества в рабовладельческом хозяйстве и осуществлением справедливого (эквивалентного) обмена.

Аристотель сделал удивительные для своего времени открытия и поставил проблему рационального использования богатства, впервые сформулировал понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена, меновой и потребительной стоимости. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, — писал Аристотель, — когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется. Все должно измеряться чем-то одним... Такой мерой является потребность, которая все связывает». Таким образом, Аристотель первым сформулировал проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий. Вопрос на первый взгляд простой: чем определяются пропорции обмена товаров, или иначе, что делает товары сравнимыми? Ответ на этот вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории, суть которой заключается в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара.

Аристотель рассмотрел продукт как товар, имеющий двоякое значение.

Впервые в истории он наметил разграничение между потребительной стоимостью и стоимостью вообще. В этой связи он приводил пример с сандалией, которая служит для обувания ноги и для обмена. Когда сандалия служит для обувания ноги, она является потребительной стоимостью, а когда служит для обмена, то становится товаром.

Таким образом, мыслители древности, и прежде всего Греции, сумели не только поставить сложнейшие экономические вопросы, но и дать на них свои ответы. Они впервые ввели в оборот термин «экономия» и производный от него «экономика» (по-гречески ойкос — значит дом, хозяйство, номос — учение, закон). Дали определение экономии как науки, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство, а ее предметом считали домоводство и сельское хозяйство. Выдвинули идею о разделении труда и обосновали его необходимость исходя из разносторонности потребностей и односторонности возможностей человека, а также указали на зависимость роста разделения труда от степени развития рынка. Ввели двоякое понимание богатства: как совокупности потребительных стоимостей и как накопления денег. Исходя из этого рассмотрели продукт как товар, имеющий двоякое значение, т.е. наметили разграничение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью товара. Высказали догадку о том, что в основе равенства между различными товарами должно быть что-то общее, делающее их сравнимыми. Первыми выразили мысль, согласно которой деньги являются концентрированным богатством, средством обращения и мерой стоимости. Впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Постановкой и попыткой решения этих экономических вопросов мыслители древности открыли перспективу будущего развития экономической науки.

Экономическая мысль Средневековья

После гибели Римской империи начался процесс формирования феодализма. В разных странах он проходил по-разному, но всюду знаменовался захватом общинных крестьянских земель и образованием феодальных поместий на основе земельной собственности феодала и его неполной собственности на работника — крепостного крестьянина.

В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономии. Законы церкви назывались канонами. Теоретическая мысль, в том числе и экономическая, носила преимущественно теологический и канонический характер.

Принципиально нового в экономическую мысль церковь внести не могла. Она превратила экономические идеи Аристотеля в жесткую догму, в нерушимый канон и использовала эти идеи в борьбе против всего нового и прогрессивного. Однако полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла. Хозяйственная жизнь рождала проблемы, которые не знал античный мир. Их анализом и осмыслением занимались наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Крупнейшим среди них был итальянский монах и теолог Фома Аквинский (1225—1274).

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производил деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Искусственное богатство, по мнению философа, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна состоять в «нравственном усовершенствовании».

В соответствии с традициями католической церкви Фома Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Однако он считал, что торговля представляет собой занятие законное, так как различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что торговля предусмотрена Провидением. Торговая прибыль не носит ничего порочного и может быть использована для честной цели.

Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идею отказа от частной собственности, обобществлении имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться.

В соответствии с традициями христианства труд у Фомы Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время философ вслед за Аристотелем отвергал идею о равнозначности всех видов труда и рассматривал физический труд как рабское занятие.

Отходя от идей раннего христианства, Ф. Аквинский утверждал, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работают и меньше спорят, поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

Предвестником экономических воззрений Нового времени стали социальные утопии периода разложения феодализма. Утопические идеи существовали у многих народов в мифах и легендах о прошлом «золотом веке», в котором господствовали общинный строй и социальное равенство людей. В Средние века утопические идеи нашли свое отражение в ересях.

Несмотря на их отчетливо религиозную форму, они имели конкретное экономическое содержание как ожидание всеобщего блага и счастья людей, наступления «тысячелетнего царства». В качестве идеала средневековые ереси пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин.

В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма признан английский писатель-гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478—1535). Наиболее значительное его сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).

В ней автор критиковал современный ему строй, показывал страдания крестьянства, вызванные первоначальным накоплением капитала, огораживанием земель и превращением последних в пастбища. Источник пороков существующего строя Мор видел в частной собственности. Этому строю он противопоставил идеальное государство, Утопию, в котором господствуют общественная собственность, общественное производство и справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать. Политический строй основан на демократических принципах. Все произведенное является общественным достоянием. Изобилие материальных благ делает возможным распределение их по потребностям. В свободное от работы время жители Утопии занимаются изучением наук и искусств.

Другим представителем раннего утопического социализма в Италии был Томмазо Кампанелла (1568—1639). Свои социально-политические взгляды он изложил в книге «Город Солнца» (1623). Кампанелла так же, как и Мор, нарисовал картину будущего общества, в котором господствует общественная собственность на средства производства, хозяйство организовано как единое целое и ведется в соответствии с планом, имеет место всеобщность труда и контроль за его использованием, распределение созданного продукта осуществляется поровну между всеми жителями города.

Идеи Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали наличие связи между социальным неравенством и существованием частной собственности на средства производства, общественной собственностью и демократическим самоуправлением народа. В своих проектах они переходили от общности имущества к идее общественного производства и к представлению об организации хозяйственной жизни общества как единого целого. Они воспевали крупное политическое образование в виде города, а главную роль в утверждении разумного общественного строя отводили государству. Однако идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находили общественно-политических сил, которые могли бы стать «творцами нового общества». Утверждение социалистических идеалов утописты связывали с мудростью того или иного завоевателя, правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной личности, прокладывающих путь новому обществу силой пропаганды и примера.